Общество

Историческое настроение

Историческое настроение
    НИКОЛАЙ Константинович Рерих, как известно, работал над эскизами мозаик для церкви св. апп. Петра и Павла на Шлиссельбургском пороховом заводе (1906). Также, будучи сотрудником Императорского Археологического института, он собирал материалы о памятниках старины и достопримечательных местах Шлиссельбургского уезда. К этому периоду научной деятельности Рериха относятся заметки, сделанные им во время поездки по Неве, каналу Императора Александра II (ныне Новоладожский канал) и посещения Старой Ладоги. Под названием «По пути из варяг в греки» они были опубликованы в журнале «Искусство и художественная промышленность» (1899).
   «…Нева величава и могуча, но исторического настроения в ней куда меньше по сравнению с Волховом, – писал Рерих. – На Неве берега позастроились почти непрерывными, неуклюжими деревушками, затянулись теперь кирпичными и лесопильными заводами, так что слишком трудно перенестись в далекую старину. Немыслимо представить расписные ладьи варяжские, звон мечей, блеск щитов, когда перед вами на берегуторчит какая-нибудь самодовольная дачка, ну точь-в-точь пошленькая слобожанка, восхищенная своею красотою; когда на солнышке сияют бессмысленные разноцветные шары, исполняющие немаловажное значение - украсить природу; рдеют охряные фронтоны с какими-то неправдоподобными столбиками и карнизами, претендующими на изящество и стиль, а между тем любой серый сруб – много художественнее их.   
   За всю дорогу от Петербурга до Шлиссельбурга выдается лишь одно характерное место – старинное Потемкинское именье Островки. Мысок, заросший понурыми, серьезными пихтами, очень хорош; замкоподобная усадьба вполне гармонирует с окружающим пейзажем. Уже ближе к Шлиссельбургу Нева на некоторое время как бы выходит из своего цивилизованного состояния и развертывается в привольную северную реку, – серую, спокойную, в широком размахе, обрамленную темной полосой леса. Впрочем, это мимолетное настроение сейчас же разбивается с приближением к Шлиссельбургу. Какой это печальный город! Какая заскорузлая провинция, – даже названия улиц и те еще не прививаются среди обывателей.
   Левее города, за крепостью, бурой полосой потянулось Ладожское озеро. На рейде заснуло несколько судов. Все как-то неприветливо и холодно, так что с удовольствием перебираешься на громоздкую машину, что повезет по каналу до Новой Ладоги. Накрененная набок, плоскодонная, какой-то овальной формы, с укороченной трубой, она производит впечатление скорей самовара, чем пассажирского парохода, но все ее странные особенности имеют свое назначение. Главное украшение парохода – труба – срезана, потому что через пароход часто приходится перекидывать бечевы барж, идущих по каналу на четырех лохматых лошаденках; глубина канала заставляет отказаться от киля и винта, тенденция к одному боку является вследствие расположения угольных ящиков, а почему их нельзя было распределить равномернее – этого мне не могла объяснить пароходная прислуга.
    Затрясся, задрожал пароход, казалось, еще больше накренился набок, и мы тронулись по каналу, параллельно Ладожскому озеру, с быстротою 6 верст в час. Случайный собеседник, знакомый с местными порядками, успокаивает, – что, вероятно, придем вовремя, если не сцепимся со встречною баркою или не сядем на мель, – и то и другое бывает нередко.
   Через вал канала то и дело выглядывает горизонт Ладожского озера. Среди местных поверий об озере ясно сказывается влияние старины: озеро карает за преступление.
   Подобные рассказы сводятся к следующему типу. Позарился мужичок на чужие деньги, убил своего спутника во время пути в Ладогу по льду и столкнул труп на лед. Сам поехал дальше и заснул. Просыпается – уже ночь; поднялся ветер, снег дочиста сдуло со льда; понесло мужичка вместе с лошадью прочь с дороги неведомо куда. Увидал мужик, что дело плохо, потому что при сильном ветре бог весть как далеко занести может и, чего доброго в полынью попадешь; отпряг он лошадь, вывернул оглобли, заострил концы и пошел по знакомым приметам: пускай и лошадь, и санки, и все пропадет, лишь бы самому от смерти уйти. Крепчает ветер, слепит вьюгой глаза, затупились колья, не цепляются они больше за лед, и мужичка понесло по ветру. Среди снежного моря зачернелось что-то, ближе и ближе – прямо на чернизину летит мужик. Смотрит, перед ним убитый товарищ; хочет свернуть в сторону – не слушаются ноги, зацепляют за труп, подламывается лед, и убийца вместе с убитым тонут в озере. Интересный осколок Новгородских былин! Последняя картинка этого эпизода, когда роковым образом встречается убийца со своею жертвою, – очень художественна.
   По правую сторону парохода низкая болотная местность, среди нее где-то, по словам местного пассажира, притаилась богатая раскольничья деревня, пробраться в которую можно лишь в удобное зимнее время. Небось, в таком уголке сохранилось немало интересного: и песни, и поверья, и окруты старинные – делается обидно, почему теперь не зима. Мимо тянутся баржи, носы часто разукрашены хитрыми резными коньками, невольно напрашивающимися на параллель с байским ковром. С одной грузной беляной стряслась беда – затонула, широко расплылись массы дров. На берегу примостился ее экипаж, выстроили шалаши, развели огонь, варят рыбу, мирно и спокойно, словно и зимовать здесь собрались.
   Серый, однообразный пейзаж тянется вплоть до самой Новой Ладоги. Сравнительно поздно возникшая, она, конечно, не может дать ни художественного, ни исторического материала; за ней впереди чуется что-то более значительное; в 12 верстах от нее историческое гнездо – Старая Ладога. Скучно дожидаться волховского парохода: торопясь, на почтовых, скачешь туда по прекрасной шоссированной дороге. Слева местами выглядывает Волхов – берега песчаные, заросли сосной и вереском. Потом дорога возьмет правее и пойдет почти вплоть до Старой Ладоги по обычному пологому пейзажу, с лесом на горизонте. Из-за бугра выглянули три кургана – волховские сопки. Взбираемся на бугор – и перед нами один из лучших русских пейзажей. Широко развернулся серо-бурый Волхов с водоворотами и светлыми хвостами течения посередине; по высоким берегам сторожами стали курганы, и стали не как-нибудь зря, а стройным рядом, один красивее другого. Из-за кургана – белая Ивановская церковь с пятью стройными главами. Подле самой воды – типичная монастырская ограда с белыми башенками по углам. Далее – в беспорядке – серые и желтоватые остовы посада, вперемежку с белыми силуэтами церквей. Далеко блеснула какая-то главка, опять подобие ограды, что-то белеет, а за всем этим густо зеленеет бор – все больше хвоя; через силуэты елей и сосен опять выглядывают вершины курганов. Везде что-то было, каждое место полно минувшего. Вот оно историческое настроение…»
 
Орфография автора
сохранена.
Раздел ведет Марина ЛЕРМОНТОВА

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Водители спецтехники поборолись за звание лучшего в профессии
Общество

Водители спецтехники поборолись за звание лучшего в профессии

30 июля 2025

30 июля на территории карьера горнодобывающего предприятия «Кампес», расположенного в Кировском районе Ленинградской области, прошёл III Ежегодный конкурс профессионального мастерства среди водителей специальной техники — «Лучший в профессии».

На встрече с депутатом Госдумы РФ
Общество

На встрече с депутатом Госдумы РФ

30 июля 2025

29 июля в коворкинг-центре «Кредо» города Кировска состоялась встреча с заместителем председателя комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной думы РФ Ольгой Занко.

Развитие - итог командной работы!
Общество

Развитие - итог командной работы!

29 июля 2025

Сегодня глава администрации Кировского муниципального района Ленинградской области Сергей Ельчанинов с рабочим визитом посетил город Отрадное.⁣⁣⠀

Всероссийскому добровольному пожарному обществу - 65 лет!
Общество

Всероссийскому добровольному пожарному обществу - 65 лет!

24 июля 2025

По такому случаю сегодня в трёх городах Кировского района – Отрадном, Кировске и Шлиссельбурге – прошли торжественные мероприятия.

От саженца до яблока
Общество

От саженца до яблока

17 июля 2025

Сегодня мы отправляемся в удивительное место — крестьянское фермерское хозяйство Марианы Гуцу, более известное, как питомник «Путиловский сад». Это не просто фермерское хозяйство — это история любви к земле, науке и русским сортам плодовых культур. Это возрождение традиционного садоводства в Ленинградской области.

Ярмарка вакансий для ветеранов СВО
Общество

Ярмарка вакансий для ветеранов СВО

17 июля 2025

16 июля в Кировском районе состоялась ярмарка вакансий, организованная для ветеранов специальной военной операции (СВО).

День семьи, любви и верности в Кировском районе
Общество

День семьи, любви и верности в Кировском районе

05 июля 2025

В Суховском поселении состоялось праздничное районное мероприятие, посвящённое Дню семьи, любви и верности под девизом «Все начинается с семьи». Это один из самых молодых праздников в нашей стране, но при этом один из самых значимых.

Новая форма для добровольцев народной дружины
Общество

Новая форма для добровольцев народной дружины

04 июля 2025

Кингисеппский машиностроительный завод приобрёл обновленную партию специальной формы для добровольцев народной дружины.