Наш край

Лаврово – тихое местечко в Кировском районе

Лаврово – тихое местечко в Кировском районе

О прошлом и настоящем деревни, через которую проходила Дорога жизни, рассказывает коренной житель Геннадий Рыжов

В Кировском районе немало живописных мест, облюбованных рыбаками, охотниками и другими отдыхающими. Особой популярностью пользуются отдалённые уголки – Назия, Лаврово, Нижняя Шальдиха, Кобона... Редакции газеты «Ладога» посчастливилось побывать в одном из таких тихих и уютных местечек – насладиться окрестным воздухом, живописными видами и, конечно же, пообщаться с местными жителями.

Встретил нас коренной житель д. Лаврово и местный активист Геннадий Васильевич Рыжов. Сейчас он пенсионер на заслуженном отдыхе, а в прошлом служил на Северном флоте.

Тишь да благодать!
На первый взгляд деревня Лаврово напоминает один из многочисленных осиротелых населённых пунктов, где когда-то было многолюдно и кипела жизнь, а теперь – грунтовая дорога, старые покосившиеся дома, неухоженный вид прибрежной зоны.
Однако по ту сторону моста мы замечаем местный клуб, в этом же здании расположена библиотека, во дворе – новенькая детская площадка с качелями, горкой, машинкой и песочницей. Дружной гурьбой к игровой зоне несётся на велосипедах местная детвора – именно здесь они собираются, чтобы пообщаться и порезвиться.
Геннадий Васильевич замечает, что площадку здесь поставили недавно – администрация Суховского сельского поселения похлопотала. Говорит, не забывают про деревню – в помощи никогда не отказывают.

По указу Петра Великого
Родные места Геннадий Рыжов любит с детства. Историей своей малой родины с удовольствием делится с приезжими гостями:
– Нынешняя деревня Лаврово образовалась при Петре I, который возводил на этой земле Староладожский канал. Когда копали канал, через каждые 8-9 километров, где был выход к Ладоге, строились деревни, очень похожие друг на друга – так появились Кобона, Лаврово, Назия, Шальдиха. Для надлежащего уровня воды в канале были построены каменные мосты и шлюзы, которые перекрывали по необходимости. Дороги по населённым пунктам были вымощены булыжником (кое-где они ещё остались), чтобы лошади не вязли в грязи. Со временем и этого сообщения не хватало, тогда и проложили Новоладожский канал.

 

Интересный факт!
«Впервые деревня упоминается в писцовой книге Водской пятины 1500 года как деревня Лаврово на Лаве в Егорьевском Теребужском погосте Ладожского уезда. В XVII веке эти земли были частью шведской провинции Ингерманландии, а граница проходила по реке Лаве. Шведы сожгли деревянную церковь, русское население ушло в соседние ладожские и тихвинские земли. С началом Петровской эпохи многое изменилось. Через эти места проходил тракт, который связывал Петербург с Петрозаводском и Тихвином. В Лаврово сохранились канальные каменные шлюзы петровских времён. В конце XVIII – начале XIX веков крестьяне и пришлое население занимались проводкой судов по ладожским каналам. Этот промысел называли «бечевым». Под названием Лава деревня упоминается на карте Санкт-Петербургской губернии 1792 года» (Википедия)

 

По словам рассказчика, в деревне сохранились дома, которые были построены до Октябрьской революции. Эти «громадины» гордо смотрят на мост – удивительно, как за такой внушительный срок они не обрушились. Более того, они по-прежнему жилые. На первых этажах этих домов раньше располагались лавки и постоялые дворы, а на вторых – жилые помещения. Такие дома были возведены для обслуживания канала, отдыха экипажей, лошадей.

Место силы и духовного очищения
– А на этом месте была наша старая церковь – большая, деревянная, пятикупольная, со звонницей, – Геннадий Васильевич переводит взгляд на новенький деревянный храм, расположенный неподалёку, – Теперь здесь – храм Святителя Николая. Построен на средства местных жителей и дачников. Всем миром собирали на строи-
тельство – вернули из небытия.
Начиная с 1930 года Лаврово считалось селом, а не деревней. В центре стояла деревянная церковь Николая Чудотворца, которую разобрали в 60-е годы. Фундамент здания, состоявший из гранитных плит, пошёл на строительство почты, здрав-
пункта и частично – клуба. Церковную утварь и иконы люди унесли в свои дома, чтобы сохранить. Одна из самых больших икон – Святого Пантелеймона – висела над кроваткой маленького Гены.
– Я под ней вырос, икона висела прямо над изголовьем, – говорит Геннадий Васильевич. – Бабушка верила, что икона непременно убережёт внуков от беды. Когда мы построили храм, икону отреставрировали и вернули на место. Теперь она оберегает всех детей деревни Лаврово.
На месте церкви на протяжении нескольких десятков лет находился пустырь с прицерковными захоронениями довоенного времени, сохранившимися до сих пор. Лавровчане много лет собирали денежные средства. Как говорится – с миру по нитке, чтобы вновь возвести на своей земле духовный храм.
Инициатором строительства выступила Любовь Фёдоровна Завьялова. Перед смертью (её не стало в 2016 году) она передала дело всей жизни Геннадию Васильевичу. Вот, с тех пор и нет ему покоя. Пока не доведёт дело до конца – не отступит. Такой уж характер!
– В 2010 году мы организовали сбор на строительство нового храма. В 2013 – заложили фундамент, а в 2017 году закончили это благое дело. Сегодня мы стараемся поддерживать это святое место, приводим в порядок территорию храма. Нам важно, чтобы молодые односельчане видели, насколько это важно, и не забывали свои корни, приезжали сюда и вспоминали тех, кого уже нет с нами на этой земле.
Церковь святителя Николая приписана к храму святой блаженной Ксении Петербургской посёлка Приладожский. Отец Родион Лопатин регулярно приезжает и проводит службы. Жители выбрали церковного старосту – Марину, которая приглядывает за святым местом, следит за порядком внутри храма и на прицерковной территории.

Дорога жизни
Помимо двух знаменитых каналов – памятника инженерной мысли XVIII века Староладожского и бесшлюзного Новоладожского, построенного в XIX веке, здесь проходил первый маршрут Дороги жизни, спасшей от голодной смерти тысячи ленинградцев.
– Дорога жизни проходила от станции Войбокало через наши деревни – Колосарь, Ручьи, Лаврово – выходила на Ладогу, затем шла на Кобону по берегу Ладожского озера и далее. Во время войны в здании церкви Николая Чудотворца был «откормочный» пункт. Когда эвакуированных привозили из Ленинграда, перед погрузкой на железную дорогу (проходила в 200 метрах) и отправкой в тыл, здесь их выгружали, и они умирали в нашей деревне не десятками, не сотнями – тысячами! Захоронения как такового не было – их зарывали прямо в траншеи, которые выкапывали местные жители. Теперь на этом месте – кладбище. Об этом долгое время молчали, но в конце 80-х – начале 90-х годов памятное место решили увековечить.
Недалеко от места, на котором возвели церковь, находятся два памятника. Один из них администрация поставила на месте массового захоронения в конце 80-х. Обелиск, посвящённый ленинградцам, погибшим при эвакуации в 1941-1943 годах, хранит воспоминания о героях войны, которые были захоронены в Лаврово. Второй памятник – «Нашим землякам, погибшим в боях за Родину в 1941-1945 гг.» – установили сами местные жители с помощью мецената В.Н. Ванина (его не стало в 2021 году). На плите – перечень фамилий жителей деревень Лаврово и Ручьи, не вернувшихся с войны (70 человек). Есть на плите и фамилия дяди Геннадия Васильевича – Александра Фомича Рыжова. На кладбище, что расположено неподалёку (местные жители называют его «Фёдоровка»), похоронены родные Геннадия Рыжова. Сохранился здесь и самый первый памятник, под которым покоится Михаил Васильевич Карелин (захоронение 1906 года).
– Мой отец – Василий Фомич – 1921 года рождения. Когда началась Великая Отечественная война, он проходил действительную военную службу в Гродно возле Брестской крепости. Затем ушёл в партизаны в Белоруссии. В августе 1944 года вернулся с ранением, получил инвалидность. Его не стало в 1978 году в 57 лет. Семья у нас была большая – Рыжовых здесь полкладбища, – говорит Геннадий Васильевич.
Поддерживать местную дорогу на кладбище активным жителям помогает и местная администрация. Общими усилиями обрезают кусты и выкашивают заросли, организуют субботники по уборке территории и вывозят накопленный мусор.
На въезде в деревню есть ещё один памятник – «Советским воинам, погибшим в боях за родину в 1941-1945 годах». Именно в этом месте жители деревни Лаврово собираются 9 мая и в другие памятные даты. Здесь же в советские годы посвящали в пионеры.

Родом из детства
О том, какой деревня была в советский период, мой собеседник вспоминает с теплотой и чуть уловимой, слегка печальной, улыбкой. Жизнь здесь била ключом. Во время его детства в деревне работали детский сад, школа, клуб, библиотека, сельский совет и фельдшерский пункт.
– Раньше это была большая промышленная деревня. Ни колхоза, ни совхоза здесь никогда не было. Зато работал большой лесопильный завод с четырьмя цехами: лесопильный, тарный, столярный, механический. По новому каналу сплавляли лес с Ладоги и Вытегры в Санкт-Петербург, попутно баржи заводили через этот лесопильный завод, который сгорел в перестроечное время.
Была в Лаврово и своя пекарня. Свежий хлеб развозили на лошадях по близлежащим деревням. Её закрыли ещё в советские времена, когда стали появляться крупные хлебозаводы. Теперь два небольших полуразрушенных здания смотрят на Староладожский канал из-за зарослей.
В 1971 году Геннадий Рыжов отправился служить на Северный флот в Мурманск, где и остался жить. Там он осел, женился, обзавёлся семьёй, и долгое время не наведывался в родные края. И только выйдя на пенсию, твёрдо решил вернуться.
Геннадий Васильевич приезжает в родную деревню поздней весной и живёт здесь до первых холодов. Говорит, праздник Великой Победы старается не пропускать – в мае уже здесь, принимает активное участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий. В эти дни в Лаврово становится людно – приезжают дачники, а также заглядывают делегации, чтобы почтить память погибших воинов.

О наболевшем…
Геннадий Васильевич посетовал на проблему, которая давно беспокоит местных жителей – состояние местных дорог. Больше всего хлопот доставляет шестикилометровый путь регионального значения, ведущий до деревни Колосарь через Ручьи. Это единственное сообщение между Лаврово и другими населёнными пунктами района.
Долгое время дорога была сильно разбита, затем её отсыпали песчано-гравийной смесью. Да, ездить стало гораздо комфортнее, но появилась другая проблема – во время движения транспорта (в летний период движение здесь довольно активное), поднимается пыль столбом. Люди жалуются, что в сухую погоду невозможно выйти на улицу и даже окон не открыть.
Лавровчане не теряют надежду, что когда-нибудь эту дорогу, где в годы войны проходила легендарная Дорога жизни, всё-таки заасфальтируют. По крайней мере, это решило бы массу проблем и, возможно, привлекло бы сюда ещё больше туристов.
Ещё одной болевой точкой является Староладожский канал, который, по словам лавровчан, снят с баланса (шлюзы в Шлиссельбурге закрыты) и постепенно превращается в болото, зарастая травой и тиной. Застоялая вода источает неприятный запах, который в летнее время разносится по всей округе, а уж о том, что туда не заходит рыба, уже и речи не идёт.
Но самый острый вопрос, который волнует всех жителей деревни, это отсутствие питьевой воды. Во всех колодцах – исключительно техническая вода. Местные жители ездят за «источником жизни» за 18 километров. Кто может себе позволить, заказывает доставку бутилированной воды.
– Раньше на этом месте было Ладожское озеро. В ледниковый период вода ушла, и со временем образовался 4-метровый почвенный слой, а под ним – 400 метров кембрийской глины. Бурили, искали, но так ничего толкового не нашли. Так что приходится ездить за водой в соседние населённые пункты.
По словам Геннадия Васильевича, деревня, несмотря на трудности, по-прежнему живёт. Да, местных жителей, постоянно проживающих здесь, осталось не так много (всего-навсего человек тридцать, а коренных – и того меньше), но приезжие и дачники с удовольствием отдыхают в этом тихом и уютном месте наедине с природой.
– В выходные и праздничные дни здесь народу как на Невском проспекте, – шутит мой собеседник. – В каждом дворе – лодка, а то и не одна, катера, машины. Отдыхающих много – кто на рыбалку, кто в лес по грибы и ягоды, кто на шашлыки приезжает. Вот, была бы ещё дорога хорошая, чтобы местные жители смогли жить спокойно, а туристы по достоинству оценить это памятное место

Варвара ПЧЁЛКИНА, фото автора

Вернуться к списку наш край

Рекомендуемые новости
Последний полёт. Ленинградские поисковики подняли со дна болота ИЛ-2 времён Великой Отечественной войны ✈
наш край

Последний полёт. Ленинградские поисковики подняли со дна болота ИЛ-2 времён Великой Отечественной войны ✈

06 октября 2023

Свой последний боевой вылет экипаж штурмовика ИЛ-2 под управлением пилота Николая Просветова и стрелка Дмитрия Морева совершил 1 апреля 1943 года. Спустя 80 лет их самолёт в глухих лесах Кировского района нашли ленинградские поисковики. Поднять боевую машину со дна болота было непросто, но ленинградцы успешно справились с этой задачей.

Ирина Стоян: «Давайте вместе писать  историю Кировского района!»
наш край

Ирина Стоян: «Давайте вместе писать историю Кировского района!»

19 августа 2022

Знаете ли вы историю родного края? Наверняка что-то слышали от родных и знакомых, что-то читали из газет и книг по краеведению, с чем-то знакомились в стенах музеев. Но, поверьте, никто не знает её так хорошо, как профессионалы, которые уже много лет занимаются поиском исторических фактов, созданием и выпуском сборников о кировской земле.

Земля – что может быть дороже?
наш край

Земля – что может быть дороже?

29 июля 2022

Имя Владимира Константиновича Балюка, директора сельскохозяйственного предприятия «Дальняя Поляна», расположенного в Путилово, известно всем в районе. Да и за его пределами.

Воспоминания о прошлом. Часть 1
наш край

Воспоминания о прошлом. Часть 1

13 августа 2021

Торфопредприятие «Назия» – Назиевстрой технический
В редакцию газеты «Ладога» обратилась уроженка Назии Лариса Петровна Золотых (Панкратова) с просьбой опубликовать ее воспоминания. Женщина проживает в г. Тольятти с 1971 года, но своей родиной всегда считала Кировский район (ст. Жихарево). О любимом поселке, торфопредприятии «Назия», и многом другом она написала документальный цикл. Это истории о событиях 80-летней давности, свидетелем которых сам автор и является.

Шестая рота: не на жизнь, а на смерть
наш край

Шестая рота: не на жизнь, а на смерть

24 января 2020

29 февраля 2000-го в Чечне под Аргуном на рубеже Улус-Керт – Сельментаузен героически погибла шестая рота 104-го парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ под командованием подполковника Марка Евтюхина.

Маленькие герои большой войны
наш край

Маленькие герои большой войны

20 января 2020

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к врагам.

Дети войны
наш край

Дети войны

24 мая 2019

В Берёзовской библиотеке пос. Старая Малукса прошла встреча учеников начальной школы с ветераном Великой Отечественной войны Л.А. Мельниковой. В полной тишине наши дети слушали рассказ о маленькой девочке из сороковых, которой пришлось пережить страх, холод и голод. Любовь Александровна родилась в 1938 году. Семья жила в дер. Виняголово. Деревня была большой: в ней были своя церковь, клуб, магазин...

Потомки воина-дагестанца – лейтенанта Михраба Ибрагимова посетили памятные места Кировского района
наш край

Потомки воина-дагестанца – лейтенанта Михраба Ибрагимова посетили памятные места Кировского района

07 мая 2019

25 апреля потомки воина-дагестанца – лейтенанта Михраба Ибрагимова в составе делегации Дагестанской республики посетили памятные места Кировского района (музей-панораму «Прорыв», мемориал Синявинские высоты). Этой весной герою Великой Отечественной войны исполнилось бы 100 лет.