Шлиссельбург оказался крепким орешком

Подробное описание операции «Искра» имеется во многих воспоминаниях, мемуарах, монографиях, газетных и журнальных статьях. Но, к сожалению, многочисленные публикации не дают целостной картины освобождения Шлиссельбурга, который был самым укрепленным пунктом вражеской обороны. Без его взятия об успехе прорыва говорить не приходилось. В данной статье попробуем соединить отрывочные сведения в единую цепь событий.
Взять Шлиссельбург командование 67-й армии Ленинградского фронта поручило 86-й стрелковой дивизии. Первоначально сформированная как 4-я дивизия народного ополчения, она получила боевое крещение на южных подступах к Ленинграду в районе Кингисеппа. С 23 сентября 1941 г. стала кадровой дивизией Красной Армии. Ее полки пополнились выходцами из других городов, но, несмотря на это, дивизия сохранила тесные связи с городом на Неве.
С октября 1941 по апрель 1942 гг. части дивизии вели кровопролитные бои на Невском «пятачке». В конце апреля, героически защищая «пятачок», погиб ее 330-й полк. В сентябре того же года 86-я стрелковая дивизия, вместе с другими подразделениями Невской оперативной группы, вновь форсировала Неву в районе Невского «пятачка» и около двух недель вела там ожесточенные бои с противником.
В октябре дивизию вывели в резерв Ленинградского фронта и пополнили ее поредевшие подразделения. В начавшейся боевой учебе упор делался на наступательный бой, т.к. участвовать в крупных наступательных операциях дивизии не приходилось. Высокорослый, обладающий недюжинной физической силой командир дивизии Василий Алексеевич Трубачев участвовал в Гражданской войне, окончил военную академию им. Фрунзе. Одним из первых защитников Ленинграда был удостоен звания Героя Советского Союза, но никогда не кичился прошлыми заслугами, держась наравне с командирами и бойцами.
Дивизии противостояли части 170-й и 227-й немецких дивизий. 170-я легкая гренадерская пехотная дивизия. Она участвовала в разгроме Франции, затем несла оккупационную службу в г. Компьене. В начале 1941 г. дивизию перебросили в Румынию. С 22 июня, неся тяжелые потери, дивизия наступала на Украине. С октября 1941 г. участвовала в захвате Крыма и штурме Севастополя.
В конце июня 1942 г. командование вермахта перебросило дивизию на Ленфронт для участия в готовящемся штурме Ленинграда, но в ходе осенних боев на Синявинских высотах она поредела до 60% личного состава. После получения пополнения 10 октября 1942 года дивизия заняла оборону на левом берегу р. Нева от Анненского до Шлиссельбурга в составе трех полков, самокатного разведывательного батальона, артиллерийского полка и спецподразделений.
Бои на Преображенской горе
Гарнизон Шлиссельбурга состоял из батальона 227-й пехотной дивизии. Разведывательный батальон оборонял южный берег Ладожского озера. В районе Синявино в резерве находился ее пехотный полк. Эти части тоже имели богатый боевой опыт.
Опорными пунктами немецкой обороны вокруг Шлиссельбурга были: гора Преображенская, господствовавшая своими северо-западными скатами над Невой. С юго-восточной стороны гору, а с юго-запада подступы к Шлиссельбургу прикрывала небольшая роща «Башмак», с юга – рабочие поселки №№ 2 и 3, расположенные вдоль узкоколейной железной дороги Шлиссельбург-Синявино и находящаяся юго-восточнее города сама железнодорожная насыпь, обильно начиненная огневыми средствами, являлась отсеченной позицией (позволяла вести круговую оборону).
С северо-востока город был прикрыт Ладожским озером и двумя каналами. Юго-восточную окраину Шлиссельбурга опоясывала цепь дзотов, скрытых в густом низкорослом кустарнике.
Сам город искусные в обороне населенных пунктов немцы превратили в мощный узел обороны: ряд каменных зданий, в первую очередь фабрику им. Петра Алексеева, школу, церковь, клуб, перекрестки улиц. Их дополнили постройкой дотов, дзотов, ходов сообщения с расчетом на круговую оборону.
Штаб 86-й дивизии разработал два варианта наступления на Шлиссельбург. Лобовой удар на город был отклонен военным советом Ленинградского фронта и принят второй вариант, согласно которому части дивизии атаковали гору Преображенская, прикрывавшую Шлиссельбург с юга.
Взаимодействуя с правым соседом – 136-й стрелковой дивизией, 86-я должна была прорвать вражескую оборону, блокировать город и, уничтожив немецкий гарнизон, соединиться с частями Волховского фронта. В начале января штаб дивизии получил 50 экземпляров плана Шлиссельбурга, на который штабные работники с помощью секретаря Шлиссельбургского горкома партии нанесли известные им оборонительные сооружения противника.
Критические мгновения
Наступление началось с мощной артподготовки, которая длилась 2 часа 20 минут. Затем на лед вышли штурмовые группы, через три минуты начался стремительный бросок основных сил дивизии. Левый берег молчал. Но вот цепи наступающих достигли середины Невы. Вдруг с кромки левого берега Невы сплошной поток огня начал косить наших бойцов.
Трагизм сложившейся ситуации передают блокнотные записи фронтового журналиста и писателя П.Н. Никитича-Ребуса, не предназначенные для публикации. В них говорилось, что красноармейцы 2-го батальона 330-го полка залегли, в то время как товарищи из других подразделений пытались перебежками достичь левого берега.
Заместитель комдива по политчасти подполковник Ф.П. Степченко и начальник политотдела дивизии Побияхо пережили страшные минуты. Их бойцы испугались, струсили. Им сигнализировали, но бесполезно. Политработники штаба побежали поднимать солдат в атаку, но тут оказалось, что все полегли. И радость охватила их: « не сдали, не побоялись, погибли с честью», отвечать не придется. Такая реакция понятна: за трусость, проявленную подчиненными, политработников расстреливали.
Тем временем, оставшиеся в живых лежали на льду при морозе 15 градусов. Девять легких танков, за которыми должна была наступать пехота, преодолели Неву, но из-за отсутствовавших выходов на берег вынуждены были действовать вдоль него. Два из них подорвались на противотанковых минах, четыре вывел из строя огонь противотанковых пушек. Поэтому они не оказали существенной поддержки пехоте.
Под угрозой трибунала
Создалось критическое положение, грозившее сорвать всю операцию в самом начале. Командиры 169 и 330 полков требовали ввести в бой батальон бронемашин для поддержки пехоты. Но комбат Л. Легеза выполнить приказ отказался, понимая, что бронемашины разделят судьбу танков. Его обвинили в трусости и угрожали отдать под трибунал.
Своего подчиненного поддержал командир 61-й бригады легких танков В.В. Хрустицкий. Тогда в трусости обвинили и его. Но подполковник сумел связаться с командованием фронта и добиться отмены наступления на этом участке.
Главной причиной неудачи наступления стало то, что артиллерия поставленную ей задачу – разрушить передний край обороны противника, подавить его огневые точки на горе Преображенская – не выполнила.
Командование 67-й армии решило переправить дивизию в районе деревни Марьино, где прорыв завершился успехом. 136-я дивизия захватила обширный плацдарм. В 13 часов дня части 86-й дивизии, не задействованные в неудачной атаке, без потерь переправились через Неву и начали от Марьино наступать на Шлиссельбург. 330-й полк, у которого остатки трех батальонов свели в один, стал переправляться на левый берег ночью. Но проводник потерял ориентировку и завел первую роту на минное поле. Часть бойцов подорвалась на минах, остальные попали под артогонь немцев, разбуженных минными взрывами. Другие подразделения многострадального полка переправлялись уже вдоль каната, протянутого с правого берега на левый.
12-14 января дивизия наступала в двух направлениях: 169-й и 284-й полки восточнее Шлиссельбурга с целью выйти на берег Ладожского озера и отрезать немецкий гарнизон от основных сил. Они вклинились в немецкую оборону более чем на 3 километра. На втором направлении вдоль левого берега Невы удар прямо на город наносил 330-й полк, усиленный пулеметным батальоном и двумя батареями противотанкового дивизиона. В ночь на 14 января 55-я отдельная стрелковая бригада атаковала Шлиссельбург со стороны озера. Немцы пропустили один из батальонов бригады через Новоладожский канал, а затем взяли его в кольцо. Бой продолжался весь день. Лишь немногим под покровом ночи удалось прорваться обратно к своим.
Высота взята
На третий день продвижение дивизии было остановлено перед насыпью узкоколейной железной дороги, которая проходила южнее Шлиссельбурга. Действия командира 330-го полка, безуспешно атаковавшего укрепления Преображенской высоты в лоб, признали неудачными.
Новым командиром В.А. Трубачев назначил Г.И. Середина. В течение одной ночи подполковник Г.И. Середин добился перелома в ходе боевых действий. Он отдал приказ обойти высоту с востока, отрезать ее от немецкого гарнизона и атаковать со стороны Шлиссельбурга (с этой стороны на высоте укреплений не было).
Один батальон полка утром 15 января атаковал прилегающую к городу рощу «Башмак» и выбил немцев оттуда. Части другого батальона скрытно от врага двинулись в обход высоты по глубокому снегу через освобожденную от противника рощу, неся пулеметы и коробки с боеприпасами.
Каждый шаг давался с трудом. Маневр удался, бойцы батальона оказались на окраине Шлиссельбурга. По заранее согласованному сигналу красной ракеты открыли огонь шесть полковых орудий прямой наводки и семь минометов. Еще не кончился артналет, как неожиданно для врага со стороны Шлиссельбурга двинулась на высоту рота лейтенанта А.М. Горкуна. А когда в атаку с разных направлений перешли другие подразделения батальона, немцы совсем растерялись.
Через 55 минут бой закончился. Стратегически важная высота была взята.
... И вновь в атаку
Командование дивизии поставило полку следующую задачу: 16 января освободить восемь южных кварталов города. Вторая половина дня и ночь ушли на подготовку к штурму. Опыта ведения наступательного боя в крупном населенном пункте у солдат и командиров не было. Штаб полка создал штурмовые группы численностью до 25 человек. Для связи с ними и артиллерией разработали систему сигнализации.
Утром бойцы снова пошли в атаку. Окраинные деревянные дома захватили без особого труда. Ожесточенные схватки начались в районе каменных строений. Наши солдаты старались подойти к ним поближе, забрасывали в окна гранаты, а затем устремлялись внутрь, уничтожая в рукопашной схватке уцелевших немцев.
Одна штурмовая группа лейтенанта В.М. Михайлова ликвидировала шесть дзотов, другая группа лейтенанта А.Д. Васильева отбила у врага два хорошо укрепленных каменных дома. К вечеру батальон старшего лейтенанта Г.Е. Проценко овладел четырехэтажным «Красным домом», с которого просматривались северная и северо-восточная часть города (дом инженерно-технических работников (ИТР) по Советской улице, недавно снесен). Там был оборудован наблюдательный пункт.
Лыжная бригада окружает город
В этот же день на помощь поредевшим полкам дивизии пришла 34-я лыжная бригада под командованием Я.Ф. Потехина. Эта часть формировалась из юношей Ленинграда, переживших блокаду. Вид у них был не солдатский, выглядели они подростками и не могли выполнять минимальные физические упражнения, необходимые для боя. Решить проблему помогло усиленное питание и постоянные тренировки.
16 января бригада вступила в бой. Подавлять огневые точки врага помогали орудия сопровождения, бронебойщики и броневики танковой бригады В.В. Хрустицкого. Наступая из района рощи «Башмак», бригада сумела преодолеть железнодорожную насыпь. Но следующий день выдался особенно трудным.
Основным препятствием явились дзоты, которые прикрывали выход к ладожским каналам. Броневики не могли продвигаться дальше по неровной, заросшей кустарником местности. Их перебросили на поддержку 330-го полка, ведущего бои на улицах города. Истребительно-противотанковый дивизион и рота противотанковых ружей из-за больших потерь не оказали такую же помощь пехоте как в первый день. Тогда среди бойцов и командиров появились смельчаки, которые вступали в единоборство с вражескими дзотами.
Особенно отличился начальник штаба 3-го батальона лейтенант Михаил Бик. Опытным взглядом он определял, откуда ведет огонь огневая точка и выбирал наиболее безопасный маршрут подхода к ней. Затем вместе с рядовыми И. Бирюковым и Н. Васиповым подползал к дзоту. Точными бросками гранат огневая точка врага уничтожалась.
Тем временем продолжил наступление 330-й полк. Значительно облегчил продвижение наших бойцов батальон броневиков под командованием Л. Легезы. Они выглядели малютками по сравнению с танками КВ-1 и Т-34. Но экипажи этих машин совместно с штурмовыми группами отбивали дом за домом, подвал за подвалом.
К исходу дня полк овладел уже 12-ю кварталами. Трудно преодолимой преградой для бойцов стали здания ситценабивной фабрики. Во время артобстрелов, немецкий гарнизон спускался в подвальные помещения, вызывал огонь своей дальнобойной артиллерии на себя, а после прекращения артобстрела успешно отбивал атаки. Однако ценой немалых потерь удалось их выбить и оттуда.
Тогда же, 17 января, попал в плен немецкий офицер – командир батальона 170-й дивизии, который сообщил, что гарнизон получил приказ ночью оставить Шлиссельбург и пробиваться к своим через Рабочий поселок № 1. Эти сведения срочно были доведены до бойцов 34-й лыжной бригады. Показания пленного подтвердились. Рано утром следующего дня бригада отразила атаки немцев, пытающихся вырваться из кольца. Затем они сами перешли в наступление и уже в 10 часов вышли к каналам, выполнив свою боевую задачу.
Последний день обороны крепости
18 января активное участие в освобождении Шлиссельбурга принял гарнизон крепости «Орешек» На основе доклада наблюдателя, который сообщил, что в городе ночью происходили взрывы и пожары, комендант крепости А.В. Строилов понял: оккупанты оставляют город. Рано утром Строилов проявил инициативу и отправил часть сил гарнизона в атаку. Комендант рисковал, ведь наступающие по льду защитники «Орешка» могли повторить судьбу 55-й бригады.
Дальнейшие события отражены в его донесении: «Коменданту 16 УР. В 9 утра 18 января 1943 г. наблюдением было установлено появление мелких групп 330-го стрелкового полка правее ситценабивной фабрики. Оценивая обстановку и не имея права бездействовать при отсутствии вашего приказа я решил: с левого фланга Ладожского озера взводом автоматчиков, взводом стрелков при поддержке пулеметного и минометного взводов нанести удар в направлении первого изгиба и помочь подразделениям 330-го полка.
Через 30 минут после приказа вышеуказанные подразделения вступили в восточную и северную часть города, овладели им до Староладожского канала включительно. При внезапном и ошеломляющем появлении автоматчиков под командование младшего лейтенанта Клунина сопротивление противника, стрелявшего из двух пулеметов с двух направлений, было сломлено, и противник, убегая в панике на юго-восток, оставил в городе боеприпасов и продовольствия: винтовок – 10, ПТР – 3 (противотанковые ружья), минометы 50 мм. – 3, 82 мм- 1, пулеметы – 3, крупнокалиберный -1, пушка 37 мм, патроны винтовочные 75 тыс., мины 50 мм. – 600, гранаты – 130, ракетницы – 1, телефонные аппараты – 8. Велосипедов -2, стереотруба, шинели 30, одеял -100, плащ-палаток- 40, сапог и ботинок – 43, шубы офицерские – 4, 2 собаки-овчарки».
Строилов скромно умолчал о консервах, шнапсе и вине, которые победители разделили между собой. На берегу Староладожского канала защитники Орешка соединились с бойцами 330-го полка. В 14 часов Красное знамя взвилось над куполом церкви. В 16 часов последние очаги сопротивления оккупантов были подавлены. Шлиссельбург – город-ключ, сданный немцам без боя 8 сентября 1941 года, был освобожден.
Победа!
Вместе с передовыми частями в Шлиссельбург вступила оперативная группа особого отдела Ленинградского фронта под руководством П.А. Соснихина. В городе располагались учреждения оккупантов, представляющие интерес для чекистов. Группе удалось захватить ценные документы. Среди них, как пишет в своих записях П.Н. Никитич-Ребус, «все приказы Ставки Германского командования с начала войны, схемы наших укреплений в Ленинграде и под ним, протоколы опроса перебежчиков!! В этих протоколах все! В частности, характеристики всех командиров и политработников».
Были задержаны лица, причастные к фашистской разведке, а также активные пособники оккупантов. Среди задержанных было несколько бывших военнопленных, которые носили немецкую форму без знаков различия с белыми нашивками на рукавах, на которых был четко обозначен номер воинской части. Эти «полуфрицы», как их называли местные жители, использовались немцами в качестве тягловой силы для доставки на передовую боеприпасов и продовольствия. Так они спасали свои жизни.
Первым результатом победы стало строительство железной дороги по участку прорыва -Дорога Победы, которая выходила к Шлиссельбургу. Ударными темпами за 20 дней с левого берега Невы на правый построили два временных моста, по которым 6 февраля 1943 года прошел первый эшелон с грузами для блокадного Ленинграда. Если по Дороге Жизни в 1942 году туда доставили 1,7 млн тонн груза, то в 1943 году – уже 7 млн тонн. Это дало возможность ленинградцам накопить силы и полностью снять блокаду в январе 1944 года.
Победа была одержана над сильным, опытным и упорным противником, который дрался до последней возможности. Этой победой наши предки показывают нам, что можно решить любые проблемы, победить любого врага. События тех дней напоминают и о том, что Шлиссельбург – это город-ключ, который нельзя терять.
Сергей Щербович,
старший научный сотрудник
Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»
Рекомендуемые новости
Гордое звание «Почётный житель Кировского района» – самым достойным!
11 апреля 2025В преддверии празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Кировском районе проходит вручение удостоверений и памятных подарков почётным жителям. Руководители района Юнус Ибрагимов и Сергей Ельчанинов, их заместители, а также представители администраций городских и сельских поселений лично посетили ветеранов, чтобы вручить им заслуженные награды.
Шлиссельбуржцы улучшают жилищные условия
03 апреля 20253 апреля глава администрации Шлиссельбургского ГП Александр Маслаков вручил свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья трем семьям нашего города.
В Кировске вручили сертификаты на улучшение жилищных условий
03 апреля 20253 апреля произошло знаменательное и радостное событие двух многодетных семей и одного молодого гражданина: в торжественной обстановке глава администрации МО «Кировск» Ольга Кротова вручила свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
С днем рождения, любимый Кировский район!
02 апреля 2025В этом году Кировский район отмечает 48 лет со дня своего основания. Сегодня, 2 апреля, почётных гостей по случаю празднования этой даты собрал Дворец культуры города Кировска.
Медали – героям! ⠀
21 марта 202521 марта помощник сенатора РФ Дмитрия Василенко – депутат Законодательного собрания Ленинградской области Михаил Коломыцев, глава районной администрации Сергей Ельчанинов, руководители Приладожского городского поселения Вячеслав Гришин и Денис Столбунов, руководители Синявинского городского поселения Юрий Ефимов и Елена Хоменок, а также участник СВО Доротти Горелов вручили медали «80 лет Победы в Великой Отечественной войне» ветеранам-жителям блокадного Ленинграда – семейной паре Леониду Дмитриевичу и Светлане Александровне Дьяконовым из посёлка Синявино,а также Людмиле Владимировне Быковой из посёлка Приладожский.⠀
Наши герои – наша гордость!
17 марта 2025В Кировском районе продолжается вручение медалей «80 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
В Шлиссельбурге стартовал проект "Мамы в фокусе внимания"
15 марта 2025В минувшие выходные в поликлинике Шлиссельбурга (Кировская КМБ) прошло масштабное мероприятие в рамках нового социального проекта #Мамывфокусевнимания.
Награда в честь 80-летия Великой Победы
10 марта 2025В Кировском районе проживает 338 ветеранов Великой Отечественной войны, удостоенных юбилейной медали «80 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».