Новости Кировска и Кировского района Ленинградской области

"Художники пишут войну, Живую картину сраженья..."

"Художники пишут войну, Живую картину сраженья..."
7 мая Музею-диораме «Прорыв блокады Ленинграда» исполнилось 25 лет
 
«У памяти старой в плену,
                                Не зная к себе снисхожденья, 
                                Художники пишут войну,
                                Живую картину сраженья.
                                И видят опять наяву
                                Разбитых траншей повороты,
                                Через ледяную Неву
                                Бросок беззаветной пехоты…»
 
   Эти строки в 1985 году авторам ленинградской диорамы посвятил известный поэт участник прорыва блокады Михаил Дудин, восхищенный их работой над полотном.  

   В знаменательный год, накануне празднования 40-летия Великой Победы в небольшом городке Ленинградской области – Кировске, что расположился на живописном берегу Невы, был открыт новый музей – диорама «Прорыв блокады Ленинграда». И практически сразу же, при рождении, он был причислен  разряду уникальных мемориалов, не имеющих себе аналогов.
   Церемония торжественного открытия состоялась 7 мая 1985 года. Сегодня это один из самых молодых музеев в регионе. Накануне 65-летия Великой Победы он отметил свой первый серьезный юбилей – серебряный.
   Четверть века прошло, однако интерес к музею не ослабевает, скорее, наоборот – с каждый годом внимание к нему становится все более пристальным. Как впрочем, и к истории Великой Отечественной войны вообще. Прежде всего, со стороны молодого поколения – поколения, не знающего войны.
   Сегодня своими воспоминаниями об  истории создания музея с нашими читателями делится первый директор Вера Ивановна ПОЗДНЯКОВА, которая на этом посту находилась четверть века начиная с момента закладки мемориала.
 
Событие огромного значения
   «Появление музея-диорамы – событие огромного значения в художественно-культурной жизни Ленинграда и области. Впервые создано монументальное произведение подобного рода, в котором так широко и значительно поднята и развита тема битвы за освобождение города Ленина от  вражеской осады», –  писала после открытия музея известный ленинградский искусствовед М.Б. Джигарханян.
Диорама посвящена операции «Искра» – переломному моменту в истории битвы за Ленинград. Ее уникальность состоит в  том, что она отражает события семи дней боев одновременно: в многоплановом  живописном полотне размером 40 х 8 метров впервые были воспроизведены события ожесточенных боев с 12 по 18 января 1943 года. Ее авторам удалось в полной мере передать напряжение тех страшных дней, ярость и готовность выстоять, желание любой ценой остановить натиск врага.                                                               
   Работа над созданием музея начиналась в 1980 году, когда Ленинградским отделением Союза художников РСФСР и Управлением культуры Исполкома Леноблсовета среди художников был объявлен конкурс на создание этого эпического произведения. Первым делом они приступили к проведению кропотливой исследовательской работы в архивах. Для воссоздания общей картины Ленинградской битвы использовались многочисленные кино- и фотодокументы, воспоминания ветеранов.
   Мемориал решено было расположить на берегу Невы, в том самом месте, где в январе 1943 года действовала легендарная дерево-ледовая танковая переправа. В сооружении этого монументального историко-художественного комплекса принимали участие самые разные коллективы. Это проектировщики и строители институтов «Ленгипротрансмост», «Гипротеатр», «ГипродорНИИ», Мостоотряда-77 треста «Мостострой-6», объединения «Ленавтодор», ленинградские архитекторы А. П. Изоитко и А. Ф. Колкушин, скульпторы В. С. Новиков и А. А. Серенко.
 
И каждый о войне знал не понаслышке
  
Создавать такой музей было непросто. Во-первых, потому, что  он должен был сочетать в себе как бы двойную направленность – историко-художественную. Во-вторых, все усложнялось тем, что по замыслу проектировщиков впервые этот объект предстояло разместить в опоре моста. В данном случае – Ладожского, десятого по счету и самого молодого, взметнувшегося над Невой за несколько лет до открытия музея, в 1981 году (автор комплекса – известный архитектор Ю.И.Синица).
   Свыше  трех лет велась работа по написанию этого документального полотна, авторами которого стали известные художники ленинградской живописной школы. Первыми после утверждения проекта к работе приступили три художника-баталиста: Б. В. Котик, К. Г. Молтенинов и В. И. Селезнев.
   Каждый из них о войне знал не понаслышке. Они пережили это трудное время, хотя судьбы складывались по-разному: Константин Георгиевич Молтенинов с 1941 года начал обучение в средней художественной школе при Академии художеств у В.В. Соколова, Борис Васильевич Котик в 1941-1944 годах сражался на фронтах Великой Отечественной, а Владимир Иванович  Селезнев тринадцатилетним подростком находился в блокаде, работал на оборонном предприятии, а в 1943 году был награжден медалью «За оборону Ленинграда».
   К началу 80-ых это были состоявшиеся мастера живописи, у каждого за плечами было множество выставок  и ряд заслуг. Так вполне успешно сложилась творческая биография Бориса Васильевича Котика: после художественной школы при Академии художеств в Ленинграде в 1953 году он заканчивает Академию художеств, а через год его принимают в Союз художников. С 1956 года членом СХ России  является и К.Г. Молтенинов, который после СХШ окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Он  учился у профессоров Л.Ф. Овсянникова, В.Н. Мешкова, Р.Р. Френца и впоследствии за свое творчество был удостоен почетного звания «Заслуженный художник России». Этот же вуз закончил и В. И. Селезнев. В 1980 году при работе над полотном именно он неформально возглавил группу художников.
 
Мастерской служил… кинозал
   Мастерской для живописцев служил кинозал Нахимовского училища. В числе первостепенных задач они ставили перед собой выполнение эскизных ва¬риантов. Практически сразу же в состав авторского коллектива были включены и военные консультанты: кандидат исторических наук, доцент полковник В. П. Зайцев и участники операции «Искра» полковник в отставке Д. К. Жеребов и И.И. Соломахин. Ими впоследствии была написана известная книга «Семь январских дней», повествующая о сражениях по прорыву блокады Ленинграда. Деятельное участие в обсуждении этого проекта приняли руководитель студии имени М. Б. Грекова, автор многочисленных панорам батального жанра М. И. Самсонов, генерал полковник А. Ф. Хренов и генерал армии Н. Г. Ляшенко.
   В 1981 году состоялся первый просмотр и обсуждение рабочего эскиза и фрагментов диорамы. А потом наступил сложный период создания диорамы в натуральную величину. Вновь встал вопрос о помещении, так как здания для размещения музея тогда еще не было. На этот раз использовали большой торговый зал магазина «Океан» на Петроградской стороне. К работе был привлечен художник Николай Михайлович Кутузов – участник боев за освобождение деревни Марьино и форсирования Невы в январе 1943 года. Он был разведчиком-наблюдателем одной из батарей 269-го стрелкового полка и две медали «За отвагу»  получил именно в ходе Ленинградской битвы. При работе над полотном ему очень кстати оказались наброски возведенных на противоположном берегу немецких укреплений, которые он, артиллерийский разведчик, делал во время войны.
 
Выручили матросы с крейсера «Аврора»
   В целом основные работы были закончены уже к началу 1984 года. Художественное полотно нужно было доставить на место. Холст имел достаточно внушительный вес – две тонны. Его свернули на барабан, погрузили на большую грузовую машину и отправились в путь в сопровождении автобуса с матросами крейсера «Аврора», которые впоследствии помогали при транспортировке и установке картины. Прибыв на место, холст натянули на специальную конструкцию, и диорама дописывалась уже в музее одновременно со строительством здания.    
   Из-за холода и постоянных сквозняков вынуждены были работать в валенках и полушубках. Руки иногда так замерзали, что художники едва могли держать кисть. А между тем нужно было еще подниматься в «люльке» под купол – расписывать верх холста. Не без основания эти условия называли боевыми. Особенно трудно было, когда к работе приступила группа ленинградских макетчиков под руководством В. Д. Зайцева и начались сварочные работы козырька, и сколачивалась основа предметного плана. Шум стоял невообразимый, пахло гарью, помещение было постоянно окутано легкой дымкой.
   Параллельно проходили многочисленные общественные просмотры, высказывались самые различные мнения, в результате чего приходилось постоянно переделывать макет и изменять живопись на холсте.
 
Картина боя менялась на глазах
   Из-за огромных масштабов показа и довольно маленьких размеров полотна возникала сложность с соразмерностью фигур переднего и заднего планов. Их неоднократно приходилось прописывать заново, то уменьшая, то увеличивая. Картина боя менялась на глазах.
   Однако, несмотря на это, в коллективе царила необычная творческая атмосфера: сотрудники музея изучали по этой теме литературу, а также знакомились с фондами общественных музеев Кировского района, собирали документы, фотографии, вещи, оружие и другие предметы по истории Ленинградской битвы. Тяжелым испытанием на заключительном этапе работы явился уход из жизни Бориса Васильевича Котика и Николая Михайловича Кутузова. Вместо них в авторскую группу влились заслуженные художники РСФСР, ветераны Великой Отечественной войны Федор Васильевич Савостьянов и Леонид Васильевич Кабачек, художник Юрий Александрович Гариков.
   Это были в то время известные живописцы: выпускник ЛИЖСА имени И. Е. Репина Ф.В. Савостьянов  в 1952 году был избран секретарем Союза художников и председателем Президиума правления художественного фонда РСФСР, Л.В. Кабачек в 1953 году окончил ЛИЖСА имени И. Е. Репина (мастерская Бориса Иогансона), занимался у Леонида Овсянникова, Бориса Фогеля и Александра Зайцева, 1953 года он участник многочисленных выставок, с 1955 года - член ЛОСХа, в 1968 году был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР».
Юрий Александрович Гариков также успешно прошел все ступени творческого роста: учился в художественном училище, затем в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в мастерской профессора А.Д. Зайцева. После окончания Академии художеств в 1973 году вступил в ЛОСХ. Тема войны в его творчестве по признанию самого художника является одной из основных. И это не случайно, поскольку  сам он родом из войны.
 
В основе сюжета - операция «Искра»
   На художественном полотне диорамы художники изобразили действия армии Ленинградского фронта, форсирующей Неву. Предметный план представляет собой композицию из окопов, блиндажей, огневых точек, ходов сообщения, остатков вооружения и снаряжения. Глубина предметного плана составляет от 4 до 8 метров. Грандиозная панорама сражения развертывается на левобережье Невы. Единством живописи и объемного проектирования достигается пространственная глубина и создается своеобразный «эффект присутствия», позволяющий зрителю ощутить себя участником боевой операции «Искра».
   И действительно, сюжет диорамы вобрал в себя разные сцены и эпизоды. Так, в левой части диорамы к переправам движутся походные колонны. Духовой оркестр исполняет боевой марш. Перед красным знаменем бойцы, уходящие в бой, дают клятву выполнить свой долг. Чуть дальше -  артиллерийские железнодорожные батареи ведут огонь по укрепленным пунктам врага. Центральная часть диорамы посвящена переломному моменту сражения – переправе через Неву легких и средних танков для поддержки действий пехоты на левобережье.
   Эпизоды, последовательно сменяющие на полотне друг друга, показаны в строгой хронологической последовательности. Светлый фон с беловато-серыми оттенками на голубом небе очень образно передает атмосферу тех холодных январских дней. А фасад музея символизирует врата истории, вводящие зрителя в обстановку предшествующую прорыву блокады. Между двумя дверьми – карта осажденного Ленинграда и его пригородов со схемой проведения операции «Искра». На ней стрелками указаны направления наступления основных ударных группировок Ленинградского и Волховского фронтов в районе шлиссельбургско-синявинского выступа. Двенадцать размещенных на ней горельефов повествуют о мужестве и стойкости жителей блокадного города.
 
Все здесь напоминает о следах былых сражений
   Мемориал расположен в насыпи левого устоя Ладожского моста и ассоциируется с фронтовым блиндажом. Прекрасным дополнением к общей картине служит водная гладь Невы, установленный на ее берегу памятник «Танк Т-34», и преддиорамная площадь. Все здесь напоминает о следах былых сражений – старые липы со следами ранений, экспозиция под открытым небом «Танки прорыва», которая начала формироваться в 2003 году. В настоящее время здесь установлено шесть боевых машин. Большинство этих живых участников в битве за Ленинград подняли со дна Невы в районе Невского «пятачка».
   Как известно, любое творчество бессмертно. Оно возвращает нас к прошлому, к отечественной истории. Творчество художников-фронтовиков - авторов ленинградской диорамы в этом отношении может претендовать на двойное бессмертие, поскольку оно и через века позволит взглянуть в лица тех, кто с оружием в руках сражался за мир. Сражался против войны.
 
Записала
Тамара САПОЖНИКОВА

На снимках: в церемонии открытия диорамы 7 мая 1985 года принял участие  первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Лев Зайков; В.И.Позднякова, 1985 г.; фрагменты работы художников над полотном в магазине «Океан», Ленинград,1984 г.
Фото из архивов музея и Галины Афанасьевой.
 
КСТАТИ
   Диорама «Прорыв блокады Ленинграда» в качестве филиала Объединения музеев Ленинградской области просуществовала недолго – уже в 1992 году в соответствии с решением Министерства культуры России она был преобразована в центр заповедной зоны в кольце прорыва блокады Ленинграда. В нее входят известные мемориалы Невский «пятачок» и Синявинские высоты, музей Дороги жизни и литературный музей А.А.Прокофьева в Кобоне, памятные места и братские воинские захоронения.
                               

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Александр Яковлев: «Ставим цель и твёрдо идём к ней!»

Александр Яковлев: «Ставим цель и твёрдо идём к ней!»

15 августа 2025

До нового учебного года осталось всего пару недель, а это значит, что пора уже задуматься над тем, какие спортивные секции выбрать для своих детей. Хорошо тем, кто уже определился с любимым видом спорта – остаётся всего лишь поработать над физической формой. А тем, кто ещё стоит на распутье, советуем обратить внимание на один из наиболее популярных видов командной игры – волейбол.

«Зарядка со стражем порядка» – это вам не шутки

«Зарядка со стражем порядка» – это вам не шутки

08 августа 2025

Под таким броским названием 6 августа прошла традиционная ежегодная акция в рамках Всероссийского дня физкультурника.

Есть вопросы по мерам поддержки бизнеса – обращайтесь!

Есть вопросы по мерам поддержки бизнеса – обращайтесь!

08 августа 2025

6 августа в рамках проведения «Недели муниципального образования Ленинградской области» в Кировском районе прошла познавательная встреча местных предпринимателей с представителями областного комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка и Ленинградского фонда поддержки предпринимательства.

«В ритме ситцевых узоров»

«В ритме ситцевых узоров»

08 августа 2025

Проект Районного Центра дополнительного образования получил грант Президентского фонда культурных инициатив

Праздник единства и гордости

Праздник единства и гордости

08 августа 2025

До 100-летнего юбилея ленинградской области осталось всего два года

Одна команда – ​одна семья

Одна команда – ​одна семья

08 августа 2025

Регион с богатым наследием и успешным настоящим отмечает 98-летие

Здесь началась история России
47 регион

Здесь началась история России

08 августа 2025

В Приозерске стартовало празднование Дня рождения Ленинградской области. Губернатор Александр Дрозденко отметил, что 98-летняя история области – ​лишь часть её богатого наследия, ведь регион является основой русской государственности.

Война и мир капитана Енина

Война и мир капитана Енина

08 августа 2025

Это особая миссия – Родине верно служить