Общество

Церковоное PUASI или свобода духа ((памяти последнего настоятеля Путиловского храма)

Церковоное PUASI или свобода духа ((памяти последнего настоятеля Путиловского храма)

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения священника Николая Орнатского. Сегнодня мы не можем обойти молчанием памятную дату иерея-исповедника Русской Православной Церкви, оказавшегося способным на редкий в годы его служения подвиг, предпочевший заточение церковной роскоши, глаголы истины – лицемерию. От начала своего служения в приходах Петербургской губернии и до последнего своего часа в застенках НКВД он шел одним путем, который выбрал однажды и на всю жизнь – не ломать себя и свою религиозную совесть и не ограничиваться молчанием во имя «мирного существования».

 

Подлинный сын своего народа

Родом он из Вологодской губернии, Череповецкого уезда. 7 (20) мая 1864 года в семье священника Богоявленской церкви селения Новая Ерга Николая Платоновича и его жены Флены Ивановны родился мальчик, которого и назвали Николаем. На тот момент в семье уже было трое детей: Александр, Философ и Дмитрий. В 15 лет мальчик окончил Кирилловское Духовное училище, а через 4 года – Череповецкую Учительскую семинарию. У Николая Орнатского уже тогда проявлялись основные качества его характера – рассудительность, неутомимость, готовность к полному самоотвержению. Именно эти качества характера, плюс прилежность к произнесению внебогослужебных бесед, послужат ему верительной грамотой при поступлении в Петроградскую Духовную Семинарию, а по ее окончании в 1901 году – при возведении в сан священника. Более четверти века он усердствовал на ниве просвещения, обучая детей в церковно-приходских, земских и Министерских училищах Закону Божию. Он был подлинно сыном своего народа, глубоко чувствовавшим и переживавшим все нужды своей паствы. Его прихожанами «было население более светлое, чем в других местах уезда, которые весьма интересовались современным положением в Церкви и предстоящими выборами в Государственную Думу». Это были люди купеческого сословия, крестьяне, торговцы, чиновники и почтово-телеграфные работники. Был конец 1906 года.

 

Общие настроения в народе

Общественное внимание в ту пору было всецело поглощено предстоящими политическими и церковными изменениями – выборами в Государственную Думу и деятельностью Предсоборной Комиссии. И то и другое создавало общее нерадостное настроение: народ питал надежду на перемены к лучшему, вместе с тем боялся возобладания над некоторой частью населения революционного духа. Начало января 1905 года и последующих двух лет свидетельствуют о множественных беспорядках среди рабочего и крестьянского населения в пределах Санкт-Петербургской губернии. По данным Полицейского управления половина случаев столкновения возмущенных масс со стражами порядка кончались жестокими избиениями и убийствами представителей обеих сторон. Было несколько случаев нанесения ран и причинения смерти классным и нижним чинам полиции отчасти с политической целью, а отчасти и просто под влиянием господствовавшего агрессивного настроения: так в Колпино, в том же году, при усмирении буйствовавших, был жестоко убит городовой, в Сестрорецке погиб унтер-офицер при обходе участка, в Лужском уезде крестьяне в количестве 200 человек убили ехавшего на дознание в с. Видони пристава уезда. В с. Путилово в начале декабря 1906 года было массовое столкновение крестьян с полицией под предводительством Федора Пожарского и «Гондибы» (Василия Огурешникова), которое закончилось ранением урядника, а для зачинщика – приговором к смертной казни, которая была заменена на 12 лет каторжных работ.

Опускать руки и молчать в такое время было так же преступно, как и сознательно помогать тем, кто не желал изменений в двухсотлетней политике произвола, которая привела Россию к гибели. «Горе тем, кого в настоящее время коснулась эта истина, – писали газеты, – но еще больше и на веки веков горе и стыд, если они еще не вдумались, не уразумели ... Их имена, память о них – со стыдом погибнут, а правда же, и помимо них, рано или поздно, все равно, в конце концов, восторжествует».

 

Пастырское слово отца Николая Орнатского

Отец Николай знал, что проповеди «прослушивались» и не сегодня-завтра за произнесенное им слово на него обязательно последуют доносы. В лучшем случае – его переведут в отдаленный приход, в худшем – поставят вопрос о необходимости полного устранения его от священнослужения. И все же слово было им зачитано 3 декабря после утрени и 6 декабря после литургии перед молебном, в день ангела Государя императора Николая II: «Теперь наступают выборы в государственную Думу, поэтому хочу прочесть вам статью. Выслушайте…» Начал он с наболевшего вопроса о свободе совести, затем перешел к вопросу отделения церкви от государства и затронул «святая святых» – форму правления в России.

«Свобода совести была дана раньше всех других и, как видно, с легким сердцем. Все русское общество, не только духовное, но и светское, с восторгом приветствовали эту свободу, не соглашаясь с каким-либо насильственным вмешательством во внутреннюю религиозную жизнь личности. Я, однако ж, не могу не видеть печального симптома в легкости, с которой правительство согласилось на свободное отпадение от православия. Нетрудно догадаться, что причина этой легкости – равнодушное отношение к религиозной истине или даже сомнение в возможности таковой. Однажды на собрании религиозно-философского общества в Петербурге одним из духовных ораторов была высказана мысль, что свобода пропаганды лжеучения не может быть допущена со стороны православного государства и не может быть желательна со стороны Церкви по тому же самому, почему не может быть разрешена свободная продажа опиума или других наркотических веществ, или свободно распространение порнографических произведений, развращающих детей и подростков. Мысль эта тогда встретила энергичный протест. А между тем, нельзя не признать в ней доли истины. Ведь с точки зрения человека верующего, именно в православии заключается абсолютная истина, необходимая для спасения. Отступление от нее, уклонение в ересь или инославие, влечет за собой вечную гибель и бесконечные страдания. Как свободная продажа опиума может погубить тело, так и свободная пропаганда лжеучения может погубить душу».

И, наконец, затрагивая «святая святых» – форму правления в России, он сказал, что «хоть монархический абсолютизм (форма правления в России на протяжении 200 лет. – Прим. авт.) имеет решительное преимущество перед всеми другими формами правления, но в данное время в справедливость этого уже никто не верит. Неограниченный монархический образ правления допускает большую возможность ошибок и злоупотреблений, поскольку неограниченный монарх сам является источником права и не обязан подчиняться никаким законам. Он может отменить все законы одним актом своей воли, он может совершенно не считаться с существующими юридическими нормами. Он мог бы, если бы захотел, лишить жизни всех своих подданных или конфисковать все их имущество в свою пользу. И последнее, абсолютизм монарха служит образцом для такого же абсолютизма чиновников, считающих себя в своей области маленькими царьками…»

 

Узник Старо-Ладожского монастыря 1906-1908 года.

Подлинно исповедническими были первые годы пастырского служения Николая Орнатского в Коложицкой Екатерининской церкви Ямбургского уезда. Оклеветанный духовными и светскими властями за произнесение им проповедей «неугодного содержания» и изгнанный «под надзор» в Староладожский Никольский монастырь, оправданный впоследствии, к нему с тех пор было прикреплено позорное в нулевых годах 20 века слово «революционер», и этот крест он понесет до конца своих дней.

Сослан он был в Староладожский монастырь без срока, сначала – «до расследования», а потом – «до светского суда». Полиции, в лице Губернатора, хотелось, во что бы то ни стало, обвинить его в преступлении, которое он не совершал (нетрезвости), а духовным властям – найти свидетелей обвинения, основанного на доносе католика-полицейского. «А потому, конечно, это задача очень трудная, если не будет допущено лжесвидетельство», – писал в своем прошении Николай Орнатский по истечении шести месяцев изгнания, в июле 1907 года.

В это время среди населения прихода Екатерининской церкви велись поиски свидетелей. Задача и впрямь оказалась не из легких. Благочинный отец Михаил Лавров после дачи показаний «по священству», был устранен от следствия и его показания уже не принимались, поскольку он дал положительный отзыв о поведении священника Орнатского и исполнении им служебных обязанностей: «Николай Орнатский имеет заслуженный авторитет в глазах разумной части своего прихода, смущая и тревожа лишь простодушных» – писал он. Были допрошены лица, занимающие особое положение в приходе – церковный староста Фома Алексеев, Федор Павлов, псаломщик Василий Лабецкий, крестьяне ближайших селений Григорий Васильев, Василий Егоров, Иван Прокофьев, Федор Максимов, Павел Пекин и еще 20 человек разного состояния и положения. Отзывы перечисленных свидетелей, опять же, носили только положительный характер.

Мужественно и неустрашимо держался пастырь в отношении своих клеветников, выражая в прошении одно лишь желание – вернуться как можно быстрей к месту служения, и одну лишь заботу – о семье и приходе. «Исходит 11-ый месяц моего пребывания в Староладожском Никольском монастыре. Конца расследованию моей виновности, основанной на доносе католика – полицейского пристава не предвидится. Между тем я положительно исстрадался душевно и телесно. Семья бедствует, потому что доходы, из которых семья получает половину, так скудны, что существовать на них невозможно … Разрешите мне отбывать наказание впредь до окончания дела, в Александро-Невской Лавре, откуда я мог бы хоть изредка навещать семью, иметь наблюдение за четырьмя обучающимися в Санкт-Петербурге детьми и приискать себе подходящее, по моему семейному положению, место».

Семья Николая Орнатского состояла из 8 человек. Жена священника Мария Ивановна с тремя малолетними детьми (еще четверо обучались в Петербурге) жила одна в доме, без прислуги. Дом и церковь находились в лесу в 1,5 верстах от деревни. Семья хоть и пользовалась половиной церковного дохода, но уже начинала нуждаться и бедствовать. Вновь назначенный псаломщик также бедствовал и терпел нужду. Церковно-приходскую школу временно прикрыли, до возвращения законоучителя.

 

Из письма Николая Орнатского

«…И кое-что на прощание. Мое пастырское служение в этом приходе, по независящим от меня обстоятельствам, возможно, скоро прекратится. От своего начала я служил делу мирного церковного общественного возрождения… Поток церковной жизни в веках неодинаков. Нередко бывает, что внешние явления церковной жизни не соответствуют идеалу Церкви. Отсюда происходит протест, вытекающий из жажды подлинного, нелицемерного христианства. В этом протесте есть и опасность дойти до крайних отрицаний. Где же компас, который должен быть руководящим началом церковных движений среди волнующегося времени?

У каждого человека есть добрый кормчий, называемый его совестью, а у христианина есть еще и компас - это вера во Христа, Который есть и «путь, и истина, и жизнь».  Кто хочет поддержать в людях «веру Божию», а не довольствоваться скорлупой ее, т.е. внешней организацией, тот не может не обратить внимания на значение в истории Царства Божия свободной личности, без которой немыслимо церковное общество. Последнее должно быть союзом свободы, объединенной в вере и по вере в единой Главе Церкви, новом Адаме…

Вера есть достояние свободной личности. Только свободная личность может иметь послушание веры, как основы церковного взаимоотношения и дисциплины.

И какие бы ни приводились оправдания необходимости puasi церковного, на самом деле папского, т.е. нецерковного абсолютизма и бюрократизма, мы не можем быть свержены с камня, на котором созиждем храм своих убеждений. Будем же свободны во Христе и во взаимном общении церковном, братия христиане православные.

До свидания».

 

В заключение

Таков был путь, выбранный отцом Николаем Орнатским, последним настоятелем Путиловского храма Тихвинской иконы Божией Матери, в котором он прослужил около четверти века. Его Голгофа была впереди: архивы ФСБ хранят материалы о последних двух неделях его жизни. Людская же память запомнила его навсегда ранним мартовским утром 1938 года. Опираясь на палку, 74-летний старик следовал по селу в сопровождении конвоя. В сторону Мги. Когда вели его, из-за каждого окна наблюдали за этим последним крестным ходом. Кто-то из сельчан не побоялся, подбежал и сунул священнику сверток.

Иерей Николай Орнатский – это высокий пример для всех иереев, образец великого апостольского служения, той твердости духа, которой так недостает всем нам в это лукавое время, время компромиссов и соглашательств с дiавольской ложью, это пример непоколебимого стояния за истину. Он шел через злословие, клевету, он выбрал изгнание, а затем смерть, лишь бы сохранить чистой свою совесть.

Да будет вечной память об этом мужественном исповеднике веры не только среди знающих и помнящих его, но и среди всех верных чад Православной Церкви, ненавидящих всякую ложь и лукавство, стремящихся остаться верными Христовой Истине до смерти.

(Материал составлен исключительно на архивных документах. Статья, по которой зачитывалась проповедь отцом Николаем Орнатским, – Церковный голос. 1906 г.)

Продолжение следует.

 

Ирина Безносюк,

историограф-исследователь

Путиловская волость

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Социальный фонд РФ информирует
Общество

Социальный фонд РФ информирует

09 апреля 2024

С начала 2024 года отделение Социального фонда Росси по Санкт-Петербургу и Ленобласти оплатило свыше 22 тысяч дополнительных выходных дней по уходу за детьми с инвалидностью.

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие
Общество

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие

06 апреля 2024

Для истории это миг, а для коллектива амбулатории - это значимая веха и бесценные воспоминания. Все меняется в жизни, но неизменным остаётся преданность выбранной профессии, желание и умение помогать людям в трудных ситуациях, заботиться об их здоровье.

Информативная встреча для будущих мам
Общество

Информативная встреча для будущих мам

06 апреля 2024

В Кировском районе прошло мероприятие «Я стану мамой», посвящённое Дню беременных. С 2023 года в календаре значимых дат России появились Дни беременных – 7 апреля и 7 октября. Праздник отмечают два раза в год, когда жизнь обновляется, а потом приносит плоды. Цель – создание образа будущего – счастливой семьи, которая в ожидании новой жизни заполняется смыслами, содействие повышению рождаемости за счет формирования в обществе культуры бережного отношения к материнству и детству.

По предприятиям района
Общество

По предприятиям района

04 апреля 2024

3 апреля и.о. главы администрации Кировского района Сергей Ельчанинов совместно с заместителем по экономике и инвестициям Евгением Павловым и начальником отдела по развитию агропромышленного комплекса Александром Петровым посетили ООО «Консул». Предприятие осуществляет деятельность с 2016 года на территории Кировского района в посёлке Мга и занимается утилизацией и переработкой изношенных автомобильных шин всех видов.

Как получить соцпенсию в 2024 году?
Общество

Как получить соцпенсию в 2024 году?

03 апреля 2024

Эксперт проекта НИФИ Минфина Дайнеко моифинансы.рф в интервью Газета.ру рассказала как оформить социальную пенсию в 2024 году.

Детский сад Шлиссельбурга — в числе лучших!
Общество

Детский сад Шлиссельбурга — в числе лучших!

03 апреля 2024

Детский сад «Золотой ключик» вошел в число победителей двух профессиональных Всероссийских конкурсов. Дошкольное образовательное учреждение приняло участие во Всероссийском смотре-конкурсе образовательных организаций «Достижения образования» и Всероссийской выставке-смотре «Детский сад: мир любви, заботы и внимания».

47 лет в Команде 47
Общество

47 лет в Команде 47

02 апреля 2024

Кировский район принимает поздравления в честь дня рождения!

В Ленобласти стартовал весенний призыв на военную службу
Общество

В Ленобласти стартовал весенний призыв на военную службу

01 апреля 2024

На территории Ленинградской области, в соответствии с указом президента России от 31 марта 2024 года, начинается весенний призыв на военную службу. Он пройдет с 1 апреля по 15 июля 2024 года. Срок службы составит один год.