47 регион

Руководитель УФАС России по Ленобласти Вадим Владимиров: "Над монополистами одерживаем одну победу за другой"

Руководитель УФАС России по Ленобласти Вадим Владимиров: "Над монополистами одерживаем одну победу за другой"

В преддверии Дня образования Ленинградской области об итогах работы, планах, перспективах рассказывает руководитель УФАС России по Ленобласти Вадим Владимиров.
– Вадим Валерьевич! Что можно сказать о динамике нарушений антимонопольного законодательства? Какова статистика за 2012 год?
– Заявлений от граждан и юридических лиц к нам в управление приходит много, и основная их масса приходится на деятельность так называемых естественных монополистов, в частности энергоснабжающих компаний.
А что касается статистики, то по основному направлению нашей деятельности – защите конкуренции – в 2012 году мы выявили 113 нарушений антимонопольного законодательства, что в два раза выше уровня 2011 года. Эта цифра не включает нарушения законодательства о госзаказе.
– А как обстоят дела со штрафами?
– Всего в 2012 году было наложено штрафов на общую сумму более 67 миллионов рублей. Самый крупный штраф (более 44 миллионов) был наложен на ОАО «РЖД».
Собрали же мы в 2012 году 13,7 млн рублей штрафов. Причем почти половину этой суммы составляет штраф в 6,8 миллиона рублей, который был оплачен ОАО «Ленэнерго».
Здесь хочется отметить, что, привлекая к ответственности энергетиков, мы, конечно, отстаиваем нарушенные права граждан, но к защите конкуренции эти действия имеют мало отношения. Эта работа относится к сфере контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, которым сложно перейти в состояние свободного рынка. И далеко не все проблемы здесь решаются антимонопольными средствами: есть тарифное регулирование, налоговое и т.д.
Но мы не только штрафуем. Хорошо зарекомендовал себя механизм предупреждений и предостережений. Более 70% предупреждений, выданных нами в 2012 году, исполнено, и это очень хорошая динамика.
– Получается, что энергетики «сделали план» управлению по штрафам?
– Получается так, а что делать? Кстати, получить эти штрафы с энергетических компаний не так-то просто. Они обжалуют все наши решения. Но в судебных тяжбах чаще всего выигрывает антимонопольная служба.
Правда, бывают и странные ситуации. Например, в конце 2012 года Ленэнерго заплатило штраф в 6,8 миллиона рублей, а затем оспорило его в суде. Допустим, суд снизил бы сумму штрафа, и как бы мы тогда возвращали нарушителю уплаченные им деньги?
– В таком случае, есть ли шанс получить с РЖД штраф в более чем 44 миллиона?
– История там такая. Чтобы нарастить грузооборот морской гавани, «Петротранс-Приморск» решил добровольно и за свой счет проложить железнодорожную ветку из порта Приморск к железнодорожным путям общего пользования. Однако РЖД неправомерно навязывают выполнение дополнительных работ на путях общего пользования. Инвестору это невыгодно, так как обошлось бы в огромную сумму, и он не готов к таким расходам. Во всех судебных инстанциях мы победили железнодорожников и доказали незаконность действий РЖД. Теперь же РЖД обжалуют размер штрафа. В результате дело затягивается.
Наше управление работает уже почти пять лет, и, повысив профессионализм сотрудников, мы одерживаем над монополистами одну победу за другой. Но суды решают на основании закона и по внутреннему убеждению, а по внутреннему убеждению суд может снизить штраф с 44 миллионов до 100 тысяч.
– Какие еще нарушения выявляются?
– Например, в 2012 году было выявлено 40 нарушений на рынке операций с недвижимым имуществом: органы местного самоуправления сдают объекты коммунальной инфраструктуры без торгов. Чаще всего незаконно сдаются в аренду объекты, относящиеся к теплоснабжению населенных пунктов. Обычно администрации оправдываются и говорят, что тепловые сети никому не нужны, так как находятся в плачевном состоянии. Но закон надо соблюдать, а значит, в любом случае торги должны проводиться.
Всего же в 2012 году должностным лицам органов власти выдано 28 постановлений о назначении административных наказаний на сумму 405 тысяч рублей. Сумма оплаченных штрафов составляет 362 тысячи рублей.
Но самое сложное – это выявить картельное соглашение. Картель – антиконкурентное соглашение хозяйствующих субъектов, которое может привести к разделу рынков и росту цен. Да и наказание здесь очень серьезное: вплоть до лишения свободы сроком до семи лет. Но вынужден констатировать тот факт, что заявления по картельной статье крайне редки.
Одно из интересных дел прошлого года, которое было отмечено и ФАС России, – это концессия на кладбище. В Бокситогорске индивидуальный предприниматель, взяв у городской администрации городское кладбище в концессию, не давал там работать другим хозяйствующим субъектам, которые могли бы оказывать услуги по оформлению могил, оказанию ритуальных услуг и т.д. Мы установили в таких действиях нарушение и отстояли наше решение в судах.
– Что происходит с госзакупками?
– В 2012 году в Ленинградское УФАС России поступило всего 665 жалоб на действия заказчика, из них более 40% признаны необоснованными. Выявлено 23 недобросовестных поставщика, которых мы занесли в соответствующий реестр.
Сумма уплаченных должностными лицами штрафов по нарушению 94-ФЗ составляет более 2,7 миллиона рублей, а это почти 60% от суммы наложенных штрафов. Отмечу, что по сравнению с 2011 годом сумма уплаченных штрафов возросла в 2 раза.
В прошлом году нашим управлением наложен и самый большой штраф на одно должностное лицо. По сумме 13 дел бывший председатель Комитета по дорожному хозяйству Ленобласти должен выплатить в бюджет Российской Федерации 650 тыс. руб. Все эти штрафы наложены за заключение контрактов на ремонт дорог без проведения конкурсов. Наши постановления были обжалованы в судах и суды подтвердили нашу правоту.
Правда, бывает, что суд освобождает должностное лицо от ответственности из-за малозначительности совершенного правонарушения. Взять, например, бывшего руководителя ГКУ Управления строительства. Он заключил без проведения торгов несколько контрактов на общую сумму, превышающую 100 миллионов рублей, и в итоге отделался устным замечанием. Мы решения судов уважаем, выполняем, но иногда внутренние убеждения, на основе которых они принимались, нам не очень понятны.
– А проводятся ли проверки?
– У нас есть и плановые, и внеплановые проверки. С графиком плановых проверок на 2013 год все желающие могут ознакомиться на нашем сайте.
С внеплановыми проверками пока тяжеловато, так как у нас работает всего 33 человека, а фактически антимонопольной деятельностью занимаются около 20 человек.
В последнее время мы очень тесно взаимодействуем с прокуратурой Ленобласти. Сотрудники отдела контроля размещения государственного заказа Ленинградского УФАС очень часто выезжают на проверки совместно с работниками прокуратуры.
– Какие задачи предстоит решить в ближайшей перспективе?
– Задач перед УФАС стоит много. Одной из глобальных, в данный период времени, является реализация плана мероприятий Дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», которую в конце прошлого года приняло Правительство РФ. На федеральном уровне многие из мероприятий Дорожной карты уже выполнены или находятся в высокой стадии готовности. Например, в сфере авиационных перевозок были приняты принципиальные решения Правительства РФ о допуске иностранных лоукостеров на российский рынок, о создании альтернативных топливно-заправочных комплексов в аэропортах, что должно стимулировать конкуренцию и как следствие – приводить к снижению цен. Также приняты решения о либерализации межправительственных соглашений, предусматривающих допуск на линии новых перевозчиков. Новые правила уже действуют в отношении перевозок между Россией и Италией, Россией и Францией, что должно позитивно сказаться на ценах на авиабилеты в эти страны. В перспективе решение вопросов, связанных с мобильными операторами.
Стоит задача по решению проблемы технологического подключения к электрическим сетям, но, как уже было сказано, простого и быстрого решения данного вопроса быть не может. УФАС по Ленобласти продолжит содействие развитию конкуренции на товарных рынках и в сфере услуг, а также ужесточит контроль над торговлей. Во многом снизить нарушения законодательства в сфере размещения госзаказа позволит поэтапный переход к федеральной контрактной системе, когда и заказчик, и исполнитель несут ответственность за результат выполненного контракта, а не только за соблюдение процедур.
Если говорить о локальных задачах и человеческом капитале, то в планах нашего управления если не перегнать, то хотя бы догнать показатель 2012 года – в количестве пяти новорожденных детей наших сотрудников. Но на момент подготовки настоящего материала никто из сотрудников не доложил о той или иной степени готовности к решению этой важнейшей задачи. Возможно, пока скрывают.
В заключение хочу заметить, что все желающие могут записаться к руководителю управления или к его заместителю на прием; сделать это можно по телефону (812) 274 30 70. Кроме того, все ваши сообщения следует направлять почтой по адресу: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, а также на электронный адрес управления: to47@fas.gov.ru. Дополнительную информацию о нашей деятельности вы можете найти на нашем сайте www.lenobl.fas.gov.ru.

НАША СПРАВКА
Антимонопольные органы являются одними из важнейших в экономико-правовом блоке федеральных органов исполнительной власти.
За время своего существования Федеральный антимонопольный орган несколько раз изменял свое название и статус в системе органов исполнительной власти, при этом обладая разными объемами полномочий и выполняя задачи и функции, не всегда связанные только с защитой конкуренции.
По сравнению со своими предшественниками Федеральная антимонопольная служба России имеет четкие контрольно-надзорные функции.
Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа в настоящее время определяются Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.
Руководитель ФАС России – Артемьев Игорь Юрьевич. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (сокращённое название - Ленинградское УФАС России) создано 1 июля 2008 года в соответствии с приказом ФАС России от 03.06.2008 № 196 путём разделения бывшего Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на два самостоятельных управления: Санкт-Петербургское и Ленинградское. Руководителем Ленинградского УФАС России приказом ФАС России 7 июля 2008 года был назначен Владимиров Вадим Валерьевич.
Официально Ленинградское УФАС России приступило к исполнению своих полномочий с 1 октября 2008 года.

Источник: Сетевое издание Газета ВЕСТИ он-лайн.

Вернуться к списку 47 регион

Рекомендуемые новости
Рабочая группа по СВО представила Президенту новые решения по дополнительным мерам поддержки бойцов и их семей
47 регион

Рабочая группа по СВО представила Президенту новые решения по дополнительным мерам поддержки бойцов и их семей

25 апреля 2024

Очередной доклад рабочей группы по СВО направлен Президенту. В нём, в частности, предлагается рекомендовать банкам и страховым компаниям не учитывать статус бойцов спецоперации в расчётах страховки при оформлении кредитов, сообщил глава группы, секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Более 3,5 тысяч активистов «Единой России», МГЕР и «Волонтеров Победы» провели субботники по благоустройству памятников Великой Отечественной войне
47 регион

Более 3,5 тысяч активистов «Единой России», МГЕР и «Волонтеров Победы» провели субботники по благоустройству памятников Великой Отечественной войне

23 апреля 2024

Молодогвардейцы привели в порядок братские могилы и территории памятников в 58 регионах.

Ленобласть в четвертый раз стала лучшей по благоустройству в России
47 регион

Ленобласть в четвертый раз стала лучшей по благоустройству в России

22 апреля 2024

Ленинградская область четвертый год подряд лидирует в реестре лучших практик Минстроя России по благоустройству. В этом году в него вошли семь проектов площадей, парков, набережных, скверов, спортивных и детских площадок от региона.

Спрашивали? Отвечаем!
47 регион

Спрашивали? Отвечаем!

22 апреля 2024

Ответы на вопросы, поступившие Губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко от жителей Ленинградской области в ходе прямой телефонной линии 19 февраля 2024 года.

В Волхове провели региональный фестиваль ГТО
47 регион

В Волхове провели региональный фестиваль ГТО

22 апреля 2024

17 апреля в ФОК «Левобережный» в Волхове стартовал Областной фестиваль по ГТО среди школьных спортивных клубов, в рамках Региональной школьной спортивной лиги.

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»
47 регион

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»

17 апреля 2024

17 марта завершился зимний этап «Силы России». Летний этап марафона стартует 1 июня и продлится до 10 августа – Дня физкультурника.

Новый конкурс грантов — новые возможности
47 регион

Новый конкурс грантов — новые возможности

15 апреля 2024

Продолжается приём заявок на второй в этом году конкурс грантов губернатора Ленинградской области — общая сумма поддержки социальных инициатив НКО составит 25 млн рублей, отбор организаций будет проходить на муниципальном уровне.

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону
47 регион

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону

15 апреля 2024

13 апреля начался региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону. На открытии от лица координатора проекта «Детский спорт» в Северо-Западном федеральном округе – Вячеслава Комарова, а также руководителя федерации школьного спорта РФ – Ирины Родниной, Секретарь первичного отделения Партии Александр Русских поприветствовал участников.