«Врага не пропускать!»

Станислав Гущин – ветеран специальной военной операции, житель Ленинградской области, награждён орденом Мужества. На фронте получил серьёзное ранение – ампутировали ногу. 
Станислав родом из деревни Янино Всеволожского района, там же учился в школе, с 6-го класса перевёлся в школу Санкт-Петербурга. Окончил девять классов и поступил во Всеволожский агропромышленный техникум. В этот период жизни трагически потерял отца – тот погиб при неизвестных обстоятельствах. Он трудился дальнобойщиком, в 90-е годы такая работа была не самой безопасной.
После обучения Станислав выбрал сферу логистики – приобрёл газель, работал на перевозках. Затем трудовая пауза на армию – отслужил год. Вернувшись, организовал небольшую бригаду и занялся электромонтажом. Посчастливилось встретить свою судьбу – влюбился с первого взгляда. Сделал предложение – поженились. Обосновались в Дубровском городском поселении, родилась дочурка. 
Мобилизация
– Когда началась мобилизация, я сразу понял, что призовут. Паники не было. Родину защищать – дело мужчин, так что спокойно начал собираться. За повесткой поехал сам, она пришла по месту постоянной прописки. 
Дальше всё как у всех – Луга, боевое слаживание, отправка «за ленту». Команда подобралась отличная – нас было порядка пятидесяти человек. Готовились, бегали, тренировались. С нами занимались офицеры, с одним из них мы уехали на передовую 5 ноября. В моё отделение попали ребята с Приозерского, Гатчинского, Всеволожского районов. 
«За ленточкой»
Нас разделили по отделениям, примерно человек по десять, раскидали по разным точкам. Прибыли ночью в деревню – на первую линию фронта. Встали на «закреп» после штурма. Командование поставило задачу – строить укрепления, вести наблюдение за противником, врага не пропускать! 
Первые «укрепы» оборудовали в заброшенных домах – в подвальных помещениях. Навели порядок, чтобы всё было по-человечески, насколько это возможно в условиях военных действий. Выдвинулись на территории – начали работы по строительству укреплений в лесу. Выставили по окопам дежурных, проводили разведывательную деятельность, фиксировали «прилёты» – определяли позиции врага. 
Быт у нас был устроенный. Все пацаны попались приученные к порядку. Я как энергетик подключил дом к генератору – жили со светом, но по понятным причинам пользовались им не всегда. В холода топили печь. Готовили по очереди. Но чаще всех в качестве поваров были я и ещё один боевой товарищ – родом из Узбекистана. Шашлыков с пловом, конечно, не было, но еда была приличной. Благодаря грузам помощи с родных земель удавалось запастить конфетами, печеньем, сгущённым молоком и другими фронтовыми деликатесами. 
В качестве поддержки приходила не только провизия. Нашему отделению досталась машина – УАЗ-452, в народе – «буханка». Помощь с техникой оказали объединение любителей бездорожья «Стая» из Луги и Карина Шестакова из женсовета Всеволожского района – именно она, так сказать, «билась» за наши интересы. Вдобавок автотехника была заполнена гуманитарным грузом – печки, бензопилы, расходные материалы, провизия, тёплая одежда и многое другое. Пополнение пришлось как нельзя кстати – на машине мы доставляли провизию, медикаменты, эвакуировали раненых. Боевые задачи выполнялись быстрее.
Красный ковёр и на фронте в почёте
Знаете, на фронте тоже хочется уюта, такое стремление как-то раз породило забавный случай. Боец из нашего отряда на месте разрушенного дома нашёл красный советский ковёр. Как положено по классике – со знакомыми с детства узорами. И говорит нам: «Ребята, давайте его к себе в «укреп» возьмём, чтобы как дома было». Мы посмеялись, а потом подумали, почему бы и не постелить. Так у нас появилась дополнительная ответственность – не пачкать местную достопримечательность, которая грела душу и напоминала всем нам о мирной жизни. 
Зима в тех краях не лютая. Снега немного – чаще падает и тает. Наша территория была песчаной, потому относительно сухой, даже в межсезонье. Но не всем так везло. Другие наши отделения стояли на чернозёме – по колено в грязи. Тяжёлая боевая техника добавляла глубины узорчатому рельефу. Передвигаться по таким дорогам крайне сложно – вязнешь в земле, как в болоте. А на подошву ботинок прилипает грязь, и ходишь, словно на гигантской платформе. Оббить её тоже непросто – держится как цемент. А в «укрепе» – ковёр, с грязными ногами нельзя! (улыбается)
Учиться, учиться и ещё раз учиться!
Я – человек невоенный по роду деятельности, поэтому многому пришлось обучаться прямо на передовой. Однажды заняли позицию на крыше, слышим: летит снаряд. В разведывательных целях я внимательно изучал траекторию полёта, пристально провожая снаряд взглядом. Прогремел взрыв, земля задрожала! Сморю на своего сослуживца, а он сгруппировался – подготовился к удару. Все остальные парни распределись по «укрепам» в подвале. Пауза… Мой боевой товарищ поднимает голову и говорит: «Ты чего! Это же миномётный обстрел! А ты высунулся, наблюдатель»! Такая вот история.
Контрнаступление
Наступил март – в разгаре «контрнаступ». Враг усилился, земля «кипела» от снарядов. Обстрелы не прекращались – противник пытался запугать нас интенсивными артобстрелами, но никто не дрогнул. Понимали – за нашими спинами родные и близкие. 
Подразделения начали выдвигаться в нашу сторону – окопывались неподалеку от нас. Обстрелы и прямые контакты с противником участились. В один из дней мы работали группой на истребление вражеских сил. В моменте прогремел взрыв – сильный хлопок. И я на какое-
то время потерялся. Открываю глаза, вижу, пацаны перетягивают мне жгутами ноги, всё в крови… Запомнилась картина, как они их затягивают, а жгуты рвутся. Все торопились – шёл обстрел. Парни говорят, что я кричал так громко, что в деревне было слышно. Но я этого не помню. Запечатлелись боль, которую не передать словами и мои боевые товарищи – со жгутами в руках. И всё, дальше – туман!
А тем временем ребята оказали мне добротную доврачебную помощь – наложили жгуты, повязки, остановили кровотечение и эвакуировали в военный госпиталь. Дальше – всё как во сне. Больница в мирном городе – уже в наших краях, перелёт военным бортом в Москву в ФГАУ НМИЦ нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко. Помню людей урывками, отдельные фразы, но полной картины нет. 
Борьба за жизнь
В Москве после первой операции я пришёл в сознание. Поднял простыню, смотрю на свои ноги – и полное непонимание их реального существования. Первая мысль – беда, но справлюсь и с этим. Я по жизни оптимист, конечно, бывает, накатывает. Осенние депрессии в нашем климате никто не отменял (смеется).
Мои сослуживцы, удостоверившись, что меня довезли живым, сообщили семье о ранении. А родные уже ждали вестей, ведь я перестал выходить на связь. Тут же приехали в госпиталь – мама и жена окружили меня заботой, ухаживали за мной днём и ночью. Дарили мне силы, улыбку, веру в лучшее и заботу. 
Уходом и вниманием окружили и сёстры милосердия – это люди с большой буквы. Ни минуты не сидят – помогают во всём: моют, бреют, стригут, переодевают, подбадривают. Всегда с улыбками, заботливо, словно родные люди. За каждым бойцом смотрят как за маленьким ребёнком. Низкий им поклон за труд! 
Два месяца шла борьба за левую ногу: лечение, операция, которая длилась 14 часов. Но ничего не вышло – слишком сильно пострадали ткани. Я понял, что её не спасти, и сам попросил врача провести ампутацию. Своё решение я озвучил семье, родные, конечно, поддержали. Но до плановой операции дело не дошло – моё состояние резко ухудшилось, врачи были вынуждены провести экстренную ампутацию. Как ни странно это звучит, но без ноги я сразу ощутил улучшение общего состояния. Так сказать, пошёл на поправку, но с потерями. Второй ноге досталось меньше, но было сильно раздроблено колено – врачи собирали его по кусочкам. Подвижность колена, к сожалению, сохранить не удалось, так что нога теперь всегда в прямом положении. 
Когда перевели на лечение в другой госпиталь, я уже свободно передвигался на коляске. Спустя время – протезирование. Протез – от минобороны Российской Федерации. Позже решился на ещё одну операцию – врачи попытались восстановить подвижность правой ноги, но операция прошла неудачно. Нога не поддалась. Пробовали хоть как-то разработать её в Мультицентре Всеволожского района, но и тут неудача. Оставили всё как есть. Протезирование колена выполнить не представляется возможным. Как сказали врачи – протез крепить не к чему. 
Путь выздоровления был очень непростым, разные моменты переживал в плане эмоций, но унывать не привык. Я рад тому, что жив! Впереди – много идей и задач в мирной жизни. На месте не сижу: окончил курсы в Мультицентре – освоил 3Д печать, поступил в РАНХиГС. Хочу попасть на обучение по программе «Герои Команды47».
На родной земле поддержали, помогли с работой
Не скрою, были серьёзные проблемы с трудоустройством. С такими ограничениями по здоровью найти место непросто. Все мои попытки заканчивались словами «Мы вам перезвоним!» Но помощь оказали на родной земле. Помогли с трудоустройством и дальнейшим развитием. Для меня и моей семьи это ценно. На одну социальную пенсию сейчас не прожить, а уж тем более, когда речь идёт о семье. С новой работой у меня появится возможность воспитывать дочь в достойных условиях.
Спасибо всем, кто не оставил меня в трудную минуту
В заключение своего рассказа, я хочу поблагодарить всех, кто помог мне пройти военный путь – боевых товарищей, которые спасли мне жизнь на передовой, всех врачей, которые боролись за меня, своей семье, за то, что своим упорством, верой в мои силы, ежедневным трудом подарили мне вторую жизнь. Спасибо всем, кто верит в меня!
Подготовила Яна НОСЕНКО.
Фото из архива Станислава Гущина
Рекомендуемые новости
«Я горжусь тем, что мой прадед был таким человеком!»
17 октября 2025Студент Техникума водного транспорта г. Отрадное Иван Сизов поделился историей своего прадеда – Героя Советского Союза Е.И. Францева.
«Все наши парни на войне – герои!»
17 октября 2025Он – сирота, не знал отца, мать лишили родительских прав. Воспитывался в детском доме Дубровского городского поселения Ленинградской области. Там же трудился и встретил свою любовь, создал семью, а когда началась специальная военная операция, не раздумывая отправился на защиту Родины. История одного человека – Владимира Дрючина из первых уст. 
«Когда за спиной дети – впереди должна быть только Победа!»
10 октября 2025Слова ветерана специальной военной операции Алексея Кругликова как-то сразу расставили всё на свои места. Знаете, как обычно бывает в работе журналиста, идёшь на интервью и думаешь – какой человек сейчас перед тобой предстанет, с какими взглядами на жизнь и душевным ладом... Передо мной за чашкой кофе сидел уверенный в себе, спокойный и полный жизни человек со смеющимися глазами. Человек, который прошёл через многое, но сумел сохранить в себе главное – желание жить, созидать и быть счастливым.
Доротти Горелов: «На войну собирайся, а рожь сей!»
05 сентября 2025Я, ветеран специальной военной операции Доротти Горелов, прошёл через боевые действия – как говорится, многое повидал. Понятие выбора для таких как я имеет особый смысл. Когда-то каждый из нас сделал свой личный выбор – защищать Родину, родных, близких и друзей – всех нас. И лично я о своём решении ни разу не пожалел, даже в непростые минуты жизни. Вся наша жизнь – это череда принятых нами решений, простых и сложных…
А дроны всё равно летают, бомбят!
01 августа 2025Сегодня в его глазах – чумазые дети, а дома красавица и лучший друг человека. Но то, что для нас морока, для него – навсегда.
В числе первых: ветеран СВО Юрий Щербин стал участником программы «Герои Команды 47»
01 августа 2025«Герои Команды 47» – региональная образовательная программа Ленинградской области для ветеранов специальной военной операции. Первые 47 её участников приступили к обучению 1 июля. В их числе представитель Волховского района Юрий Щербин. 
Доротти Горелов: «Коптер был так близко, что я ощущал ветер»
30 апреля 2025Рубрика «Наши герои» пополняется новыми историями участников СВО. Каждую из них мы пропускаем через сердце и передаём дальше – нашим читателям. Сегодня мы делимся с вами необыкновенным примером стойкости и жизнелюбия. Каждый, кто знаком с этим человеком, думаю, с нами согласится.
Виктор Бондаренко (позывной «Бонд») – боец, спортсмен, патриот
25 апреля 2025Мы продолжаем рубрику «Наши герои», и сегодня мы расскажем о нашем земляке – жителе посёлка Мга, сержанте военной полиции Викторе Бондаренко, который в свои 25 лет уже награждён двумя наградами – медалью Суворова и медалью «За укрепление боевого содружества».








