Интервью

Анна Степанова: «Спорт – это радость движения и развитие личности ребёнка»

Анна Степанова: «Спорт – это радость движения и развитие личности ребёнка»

В мире детства, полном энергии и открытий, особенно важна фигура того, кто направляет эту энергию в нужное русло, закладывая фундамент здоровья и любви к движению. Сегодня у нас в гостях именно такой человек – инструктор по физической культуре детского сада № 2 «Солнышко» Анна Степанова. 

13 лет назад она начала свой путь тренером-преподавателем, но сердце подсказало, что её настоящее призвание – это весёлая суета и искренние эмоции дошкольников. Анна Юрьевна не только профессионал, отмеченный благодарностями районного и областного уровней, но и мама троих детей, которая принципы здорового образа жизни воплощает в своей семье.

– Почему вы выбрали работу инструктора по физкультуре для самых маленьких – дошкольников? В чём главная радость и особенность работы с этим возрастом?
– Во многом мой выбор связан с тем, что я сама – многодетная мама. Роль наставника для малышей мне очень близка и понятна. А главная радость в том, как дети демонстрируют свои успехи и искренне, по-детски, радуются им. Это невероятно мотивирует и заряжает! Чистый восторг и неподдельные эмоции – вот что для меня самое ценное. Дети в этом возрасте не умеют скрывать своих чувств. Когда у них впервые получается забить гол или забраться на самый верх шведской стенки, их переполняет радость. Это и есть стопроцентная отдача! Их сияющие глаза и счастливые возгласы: «У меня получилось!» – лучшая награда для меня. В этот момент я вижу не просто успех, а настоящую победу маленького человека над самим собой.

– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы стать настоящим другом и наставником для детей на занятиях физкультурой?
– В первую очередь это безграничное терпение и доброта. На первых этапах знакомства с физической культурой дети могут путать лево и право, упускать мяч, забывать основные команды. Реакция наставника не должна быть резкой. Например, искренне сказанная фраза «Ничего, в другой раз получится» действительно творит чудеса! И пусть маленькими шагами, но мы обязательно дойдём до цели, которую перед собой поставили.

– Расскажите, как проходят ваши занятия? Как вам удаётся совместить игровой момент и физическое развитие, чтобы увлечь детей, которые только начинают знакомиться со спортом?
– Как правило, я начинаю работу с небольшого приключения или театральной миниатюры – могу переодеться в какого-то сказочного героя, чтобы привлечь внимание детей, а для  поддержания дальнейшего интереса, стараюсь исключать скучные команды и сложные термины. Мой язык – это язык метафор и эпитетов. Вместо того чтобы сказать: «Примите положение сидя», я говорю: «Давайте посидим, как лягушки, и поквакаем, а затем потянем ручки к солнышку». На такие необычные предложения дети реагируют более охотно.

– Как вы находите подход к детям, которые боятся или не хотят выполнять упражнения?
– Дело в том, что я не выделяю ребёнка перед всей группой, а подхожу к нему тихо, опускаюсь на колени, чтобы быть с ним на одном уровне, и говорю: «Я вижу, ты пока присматриваешься, давай посмотрим со стороны, как другие ребятки занимаются». При этом стараюсь не произносить такие фразы, как: «Не бойся, это же легко». Я считаю, что эти слова обесценивают чувства ребёнка – он может ещё больше зажаться. Главная цель в такие моменты – дать ребёнку возможность почувствовать себя частью процесса без стресса. А ещё важно поощрять каждое успешное движение вперёд. Тогда они искренне радуются своим победам и стремятся к совершенству!

– Раскройте свой секрет, как замотивировать самого неуверенного малыша?
– Я называю это «Магией маленького шага». Например, мы не ставим целью – преодолеть испытание на скамейке. Для него это словно пройти по канату над пропастью! Мы разбиваем наш путь на крошечные, абсолютно выполнимые шаги. Например, я говорю: «Давай постоим рядом со скамеечкой, посмотрим на неё, затем попробуем положить на неё ручку». Так ребёнок понимает, что она устойчивая, и по ней можно пройти. Следующий шаг – поставить одну ногу на неё и сразу убрать, затем можно на ней посидеть и т.д. В этот момент нужно ребёнка похвалить, отметить, что он всё делает правильно. И в конце концов – пройти, держась за руку инструктора, по той самой скамейке без страха и тревоги. И снова похвала – можем всей группой похлопать в ладоши!

– Чему, помимо физических навыков (прыгать, бегать, бросать мяч), вы стараетесь научить детей на своих занятиях? 
– В первую очередь командному духу – важно развивать социальные навыки. С раннего возраста дети должны понимать, что такое победа и поражение, как правильно принять и то, и другое. Кроме того, соревнования объединяют ребят, ведь они делают общее дело. Здесь же можно говорить о поддержке и взаимопомощи. Мы учимся договариваться, слушать друг друга. Дисциплина и ответственность – опять же важные составляющие занятий. Следовать правилам той или иной игры, соблюдать технику безопасности – этому мы тоже учимся. Стараемся ставить цель и добиваться её, несмотря на усталость. Также я стараюсь прививать детям эмоциональную устойчивость – не плакать и не устраивать истерику в случае поражения, а справляться с разочарованием и спокойно принимать победу соперников, надеясь, что в следующий раз повезёт именно твоей команде. И ни в коем случае не конфликтовать!

– Поделитесь, пожалуйста, самым забавным или трогательным случаем, который произошёл с вами на занятии. Что вас больше всего умиляет в поведении детей во время физкультуры?
– Был один случай – мои ученики поздравляли меня с днём рождения. Я пришла в зал на утреннюю зарядку, а ребята все дружно прокричали: «Анна Юрьевна, с днём рождения!» – и все-все-все тут же побежали меня обнимать. Я чуть не упала от восторга, этот случай зацепился в моей памяти. Повторюсь, больше всего мне нравится в дошкольниках их чистота, открытость, доброта – они не умеют обманывать.

– Есть ли какое-нибудь упражнение или игра, которая неизменно вызывает у них интерес?
– Есть одна игра, которая нравится абсолютно всем, – «Кто самый быстрый». Мы садимся в круг на коленки и держим обручи в правой и левой руках. В середине круга лежит игрушка. Под музыку дети начинают выполнять упражнения, передвигаясь по кругу. Когда музыка останавливается, им нужно быстро пролезть в обруч и взять игрушку. Ещё одна игра, которую любят детки, – это «Вышибалы».

– Насколько важны, по вашему мнению, систематические занятия физической культурой именно в детсадовском возрасте? Как они влияют на общее развитие ребёнка?
– Именно в этом возрасте закладывается база: координация, ловкость, гибкость, скорость, реакция, мышечная сила. Если упустить момент, то наверстать будет очень сложно. Ребёнок, который бегает, прыгает и лазает, развивается гораздо быстрее тех, кто пренебрегает активностью. Мы работаем над развитием нейросвязей, где одинаково задействованы как левое, так и правое полушария мозга – работаем и руками, и ногами одновременно, а если ещё и стихотворение в этот момент рассказывать, то вообще замечательно. Физические занятия стимулируют развитие памяти, внимания, самоконтроля и координации движений, снимают эмоциональное напряжение. Без системы физкультура даёт лишь разовый эффект, не формируя навыков и привычек. Это всё равно что поливать цветок один раз в месяц и ждать, что он будет благоухать. Детям надо заниматься регулярно – мы это делаем два раза в неделю плюс занятия на улице. Систематическая физическая культура в детском саду – это не дополнительная услуга, а обязательный вклад в развитие здоровья, интеллекта и социальной успешности. Мы формируем не просто мышечный корсет, а жизненный комплекс полезных привычек: прививаем любовь к спорту и ЗОЖ, учим правильному питанию.

– Что бы вы посоветовали родителям, которые хотят, чтобы их дети полюбили спорт и двигательную активность? Как можно поддерживать интерес к физкультуре дома?
– Движение и спорт – это кратчайший путь к здоровью. Важно создавать позитивный настрой. Играть, а не тренироваться. В таком возрасте нужно всё переводить в игровую форму, тогда дети с удовольствием поддержат. Дома можно поиграть в игру «Пол – это лава», где надо передвигаться по квартире с помощью мебели и подушек. Можно поставить шведскую стенку или турник. Летом играйте в футбол, волейбол и другие подвижные игры. Всей семьёй ходите в походы, в лес за грибами или ягодами, покатайтесь на велосипедах или самокатах. Зимой – на санках или поиграйте в снежки. В общем, нужно как можно больше времени проводить активно. Отличной традицией для семейного отдыха могут стать забеги на Невском пятачке или Синявинских высотах. Мы всегда участвуем, причём как всей семьей, так и командой детского сада – и всегда заряжаемся там позитивом и чувством патрио-
тизма.

– И традиционный вопрос в День учителя: что бы вы хотели пожелать своим коллегам – другим педагогам – в этот праздничный день?
– Самого главного – неиссякаемой энергии и вдохновения. Хочу пожелать также терпения, стойкости, баланса и заботы. Считаю, выгоревший педагог не может зажечь огонь в глазах других. Желаю верить в себя и осознавать значимость своего труда. Мы ведь не просто передаём знания – мы учим мыслить, чувствовать и быть личностями. С праздником, дорогие коллеги!

Беседовала Юлия ТЕТАРСКАЯ. 
Фото из личного архива Анны Степановой

Вернуться к списку интервью

Рекомендуемые новости
Олег Матешин: «Любовь и забота близких – лучшее лекарство»
интервью

Олег Матешин: «Любовь и забота близких – лучшее лекарство»

06 октября 2025

В условиях, когда новостной фон остаётся напряжённым, многие сталкиваются с повышенной тревожностью и хроническим стрессом. Как справляются с этими состояниями те, кто наиболее подвержен стрессу – бойцы, вернувшиеся с СВО, члены их семей, беженцы, жертвы войны? О том, как распознать и научиться с ними справляться, мы поговорили с клиническим психологом Кировской межрайонной клинической больницы Олегом Матешиным.

Всё для фронта, всё для победы!
интервью

Всё для фронта, всё для победы!

26 сентября 2025

С таким лозунгом трудились в тылу наши отцы и деды в далекие сороковые – во времена Великой Отечественной войны, снабжая советскую армию всем необходимым для победы. И с ним же сейчас трудятся россияне, вновь свергая фашизм. Сегодня мы расскажем вам о благотворительном фонде «Шаман» Ленинградской области, который третий год ведёт работу по сбору и доставке грузов помощи бойцам специальной военной операции. На прямой линии – руководитель фонда Игорь Макаров. Начнём!

Телефонные мошенники не спят! Изучаем новые методы обмана
интервью

Телефонные мошенники не спят! Изучаем новые методы обмана

19 сентября 2025

Ежедневно тысячи россиян становятся жертвами телефонных мошенников. По данным Банка России, ущерб от их действий в 2024 году достиг рекордных 27,5 млрд рублей. Аферисты перешли на новые уровни обмана: они используют новые цифровые технологии для кражи денег без физического доступа к картам, создают дипфейки с голосами родственников и взламывают аккаунты на госуслугах для оформления кредитов на чужие имена. Как распознать эти схемы и защитить свои сбережения? Об этом мы поговорили с экспертом по кибербезопасности – заместителем Кировского городского прокурора Зауром Кулиевым.

ГТО – новый стиль жизни!
интервью

ГТО – новый стиль жизни!

22 августа 2025

Стремление современного общества к здоровому образу жизни, красоте тела и духа – тенденция похвальная и правильная. Сегодня всё больше людей выбирает активный образ жизни, позволяющий улучшить качество и продолжительность жизни. Быть здоровым, подтянутым и целеустремленным – это модно! Всё в наших руках – так считает руководитель Центра тестирования ГТО Кировского района ЛО Андрей Светлов. Он и сам активно занимается спортом и изо всех сил пытается привить такую привычку населению нашего района, создавая для этого все условия.

Наталья Макаренкова: «Защитите личный кабинет госуслуг от мошенников!»
интервью

Наталья Макаренкова: «Защитите личный кабинет госуслуг от мошенников!»

30 мая 2025

В современном мире, когда технологии стремительно развиваются, приёмы и методы мошенничества становится все более изощрёнными и распространёнными. То и дело слышишь о том, что кто-то снова попался на уловки зло-

Игорь Локтионов: «Секрет воспитания трудных подростков прост: подарите им любовь и внимание!»
интервью

Игорь Локтионов: «Секрет воспитания трудных подростков прост: подарите им любовь и внимание!»

20 декабря 2024

Как же сложно порой общаться с собственными детьми. Родителей не слушают, говорят наперекор, на все доводы отвечают протестом, а если речь идёт о запретах – и вовсе закрываются от внешнего мира. Что уж говорить о чужих детях, воспитанием которых приходится заниматься по долгу службы? Старший лейтенант полиции, начальник отдела участковых уполномоченных полиции и службы по делам несовершеннолетних Игорь Локтионов поделился с редакцией газеты «Ладога» своим опытом работы с детьми и рассказал о том, какова обстановка с детской преступностью в Кировском районе.

Кванториум – территория полезного детства
интервью

Кванториум – территория полезного детства

13 декабря 2024

В последний месяц уходящего 2024 года детский технопарк «Кванториум» отмечает первую красивую дату – 5-летие со дня открытия. Казалось бы, не так уж много – полдесятка… Но для кванторианцев эта дата действительно важна – столько всего удалось сделать за это время! О достижениях суперсовременного учреждения дополнительного образования редакции газеты «Ладога» рассказала и.о. руководителя ДТ «Кванториум» Мария Горецкая.

Михаил Коломыцев: «Результатом для нас является развитие Ленинградской области и улучшения качества жизни населения»
интервью

Михаил Коломыцев: «Результатом для нас является развитие Ленинградской области и улучшения качества жизни населения»

08 ноября 2024

О своей работе рассказывает депутат Законодательного собрания Ленинградской области, помощник сенатора Российской Федерации Дмитрия Василенко, заместитель Кировского местного отделения партии «Единая Россия» – Михаил Коломыцев.