Общество

Вторая школа по новым стандартам

Вторая школа по новым стандартам

В последнее время обсуждение новых стандартов образования, которые сейчас в экспериментальном порядке внедряются во многих школах, заметно приутихло. Тем не менее федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все настойчивее стремятся вытеснить старую систему обучения. В Кировске по стандартам второго поколения занимаются первые и вторые классы трех школ – первой, второй и гимназии. Недавно в Кировской школе № 2 прошла методическая декада, задача которой – оценка результатов почти двухлетней работы школы по новым стандартам.

 

Светлана Машкова

Ученик «не выпадает» из урока

Всегов Ленинградской области выбрано 86 образовательных учреждений, которые участвуют в апробации новых стандартов с 1 сентября 2010 года. Кировская вторая школа является одной из региональных пилотных площадок по внедрению ФГОСов 2-го поколения. Сегодня по новым стандартам в школе обучаются две параллели – первые и вторые классы. Учатся они по разным учебно-методическим комплексам, но принцип работы одинаков – получение знаний через активную и разнообразную деятельность детей. Учитель при этом выступает в роли организатора.

– Раньше в школе доминировал так называемый знаниевый подход, а теперь системно-деятельностный, – рассказывает заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Марина Черкасова. – При новом подходе меняется сама организация урока, появляются активные формы – такие, как работа в парах, группах. Дети обсуждают задания между собой. Нынче существенно изменилась роль учителя на уроке. Раньше он сообщал цель урока, объяснял новый материал, контролировал выполнение практических заданий, оценивал работу на уроке. Сейчас он «подталкивает» детей к активному и самостоятельному получению знаний своей умелой организацией урока.

Задача учителя при новом подходе – интересно, грамотно и последовательно спланировать урок, провести его так, чтобы каждый ребенок был задействован. В меру своих способностей, конечно. Принцип нового подхода такой: ученик должен привыкать к самостоятельности, учитель лишь направляет его деятельность.

Когда только переходили на новые стандарты, учителю было непросто. Приходилось менять собственные стереотипы, отработанную годами систему. В общем, фактически выстраивать профессиональную линию заново. Роптали, конечно, но сейчас многие увлеклись и с удовольствием учат по-новому.

– Педагогический опыт у меня большой – 25 лет, – говорит учитель начальных классов Елена Шабанова. – В этом году набрала первый класс и приступила к преподаванию по новым правилам. Сначала было очень тяжело приспособиться. Раньше мы давали детям знания: дети слушали, писали, отвечали, мы ставили оценки, задавали домашние задания, и на этом урок заканчивался. А сейчас нужно урок построить так, чтобы дети сами добыли знания, сами показали свои умения и сами себя оценили. Поначалу это было очень трудно, а сейчас стало получаться.

– Буквально недавно у нас проходили открытые уроки. Например, учитель начальных классов Елена Михайловна Шабанова провела урок «Зоопарк». Это был принципиально новый урок. Он проходил не как объяснение нового материала, а как его изучение, – рассказывает Марина Черкасова.

– После того, как дети познакомились с понятием «зоопарк», им предстояло создать его в своих рабочих тетрадях, – продолжает заместитель директора по УВР Ольга Коцюба. – Причем нужно было определить, какое животное куда поместить: кого-то в вольер с водой, кого-то в обычный и т.д. Работали ученики в парах. Им предстояло сначала договориться, в чьей тетради они будут выполнять задания, распределить между собой работу: кто выбирает картинку, а кто ее клеит и т.д. Дома они для этого подготовились – вырезали из приложения картинки. Некоторые из ребят были экскурсоводами. Первоклассники удивили всех превосходной речью.

Новые стандарты изменили и подход к началу урока. Нет традиционной формулировки темы. Детям дается какой-то посыл, возможно, игра или иллюстрация, которые создают проблемную ситуацию, и в процессе ученики сами называют тему, логически выходят на нее. Урок построен в диалоговой форме: учитель задает вопросы, а дети на них активно отвечают. Урок состоит из многих этапов, и на каждом из них меняется роль учителя и деятельность учеников.

– По новым стандартам работать тяжелее, но нравится больше. Сложнее всего себя сломать, – говорит учитель начальных классов Валентина Сафарова. – Когда это удается, становится легче. Это комплексная работа: получается одно, постепенно начинает получаться и другое.

Когда меняется деятельность учителя, меняется деятельность и ученика. Без первого невозможно второе. Но поскольку детишек обучают по новым стандартам с первого класса, они привыкают к этому быстро и легко. Перестраиваться им не приходится.

– На уроках младшие школьники теперь больше играют, – говорит Валентина Сафарова. – Дети друг друга учат, сами роли распределяют. Знания по предметам не разрозненные, они переплетены. Базовые знания плюс пропедевтика (знания на перспективу).

 

Школа остается воспитателем

В последнее время много говорили о том, что школа сняла с себя роль воспитателя. Мол, ребенка должна воспитывать семья, а в школу он приходит лишь за знаниями. Похоже, новые стандарты решили восполнить и этот пробел. На внеклассных уроках дети не просто активно обсуждают морально-нравственные проблемы, но участвуют в их решении. На таких занятиях детям хочется себя реализовать. Они не хотят быть пассивными слушателями. Воспитательные моменты присутствуют на каждом уроке. Каждый текст чему-то учит детей.

– Теперь государство будет спрашивать не только за знания учеников, но и за их морально-нравственное развитие, – говорит Ольга Коцюба. – Программа подстраивается под конкретный класс. Это огромная работа. Все индивидуально.

 

Жизнь вне уроков

Новые стандарты пытаются решить еще одну проблему – организация внеурочной деятельности детей. Раньше далеко не все школьники посещали кружки и секции: кому-то было неохота, у кого-то родители не находили времени для того, чтобы водить ребенка по кружкам и секциям. Сейчас эту задачу на себя берет школа.

Модель внеурочной деятельность каждая школа выбирает по своему усмотрению. Кировская вторая работает по принципу полного дня, т.е. введена продленка, где и проходит внеурочная работа. Чтобы классному руководителю не приходилось водить детей в разные учреждения дополнительного образования, так как это очень накладно и по времени, и по физическим затратам, педагоги дополнительного образования сами приходят в школу и проводят свои кружки. Ребенок лишь выбирает, куда ему записаться, каждый по своим интересам. В течение дня дети посещают два-три кружка. Всего же во второй школе работает 23 кружка.

Также организовано партнерство с РЦДО, центром «Юность», центром информационных технологий, спортивной школой. В первых классах организованы три группы для занятий английским языком и четыре – математикой. Это сейчас очень востребовано.

Многие дети посещают «декоративное творчество». Сотрудничает школа с оркестром русских народных инструментов «Метелица», с Белым театром, с центральной библиотекой. В школу дважды в год приезжает планетарий. Для ребят это не только развлечение, но и способ получения новых знаний. Во внеклассной работе помогают ветераны, родители. Это укрепляет и семьи, делает их более сплоченными. В общем, так называемая внешкольная работа насыщенная и интересная.

– Мы стараемся кружковую деятельность укладывать до 15 часов, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Светлана Бархарова. – За это время дети посещают занятия дополнительного образования. Если некоторые кружки бывают чуть позже, родители приходят и забирают детей сами.

 

Проекты

Важное место в обучении по новым стандартам занимает проектная деятельность. В основном она начинается со второго класса. В этом году дети имели возможность себя реализовать в трех проектах – «Моя родословная», «Профессия моих родителей», «Города России». Проектная деятельность предполагает вовлеченность в нее родителей. Ребенок знакомится и с историей своей семьи, больше знает о себе, о своих корнях. Таким образом прививается и любовь сначала к малой, а потом и большой Родине.

 

Главная нагрузка – на учителя

Несмотря на то, что новая система многое меняет, качество работы педагога по-прежнему напрямую зависит от личности учителя. А с этим как раз сложнее всего. Человеку трудно менять свои привычки. Переломить консервативность учителя – самое трудное, говорят сами педагоги.

– Учителю очень сложно, – говорит Марина Черкасова. – Много времени отнимает отбор материала, подготовка к урокам, поскольку основной подход в обучении – дифференцированный, задания нужно подобрать каждому ученику. Обилие материала, форм и приемов обучения.

Но если работа учителя для человека – призвание, он преодолевает все и в любой инновации находит возможности как для собственной реализации, так и для качественного обучения детей.

В общем-то, новые стандарты для педагогов второй школы оказались не такими страшными, как они представлялись поначалу. Из всего нужно уметь извлекать хорошее, а здесь его не так уж и мало.

Минус работы по новым стандартам – это множество отчетов. Всю деятельность приходится подтверждать ими. Но результаты пока даже выше, чем можно было предполагать: во всех трех вторых классах стопроцентная успеваемость и очень высокое качество – больше половины учеников учатся на 4 и 5.

В будущем учебном году вторая школа снова будет участвовать в апробации. Теперь она станет еще и пилотной площадкой по внедрению ФГОС в 5-х классах. Летом образовательному учреждению предстоит большая подготовка учителей основной школы.

Фото из архива школы

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Социальный фонд РФ информирует
Общество

Социальный фонд РФ информирует

09 апреля 2024

С начала 2024 года отделение Социального фонда Росси по Санкт-Петербургу и Ленобласти оплатило свыше 22 тысяч дополнительных выходных дней по уходу за детьми с инвалидностью.

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие
Общество

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие

06 апреля 2024

Для истории это миг, а для коллектива амбулатории - это значимая веха и бесценные воспоминания. Все меняется в жизни, но неизменным остаётся преданность выбранной профессии, желание и умение помогать людям в трудных ситуациях, заботиться об их здоровье.

Информативная встреча для будущих мам
Общество

Информативная встреча для будущих мам

06 апреля 2024

В Кировском районе прошло мероприятие «Я стану мамой», посвящённое Дню беременных. С 2023 года в календаре значимых дат России появились Дни беременных – 7 апреля и 7 октября. Праздник отмечают два раза в год, когда жизнь обновляется, а потом приносит плоды. Цель – создание образа будущего – счастливой семьи, которая в ожидании новой жизни заполняется смыслами, содействие повышению рождаемости за счет формирования в обществе культуры бережного отношения к материнству и детству.

По предприятиям района
Общество

По предприятиям района

04 апреля 2024

3 апреля и.о. главы администрации Кировского района Сергей Ельчанинов совместно с заместителем по экономике и инвестициям Евгением Павловым и начальником отдела по развитию агропромышленного комплекса Александром Петровым посетили ООО «Консул». Предприятие осуществляет деятельность с 2016 года на территории Кировского района в посёлке Мга и занимается утилизацией и переработкой изношенных автомобильных шин всех видов.

Как получить соцпенсию в 2024 году?
Общество

Как получить соцпенсию в 2024 году?

03 апреля 2024

Эксперт проекта НИФИ Минфина Дайнеко моифинансы.рф в интервью Газета.ру рассказала как оформить социальную пенсию в 2024 году.

Детский сад Шлиссельбурга — в числе лучших!
Общество

Детский сад Шлиссельбурга — в числе лучших!

03 апреля 2024

Детский сад «Золотой ключик» вошел в число победителей двух профессиональных Всероссийских конкурсов. Дошкольное образовательное учреждение приняло участие во Всероссийском смотре-конкурсе образовательных организаций «Достижения образования» и Всероссийской выставке-смотре «Детский сад: мир любви, заботы и внимания».

47 лет в Команде 47
Общество

47 лет в Команде 47

02 апреля 2024

Кировский район принимает поздравления в честь дня рождения!

В Ленобласти стартовал весенний призыв на военную службу
Общество

В Ленобласти стартовал весенний призыв на военную службу

01 апреля 2024

На территории Ленинградской области, в соответствии с указом президента России от 31 марта 2024 года, начинается весенний призыв на военную службу. Он пройдет с 1 апреля по 15 июля 2024 года. Срок службы составит один год.