Малый ум, большое сердце

В наш прагматичный и расчетливый век даже обычные дети испытывают проблемы с адаптацией к миру взрослых. Что уж говорить о детях, с диагнозом «умственная отсталость». Ведь наряду с внимание и снисхождением окружающих, им очень нужно чувствовать себя полноценными членами общества и иметь возможность зарабатывать себе на жизнь.
В Павловской коррекционной школе-интернате обучаются подростки с различными диагнозами и степенью их тяжести. Но всех детей объединяет один самый главный диагноз - умственная отсталость. К сожалению, количество детей с этим видом аномалии не уменьшается. Умственная отсталость - это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей личности в целом. Когда страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение и даже физическое развитие. Таким детям тяжелее, чем обычным, выйти в социум и самореализоваться. У многих из них неполные или неблагополучные семьи, а у кого-то вообще нет родителей. Интернат дети воспринимают как свой дом. Они по-настоящему привязаны к своим воспитателям и друг к другу. Корреспондент «Ладоги» побывала в интернате и побеседовала с завучем специального образовательного учреждения Светланой Боровской.
- Светлана Михайловна, расскажите о детях, которые у вас живут, учатся.
- На данный момент у нас числятся 70 детей.Дети разные, с разными проблемами и диагнозами. Есть сироты, есть дети из благополучных семей, которые вынуждены посещать наш интернат по причине своего здоровья, ведь все они инвалиды детства. Но основная масса воспитанников, к большому сожалению, из семей неблагополучных. Есть дети-надомники, которые по ряду причин не могут находиться в нашем интернате. У них либо соматические заболевания, либо осложнённое психофизическое развитие. Ещё есть дети с психомоторной расторможенностью. На простом языке - это поведенческие реакции, которые проявляются в конфликтности, неуправляемости. Такие дети дерутся, бросают вещи, они очень нервные и легко возбудимые.
- По какой причине рождаются дети с умственной отсталостью?
- Как показывает практика, чаще из-за того, что родители таких детей вели нездоровый образ жизни, злоупотребляли алкоголем, наркотиками. Хотя здесь имеет место и небольшой процент наследственности, который может передаваться даже через несколько поколений.
- Наверное нелегко находить общий язык с такими детьми?
- Профессия учителя изначальна близка мне по характеру, кроме того по образованию я дефектолог. Мне не трудно общаться с этими детьми, потому что любую их реакцию, любое поведение я могу объяснить профессионально.
- Вы работаете в интернате практически четверть века. Неужели вы никогда не обижались на них, не переходили на эмоции?
- Не обижалась, но делала вид, что обиделась. Я говорю: «Ты же меня обидел, ты же меня оскорбил». Буду пытаться объяснять ему, что он не прав до тех пор, пока не осознает и не извинится.
- А что ваши питомцы умеют делать хорошо?
- Девочки у нас хорошо шьют, мальчики с ранних лет учатся выполнять элементарную физическую работу, и у них это действительно хорошо получается. Наши воспитанники в работе очень обязательные, исполнительные. Те дети, которые не могут овладеть самыми простыми навыками, проходят соответствующую диагностику и по результатам направляются в психоневрологический интернат.
- Скажите, как правило, дети тех, кто у вас обучался, повторяют судьбу своих родителей или наоборот?
- К сожалению, как показывает практика, многие повторяют судьбу родителей в смысле неблагополучия. Случается, что дети наших выпускников снова попадают к нам на обучение и впоследствии их также лишают родительских прав.
- Но ведь наверняка они зарекаются, что никогда не поступят со своими детьми так, как поступили с ними их родители? Я имею в виду детей из неблагополучных семей.
- Наши дети за своих родителей стоят горой. Часто они отказываются принимать печальную реальность. Не верят в то, что их мама отказалась от них, пьёт, не работает. Они до последнего будут защищать её.
- А к воспитателям, к этому месту дети привязываются?
- Конечно. Интернат они воспринимают как большой, тёплый, уютный дом. Наши ребята очень ласковые, сердечные, любят воспитателей и некоторых даже называют мамами. Часто, не задумываясь, они бескорыстно помогают и взрослым, и сверстникам и малышам. Еще они очень дружны между собой, и даже когда покидают интернат, не теряют связь друг с другом.
- Чувство ненависти им знакомо?
- Нет, как правило, они не агрессивные. Наши воспитанники понимают слово «нет». Нельзя – значит нельзя. «Можно» - значит, пожалуйста. В общем, они адекватные. Поведенческая агрессивность, как я уже говорила, присуща только детям с психомоторной расторможенностью, таких детей у нас немного, но есть. Вот такие дети да, на какой-то запрет могут отреагировать неадекватно. Бывают, к сожалению, у нас дети, склонные к суициду. Они часто испытывают чувство подавленности, тяготеют к депрессиям. Мы стараемся как можно быстрее вывести их из этого состояния.
- Какое будущее у ваших воспитанников? Когда они выходят за двери интерната, куда попадают?
-У нас девятилетнее образование. После 9 класса мы устраиваем детей в ПТУ, если у них имеются на то какие-то способности и возможности. Как правило, мальчики идут учиться на столяров, а девочки неплохо шьют, и если училища набирают швей, они поступают туда. За каждым сиротой решением администрации закреплена жилплощадь, на которой он официально проживал до того момента, как попал к нам. Поэтому после окончания нашего интерната и училища, дети сироты возвращаются на место, где прописаны и где проживают их родители. Зачастую это не приводит ни к чему хорошему, потому как родители, к сожалению, продолжают вести нездоровый образ жизни, и дети, возвращаясь домой, втягиваются в их ритм.
-Связь с выпускниками вы поддерживаете?
- Конечно. Они звонят, приезжают к нам со своими супругами, детьми. Рассказывают о себе, о том, как устроились в жизни. Мы всегда очень рады за тех, кто не повторил опыт своих родителей и устроился на нормальную работу, обзавёлся полноценной семьёй.
- Но если, к примеру, ваша выпускница, выйдет замуж за умственно нормального мужчину, у них же родятся здоровые дети?
- Малая доля вероятности того, что дети в такой семье будут абсолютно здоровыми. Каких-то отклонений не избежать. Но и удачные примеры есть. Одна наша выпускница живёт и работает в Металлострое. Она вышла замуж за частного предпринимателя. Сейчас у них уже двое детишек. Дети ещё не достигли школьного возраста и поэтому судить об их умственном развитии рано, но если детьми заниматься, то вполне возможно, что они смогут учиться в общеобразовательной школе.
- Наверное, нередко ваши выпускники попадают в неприятные ситуации?
- У нас таких случаев немного, но, к сожалению есть. Одна наша выпускница отсидела в тюрьме срок за воровство, но это было давно. В настоящее время двое наших воспитанников осуждены за угон автомобиля. Интересно то, что воруют они не ради выгоды, у них отсутствует соответствующая мотивация. Они совершают такие поступки необдуманно, хаотично.
- Светлана Михайловна, какова, скажем так, основная цель специалистов, работающих в интернате? Только обучить этих ребят?
- В глобальном смысле мы работаем с этими детьми для того, чтобы выпустить их в общество подготовленными физически и морально, чтобы они не потерялись «в социуме», лишившись той помощи и внимания, которое получали здесь. Я искренне хочу, чтобы у них всё сложилось гораздо лучше. Чтобы они, выйдя из наших дверей, нашли нормальную работу, обзавелись хорошими, здоровыми семьями, и мы все готовы приложить максимум усилий, чтобы многое получилось у каждого из них.
Мнение
СЧАСТЛИВЫМ В ЖИЗНИ МОЖЕТ БЫТЬ КАЖДЫЙ
«Какое будущее ждет воспитанников интерната и способны ли они хорошо устроиться в этой жизни?» - такой вопрос мы задали директору интерната Ольге Макеевой.
- Я думаю, что счастливым в жизни может стать каждый, и всё будет зависеть от того, окажут ли такому ребёнку поддержку, будут ли с ним рядом близкие люди, которые смогут дать ему тепло и внимание. Хорошо, если у таких детей есть родители, которые смогут им помочь, направить их. Гораздо сложнее сиротам, у которых после окончания нашего интерната перед глазами будет пример их социально запущенных родителей, ведущих нездоровый образ жизни.
Основная проблема не в том, что у наших детей плохая наследственность, а в том, что общество отталкивает таких детей. На западе уже давно нет таких категоричных разделений здорового человека на человека с ограниченными возможностями. В России всё обстоит гораздо хуже. Наши дети в интернате чувствуют себя уютно и полноценно, но когда они покидают интернат и выходят в самостоятельную жизнь, тут же сталкиваются с пренебрежительным отношением к себе. Когда люди, в частности работодатели, узнают, откуда эти дети, они зачастую проявляют к ним своё негативное отношение. Кроме того, сегодня возросли квалификационные требования к подготовке специалистов, что осложнило нашим детям овладение даже самыми доступными профессиями. Поэтому в современных условиях нашим выпускникам очень трудно. Многие из них остаются без работы. А если они и находят её, то она, как правило, мало оплачиваемая. Думаю, что если бы общество не отталкивало таких детей, а позволило бы им как-то закрепиться в социуме, найти нормальную работу, жильё, многие из наших детей не становились бы алкоголиками и хулиганами. Ведь, несмотря на всю сложность этих детей, о них можно сказать и много хорошего. Для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей характерно внимательное участливое отношение не только друг к другу, но и к взрослым. Многие дети, которые в раннем возрасте воспитывались в неблагоприятной семейной эмоциональной ситуации, попадая к нам, по характеру оказываются добрыми, ласковыми, сердечными. Они опекают младших, помогают делать им уроки, делятся с ними сладостями.
Интеграция детей с ограниченными возможностями в обществе будет положительной только тогда, когда позитивно изменится отношение в обществе к этой категории людей. Оно должно идти по пути взаимной приспособленности обычных людей и людей с проблемами в развитии. В обществе просто необходимо воспитывать стремление морально поддержать детей с отклонениями в развитии, тогда это, несомненно, принесёт положительные результаты.
Беседовала Эльвира Словеснова.
Фото Марины Герасимовой.
Наша справка
Умственная отсталость – это не психическое заболевание, а специфическое состояние, когда интеллектуальное развитие ребёнка ограничено определённым уровнем функционирования центральной нервной системы.
Умственная отсталость не лечится. Эта истина довольно трагична для родителей умственно отсталых детей, так как им хочется сделать все возможное, чтобы их ребенок стал "как все".Врач может назначить стимулирующую терапию, если нет каких-либо противопоказаний, но ее эффект может осуществиться в пределах биологических возможностей организма конкретного ребенка. Таким образом, прогноз развития и социальной адаптации умственно отсталых детей в большой степени зависит от системы воспитания и обучения.
В зависимости от степени умственной отсталости можно добиться больших или меньших результатов. Дети с имбецильностью и идиотией (средняя и тяжелая формы умственной отсталости) являются инвалидами детства, получают пенсии и либо имеют опекуна, либо могут быть помещены в специальные учреждения социального обеспечения.
В коррекционную школу умственно отсталый ребенок поступает только при согласии родителей. При этом многие родители ищут обходные пути, чтобы не отдавать ребенка в подобные заведения, полагая, что обучаясь в обычный школе он будет более «интеллектуально продвинутым».
Рекомендуемые новости
Заброшенные здания несут опасность!
16 июня 2025Строительные объекты, дома, подлежащие сносу, аварийные и ветхие строения представляют серьёзную угрозу для жизни и здоровья человека, особенно детей. Случаи травмирования подростков на указанных объектах, к сожалению, происходят ежегодно в том числе и на территории нашего района.
На площадке Мультицентра появится бизнес-инкубатор для участников СВО
16 июня 2025Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко о рассказал о подготовке к строительству бизнес-инкубатора для участников СВО на площадке Мультицентра во Всеволожске.
В Кировском районе появилась новая локация для красивой выездной свадьбы
15 июня 2025У жителей Кировского района и всех желающих появилась уникальная возможность торжественно зарегистрировать брак на берегу Невы в Шлиссельбурге. Местом проведения торжественного мероприятия выбрано выставочное пространство «Домик на пристани». 15 июня в Шлиссельбурге зарегистрировали свой брак три пары.
В Кировске началась реставрация памятников
14 июня 2025В районном центре особо бережно относятся к братским воинским захоронениям, посещая их не только в день Победы. Для города каждый мемориал священен. Из года в год на памятных плитах появляются всё новые имена бойцов, захороненных в этих местах, приводится в порядок территория, при содействии меценатов проводится мелкий ремонт и реставрационные работы.
Лучших медиков отметили на областном уровне
13 июня 2025В преддверии Дня медицинского работника в КДЦ «Токсово» состоялась церемония награждения работников здравоохранения Ленинградской области.
В "Прорыве" презентовали научный сборник статей
12 июня 202514 июня в День России и в ознаменование 80-летия Великой Победы в музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» состоялась презентация сборника научно-популярных статей «Музейный альманах №1. Труды, документы, воспоминания о битве за Ленинград 1941-1944 гг.».
Жители Кировского района отметили День России
12 июня 202512 июня в Кировском районе отпраздновали два важных события - День России и День города Кировска. Торжественные мероприятия традиционно прошли в парке культуры и отдыха.
Выгорание: тихий кризис поколения
11 июня 2025Проблема эмоционального и профессионального выгорания – это не просто состояние психики, а системное и масштабное явление, затрагивающее все сферы жизни современного человека. Мы имеем дело с тихим кризисом, который протекает часто незаметно, но подтачивает ресурсы личности, разрушает профессиональную мотивацию и нарушает социальные связи.