Общество

Как побороть детскую агрессию?

Как побороть детскую агрессию?
         Недавно на улице мне случайно встретилась старая знакомая. Вид у неё был такой потерянный и подавленный, что я всё же рискнула спросить, что у неё случилось. Оказывается, что её пятилетний сын так искусал девочку из своей группы в садике, что бедняжку даже отвели в медпункт и обработали рану. … «Ты представляешь? - негодовала знакомая. - Ничего не понимаю! Что ему надо? Ну почему он так ужасно себя ведёт?». Она покосилась на стоящего рядом насупившегося сына: «Вот откуда таких манер понахватался? Дома его не бьёт никто, дурацких боевиков он не смотрит, абсолютно нормальный ребёнок, но как только приходит в сад, начинаются проблемы!»
 
   Грустная история и, к сожалению, не редкая. Ребёнок может вести себя агрессивно по многим причинам. Родители часто ссорятся, редко занимаются с малышом, постоянно отсутствуют дома, а когда приезжают с работы, начинают выяснять отношения. Малыш всё это видит, чувствует, впитывает. Он очень хочет, чтобы всё было по-другому, как раньше, тихо, спокойно и дружно, но не знает, как этого добиться. А потому начинает вредничать и вести себя агрессивно по отношению к сверстникам, животным, дабы  родители обратили хоть какое-то внимание на своё чадо. И хорошо, если родители это вовремя понимают и стараются исправить сложившуюся ситуацию. А что, если нет? Начинают ругать, кричать, ставить в угол, а ещё и ремнём, шлепками начинают воспитывать от рук отбившееся чадо, не понимая, что ребёнок никогда не будет вредничать просто  так. Что каждое его действие, поступок связаны с чем-то конкретным.
     Все эти мысли в мою голову пришли именно после той случайной встречи со старой знакомой. Именно тогда, увидев этого маленького мальчика с колючим взглядом, ломающего пластмассовую лопатку и прячущегося за спиной у причитающей матери, я всерьёз   задумалась о детской агрессии. Ведь ещё не так давно, в институте, я писала курсовую на тему агрессии. Но тогда она не вызывала у меня таких философских мыслей. А сейчас у меня у самой ребёнок. Который, кстати, уже (это в возрасте-то двух с половиной лет!) показывает мне свою агрессию. Если я не разрешаю или запрещаю что-то, моя милая улыбчивая девочка превращается в жуткого монстра, который искажает своё лицо в гримасе и колотит меня своими маленькими кулачками. Дескать, на, мама, получи за всё!..
 «Маленькие агрессоры» - откуда они берутся?
    И все же почему одни дети спокойные, улыбчивые, уравновешенные, а другие - истеричные, капризные, нервные? Наверняка вы не раз наблюдали сцену в магазине, когда какой-нибудь мальчуган буквально катается по полу и вопит, чтобы ему сейчас же купили желанную машинку. А другой мальчик в ответ на отказ родителей купить игрушку спокойно промолчит и через пять минут забудет. Ведь мы все воспитываем детей с лучшими побуждениями: хотим, чтобы они выросли хорошими, добрыми людьми, которых бы уважали в обществе, ценили и любили. Ну разве кто-то будет ценить такого сопливого парня, который при каждом отказе будет дрыгать коленками и вопить в три горла, а когда вырастет, и того хуже - начнёт кулаки распускать? Когда речь идет о происхождении каких-то черт характера, высказывают обычно две точки зрения. Согласно одной, черты личности наследуются от родителей и более отдаленных предков. Согласно другой, ребенок подражает тому, что видит вокруг себя, и затем эти образцы поведения закрепляются как устойчивые качества личности. Правдоподобными кажутся оба объяснения. С генами могут передаваться какие-то особенности нервной системы, а значит, типы реагирования на обстоятельства жизни. И все же очень многое зависит от условий воспитания и в семье, и в среде сверстников. Для себя я чётко поняла: чтобы наши дети не выросли такими неврастениками, несдержанными, агрессивными людьми, мы должны заниматься ими с детства, с ранних лет внушать им, что добиваться своего можно не только при помощи слёз, криков и драки, но и просто словами, а иногда и вовсе нужно уступить. Коммуникабельность-это конечно не совсем детское слово, но мне бы очень хотелось, чтобы моя дочь выросла именно коммуникабельной, гибкой и предприимчивой. Чтобы мне не пришлось краснеть за неё ни в садике, ни в школе, ни в институте. Хотя, это, конечно, будет очень непросто. Ведь ошибки делают все - и взрослые и дети.
           
История агрессии начинается с самого раннего детства.
 
     Рождаясь, ребёнок имеет лишь два способа реагирования - это удовольствие и неудовольствие. Когда малыш сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие - он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуления, спокойного и безмятежного сна. Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то он свое недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С возрастом ребёнок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей, обидчиков или ценные для них вещи. Здесь важно сделать акцент на том, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство.   Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. К первому году жизни ребёнка формируется либо базовое чувство доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и тревоги. На формирования отношения к миру влияет много причин.
  
Черты, свойственные агрессивным детям:
 
- они часто перекладывают на других свою вину за вспыхнувший инцидент (он мешал мне играть, не хотел давать мне игрушку);
- в окружающих они видят постоянную угрозу нападения или обиды;
- чаще испытывают негативные эмоции;
- они фиксированы на себе, других людей воспринимают как обстоятельства, мешающие их жизни, не стремятся понимать чувства других.
 
Наш совет
Как себя вести с агрессивным ребенком

 
   1. Во-первых, любовь к ребенку должна быть безусловной. Нельзя допускать высказываний наподобие следующих: «Если ты себя так поведёшь, то мама с папой тебя больше не будут тебя любить!» Нельзя оскорблять ребёнка, обзывать его. Если ребёнок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: «Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один».
   2. Если родители, не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, то сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приёмам социального взаимодействия прежде всего путём наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь родителей).
   3.  Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом, в рисунке, лепке или при помощи игрушек.
   4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться всё меньше и меньше времени, чтобы прийти в себя. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре. Просто дайте ему понять, что вы готовы его выслушать, когда ему плохо.
   5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизни, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.
   6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения, как неотвратимость наказания, возвращение зла.
   7. Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: «Максим не хотел обидеть тебя». Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты. Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза. После этого драчун понимает, что агрессивность не в его интересах.
   8. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, «мы никого не бьем, и нас никто не бьет».
   9. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
 
АГРЕССИВНОСТЬ ПО НАСЛЕДСТВУ НЕ ПЕРЕДАЁТСЯ
 
   Тему детской агрессии корреспондент «Ладоги» обсудила с Ольгой Матвеевой – педагогом коррекционной группы для детей с задержкой психического развития в МГОУ «Теремок».
   - Ольга Адольфовна, в каком возрасте у ребёнка, по вашим наблюдениям, проявляются первые вспышки агрессии?
   - Я думаю, первые вспышки агрессивного поведения у ребёнка можно наблюдать именно тогда, когда родитель перестаёт уделять внимание и время своему ребёнку. И эта детская агрессия выступает здесь именно как протест родительскому невниманию. Часто так получается, что ребёнок приходит из садика домой, а дома компьютер или телевизор, вот и всё. Именно поэтому сейчас мы стали задавать детям на дом домашнее задание.  У них теперь есть ранцы, тетради. Это нужно для того, чтобы у детей был непосредственный контакт с родителями, какое-то общее дело. Родители помогают детям выполнять это задание, проверяют. Вместе учат песни, стихи, лепят, вырезают, рисуют, это очень сближает.
   - Дети одинаково проявляют свою агрессивность?
   - Нет, все по-разному. Кто-то дерётся, кто-то обзывается, кто-то во время обеда может специально что-нибудь пролить на себя, испачкаться.
   - Скажите, а бывают полные антиподы агрессивным детям?
   - Бывают. Спокойные, хорошие, во всех отношениях лёгкие дети. Обычно у таких детей такие же родители, и соответственно микроклимат в семье очень тёплый, добрый, никаких криков, скандалов, ругани.
   - Пример бытовой ситуации в саду. Ваня обозвал Васю, а Вася в ответ стукнул Ваню по голове. И вроде бы оба не правы. На лицо проявление детской агрессивности. Как поступаете в такой ситуации?
   - Ну, во-первых, нужно разобраться, поговорить. Зачем ты это сделал? Зачем стукнул? Вообще в этом плане мы работаем. Еженедельно проводим с детьми беседы в игровой форме, как нужно себя вести в обществе, со взрослыми. Читаем рассказы с аналогичными конфликтными ситуациями, вместе с детьми рассуждаем, кто здесь прав, кто виноват, а как бы ты поступил на этом месте? Так что если возникают подобные конфликтные ситуации именно в группе, мы их всегда разбираем. В итоге дети самостоятельно признают свои ошибки, просят извинения друг у друга.
   - А родителям о произошедшем рассказываете?
   - Обязательно. О каждом подобном инциденте мы сообщаем родителям, чтобы они  имели в виду, и дома  как-то  тоже поработали с малышом. Объяснили ему как можно, как нельзя. Да и кроме того, многие родители сами всегда спрашивают о поведении своего чада, конечно, те родители, которые заинтересованы в его воспитании.
   -Как вы думаете, агрессивность передаётся по наследству? 
  -Я думаю, нет. И даже ребенок несдержанных, агрессивных родителей, попадая в благоприятные условия, возможно, станет их полной противоположностью.
   -А, напротив, в дружной семье может ли ребёнок быть агрессивным?
   -Может. Он элементарно может быть просто эгоистом, тем более, если он один в семье. Отсюда и агрессивное поведение. Он привык, что всегда всё для него, ему. Часто таким детям родители дают установку: «Ты должен быть лучшим». Тем более, если мамочка в жизни не добилась всего, чего хотела. Когда такой ребёнок приходит в детский сад, в коллектив, и видит, что кто-то может делать что-то лучше его, то зачастую он становится агрессивным. «Как же так?!» - думает он. -  «Ведь я же первый!» Такой ребёнок, видящий успехи других и привыкший к похвале, может чужую поделку разрушить, испортить и т.д.
   - Дети нового поколения и прошлого меняются в плане агрессивности?
  -Да, конечно. Мне кажется, что сейчас дети стали более озлобленными, агрессивными. Может быть, это связано с нашей сумасшедшей жизнью. Поменялись и детские ценности. Раньше дети хотели стать космонавтами, строителями, врачами. Сейчас мальчики хотят быть футболистами и президентами. Девочки - фотомоделями, бизнес-леди.
   - В садике, я так понимаю, ваш метод наказания - это беседы. А дома, как Вы считаете, каким образом родители должны наказывать ребёнка?
  - Я считаю, что метод запрета хорош именно для домашнего воспитания. Если ребёнок провинился и родитель сказал ему, что сегодня он гулять не пойдёт, нужно до конца держать своё слово, не идти на попятную. Как только родитель уступает ребёнку и говорит: «Ну ладно, так и быть, иди, покатайся на горке», - авторитет его в глазах ребёнка резко падает. Таким образом, ребёнок всегда будет добиваться своего.
  - Как Вы относитесь к методу воспитания с помощью ремня, шлепков?
  - Есть, конечно, такие авторитарные родители, которые воспитывают своих детей именно этим способом, но для меня это недопустимо. К своему ребёнку я такой метод не применяла.
  - Видно детей, которых дома воспитывают при помощи ремня?
  - Видно, конечно. Таким детям трудно что-либо объяснить словами, они привыкли, что слушаться взрослых нужно под воздействием ремня, шлепков, криков. Часто дети ждут именно этой реакции от меня, но в садике они, как правило, учатся другому. Такие дети через месяц-два понимают, что лучше услышать обычные слова, чем дождаться очередного шлепка. Хотя бывает и наоборот: дети, которых бьют дома, в садике просто тихие и замкнутые, не идущие на контакт. Приблизительно полгода уходит на то, чтобы расшевелить таких детей. Только тогда они начинают нормально общаться с другими ребятами.

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Водители спецтехники поборолись за звание лучшего в профессии
Общество

Водители спецтехники поборолись за звание лучшего в профессии

30 июля 2025

30 июля на территории карьера горнодобывающего предприятия «Кампес», расположенного в Кировском районе Ленинградской области, прошёл III Ежегодный конкурс профессионального мастерства среди водителей специальной техники — «Лучший в профессии».

На встрече с депутатом Госдумы РФ
Общество

На встрече с депутатом Госдумы РФ

30 июля 2025

29 июля в коворкинг-центре «Кредо» города Кировска состоялась встреча с заместителем председателя комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной думы РФ Ольгой Занко.

Развитие - итог командной работы!
Общество

Развитие - итог командной работы!

29 июля 2025

Сегодня глава администрации Кировского муниципального района Ленинградской области Сергей Ельчанинов с рабочим визитом посетил город Отрадное.⁣⁣⠀

Всероссийскому добровольному пожарному обществу - 65 лет!
Общество

Всероссийскому добровольному пожарному обществу - 65 лет!

24 июля 2025

По такому случаю сегодня в трёх городах Кировского района – Отрадном, Кировске и Шлиссельбурге – прошли торжественные мероприятия.

От саженца до яблока
Общество

От саженца до яблока

17 июля 2025

Сегодня мы отправляемся в удивительное место — крестьянское фермерское хозяйство Марианы Гуцу, более известное, как питомник «Путиловский сад». Это не просто фермерское хозяйство — это история любви к земле, науке и русским сортам плодовых культур. Это возрождение традиционного садоводства в Ленинградской области.

Ярмарка вакансий для ветеранов СВО
Общество

Ярмарка вакансий для ветеранов СВО

17 июля 2025

16 июля в Кировском районе состоялась ярмарка вакансий, организованная для ветеранов специальной военной операции (СВО).

День семьи, любви и верности в Кировском районе
Общество

День семьи, любви и верности в Кировском районе

05 июля 2025

В Суховском поселении состоялось праздничное районное мероприятие, посвящённое Дню семьи, любви и верности под девизом «Все начинается с семьи». Это один из самых молодых праздников в нашей стране, но при этом один из самых значимых.

Новая форма для добровольцев народной дружины
Общество

Новая форма для добровольцев народной дружины

04 июля 2025

Кингисеппский машиностроительный завод приобрёл обновленную партию специальной формы для добровольцев народной дружины.