47 регион

Исполнительная власть не терпит многоголовья

Исполнительная власть не терпит многоголовья

Более года в Ленинградской области идет реформа местных органов самоуправления по объединению администраций. Кировский район не исключение – сегодня эта тема у всех на слуху и имеет как своих сторонников, так и противников. Чтобы услышать объективную оценку происходящим событиям корреспондент «Ладоги» встретилась с заместителем председателя Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям – начальником департамента по организации взаимодействия с органами местного самоуправления в Ленинградской области Иваном Макаровым.

 

Две модели развития

– Иван Иванович, процесс реформы местного самоуправления – объединения ряда администраций в Ленобласти идет уже более года, на сегодня эту процедуру прошли 11 районов из 17. Сколько времени дается оставшимся районам для принятия того или иного решения?

– Хочу пояснить, что работа по решению вопроса объединения городских и районных администраций в Ленинградской области идет не более года, а гораздо дольше. Депутаты региона еще в 2008 году выходили с инициативой в Госдуму, чтобы предусмотреть в 131 Федеральном Законе возможность объединения администраций. Тогда депутаты Госдумы нас не поддержали. Повторно эта инициатива рассматривалась в прошлом созыве в 2010 году и очень трудно обсуждалась в профильном комитете Государственной Думы. Но к тому времени руководители профильного комитета были осведомлены, что аналогичные предложения исходят не только от Ленинградской области. Тем самым они некоторым образом пошли на компромисс, предусмотрев очень детальный порядок перехода, на так называемую модель объединенной администрации.

Когда в январе 2011 года вступили в силу поправки в 131-й ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Ленинградской области мы начали думать над тем, как эти процессы организовывать: провели несколько совещаний, подготовили типовые изменения в Уставы города и района. И первыми на этот путь тогда вступили Тихвинский и Выборгский районы. Они до сих пор остаются образцами и являют собой две модели работы объединенной администрации. В Тихвинском районе городская администрация передала практически все полномочия районной, оставив самый минимум на половину штатной единицы. А Выборгский район принял не такое кардинальное решение – администрация города передала значительную часть полномочий, которые дублировались с районом (полномочия социального блока), оставив за городом только полномочия по системе ЖКХ. В дальнейшем модель Тихвинского района для себя выбрали, например, Подпорожский, Лодейнопольский районы. Модель Выборгского – Приозерский, Бокситогорcкий. На сегодня у нас 11 районов из 16 (не считая Ломоносовского района, где нет административного центра), которые в той или иной мере уже запустили механизм объединения администраций. С 1 июля к их числу присоединились Волосовский и Киришский районы.

При этом надо понимать: для создания единой администрации принципиально возможно два основания – внесение изменений в Уставы муниципальных образований города и района, которые вступают в силу со следующего созыва, с нового срока полномочий Совета депутатов и временная схема, когда на основе заключаемых соглашений передаются полномочия от города району. Вот эта, вторая схема, у нас сейчас везде и задействована. Причем вторая схема не исключает первой. У нас есть Уставы, которые меняются, есть соглашения, которые заключаются.

Время, которое у нас осталось до наступления 2014 год мы используем как переходный период, для того чтобы отработать эти схемы, снять имеющиеся острые вопросы, прежде всего кадровые. Мы понимаем, что произойдет сокращение сотрудников до 20%, поэтому возникнет кадровая проблема. Вот эти вопросы нам нужно уладить до конца этого года, а не в предвыборной гонке 2014-го.

– Но, если данный 131 ФЗ не оправдал себя, то с какой целью он вообще принимался?

– 131 ФЗ был написан в таком духе либеральной идеологии с тем, чтобы максимально поощрить самоорганизацию населения. В Ленинградской области мы предвидели, что данный подход не совсем верный, предвидели возможные последствия и постарались их «притормозить», скомпенсировать. А вот в большинстве регионов эти последствия имели место. Для того, чтобы приблизить власть к населению был изобретен пресловутый принцип «пешеходной доступности» (Прим.ред. – любой житель территории должен иметь возможность в течение 8 часов пешком добраться до центра МО и обратно), который оказался совершенно мертвым. Невозможно себе представить работодателя, который бы позволил своему работнику в течение дня ходить пешком в административный центр и обратно…

Появилось множество мелких поселений, которые не имеют достаточной финансовой базы, чтобы выполнять огромный перечень полномочий, возложенных на них, поэтому всего через несколько лет во многих регионах муниципальные и региональные власти были вынуждены вернуться к вопросу о территориальном укрупнении. К примеру, попробуйте найти в каком-нибудь отдаленном поселении того же архитектора. Его нет, а по закону должен там быть. Поэтому поселение и передает свои полномочия на районный уровень, происходит стихийная централизация по понятным и объяснимым причинам. По этой причине губернатором и была начата реформа местного самоуправления в Ленинградской области.

 

Беспочвенные слухи

– Как говорится в пословице – «В каждой избушке свои погремушки», так вот в Кировске тоже свои. У нас упорно ходят слухи, что с объединением районной и городской администраций город полностью потеряет свою самостоятельность, зачахнет…

– Слухи, которые муссируется в Кировске, на самом деле, надуманные и не имеющие никакого отношения к предстоящей реформе. Просто некоторые руководители сейчас пытаются манипулировать общественным мнением в личных, корыстных целях.

Как говорилось уже много раз, город сохранит и свой совет депутатов, сохранится и самостоятельный бюджет. Никакого ущемления в этом плане не будет. Это вообще не обсуждаемые позиции. Самостоятельное муниципальное образование сохранится, самостоятельный депутатский корпус сохранится, собственное муниципальное имущество городского поселения тоже никуда не исчезнет. Изменения коснутся только организации работы исполнительной власти. Могу привести пример: когда мы отрабатывали этот механизм, то в экспериментальном порядке предпринимали предварительные шаги объединения администраций в Кингиссеппском и Волховском районах. Так вот, глава администрации в Волхове был вынужден тратить один день в неделю на проведение двух совещаний на одну и ту же тему: одно в администрации города, второе в администрации района. Бессмысленная трата времени… Поэтому эта модель объединения администрации направлена на то, чтобы оптимизировать подобные поводы для проволочек, для неоптимального расходования времени.

Жители, которые приходят в администрацию за помощью никаких отрицательных изменений не почувствуют, для них все изменится только в лучшую сторону, потому что будет исключено дублирование, избыточность сотрудников. При этом мы прекрасно понимаем, что во всех распространяемых интерпретациях немало субъективного, понимаем, что есть люди, которые не хотят терять собственных рычагов влияния на территориb.

Судя по доходящей до нас информации Кировска, со стороны администрации города особого беспокойства не слышно. Думаю, это потому, что большинство профессиональных людей понимают, что нынешний глава администрации города останется, так или иначе, работать в исполнительных органах. Его профессиональный опыт будет востребован. Я, как руководитель, отвечающий за кадровое направление работы в комитете по местному самоуправлению, объективно могу сказать, что нынешний глава администрации города Алексей Васильевич Кольцов – один из самых грамотных глав в области. Он прекрасно знает и хозяйство, и законодательство, и людей. С его стороны и не возникает большого беспокойства за свою судьбу.

– Кировский район отличается от многих районов области тем, что в его состав входит сразу три городских поселения. Некоторые люди обеспокоены вопросом: не будет ли на фоне Отрадного и Шлиссельбурга ущемлен город Кировск тем, что полномочия городской администрации перейдут к районной?

– На территории каждого района есть своя изюминка. Взять, к примеру, Выборгский район. У них помимо районного центра – Выборга – есть второй город – Светогорск. В Бокситогорском районе есть город Пикалево, даже более крупный, чем райцентр. В Пикалево проживает 22 тысячи человек, а в Бокситогорске 18. В Волховском районе тоже помимо Волхова есть города Новая Ладога и Сясьстрой. Там не возникает никаких сложностей. Я думаю, что это совершенно надуманная проблема и данный аргумент совершенно безоснователен.

– Также усиленно муссируются слухи и о том, что Кировск, с потерей своей администрации, впадет в разруху, как это было до принятия этого нашумевшего закона…

– Не следует забывать, что 10 лет назад, когда принимался 131 ФЗ, «не сладко» жилось многим муниципальным образованиям. Уверен, что даже самые успешные – Выборгский, Гатчинский районы – могут найти поводы для сравнения с прошлым. Но ведь лучше стало не от того, что разделилась административная власть, стало лучше от того, что экономика лучше развивается, появляются новые предприятия, в том числе и в Кировском районе. И причина вовсе не в том, что появились новые чиновники, которые навели порядок…

 

Все решится до 2014-го

– Какова позиция правительства и губернатора Ленинградской области относительно состояния дел в Кировском районе?

– И у правительства, и у губернатора, и у нас, профильного Комитета, позиция однозначная – нужно принимать все возможные шаги к объединению администраций, вносить изменения в Устав, с тем, чтобы со следующего созыва администрации были объединенными. При этом заключать соглашения о передаче части полномочий, а может, и полностью всех полномочий администрации города району.

Здесь же объективная причина для объединения – исполнительная власть не терпит многоголовья. Принцип единоначалия он не нами изобретен и нам нужно просто к нему вернуться, исправить те огрехи, которые, к сожалению, для Ленинградской области имели место с принятием 131 ФЗ.

 

– Мы все говорим о плюсах реформы, а есть ли у нее минусы?

– У любой системы есть свои плюсы и минусы. Я опасаюсь, что в ряде случаев формальное отношение не позволит использовать все те плюсы, которые должны иметь место. Например: объединение администраций произойдет механически, без глубокого анализа. Ведь, по сути, происходит сокращение численности работников городских администраций по исполнению дублирующих функций. Можно эту высвобожденную численность служащих направить на тот участок, который требует большего внимания, больше рук, где выше рабочее напряжение. А можно этого не сделать, а просто механически убрать запланированные 20% и отчитаться перед областью, что задание выполнено. Этого я опасаюсь, потому что, к сожалению, в паре районов я вижу такие признаки.

– И все же, скажите, стоит ли беспокоиться горожанам по вопросу объединения администраций?

– Жителям Кировска беспокоится не о чем, для них ничего не изменится, потому что все шаги, направленные на реформирование, направлены в первую очередь на оптимизацию управленческих процессов, для того чтобы упростить работу внутри исполнительного органа. Жители не должны почувствовать никакого ухудшения, наоборот, увидеть, что мы – муниципальные игосударственные служащие, когда предлагаем и готовим все эти проекты, в первую очередь, думаем о том, как сберечь время жителя на общение с органами власти.

Записала Дина Никифорова

 

В тему

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко подписал распоряжение, согласно которому на должность председателя комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям назначен Михаил Лебединский.

Тридцатидевятилетний Михаил Лебединский имеет два высших образования: в 1999 году окончил Петербургский университет МВД, а в 2010 году – Северо-Западную академию госслужбы. Ранее он служил в органах МВД, ленинградском управлении ФСНП РФ, работал в администрации 47 региона. Последнее место работы ‒ пост заместителя начальника управления землеустроительной и градостроительной документации филиала ОАО «Ленэнерго».

Исполнять обязанности председателя комитета по местному самоуправлению Лебединский начал во вторник, 2 июля.

Вернуться к списку 47 регион

Рекомендуемые новости
Рабочая группа по СВО представила Президенту новые решения по дополнительным мерам поддержки бойцов и их семей
47 регион

Рабочая группа по СВО представила Президенту новые решения по дополнительным мерам поддержки бойцов и их семей

25 апреля 2024

Очередной доклад рабочей группы по СВО направлен Президенту. В нём, в частности, предлагается рекомендовать банкам и страховым компаниям не учитывать статус бойцов спецоперации в расчётах страховки при оформлении кредитов, сообщил глава группы, секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Более 3,5 тысяч активистов «Единой России», МГЕР и «Волонтеров Победы» провели субботники по благоустройству памятников Великой Отечественной войне
47 регион

Более 3,5 тысяч активистов «Единой России», МГЕР и «Волонтеров Победы» провели субботники по благоустройству памятников Великой Отечественной войне

23 апреля 2024

Молодогвардейцы привели в порядок братские могилы и территории памятников в 58 регионах.

Ленобласть в четвертый раз стала лучшей по благоустройству в России
47 регион

Ленобласть в четвертый раз стала лучшей по благоустройству в России

22 апреля 2024

Ленинградская область четвертый год подряд лидирует в реестре лучших практик Минстроя России по благоустройству. В этом году в него вошли семь проектов площадей, парков, набережных, скверов, спортивных и детских площадок от региона.

Спрашивали? Отвечаем!
47 регион

Спрашивали? Отвечаем!

22 апреля 2024

Ответы на вопросы, поступившие Губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко от жителей Ленинградской области в ходе прямой телефонной линии 19 февраля 2024 года.

В Волхове провели региональный фестиваль ГТО
47 регион

В Волхове провели региональный фестиваль ГТО

22 апреля 2024

17 апреля в ФОК «Левобережный» в Волхове стартовал Областной фестиваль по ГТО среди школьных спортивных клубов, в рамках Региональной школьной спортивной лиги.

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»
47 регион

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»

17 апреля 2024

17 марта завершился зимний этап «Силы России». Летний этап марафона стартует 1 июня и продлится до 10 августа – Дня физкультурника.

Новый конкурс грантов — новые возможности
47 регион

Новый конкурс грантов — новые возможности

15 апреля 2024

Продолжается приём заявок на второй в этом году конкурс грантов губернатора Ленинградской области — общая сумма поддержки социальных инициатив НКО составит 25 млн рублей, отбор организаций будет проходить на муниципальном уровне.

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону
47 регион

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону

15 апреля 2024

13 апреля начался региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону. На открытии от лица координатора проекта «Детский спорт» в Северо-Западном федеральном округе – Вячеслава Комарова, а также руководителя федерации школьного спорта РФ – Ирины Родниной, Секретарь первичного отделения Партии Александр Русских поприветствовал участников.