Остров Сухо – в битве за Ленинград
Мало кому до осени 1942 года была знакома эта «горсточка камней», затерявшаяся в Ладожском озере.
Фашистам очень мешала эта небольшая крепость на Дороге жизни, охраняемая несколькими десятками наших бойцов. Немцы понимали значение Дороги жизни – единственной коммуникации, связывающей Ленинград со страной. Поэтому бой за Ленинград перенесся на просторы Ладожского озера.
Сухо – искусственный остров в виде подковы размером – 90 на 60 метров. Он образовался насыпным способом. Его рождение связано с развитием судоходства в Ладожском озере. Ранее на месте острова была отмель, мешавшая продвижению судов. Расположен в 37 километрах к северу от порта Новая Ладога, где во время войны находилась главная база Ладожской флотилии. Его насыпали в начале 18-го века по приказу Петра Первого. В конце 19-го века на острове Сухо был установлен маяк. Смотрители маяка давно уже не живут на острове, но маяк до сих пор функционирует. В 1991 году для обеспечения судоходства по озеру и входа в реку Волхов здесь возвели высокое каменное здание маяка.
Известность остров получил в Великую Отечественную войну. Он находился на пути прохождения конвоя советских войск.
Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом, с которого можно было держать под контролем значительный район южной части Ладожского озера, трассы Дороги жизни, подходы к Волховской губе и порту Новая Ладога.
Для защиты Дороги жизни Балтика послала свои корабли, из которых была сформирована Ладожская военная флотилия.
Штаб Ладожской военной флотилии находился в городе Новая Ладога. Корабли флотилии обеспечивали перевозку продовольствия, оружия, боевой техники для осажденного Ленинграда.
Командовал флотилией капитан первого ранга В.С. Чероков. Человек с большим боевым опытом. С воздуха трассу прикрывала истребительная и штурмовая авиация флота, а также авиация Ленинградского и Волховского фронтов.
Над Ладогой постоянно велись воздушные бои, которые во время движения конвоев принимали особенно ожесточенный характер.
В 1955 году я проходил плавпрактику на пассажирском пароходе «Салтыков-Щедрин» в городе Новая Ладога. К нам на пароход на встречу с командой приходил ветеран войны – начальник почты, служивший радистом на корабле, который первым вступил в бой с немецкими кораблями. Я не помню его фамилии и имени, но его рассказ я запомнил.
Ночью 22 октября 1942 года для захвата острова немцы высадили морской десант, который и был разгромлен.
К этому времени Ленинград уже находился в кольце блокады. Свободным оставался лишь путь по Ладожскому озеру – знаменитая Дорога жизни. По ней зимой на грузовиках, а весной, летом и осенью на судах везли в Ленинград продовольствие, вооружение и боеприпасы. По ней эвакуировали раненых, население и исторические ценности.
С дорогой были связано все. От ее устойчивости зависела обороноспособность фронта, флота и города. Радист нам рассказал о бое.
Интересно, что это была уже третья попытка немцев захватить остров. Во время первых двух из-за штормов и туманов они не смогли даже подойти к нему. Для овладения этим крохотным кусочком суши немцы разработали целую операцию под кодовым названием «Бразиль». В ней были задействованы почти все имевшиеся в наличии плавательные средства, большие людские резервы и авиация. Захват острова Сухо позволил бы противнику контролировать этот важный район, и каждый наш корабль, шедший в Новую Ладогу или в Ленинград, подвергался бы нападению фашистов.
На страже Дороги жизни
А фактически это означало бы перекрытие Дороги жизни в Ленинград.
Ночью 22 октября 1942 года более двадцати фашистских судов под прикрытием авиации подошли к острову, пытаясь высадить десант.
Корабли противника были замечены кораблем, который патрулировал этот район. Разгорелся неравный бой. Командир корабля, учитывая создавшуюся обстановку, доложил Верховному Главнокомандующему Сталину в Москву открытым текстом по рации.
На помощь сразу пришел еще один корабль. Нескольким фашистским судам удалось подойти к берегу и высадить десант. Вспыхнула рукопашная битва. Умело маневрируя, прикрывая друг друга огнем, два наших корабля не подпустили остальные вражеские суда.
Несколько часов длился бой. Большинство защитников гарнизона погибли.
По приказу Сталина в воздух были подняты самолеты Балтийского флота. Прославленный летчик отдельного разведывательного авиационного Краснознаменного полка Алексей Иванович Грачев беспрерывно вел наблюдение и наводил нашу авиацию на противника до полного уничтожения.
У острова Сухо немцы потеряли 17 из 23 десантных судов.
После этого немцы до конца войны уже не предпринимали активных действий на Ладоге.
К сожалению, я не запомнил фамилию мужественного моряка-радиста, который «посмел» открытым текстом передать Сталину о сложившейся обстановке на Сухо. Что и решило судьбу и острова, и Дороги жизни, и Ленинграда.
Николай Поштаренко,
председатель Шлиссельбургского городского Совета ВОО «Дети войны».
Фото из сети «Интернет»
Рекомендуемые новости
Трагедия Донбасса – трагедия Ленинграда
27 марта 2024В деревне Зайцево у Мемориала «В память о мирных жителях СССР – жертвах нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны» презентовали памятник «Детям-жертвам войны на Донбассе». Проект организован при поддержке Ленинградского регионального исполнительного комитета Партии.
«Единая Россия» начала приём заявок на предварительное голосование
26 марта 2024В этом году процедуре отбора кандидатов – 15 лет
Сергей Бебенин поздравил работников культуры Ленобласти с профессиональным праздником
26 марта 202425 марта отмечается День работника культуры. Первый заместитель Секретаря регионального отделения Партии Сергей Бебенин поздравил с праздником всех причастных:
Владимир Путин: Террористов, нелюдей ждет только возмездие и забвение, будущего у них нет
26 марта 2024Владимир Путин един с народом в скорби по погибшим и чувстве единения в трудные минуты. Произошедшее в Московской области – удар для всей страны. Президент чувствует острую боль народа и скорбит вместе с ним. 24 марта по решению Владимира Путина станет днём общенационального траура. Путин отдельно выразил чувство гордости, уважения и восхищения простыми людьми, откликнувшимися на трагедию и проявившими свои лучшие качества. Граждане организуют стихийные мемориалы, поддерживают друг друга, стараются помочь пострадавшим, сдавая кровь и жертвуя средства медицинским организациям. Медики, спасатели, сотрудники спецподразделений и рядовые граждане, оказавшиеся на месте трагедии, героически и самоотверженно спасали людей, несмотря на угрозу своей жизни. Эти настоящие герои – образец мужества, профессионализма и соучастия для всей страны.
«Диктант Победы» пройдет на суше, в море и в небе
26 марта 2024Международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны пройдёт 26 апреля.
Как найти свою книгу?
22 марта 202420 марта стартовал «Волшебный день чтения» в Ленинградской областной детской библиотеке. Сотрудники библиотеки города Отрадное вместе с ребятами отправились в увлекательное путешествие в мир книг.
Рабочая группа по СВО в очередном докладе Президенту предложила упростить для военнослужащих оформление ряда документов
22 марта 2024Рабочая группа по СВО направила доклад Президенту. В нём отражены предложения по новым дополнительным мерам поддержки участников спецоперации и их семей. А также рекомендации по повышению эффективности работы предприятий ВПК, сообщил глава группы, секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак.
Невский ССЗ: знай наших!
22 марта 2024Редакция газеты «Ладога» в тесном сотрудничестве с пресс-службой Невского ССЗ (входит в АО «ОСК», базовое предприятие Ленинградского РО СоюзМаш) завершает очередной цикл зарисовок о жителях Кировского района – заводчанах, которые трудятся на предприятии, продолжая славные традиции судостроителей. За большой личный вклад в выполнение производственной программы судостроения и достижение высоких производственных показателей эти люди попали на заводскую Доску почёта-2023.