Рождество Христово

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным.
«Я возвещаю вам,- говорит Ангел вифлеемским пастухам, - великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!».
12 дней после праздника Рождества Христова называют Святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. Праздник Крещения (Богоявления) замыкает двенадцать святочных дней. На Богоявление Церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало его проповеди. В этот день повсеместно в храмах, на реках, озерах, совершается водосвятие, обряд освящения воды в проруби, сделанной в виде православного креста.
Сочельник
Канун праздника и последний день Рождественского поста называется сочельником, от названия главного блюда, которое употребляется в этот день - сочива. Готовится сочиво из зерен пшеницы, риса.
Вообще ужин в этот вечер сопровождался многими традициями и обрядами. Современным хозяйкам не следует путать скромный ужин, приготовленный на Святой вечер, и праздничный семейный ужин на Рождество Христово. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа. (Учитывая, во сколько начинает темнеть в наших широтах, первые звезды появляются на небе в 16-17 часов). Кроме сочива к столу подавались и другие постные блюда.
А вот на само Рождество Христово (7 января) готовили уже большой праздничный стол. Пост окончился, поэтому можно было отведать мясо в самых разнообразных вариациях: домашнюю колбасу, жареного поросенка, фаршированного гречневой кашей, гуся или утку с антоновскими яблоками, студень, окорок, буженину, бараний бок с кашей, а заливную рыбу и многое другое.
Как приготовить сочиво
1 стакан зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1 - 3 столовые ложки меда, сахар по вкусу.
На воде из чистых зерен пшеницы варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу.
Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.
Иногда сочиво готовят из риса, но рис не должен быть «размазней». Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это не обязательно. Для подслащивания лучше использовать только мед.
Но, к сожалению, многие воспринимают святочные дни как дни необузданного веселья, праздности. К изначальному смыслу Святок это не имеет никакого отношения.
Святки - дни радости о том, что родился для нашего спасения Господь Иисус Христос. Принято ходить в гости, навещать больных, стариков, заключенных, бедняков, да-рить подарки, чтобы и они могли разделить с нами счастье Рождества Христова. Специально к этим дням с детьми разучивают духовные стихи, песнопения, рождественские сценки.
По неведению святость этих дней часто нарушается "народными обычаями", в частности гаданиями.
Но на самом деле православная церковь вовсе не одобряет проведения в эти дни гаданий. Подобные суеверия всегда запрещались. В правилах VI Вселенского Собора говорится: "Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, … да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают».
ТРАДИЦИИ РОЖДЕСТВА
Накануне Рождества детям читали евангелие или рассказывали о рождении Христа. В Сочельник и рождественскую ночь зажигали и ставили на окна свечи. А на улицах жгли костры, чтобы согреть в морозную зимнюю ночь новорожденного Иисуса Христа. Вокруг этого праздника существует немало и других замечательных традиций.
Колядки на Святки
По всей территории России был распространен обычай на Святки обхода домов молодежью или детьми и колядования. Они ходили с бумажными звездами и фонариками пели рождественские песни, славящие Христа, шутили, разыгрывали целые спектакли, плясали. А хозяева были рады пригласить певцов в дом, к столу, или щедро наградить их рождественскими лакомствами. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки. Не принять христославов считалось грехом для хозяев. Подобные обходы или колядки в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год накануне Васильева дня (по старому стилю) и в крещенский сочельник.
Рождественская елка
История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена, Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом:
Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженныесвечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия. Именно здесь, у древних германцев, она и стала сначала новогодним, а позже — рождественским растительным символом. Освоенный в Германии обычай к началу XIX столетия начинает распространяться по другим странам Ев-ропы. Первыми переняли у немцев рождественское дерево жители северных европейских стран, хотя наряженная елка не получила среди них полного признания вплоть до середины XIX века
В России обычай новогодней елки ведет свое начало с петровской эпохи. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника: «пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостиной Дворе». Однако к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма косвенное отношение, ведь город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями, которые являлись скорее атрибутом новогоднего городского пейзажа. После смерти Петра на долгое время его рекомендации были основательно забыты. Елка как с символом Рождества встречается в России в начале XIX столетия. Пришедшая из Германии традиция в 30-40-х годах 19 века начинает усваиваться русскими семьями Петербурга. Первое упоминание о елке появилось в «Северной пчеле» накануне 1840 года: газета сообщала о продающихся «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками» елках. Год спустя в том же издании появляется объяснение входящего в моду обычая:Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова: Weihnachtsbaum. Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфектами, плодами, игрушками, книгами составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение...
На первых порах «немецкое нововведение» было доступным лишь состоятельным горожанам. Но уже к середине XIX века немецкий обычай прочно вошел в жизнь российской столицы. Елка становится для жителя Петербурга вполне привычным явлением. Торговля ими началась где-то с конца 1840-х годов. Продавались елки у Гостиного двора, куда крестьяне привозили их из окрестных лесов. Это, конечно же, значительно удешевило цену на деревья, хотя городские бедняки все равно далеко не всегда могли позволить себе удовольствие устроить елку. Ведь помимо самого деревца требовались еще и елочные украшения, и свечи, и подарки для детей.
Огни
Обычай зажигать на дереве свечи — очень давний и неоднократно упоминается в литературных произведениях; так, например, в легендах про короля Артура встречаются эпизоды, в которых описывается освещенное дерево]. Рождественское дерево со свечами и украшениями, установленное на улице, впервые упомянуто в 1737 году, опять же в Германии. Раньше во время празднования Рождества одной из главных опасностей были рождественские свечи. Поэтому в гостиных держали ведра воды на случай пожара. Идея использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису. К тому времени нити электрических лампочек уже использовались в телефонных распределительных щитах, Моррису лишь пришло в голову развесить их на елке. Первые уличные Рождественские елки с электрическими гирляндами появились в Финляндии в 1906 году.
Материал подготовила Ольга Кольчугина
При подготовке использованы фрагменты из книги Е. В. Душечкиной «Русская ёлка: История, мифология, литература»
Рекомендуемые новости
Судебные приставы и алименты: как обеспечить справедливость?
23 мая 2025Накануне Международного дня защиты детей управление Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области традиционно проводит акцию «Судебные приставы-детям». Мы поговорили с заместителем руководителя ведомства Ириной Капустиной, которая рассказала о роли судебных приставов в обеспечении исполнения алиментных обязательств, о сложностях, с которыми они сталкиваются в этой сфере, и о том, как современные технологии помогают в работе. Она также поделилась своим мнением о значении профессионализма и ответственности в деятельности судебных приставов для защиты прав детей и обеспечения справедливости в семейных вопросах.
Руслан и Ульяна: диалог о любви и верности
23 мая 2025Руслану 26 лет. Высокий, худощавый. На мундире награды: орден Мужества, медали «За спасение погибавших» и «Участнику специальной военной операции».
«Цепи отпали»: немецкая эмигрантка обрела свободу в России
16 мая 2025Сегодня для коренной немки Гретты (имя из соображений безопасности изменено) нет большей радости, чем жить в ладу со своей совестью и дышать одним воздухом с русскими людьми, которых она искренне уважает и считает родными по духу. Путь к этому ощущению был долгим и тернистым, полным разочарований и переосмыслений, но в конечном итоге привёл Гретту к единственно правильному решению – переезду в Россию.
Песни военных лет, марш памяти, добрые поздравления: Кировский район отметил 80-летие Великой Победы
16 мая 20259 мая наша страна отпраздновала самую священную и значимую дату – 80-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Это событие наполнено гордостью, величием, мужеством и отвагой, а также глубоким уважением к тем, кто сражался за нашу свободу. Шествия «Бессмертного полка», торжественно-траурные митинги, концерты, мастер-классы, соревнования, спектакли, концерты и, конечно, салют в честь героев-победителей – все они вошли в череду проведённых мероприятий.
Какими будут Кировск, Отрадное и Шлиссельбург – выбор за тобой!
16 мая 2025В России проходит онлайн-голосование по программе «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Инфраструктура для жизни». С 21 апреля по 12 июня 2025 года более чем в 1,5 млн муниципальных образованиях, в том числе 39 населённых пунктов Ленинградской области будут выбраны дизайн-проекты объектов благоустройства. О том, перед каким выбором стоят жители Кировска, редакции газеты «Ладога» рассказала куратор и онлайн-волонтёр голосования, а также наша коллега – редактор местной газеты «Неделя нашего города» Лёля Смирнова.
Спрашивали? Отвечаем!
16 мая 2025Ответы на вопросы, поступившие губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко от жителей Ленинградской области в ходе прямой телефонной линии17 марта 2025 года
«Вдохновлённые Героем»: к дружбе и творчеству через сотрудничество
07 мая 2025Интерактивная карта, объединяющая историю и современность, появится в одном из образовательных учреждений Кировского района Ленинградской области. О патриотическом проекте и его перспективах редакции газеты «Ладога» рассказали победители грантового конкурса Движения Первых.
Характер разведчика, талант переводчика
30 апреля 2025Дочь фронтовика: «Я думала, что папу в Выборге уже никто не помнит…»