Руслан Тихомиров: «История – лучший сценарист»

Выборг можно считать не только туристической и спортивной, но, пожалуй, и кинематографической столицей Ленинградской области. Съёмки в этом городе – явление привычное, особенно киношники любят работать здесь летом и осенью. Этот год тоже не стал исключением. В сентябре к созданию своего нового фильма с условным названием «Ушедшие в метель» приступит режиссёр Руслан Тихомиров. На днях кинематографист стал гостем нашей редакции.
– Руслан, о чём будет ваша новая картина?
– Это история, основанная на реальных событиях. Конечно, в кино доля художественного вымысла иногда значительная – это и есть магия искусства. Сценарий рассказывает о побеге двух советских военнопленных из лагеря в Северной Норвегии в годы Второй мировой войны. Они возвращаются на Родину при содействии норвежских патрио-
тов. Волею судьбы беглецы стали свидетелями неких тайных махинаций. Поэтому история сочетает в себе военную, шпионскую составляющую и, конечно, в её основе – любовь. Любовь между норвежской девушкой и нашим военнопленным, что нередко случалось в те годы. Если говорить об отсылке к другим фильмам, то это, наверное, «Альпийская баллада» или «Под каменным небом» – советские классические произведения (лента Игоря Масленникова «Под каменным небом», повествующая о событиях 1944 года на Крайнем Севере, – одна из немногих совместных работ советских и норвежских кинематографистов – С.К.). Кинематограф стоит на плечах предшественников – не забывает про них, но движется вперёд.
– Почему местом съёмок, кроме Мурманской области, Карелии и Санкт-Петербурга, выбран Выборг?
– Потому что это потрясающе кинематографичный город. Он удивителен и великолепен! Кроме того, действие нашей картины частично происходит в Стокгольме, а это скандинавская, северная архитектура, которая представлена в вашем городе. Здесь пройдут как натурные, так и интерьерные съёмки. Мы с гордостью и с радостью приедем сюда работать, надеемся на помощь и поддержку горожан, которые будут задействованы в массовых сценах.
– Вы – кандидат исторических наук. Тема вашего будущего фильма интересна и с исторической точки зрения?
– События Второй мировой войны и Великой Отечественной как её составляющей мне любопытны и как творческому человеку, и как историку. Мой дед – профессор, доктор исторических наук, я воспитывался в его семье. Тема войны непреходяща, в ней много белых пятен. Очень многое сегодня политизировано, и не всегда это идёт на пользу общественности: читателю, слушателю, просто человеку. В своём творчестве я стараюсь опираться на историю как на первоисточник. Сейчас популярно создавать фэнтези, сочинять что-то новое. История, как и жизнь – лучшие сценаристы. Не надо ничего придумывать: берите и экранизируйте!
– «Ушедшие в метель» – ваш второй игровой фильм. До того вы проявляли себя в жанре документального кино. Легко ли дался переход из неигрового в художественное кино?
– Переход происходил постепенно и дался непросто. Я рос вместе со своими неигровыми лентами. Развиваясь в этом творчестве, шёл по пути докудрамы – документалистики с игровыми вставками. Мне это нравилось, но я всегда больше тяготел к работе с актёрами, к драматургии чисто художественного кино. Сперва этот переход произошёл в моём сознании, затем я стал чаще применять игровую составляющую в своём творчестве. Мой полноценный дебют в игровом кино – картина «Остров Сухо», поставленная по киноповести «Затерянный гарнизон», автором которой я являюсь. (Фильм «Остров Сухо», как и «Ушедшие в метель», основан на реальных событиях. В 1942 году малочисленный гарнизон небольшого острова на Ладожском озере героически сражался с мощным десантом противника, задачей которого являлось прервать движение транспорта по Дороге жизни. Премьера в кинотеатрах состоится 9 мая нынешнего года – С.К.).
– Насколько непросто сегодня снимать кино с экономической точки зрения?
– Безумно тяжело! Всегда не хватает денег. И не потому, что ты не умеешь рачительно распорядиться отпущенным бюджетом. Растут цены, это общемировая тенденция. Кино не создаётся быстро. Это порой годы подготовки, съёмка, постпродакшн. Меняется финансовая составляющая, изменяются законы, положения и регламенты. Процесс создания картины – труд огромного количества людей, управлять которыми не так просто. В фильме «Ушедшие в метель» я выступаю и режиссёром, и генеральным продюсером, приходится вдвойне тяжело: необходимо всё наладить и организовать, а на творческий период, когда я занят как постановщик, делегировать полномочия своим коллегам. Я уважаю людей, которые делают кино, снимаю перед ними шляпу. Человек, который берёт в руки камеру и создаёт произведение – настоящий художник. Попробуйте, это очень сложно: настроиться, выбрать ракурс – «Камера! Мотор!» – а потом превратить это в продукт, который оценят зрители.
– Бытует мнение, что современные российские кинематографисты, в отличие от своих предшественников, не могут создать такие же качественные ленты о событиях Великой Отечественной войны. Не боитесь, что так же могут отозваться и о ваших работах?
– Страх есть всегда. Хочется сделать хорошо, а когда хочешь сделать не просто хорошо, а очень хорошо, начинаешь сомневаться: хватит ли у тебя сил, времени, возможностей, внутреннего и внешнего масштаба? Неизменно есть опасения, как публика примет твою картину? Ведь режиссёр делает фильм не для зрителей, а для себя, это его творческое самовыражение, каждой работой он ищет своего ценителя, как и я. Очень боюсь подвести своего зрителя, перед каждым из них я несу ответственность. Но главное – не бояться, дорогу осилит идущий.
– Вы снимали на Кольском полуострове, в Норвегии. Вас привлекает северный край?
– Север нельзя не любить. Нордическая природа одновременно и сурова, и нежна. В картине «Ушедшие в метель» действие происходит в Заполярье, на Крайнем Севере. Сама природа является участником нашего фильма, помогает привлечь зрителя, поразить его своей красотой. Мне нравится работать с северным материалом, и я буду продолжать работать в этом направлении.
– При выборе актёров массовых и групповых сцен вы обращаете особое внимание на лица. Из чего при этом исходите?
– Иногда попадаются такие лица, что смотришь и понимаешь: человек буквально сошёл с плакатов 40-х годов! Как это происходит – не знаю. Люди сейчас выглядят так же, как и 80 лет назад, но в глазах, морщинах, повадках, движениях наших предшественников ощущалась другая эпоха. Типажное лицо – половина успеха, а дальше многое зависит от того, как сработает режиссёр, как передаст атмосферу тех лет. В этом плане на мне лежит огромная ответственность.
– В обеих ваших художественных лентах есть приключенческий момент, но уделено внимание и теме патриотизма. В наше время трудно снимать кино о патриотизме?
– Сейчас фильмы о патриотизме снимают или те, кто очень хорошо понимают, как это делать, либо те, кто не очень понимают, но всё же берутся и в процессе работы пытаются вместе со зрителем и съёмочной командой найти правильные ощущения. Понятие патрио-
тизма широко и многосложно. Это любовь к чистоте собственного двора, к аромату в своей квартире, к теплу материнских рук, к старой будёновке, давно хранящейся в шкафу… В то же время это и любовь к Родине, к своей стране, ассоциирование себя с её историей, понимание, что ты есть плоть от плоти и кровь от крови этого народа. Всё это нужно уместить иногда в очень сжатый по времени визуальный материал. При этом можно свалиться в критиканство или в шапкозакидательство, в лубок или чернуху. Очень тонкая грань, которую ищут ещё на стадии зарождения творческой идеи или написания сценария, а поиск продолжается до окончания монтажного процесса.
Я не впервые обращаюсь к теме патриотизма. Всегда сложно, всегда страшно, всегда хочется сделать нетривиально: рассказать простым языком о любви, но не просто о любви к ближнему, а ко всему, что тебя окружает.
Как рассказал Руслан Тихомиров, об актёрском составе фильма «Ушедшие в метель» говорить пока рано. Не исключено, однако, что в одной из главных ролей предстанет очень популярный российский артист нового поколения. Пока идут пробы и репетиции. Ожидается, что картина выйдет на экраны в октябре-ноябре будущего года. Материальную и организационную поддержку в создании ленты окажут Министерство культуры России, правительство Ленинградской области, власти Мурманской области и Республики Карелия
Сергей КАРСАКОВ, газета «Выборг»
Рекомендуемые новости
«Собака бывает кусачей...»
18 апреля 2025Уже продолжительное время в сети Интернет не утихают обсуждения нашумевшего законопроекта, касающегося безнадзорных животных, согласно которому эвтаназия может стать официальным регулятором численности бездомных и выброшенных на произвол судьбы четвероногих.
На подиуме – дом моды «Александра»
18 апреля 2025В последних числах марта в Петербурге состоялось грандиозное событие международного масштаба в мире моды – в течение трёх дней проект «Podium Seasons» блистал неординарными идеями, воплощёнными в феерических коллекциях талантливых дизайнеров.
Проект «Алёша сегодня» шагает по Ленобласти
18 апреля 2025«Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»
Маршал К. Рокоссовский
С 2016 года Александра Учар (девичья фамилия – Лямина) из Кировска активно реализует социальные проекты в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. За эти годы под её руководством успешно воплощены десятки региональных инициатив в сфере культуры, благотворительности и патриотического воспитания. Одним из последних стал проект «Алёша сегодня», который реализуется АНО РСП «Великая держава». О том, в чём суть проекта и почему он так важен для жителей 47-го региона, Александра рассказала нашей редакции.
Опасные соблазны: как вредные привычки разрушают молодёжь
11 апреля 2025В современном мире молодёжь сталкивается с множеством вызовов, и одним из самых серьёзных остаётся проблема распространения вредных привычек. Курение, употребление алкоголя и наркотиков не только подрывают здоровье, но и разрушают будущее целого поколения. Об этом школьникам Кировского района ЛО в очередной раз напомнил Денис Файзулин – представитель Ленинградского областного отделения общероссийской организации поддержки президентских инициатив в области здоровьесбережения нации «Общее дело».
Музей «Астрача, 1941», как эхо прошедшей войны
04 апреля 2025На Тихвинской земле много памятников героям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. У опушки леса на окраине деревни Астрача есть холм Славы, который с особым волнением посещают не только жители Ленинградской области, но и российские и зарубежные туристы. Здесь, на крохотном участке земли, всего в семи километрах от Тихвина, в ноябре и декабре 1941 года шли ожесточённые и решительные бои, от исхода которых зависела дальнейшая судьба не только Тихвина – фашистко-немецкие захватчики могли замкнуть второе кольцо блокады вокруг Ленинграда. И только благодаря невероятным усилиям, стойкости и мужеству воинов 4-й армии под командованием генерала армии К.А. Мерецкова вражеские оккупанты были остановлены.
«ЛизаАлерт» информирует: «Что делать, если пропал человек?»
28 марта 2025Каждый день в полдень бабушка включала телевизор, делала громкость на максимум, наливала чай и наслаждалась любимой телепередачей. Потом отправлялась на прогулку вокруг дома, заходила в магазин и возвращалась обратно. В последнее время ритм жизни, неизменный на протяжении многих лет, начал давать сбой. Бабушка всё чаще стала забывать привычные вещи и однажды не пришла домой. На звонки родных не отвечала. Вечером обеспокоенные внуки приехали в квартиру и увидели работающий телевизор и шубу, так и оставшуюся висеть на крючке у двери...
Дерзайте – фонд поможет!
28 марта 2025В рамках национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» для желающих открыть свой бизнес сегодня созданы замечательные условия для успешного старта, комфортного ведения своего дела, осуществления деятельности самозанятыми гражданами, женщинами-предпринимателями, социальными предпринимателями и многими другими категориями деловых людей.
Медицина на Дороге жизни – тысячи спасённых судеб!
21 марта 202515 марта в музее «Кобона: Дорога жизни» состоялось мероприятие, посвящённое открытию выставки «Медицина на Дороге жизни». Гости музея и организаторы выставки говорили о весомом вкладе медицинских работников, которые за годы блокады Ленинграда спасли множество жизней.