У Боткиных в Култилле

Среди исторических достопримечательностей Карельского перешейка – дачные усадьбы петербуржцев, появившиеся здесь в конце XIX века, когда эти места стали популярным местом отдыха жителей столицы. Одна из них находилась в местечке Кирстиняля в 12 верстах от станции Мустамяки в деревне Култтила (ныне поселок Тарасово). Здесь в начале 1880-х годов приобрел имение выдающийся врач-терапевт и общественный деятель Сергей Петрович Боткин.
Судьба усадьбы была очень непростой, и сегодня она вызывает серьезную тревогу. Среди тех, кто изучил историю этой усадьбы и пытается сегодня по мере своих сил бороться за ее сохранение, – петербургский гимназист, слушатель Юношеского университета Петербурга Федор Ильин.
– Федор, чем обусловлен ваш интерес к усадьбе Боткина и вообще к историческому наследию?
– Я учусь в 10¬м классе одного из старейших учебных заведений Петербурга – Второй Санкт-Петербургской гимназии. Однажды в кабинете истории я обратил внимание на стенд, посвященный Русскояпонской войне, на котором увидел фотографию врача. Это был выпускник нашей гимназии 1882 года лейб-медик императора Николая II – Евгений Сергеевич Боткин. Наверное, именно с этой фотографии и начался мой интерес к отечественной истории, краеведению.
В Центральном государственном историческом архиве Петербурга я впервые прикоснулся к пожелтевшим листам кондуитов и протоколов, формулярных списков, метрических свидетельств, дел об испытании зрелости гимназистов. Благодаря архивным документам мне удалось установить, что все сыновья великого русского врача Сергея Петровича Боткина – Сергей, Петр, Евгений, Александр, Виктор – учились в нашей гимназии.
Впоследствии я пришел в городской Дворец творчества юных, где декан Юношеского университета Петербурга Владимир Ильич Аксельрод уже много десятилетий знакомит ребят не только с историей родного края, но и учит нас основам градоведения, топонимики, генеалогии. Он убедил меня заняться историей имения Боткина, хотя вначале мне эта тема показалась трудной. Однако постепенно работа увлекла меня, появились первые открытия, я познакомился с интересными и увлеченными людьми. В какойто момент я почувствовал свою ответственность за судьбу усадьбы и дома Боткина – памятника культурного наследия федерального значения.
– Каков был алгоритм вашего поиска?
– Более трех лет я увлечен этой темой. Поиски мне довелось вести в Центральном государственном историческом архиве Петербурга, рукописном отделе Пушкинского Дома, в Национальной библиотеке. Я был удивлен, что до сих пор не опубликовано серьезного исследования, посвященного жизни и деятельности врача и общественного деятеля Сергея Петровича Боткина.
О его имении, расположенном в нынешнем поселке Тарасово Ленинградской области, в публикациях содержатся отрывочные сведения. А ведь усадьбу гостеприимного хозяина, великого русского врача и общественного деятеля, посещали сотни его знакомых, среди которых писатель СалтыковЩедрин, художник Крамской. Кроме того, в 1880¬х годах в летнее время в имении проживал с семьей брат врача – академик живописи, коллекционер и общественный деятель Михаил Петрович Боткин.
Даже название имения пишут по¬разному. На финской карте 1899 года местность обозначена как «Кунттила», Салтыков-Щедрин в письмах называет имение «Культивла», а сам Сергей Петрович Боткин в заявлении указывает «Култилла». Боткинское название использую и я, хотя оно является искаженным вариантом финского названия местечка.
Кстати, Салтыков-Щедрин оставил любопытные воспоминания, которые позволяют представить себе, как жили Боткины в своем имении. Летом 1886 года писатель поселился неподалеку от Култиллы, на «Красной мызе». В письмах Салтыков-Щедрин указывал, что «почти каждый день между 12 и 2 часами езжу к Боткину». Он писал об усадьбе врача: «Сейчас воротился от Боткиных, которые живут, как принцы Орлеанские, и имеют в своем шато 42 комнаты… По воскресеньям у них толпы гостей и такой шум, что я бывать не решаюсь»
В письме врачу Белоголовому Салтыков-Щедрин сообщал: «О Боткиных знаю одно: что они по субботам служат в своей церкви всенощные, а по воскресеньям – обедни, для чего приезжает к ним из Выборга поп. Совершенно по¬старинному…»
– Какие находки вам удалось сделать в ходе поиска?
– В архиве и библиотеке удалось найти заявление Сергея Петровича Боткина о строительстве в имении семейной домовой церкви во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, публикацию в «Неделе строителя» 1883 года об освящении храма, несколько писем из имения, которые написал неразборчивым почерком Боткин своему брату академику живописи. Несколько старых карт местности можно найти в Интернете.
Вообще же информации об имении Култилла очень мало. Даже в департаменте государственной охраны объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области вся информация о памятнике федерального значения уместилась на машинописной странице.
Большой удачей стало для меня находка на страницах официального сайта Карельского союза Финляндии карты деревни Кирстиняля 1899 года и списка жителей деревни, среди которых упоминается последняя хозяйка имения – художница и сестра милосердия Мария Сергеевна Боткина.
Но главным для меня открытием этого года стали воспоминания об имении Боткиных и последней хозяйке уроженца деревни 1929 года Ээро Лемпиайнена, опубликованные на финских интернет-сайтах. Переписка с Лемпиайненом позволила мне точно установить место нахождения домовой церкви Боткиных и кладбища при церкви, узнать о быте коренного финского населения.
К сожалению, эти объекты утрачены, а на их месте возведен скотный двор. Об этом никто из сегодняшних жителей поселка Тарасово не знает, и я помню, как были поражены этим фактом местные рабочие. Бесценное значение для меня имеет план имения, нарисованный финном в 1939 году. План подтвердил, что найденные мною в парке остатки фундамента были частью большого летнего двухэтажного дома Сергея Петровича Боткина.
– Плачевное состояние усадьбы побудило вас по мере сил бороться за ее спасение. К кому вы обращались, в какие органы власти, какова была реакция и что удалось сделать?
– Вы спрашиваете, когда я почувствовал свою ответственность за усадьбу… На моих глазах памятник разрушался: частями провалилась кровля, обрушился карниз, балкон, вода разрушает деревянные конструкции дома. В дом постоянно проникают какието люди, взламывают окна, замки, двери. На доме нет памятной доски с информацией о том, что дом является памятником федерального значения и состоит под охраной государства.
Прежний хозяин дома – Ленинградское оптико¬механическое объединение – использовало памятник десятилетиями и следило за ним. Но в последние годы летом в доме проживали туристы и ремонт уже не проводился. После моих писем в различные инстанции на двери дома появился листочек с надписью «Имущество РФ». Я рад, что председатель комитета по культуре Ленинградской области разделяет тревогу по поводу ухудшающегося состояния здания и поддерживает идею создания музея. Но из Росимущества сообщили мне, что денежных средств на спасение объекта пока не выделено.
– Помогает ли вам ктонибудь в борьбе за спасение усадьбы?
– С кем бы мне ни приходилось общаться, равнодушия я не встречал. Но и людей, которые бы могли помочь в спасении усадьбы, не так много. Но они есть – и среди краеведов, и в органах власти, и в общественных организациях. Мою обеспокоенность разделяют представители ВООПИК, Красного Креста.
Надежда на спасение объекта укрепилась у меня после участия во Всероссийском конгрессе врачей-терапевтов, посвященном 180-летию со дня рождения Сергея Петровича Боткина, который проходил в прошлом году. Сотрудники полномочного представителям Президента РФ в СЗФО, который был одним из президентов Конгресса, мне сообщили, что по моему обращению представительством были направлены запросы в различные органы власти, и я надеюсь на поддержку.
На Конгрессе врачей мне удалось передать собранные сведения об истории и состоянии имения председателю Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы РФ академику Валерию Александровичу Черешневу. Незабываемой для меня была встреча с ним в Государственной Думе РФ. Валерий Александрович пообещал обсудить вопрос с представителями Военномедицинской академии о возможной передаче ей памятника, направить депутатский запрос в Росимущество. И он не забыл о своем обещании. В июне эта непростая проблема обсуждалась с представителями Академии.
– Как вы считаете, что было бы наиболее оптимальным для усадьбы Боткина? Что в ней следует сделать: музей, санаторий, может быть, художественную школу?
– Мне думается, что главная задача сегодня – спасти памятник от гибели. Это еще возможно, так как консервация и охрана объекта не будет стоить очень дорого. Но сохранить памятник можно только в том случае, если передать его в надежные руки – частному лицу или государственному учреждению здравоохранения, культуры или образования. Дом и усадьба могут стать новым культурным очагом Ленинградской области, привлекательным для туристов, путешественников, дачников и, конечно, местных жителей.
Мне известно, что уже несколько лет органы государственной власти Ленинградской области безуспешно ищут надежного пользователя имения Култилла. Это, конечно, очень непросто. После встреч в Военномедицинской академии, где бережно хранят память о Сергее Петровиче Боткине, мне кажется, что военные медики могли бы стать надежными и заботливыми не только пользователями, а хозяевами имения. В этом случае в доме с помощью Военномедицинского музея могла бы быть создана и небольшая музейная экспозиция, а сам дом с успехом использоваться как для культурных, так и оздоровительных целей.
Подготовил
Сергей Евгеньев
Источник: Сетевое издание Газета ВЕСТИ он-лайн
Рекомендуемые новости
«Цепи отпали»: немецкая эмигрантка обрела свободу в России
16 мая 2025Сегодня для коренной немки Гретты (имя из соображений безопасности изменено) нет большей радости, чем жить в ладу со своей совестью и дышать одним воздухом с русскими людьми, которых она искренне уважает и считает родными по духу. Путь к этому ощущению был долгим и тернистым, полным разочарований и переосмыслений, но в конечном итоге привёл Гретту к единственно правильному решению – переезду в Россию.
Песни военных лет, марш памяти, добрые поздравления: Кировский район отметил 80-летие Великой Победы
16 мая 20259 мая наша страна отпраздновала самую священную и значимую дату – 80-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Это событие наполнено гордостью, величием, мужеством и отвагой, а также глубоким уважением к тем, кто сражался за нашу свободу. Шествия «Бессмертного полка», торжественно-траурные митинги, концерты, мастер-классы, соревнования, спектакли, концерты и, конечно, салют в честь героев-победителей – все они вошли в череду проведённых мероприятий.
Какими будут Кировск, Отрадное и Шлиссельбург – выбор за тобой!
16 мая 2025В России проходит онлайн-голосование по программе «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Инфраструктура для жизни». С 21 апреля по 12 июня 2025 года более чем в 1,5 млн муниципальных образованиях, в том числе 39 населённых пунктов Ленинградской области будут выбраны дизайн-проекты объектов благоустройства. О том, перед каким выбором стоят жители Кировска, редакции газеты «Ладога» рассказала куратор и онлайн-волонтёр голосования, а также наша коллега – редактор местной газеты «Неделя нашего города» Лёля Смирнова.
Спрашивали? Отвечаем!
16 мая 2025Ответы на вопросы, поступившие губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко от жителей Ленинградской области в ходе прямой телефонной линии17 марта 2025 года
«Вдохновлённые Героем»: к дружбе и творчеству через сотрудничество
07 мая 2025Интерактивная карта, объединяющая историю и современность, появится в одном из образовательных учреждений Кировского района Ленинградской области. О патриотическом проекте и его перспективах редакции газеты «Ладога» рассказали победители грантового конкурса Движения Первых.
Характер разведчика, талант переводчика
30 апреля 2025Дочь фронтовика: «Я думала, что папу в Выборге уже никто не помнит…»
В поддержку пережившим военные тяготы…
30 апреля 2025Ленинградские врачи помогают коллегам из ДНР
Доротти Горелов: «Коптер был так близко, что я ощущал ветер»
30 апреля 2025Рубрика «Наши герои» пополняется новыми историями участников СВО. Каждую из них мы пропускаем через сердце и передаём дальше – нашим читателям. Сегодня мы делимся с вами необыкновенным примером стойкости и жизнелюбия. Каждый, кто знаком с этим человеком, думаю, с нами согласится.