Общество

Расписная жизнь Анны Андреевны

Расписная жизнь Анны Андреевны

Дина НИКИФОРОВА

Да-да, именно расписная, иначе и не скажешь, стоит войти в ее гостеприимный и уютный дом, где все вокруг украшено яркими, расшитыми салфетками, рушниками и наволочками с нереально красивыми цветами. И сама-то она вся какая-то яркая и лучистая, несмотря на прожитые годы, в которых было все: и тяжелое довоенное детство, и страшное время Великой Отечественной войны, и полуголодные послевоенные годы...

«Работали,как ишаки…»

– Проходите, проходите, девоньки, – гостеприимно встречает нас у порога Анна Андреевна Юрченко и проводит в свой дом. А дом у Анны Андреевны небольшой – всего-то две жилых комнаты да кухонька, но до чего ж в нем все уютно устроено!

– Эх, вы не видели мой дом, который остался на Брянщине, – говорит хозяйка, – Он у меня был большой, светлый, нарядный. Как я плакала, когда уезжала оттуда…

На станции Назия Анна Юрченко живет уже лет двадцать, с тех пор как дети перевезли её поближе к себе. Теперь уже и неласковый климат, и чужбина стали для нее родными, а по молодости и не думала Анна, что когда-нибудь судьба забросит ее, белоруску, в эти края.

Родилась Анна в 1929 году в поселке Рудницкий Суражского района Брянской области в семье простых крестьян. Она была вторым ребенком. Именно на ней лежала основная забота воспитания младших братьев и сестер. Так и называли они потом свою сестру Аню: «Наша вторая мама».

– Нас пятеро детей было в семье. До войны мы жили небогато, но и от голода не страдали. В избе всегда была еда – родители перешли работать в колхоз, поэтому у нас не отобрали ни корову, ни другую скотину. Работали мы с малолетства все, как ишаки: на быках бороновали, сеяли и убирали урожай. Ох, девки, перенесла я столько! Не дай Боже кому, – сокрушается, вспоминая свое прошлое, Анна Андреевна.

Когда по радио 22 июня 1941 года объявили о начале Великой Отечественной войны, девочке было двенадцать лет.

– Война началась, и всех наших мужиков забрали, – вспоминает хозяйка. – А к нам в поселок немцы пришли быстро. Сразу поставили своих старост и полицаев, которые дюже нас гоняли. Брянский лес был совсем рядом с нашим поселком, и там прятались партизаны. Мы им помогали, чем могли: продуктами, одеждой. Они нас если и просили о чем-то, то не наглели. А вот бандиты-бендеровцы, которых развелось много, те просто зверствовали. Выгребали из домов все: соль, муку, одежду. Даже женские вещи забирали для своих жен. Помню, приедут на конях. Один встанет на одном конце деревни, другой на другом, чтобы никто не смог убежать. Что они творили, как они людей обижали – это ужас! Люди прятали, что осталось, кто куда: в навоз, в землю закапывали. Немцы нас не так обижали, как бендеровцы. А когда немцы стали отступать, то хотели наш поселок сжечь, но не успели – наши подошли. Сколько было радости! Люди несли все то, что есть, чтобы накормить солдат. Кто картошенку, кто хлеба кусок, а они прямо на лету все съедали, такие были голодные. А потом мы, дети, на быках ездили, копали окопы, насыпали дороги. Помню, мы работаем, дорогу насыпаем, а тут прямо рядом лежат трупы солдат. И немцы, и наши, все вперемешку. Я не подходила, боялась. Вот так и жили.

Доярка поневоле

Да и послевоенная жизнь не была легкой. Полуголодное существование, когда питались гнилой картошкой, перешитые обноски – вот основные воспоминания Анны Андреевны о тех годах.

Замуж Анну выдали, как только ей исполнилось 17 лет. Будущим мужем стал ее сосед. «Большая любовь, небось, была?», – спрашиваю у Анны Андреевны.

– Да какая там любовь! – смеется моя собеседница. – Он с войны вернулся весной 46-го, а осенью мы уже поженились. Меня просто пришли сватать. Будущая свекровь спросила: «Ну, пойдешь за Алексея замуж?». Я и ответила, что если мама скажет идти замуж – пойду, а не скажет – не пойду. Оказалось, наши родители давно уже сговорились, что поженят нас.

Супруг Анны Андреевны Алексей Юрченко дошел до Берлина, был ранен. С годами ранения давали о себе знать все чаще, и он слег. А в это время в семье уже росло пятеро детей: четверо сыновей и дочка.

– Да я бы и больше родила, свет-то в наши дома поздно дали, чем ночами-то заниматься было, – шутит Анна Андреевна. – Только понимала, что и этих поднять будет нелегко. Жили-то мы трудно. Муж заболел, работать не мог, все свалилось на меня. Да еще и мама моя старенькая с нами жила. В доме шаром покати. Пришлось мне устраиваться дояркой в колхоз.

Боялась Анна в колхоз идти, думала, что не сможет справиться. И не пошла бы, но сын Виктор, который всегда был первым ее помощником, сказал: «Не бойся, мам, я тебе помогать буду». Так и проработала Анна Андреевна в колхозе дояркой до самой пенсии.

– Мы много лет работали за «палочки», – так Анна Андреевна называет трудодни. – Не было ни выходных, ни отпуска. На мне одной было 60 коров. Каждую накорми, напои, убери за ней. За телятами также присмотри. А у самой еще и дома скотины полный двор: корова, овцы, гуси и 35 соток огорода. И за всем нужно ухаживать. Так вместе с детьми и работали. Муж у меня умер в 1976 году. Осталась я вдовой в 46 лет, с детьми на руках…

Время тогда было такое, когда в людях еще была свежа память о пережитых ужасах войны. Поэтому и не были они черствы к чужим трудностям и бедам. Да и любили Анну Юрченко в поселке, поэтому не оставили односельчане вдову один на один с ее горем. Всем миром помогали, кто чем мог: кто картошку поможет отвезти на базар, кто огород вспахать. Так и выжила она в те годы.

Тут и дети подросли, выучились и стали разъезжаться. Сыновей в армию забрали, и после они так и остались на чужбине работать в колхозах. Дочка, окончив техникум, по направлению тоже попала в Кировский район. Вот так все дети Анны Андреевны и оказались в наших краях.

Вышила жизнь яркими красками ниток

Несмотря на пережитое, Анна Андреевна не зацикливается на горестных моментах, а постоянно вспоминает какие-то забавные истории.

– Поехала я как-то в Тулу, брата навестить. В первый раз из поселка так далеко выбралась, никогда до этого ни на поезде, ни на автобусе не ездила. Для этого случая мы с мамой зарезали поросят, набили мне котомки мясом да салом, ну я и поехала. А нарядилась-то в национальную одежду, как у нас в поселке было заведено: вышитую блузу, красный сарафан. Подвязалась нарядным передником – красивая! Сумки на себя взвалила да поехала. Пересадка была в Москве, маленько погуляла по городу. Похожу-похожу, поставлю сумки-то тяжелые на землю, а мимо люди идут и смотрят на меня, как на козу. Я ничего не пойму: чего смотрят-то так странно? Когда уж до брата доехала, спросила у него: чего все на меня так смотрели, мне аж совестно стало? А он засмеялся и говорит: «Снимай с себя свой наряд». Надел на меня костюм современный и сказал, что теперь на меня никто смотреть не будет. Сказал, что просто здесь так люди не одеваются. Я для них диковинкой была в расписной одежде.

Она и сейчас – диковинка в своем расшитом наряде. И блузку, и сарафан, и передник Анна Андреевна сшила и вышила своими руками. Именно вышивка спасала Анну в тяжелые послевоенные годы от депрессии. Так, расписывая суровый холст жизни яркими цветами ниток, не давала она себе зачерстветь душою.

– Ох, как я вышивать люблю! – восклицает собеседница. – Всегда ночами вышивала. Приду с работы, всех накормлю, уложу спать, а сама сяду у лампы и вышиваю. Буду всю ночь вышивать и спать не захочу. У меня столько было расписных салфеток, полотенец!.. Рисунки придумывала сама и все делала без трафарета и канвы. Лучше меня никто в нашем поселке не вышивал. А сейчас уж все пораздавала, что дочке, что сыновьям да внукам на свадьбу. Сама же ткала скатерти на станке. Я и сейчас бы вышивала, да кто бы нитку в иголку вставлял, а то уже плохо вижу.

Вторая родина

Перебралась Анна Андреевна в Кировский район в 1983 году, когда дети в один голос заявили: «Переезжай, будешь под нашим присмотром».

– Отдирала себя от родного края с мясом, – говорит Анна Андреевна. – Весь наш поселок плакал, когда провожали меня. Это сейчас я уже не жалею ни о чем, и даже не тянет на родину, да и поселка нашего уж не осталось, а тогда было очень тяжко. Ведь оставляла я там свой большой дом, друзей, все родное…

Целый год Анна Юрченко прожила в Шуме, в маленькой неуютной избушке. А через год дети сложились и купили дом на станции Назия, куда она перевезла и свою старенькую маму. Здесь же, спустя несколько лет, ее и схоронила.

– Нашу белорусскую соседку любят все сельчане, – говорит Маргарита Николаевна. – Мы только Анна Андреевна ее и зовем, и никак иначе. Это добрейшей души человек. Как она любит играть в карты! Раньше, бывало, соберутся в ее доме соседи, сваты и всю ночь в «дурака» режутся. А как она красиво поет белорусские песни – заслушаешься. Она неутомимая труженица. Вот сейчас земля отойдет от холодов, нашу соседку только в огороде и застанешь. Целый день там будет возиться. Сама копает, высаживает картошку, овощи, ухаживает, поливает. Вы бы видели, какие у нее цветы! Георгины, розы… Все соседки у нее отростки берут, чтоб на своих клумбах посадить. Вы летом к нам приезжайте, увидите, как красиво будет!

Анна Андреевна Юрченко считает себя счастливым человеком. У нее двенадцать внуков и девять правнуков. Дети про маму не забывают. Всегда звонят, помогают. Младший сын Валентин в настоящее время живет с нею. Сейчас вот новенькую баньку строит. Да и другие родственники часто приезжают в гости.

– Родных у меня много – на Брянщине, в Кленцах, Москве, Туле, Оренбурге, – улыбается Анна Андреевна. – Вот только на днях мой младший брат уехал. Приезжал проведать меня, когда я болела. Прежде и я к ним в гости ездила, а сейчас уже тяжело, да и билеты дорогими стали. А от моих прежних соседей из Брянщины я до сих пор посылки получаю…

Глядя на эту жизнерадостную женщину (а бабушкой ее назвать язык просто не поворачивается) с прямой осанкой, мудрыми, лучистыми глазами и с озорной улыбкой, поражаешься той жизненной силе, которая исходит от нее. И это несмотря на солидный возраст. Ведь буквально на днях, 23 апреля, Анне Андреевне Юрченко исполнится 83 года! И лишь распухшие суставы пальцев рук, с волнением перебирающих концы платка, без слов говорят о нелегкой жизни, оставшейся за ее плечами…

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Как правильно утилизировать мусор на даче и не получить штраф
Общество

Как правильно утилизировать мусор на даче и не получить штраф

02 мая 2024

Даже если человек проводит на даче не круглый год, у него скапливается определенное количество мусора. В городе с системой утилизации отходов все достаточно понятно (хотя и тут не без проблем), а как этот вопрос решается за городом? Рассмотрим проблему вывоза бытового «ежедневного» мусора и крупногабаритного или накопленного за сезон непосредственно с участка.

Отходы не терпят такого обращения!
Общество

Отходы не терпят такого обращения!

27 апреля 2024

С октября 2020 года Кировск пытается приноровиться к новой «Мусорной реформе». Оборотом отходов в Ленинградской области стал заниматься единый региональный оператор АО «УК по обращению с отходами», заключающий договоры подряда на транспортировку твердых коммунальных отходов. Но так ли четко регоператор выполняет обязательства перед жителями? Если в 2021 году переполненные мусорные баки можно было списать на несовершенства новой системы и период раскачки, то в 2024 году – это халатное отношение к работе.

Каждая капля крови может спасти чью-то жизнь
Общество

Каждая капля крови может спасти чью-то жизнь

16 апреля 2024

"Сдай кровь - спаси жизнь" - именно под таким девизом проходят акции "День Донора" в Шлиссельбурге, организованные Невским судостроительно-судоремонтным заводом совместно с Ленинградским региональным отделением Союза машиностроителей России в рамках соглашения о сотрудничестве с центром крови Ленинградской области при поддержке администрации города Шлиссельбург и КСК "Невский".

Социальный фонд РФ информирует
Общество

Социальный фонд РФ информирует

09 апреля 2024

С начала 2024 года отделение Социального фонда Росси по Санкт-Петербургу и Ленобласти оплатило свыше 22 тысяч дополнительных выходных дней по уходу за детьми с инвалидностью.

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие
Общество

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие

06 апреля 2024

Для истории это миг, а для коллектива амбулатории - это значимая веха и бесценные воспоминания. Все меняется в жизни, но неизменным остаётся преданность выбранной профессии, желание и умение помогать людям в трудных ситуациях, заботиться об их здоровье.

Информативная встреча для будущих мам
Общество

Информативная встреча для будущих мам

06 апреля 2024

В Кировском районе прошло мероприятие «Я стану мамой», посвящённое Дню беременных. С 2023 года в календаре значимых дат России появились Дни беременных – 7 апреля и 7 октября. Праздник отмечают два раза в год, когда жизнь обновляется, а потом приносит плоды. Цель – создание образа будущего – счастливой семьи, которая в ожидании новой жизни заполняется смыслами, содействие повышению рождаемости за счет формирования в обществе культуры бережного отношения к материнству и детству.

По предприятиям района
Общество

По предприятиям района

04 апреля 2024

3 апреля и.о. главы администрации Кировского района Сергей Ельчанинов совместно с заместителем по экономике и инвестициям Евгением Павловым и начальником отдела по развитию агропромышленного комплекса Александром Петровым посетили ООО «Консул». Предприятие осуществляет деятельность с 2016 года на территории Кировского района в посёлке Мга и занимается утилизацией и переработкой изношенных автомобильных шин всех видов.

Как получить соцпенсию в 2024 году?
Общество

Как получить соцпенсию в 2024 году?

03 апреля 2024

Эксперт проекта НИФИ Минфина Дайнеко моифинансы.рф в интервью Газета.ру рассказала как оформить социальную пенсию в 2024 году.