Наш край

«Узники фашизма: непокоренные вопреки всему»

«Узники фашизма: непокоренные вопреки всему»

11 апреля во всем мире отметили Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, установленный в память об интернациональном восстании узников Бухенвальда.

Всего же на территории нацистской Германии и оккупированных ею стран в годы Второй мировой войны действовало более 14 тысяч концлагерей, гетто и тюрем. Через лагеря смерти прошло более 20 миллионов человек. Примерно 12 миллионов так и не дожили до своего освобождения, среди них – около 2 миллионов детей, которые все тяготы нацистской неволи испытали наравне со взрослыми.
Сегодняшние ветераны, относящиеся к категории малолетних узников фашистских концлагерей – это люди преклонного возраста. В годы войны они были либо подростками, либо совсем маленькими детьми. Не все помнят о событиях тех далеких лет. Но ощущение страха, голода, лишений в этих людях живет до сих пор, несмотря на то, что с победного мая прошло более 70 лет. Ведь детьми они пережили все ужасы жизни в неволе, когда каждый день мог стать последним. Теряли родных и близких, страдали от холода. Не всегда и не у всех рядом была мама, которая могла пожалеть или согреть теплом своего сердца. Да и просто у этих детишек не всегда был кусочек хлеба, спасающий от голода.
Но и после фашистских застенок их испытания судьбой не закончились. Вернувшись на Родину, они становились людьми «второго сорта», и долгие годы им пришлось нести нелегкий груз «отверженных», потому что пребывание в концлагере считалось в СССР преступлением. Им есть, о чем вспомнить и что рассказать своим детям и внукам.
О «перечеркнутом детстве» малолетних узников фашизма, о том, что им пришлось пережить и остаться непокоренными, должны знать все будущие поколения нашей страны, считает депутат Вадим Малык, представляющий в Законодательном собрании Ленинградской области Кировский район, в котором проживает 360 малолетних узников. Он стал инициатором проекта «Узники фашизма: непокоренные вопреки всему», в рамках которого мы публикуем цикл очерков, рассказывающих о судьбах детей, переживших плен.

 

Перечеркнутое детство


Каждый пятый узник фашистских концлагерей был ребенком…


Родительский дом, бой часов, родные лица – все могло бы происходить, как это обычно бывает в благополучных, любящих семьях, если бы не война, разрушившая естественный ход событий, зачеркнувшая детство…
В общей сложности, на территориях, подконтрольных гитлеровцам, содержалось в концлагерях, лагерях смерти, тюрьмах около 18 миллионов человек, более 11-ти из них были уничтожены. В числе погибших – 5 миллионов граждан СССР (эта цифра сравнима с численностью населения такого города, как Санкт-Петербург).
Каждый пятый узник был ребенком, и только каждый десятый из детей вернулся на Родину. Антонине Ивановне Прокофьевой, жительнице поселка Мга Кировского района Ленинградской области, посчастливилось вернуться.

Из глубин памяти
Говоря о прошлом, она осторожно, как осколки разбитой чашки, извлекает из глубин памяти то, что происходило тогда с ней и ее семьей. «Родилась я в деревне Турышкино Мгинского района (сейчас он Кировский) 18 июля 1937 года, – рассказывает. – Когда началась война, мне было четыре года. Папа, Иван Семенович Кузин, 1901 года рождения, тогда работал в колхозе фельдшером-ве-
теринаром, но сразу, не дожидаясь повестки, пошел в ополчение. А было так: к нашему дому подъехала подвода лошадей, привезли повестки. Мы были прописаны в городе, и на отца бумага отсутствовала. Но, не раздумывая, он догнал повозку, прыгнул в нее – мол, уезжаю, и только помахал рукой… Знаю, что потом он защищал Ленинград и ленинградцев в самое трудное для города время, также, как его родные братья. А братьев было четверо, они работали шоферами на Дороге жизни, перевозили людей и продовольствие. Несмотря на то, что каждый день и час рисковали, остались живы. Когда блокада была прорвана, отец оказался в частях, которыми командовал маршал Жуков, дошел до Берлина. Не могу сказать точно, сколько наград у него было, но много…»
На долю ее мамы – Татьяны Павловны Кузиной (в девичестве – Капустиной) выпали тяжелейшие испытания. Только на год младше отца, она была из семьи репрессированных. Мама, Татьяна Павловна, занималась воспитанием детей – пятерых, в общей сложности. Младшенькая, Валя, родилась 16 августа 1941 года, а через два дня, 18-го, в Турышкино высадился гитлеровский десант. «В Турышкино с нами жила еще бабушка Агафья Ивановна, и главные испытания начались в августе сорок первого года, когда в деревне высадился вражеский десант, – вспоминает Антонина Ивановна. – Наш дом фашисты превратили в штаб, с иными расправились – по деревне стояли виселицы. Нам не удалось скрыться в лесу, нас поймали и вместе с пятью другими многодетными семьями согнали в баню. Потом отправили в Шапки, из Шапок – в Тосно – там был концлагерь. Дальше была Гатчина – деревня Нижние Войсковицы, детский концлагерь в Вырице, и, наконец, нас отвезли в распределительный концлагерь, который находился на территории Паневежиса – города, расположенного на севере Литвы. А оттуда, спустя примерно месяц, перевезли на хутор Видшикис, в Укмергский уезд, к поляку Станкевичу, у которого было полно собственных детей».
Жили они в холодном доме с земляным полом, часто болели. Мама с бабушкой работали в поле у хозяина соседнего хутора, старшая сестра Антонины была домработницей, брат пас гусей и свиней, еще одна сестра нянчила младших ребятишек и хозяйских детей.
«Нас часто гоняли смотреть, как живьем закапывали евреев: сначала людей заставляли рыть рвы, а потом расстреливали. Трупы сжигали на кострах, от которых шел тошнотворный, удушающий запах смерти, – рассказывает она. – Страх – даже не то слово, которым можно назвать то, что чувствовали тогда взрослые и дети, которые знали, что каждая минута может быть и для них
последней».
Несколько раз семью Ани пытались отправить в Германию, возили в Укмергский уезд, но так и не отправили…

После плена
Только в 1944-м их освободили советские войска, и к концу года они сумели вернуться во Мгу. «Остались в памяти выжженные поля – ни одного дома в Турышкино не осталось, – разводит руками Антонина Ивановна. – Наш дом фашисты сравняли с землей. Говорят, что он пошел на строительство дорог. Решили жить в Пухолово, но случился пожар, и всего-то из имущества у детей осталось три валенка на одну ногу. Пришлось отправляться в деревню Лезье, приютила в своем доме мамина сестра…
Мое детство горькое, точно такое, как судьбы других узников: голод, холод, нищета, работа не по годам. А к пережитым физическим после плена добавились моральные страдания – бывших узников преследовали, и многие попали уже в сталинские лагеря, а детей, если знали, что они были в плену, частенько обзывали «немчурой».
Антонина закончила Мгинскую школу №34 и торговый техникум, а потом Ленинградский металлургический институт (ныне – Политехнический). Восемь лет проработала на Мгинском заводе железобетонных изделий и 37 лет – в Ленинградском областном объединении «Вторчермет» (была мастером и начальником цеха).
После того, как вышла на пенсию, не перестает заботиться о людях – на протяжении многих лет остается председателем Совета бывших малолетних узников фашизма поселка Мга.
«Мой сын Вячеслав закончил ЛИСИ, сейчас работает на Пожарно-химической станции – ПХС – начальником цеха. Есть внук, которому в этом году исполнится 30 лет. После школы, которую он окончил с медалью (был на Кремлевском балу с другими отличниками), поступил в университет, изучал новейшую историю, – не без гордости говорит Антонина Ивановна. – Несмотря на проблемы со здоровьем и возможность не ходить в армию, явился в военкомат и попросил взять его в псковскую десантную дивизию. Отслужив, продолжил учебу, а после этого закончил еще и второй факультет университета – юридический».

Годы забвения
Недавно в газете «Судьба» – единственном издании, посвященном проблемам бывших узников фашизма, появилась статья под названием «Чертовщина». «Когда я ее прочла, всю ночь не спала. До глубины души возмутила история гонений Общероссийской общественной организации бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и мест принудительного содержания фашистами в годы Великой Отечественной войны. Вернее, позиция тех, кто на это решился, – рассказала Антонина Ивановна. – Как можно обвинять наших родителей и нас в том, что мы оказались в нечеловеческих условиях концлагерей, и говорить о проблемах бывших несовершеннолетних узников, как о надуманных?!»
Она вспоминает, что до начала девяностых годов о людях, которые во время войны были в плену, говорить было не принято. Только в 1992-м, по указу Ельцина, такая категория, как бывшие малолетние узники фашистских концлагерей, была признана и включена в закон о ветеранах. «Но, по большому счету, от этого для нас ничего не изменилось, – объясняет Антонина Ивановна. – Хотя люди стали искать документы в архивах, обращались в Большой дом на Литейном. Но далеко не всем удавалось найти нужные справки. Скорее информацию можно было отыскать в немецких архивах. А мы, например, были в Литве, которая таких справок почти не давала – архивы были закрыты. Если все же подтверждение люди находили у нас в Большом Доме, в конце справки обязательно требовалась приписка о том, что в противоправных действиях против Родины заявители не замечены. Тогда на основании архивной справки оформляли удостоверение малолетнего узника. Многие подорвали здоровье в застенках концлагерей, на тяжелых работах. Формально мы приравнены к участникам войны, но нет у нас никаких особых преференций, и пенсионные суммы малы, сколько не обращались к региональной и федеральной властям. К инвалидам войны приравнены только имеющие инвалидность. Спасибо региональной власти: законодательно помогли с денежной компенсацией на капитальный ремонт домов, и местной: решением совета
депутатов нам предоставлена льготная 20-процентная скидка при оплате земельного налога. Льготы для нас – не главное, но помощь государства нужна людям, пережившим ужасы фашизма и последующую дискриминацию в годы сталинского режима и позже».

Память о жертвах нацизма
Каждый год, 11 апреля, отмечается Международный день освобождения узников фашистских лагерей. Дата связана с тем, что в 1945 году в этот день узники концлагеря «Бухенвальд» подняли интернациональное восстание и освободили более 20 тысяч человек, в том числе 900 детей.
«Для Мгинского городского поселения эта памятная дата имеет особое значение, – поясняет Антонина Ивановна, листая страницы архивных материалов, собранных ею за долгие годы. – После захвата гитлеровцами нашего района большую часть мирного населения они вывезли на территорию «Третьего Рейха», мы стали рабами. Каждый год 11 апреля организуем памятные мероприятия в поселках Мга, Старая Малукса и в деревне Сологубовка. Наши земляки, пережившие ужасы тех лет, – живые свидетели преступлений фашизма перед человечеством. Стараемся как можно чаще бывать в школах, делиться горькими воспоминаниями. Нынешние дети сыты, одеты, обуты. Что и говорить, совершенно другая жизнь, и, конечно, им трудно понять, что происходило в наше время. Как-то меня спросили: «А конфеты какие у вас были?» Не было никаких конфет. Мы хлеба хотели и всерьез думали, что нет никакой еды, кроме хлеба. Очень стараемся, чтобы дети нас слушали, слышали и понимали. Только тогда современный мир может
надеяться на то, что трагедия нашего детства не повторится».
Три с лишним года назад, 31 августа 2014 года, в деревне Лезье Мгинского городского поселения, на берегу реки Мга был открыт памятник «Жертвам нацизма». Идея его создания принадлежит Антонине Ивановне. Проект, поддержанный местной властью, в итоге стал народным. На памятнике написано: «Ваша боль бьется в наших сердцах, ваша память жить будет в веках». Символично местонахождение памятника – недалеко от Храма Успения Пресвятой Богородицы, и всякий, кто сюда приезжает, прежде чем попасть в расположенные здесь же Парк Мира или Немецкое кладбище, останавливается у его подножия для того, чтобы почтить память тех, кто подвергся беспощадному геноциду во время фашистской оккупации.
Первый удар в колокол, подвешенный к куполу нового памятника, Антонина Ивановна совершила вместе с епископом Тихвинским и Лодейнопольским Мстиславом.
В день открытия протоиерей, отец Вячеслав (Харинов) – бессменный участник мотопробегов по местам боевой славы – объяснил значение архитектурного ансамбля – памятника «жертвам нацизма», выполненного в виде «скелета» храма. Он сказал: «В этом
образе – нетленность человеческой души, способной выстоять, претерпев испытания, и остаться чистой и возвышенной».

Евгения ДЫЛЕВА
Фото из личного архива А. И. ПРОКОФЬЕВОЙ

Вернуться к списку наш край

Рекомендуемые новости
Последний полёт. Ленинградские поисковики подняли со дна болота ИЛ-2 времён Великой Отечественной войны ✈
наш край

Последний полёт. Ленинградские поисковики подняли со дна болота ИЛ-2 времён Великой Отечественной войны ✈

06 октября 2023

Свой последний боевой вылет экипаж штурмовика ИЛ-2 под управлением пилота Николая Просветова и стрелка Дмитрия Морева совершил 1 апреля 1943 года. Спустя 80 лет их самолёт в глухих лесах Кировского района нашли ленинградские поисковики. Поднять боевую машину со дна болота было непросто, но ленинградцы успешно справились с этой задачей.

Ирина Стоян: «Давайте вместе писать  историю Кировского района!»
наш край

Ирина Стоян: «Давайте вместе писать историю Кировского района!»

19 августа 2022

Знаете ли вы историю родного края? Наверняка что-то слышали от родных и знакомых, что-то читали из газет и книг по краеведению, с чем-то знакомились в стенах музеев. Но, поверьте, никто не знает её так хорошо, как профессионалы, которые уже много лет занимаются поиском исторических фактов, созданием и выпуском сборников о кировской земле.

Земля – что может быть дороже?
наш край

Земля – что может быть дороже?

29 июля 2022

Имя Владимира Константиновича Балюка, директора сельскохозяйственного предприятия «Дальняя Поляна», расположенного в Путилово, известно всем в районе. Да и за его пределами.

Воспоминания о прошлом. Часть 1
наш край

Воспоминания о прошлом. Часть 1

13 августа 2021

Торфопредприятие «Назия» – Назиевстрой технический
В редакцию газеты «Ладога» обратилась уроженка Назии Лариса Петровна Золотых (Панкратова) с просьбой опубликовать ее воспоминания. Женщина проживает в г. Тольятти с 1971 года, но своей родиной всегда считала Кировский район (ст. Жихарево). О любимом поселке, торфопредприятии «Назия», и многом другом она написала документальный цикл. Это истории о событиях 80-летней давности, свидетелем которых сам автор и является.

Шестая рота: не на жизнь, а на смерть
наш край

Шестая рота: не на жизнь, а на смерть

24 января 2020

29 февраля 2000-го в Чечне под Аргуном на рубеже Улус-Керт – Сельментаузен героически погибла шестая рота 104-го парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ под командованием подполковника Марка Евтюхина.

Маленькие герои большой войны
наш край

Маленькие герои большой войны

20 января 2020

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к врагам.

Дети войны
наш край

Дети войны

24 мая 2019

В Берёзовской библиотеке пос. Старая Малукса прошла встреча учеников начальной школы с ветераном Великой Отечественной войны Л.А. Мельниковой. В полной тишине наши дети слушали рассказ о маленькой девочке из сороковых, которой пришлось пережить страх, холод и голод. Любовь Александровна родилась в 1938 году. Семья жила в дер. Виняголово. Деревня была большой: в ней были своя церковь, клуб, магазин...

Потомки воина-дагестанца – лейтенанта Михраба Ибрагимова посетили памятные места Кировского района
наш край

Потомки воина-дагестанца – лейтенанта Михраба Ибрагимова посетили памятные места Кировского района

07 мая 2019

25 апреля потомки воина-дагестанца – лейтенанта Михраба Ибрагимова в составе делегации Дагестанской республики посетили памятные места Кировского района (музей-панораму «Прорыв», мемориал Синявинские высоты). Этой весной герою Великой Отечественной войны исполнилось бы 100 лет.