Защити свои права, турист!

Рост количества туристских компаний и снижение стоимости туристских услуг с целью привлечения клиентов отражаются на качестве туристского обслуживания. Нарушения прав туристов стали нормой работы туристских компаний. Однако, как показывает судебная статистика, пострадавшие туристы редко отстаивают свое недовольство правовым способом, хотя Закон РФ «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» позволяют эффективно защищать права туристов в судебном порядке. На самые актуальные вопросы отвечает главный специалист-эксперт ТО Управления Роспортебнадзора в Кировском районе Юлия Рыжова.
Какие существуют нарушения в сфере предоставления туристских услуг и что при защите своих прав необходимо доказывать?
- Можно выделить три группы нарушений, которые чаще всего допускаются туристскими фирмами, это:
1) нарушения прав потребителей в сфере предоставления услуг авиаперевозок;
2) нарушения прав потребителей, возникающие при размещении в отеле либо связанные с несоответствием заявленных условий проживания фактическим;
3) нарушения прав потребителей при проведении экскурсионных программ.
Наибольшее количество претензий, которые предъявляются туристами, связано с услугами авиакомпаний. При этом необходимо отметить, что претензии к туристской компании по поводу качества перевозки пассажиров и их багажа можно предъявить только в том случае, если стоимость билетов входила в стоимость тура, в противном случае все претензии необходимо предъявлять непосредственно авиакомпании.
При утрате, недостаче или повреждении багажа потребителю необходимо иметь билет на соответствующий рейс; багажную квитанцию.
За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза пассажира, авиакомпания несет ответственность в следующих размерах:
• стоимость багажа, принятого к перевозке с объявлением ценности, возмещается согласно его оценке;
• стоимость багажа, принятого к перевозке без объявления ценности, возмещается в размере его стоимости, но не более 2 минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса;
• стоимость багажа, находившегося при пассажире, возмещается в размере его стоимости, а если ее нельзя установить, то в размере не более чем 10 минимальных размеров оплаты труда.
Если авиакомпания не доставляет пассажира (груз или багаж) вовремя, то за каждый час просрочки она должна заплатить не более чем 50 % от цены билета, однако компания будет пытаться доказать, что во время полета были какие-либо форс-мажорные обстоятельства.
При задержке рейса, если это повлекло сокращение дней пребывания или иные расходы, то в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» турист имеет право требовать от туристской компании уменьшения цены оказанной услуги; безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (увеличения дней пребывания или иного возмещения); возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами.
Вторая группа нарушений прав потребителей связана с размещением в отеле и несоответствием заявленных условий проживания фактическим. Это неудовлетворительное состояние места проживания (антисанитарные условия, плохое качество предлагаемой пищи, отсутствие соответствующего обслуживания);
несоответствие категории отеля условиям договора; удаленность отеля от города или пляжа, отсутствие развлечений.
Третья группа претензий связана с содержанием экскурсионных программ. Согласно ст. 10 Закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в договоре должен указываться маршрут путешествия. При отступлении туристской компанией (гидом) от указанного маршрута, турист вправе потребовать возмещение расходов, направленных на компенсацию причиненных неудобств.
Как правильно выбрать туристскую организацию?
- Названные компании подразделяются на две основные группы: занимающиеся туроператорской (формирование, продвижение и реализация туристского продукта (право на тур, предназначенное для реализации туристу)) и турагентской (продвижение и реализация туристского продукта) деятельностью.
Таким образом, турагент просто выступает как посредник между туроператором, который формирует тур, и туристом. Следствием данного обстоятельства, как правило, служит более высокая цена туристской путевки.
Одновременно с этим существует и разделение туроператоров на различные группы в зависимости от того, с какими регионами они сотрудничают по формированию туристского продукта. Кто-то занимается внутренним туризмом, кто-то – выездным, кто-то и тем и другим. В связи с этим важно отметить, что универсальных туроператоров не существует. Как правило, крупный туроператор разрабатывает около пяти – восьми направлений, если же к нему обращаются с просьбой организовать тур куда-либо еще, то он просто выступает как агент, обращаясь к другим туроператорам.
Таким образом, представляется целесообразным предварительно определиться с возможным территориальным направлением отдыха и в зависимости от этого подбирать туроператора, занимающегося формированием туров именно по выбранному вами региону.
Продолжение в следующем номере
Рекомендуемые новости
Характер разведчика, талант переводчика
30 апреля 2025Дочь фронтовика: «Я думала, что папу в Выборге уже никто не помнит…»
В поддержку пережившим военные тяготы…
30 апреля 2025Ленинградские врачи помогают коллегам из ДНР
Доротти Горелов: «Коптер был так близко, что я ощущал ветер»
30 апреля 2025Рубрика «Наши герои» пополняется новыми историями участников СВО. Каждую из них мы пропускаем через сердце и передаём дальше – нашим читателям. Сегодня мы делимся с вами необыкновенным примером стойкости и жизнелюбия. Каждый, кто знаком с этим человеком, думаю, с нами согласится.
Спрашивали? Отвечаем!
29 апреля 2025Ответы на вопросы, поступившие губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко от жителей Ленинградской области в ходе прямой телефонной линии 3 марта 2025 года.
Ветеранам СВО помогут освоить цифровые навыки
25 апреля 2025«Мультицентр социальной и трудовой интеграции» («Мультицентр»), Сбер и международная школа программирования и математики «Алгоритмика» заключили соглашение о сотрудничестве. Цель партнерства — создать условия для профессиональной переподготовки цифровым специальностям участников специальной военной операции и членов их семей в Ленинградской области.
Первый в РФ стеклодувный театр появится в Ивангороде
25 апреля 2025Первый в России стеклодувный театр появится в отреставрированном здании газгольдера в микрорайоне Парусинка в Ивангороде. По предварительным расчётам, это большое – не только для Кингисеппского района, но и Ленинградской области – событие произойдёт в течение пяти лет. Средства на воплощение столь амбициозных планов вскоре будут выделены – проект мастерской «Верес» кингисеппца Виктора Федосеева стал победителем конкурса от благотворительного фонда Владимира Потанина «Индустриальный эксперимент» благотворительной программы «Музей без границ» в номинации «Индустриальный старт».
Маленький семейный бизнес
25 апреля 2025О молодом предпринимателе и новом развивающем производстве в городе Пикалёво
Золотая свадьба: 50 лет любви, уважения и верности
25 апреля 2025Истинная любовь, как золото, никогда не тускнеет и с годами становится лишь ценнее. Золотая свадьба – это не просто юбилей, это символ крепкой семьи, преодолевшей испытания временем. 25 апреля 2025 года супруги Николаевы из Шлиссельбурга – Виктор Васильевич и Людмила Армашевна – отметили 50-летие совместной жизни.