Чудо-человек

Дина НИКИФОРОВА
На одном из кировских причалов стоит на приколе необычный двенадцатиметровый катер, с вытянутой кормой и круглой рубкой. И никому невдомёк, что катер этот, не имеющий пока своего названия, сделан руками семидесятидевятилетнего Николая Ивановича Яковлева.
«Стареть мне некогда»
Мы познакомились благодаря нашему гаражному соседству. Который раз, заезжая в свой гараж, я замечала седовласого человека, который что-то увлеченно мастерил у себя. Перекидываясь приветствиями, мы постепенно стали общаться.
Мой сосед – Николай Иванович Яковлев оказался человеком приятным и открытым. На мой вопрос: «что вы тут строите?», он ответил, что… катер. Ответ привел меня в недоумение. Зачем пожилому человеку в одиночку строить целый катер? Это ведь не лодка, не шлюпка, а довольно крупное судно.
Как выяснилось, этот необычный человек строит свои малые суда уже многие годы. Из его умелых рук вышло несколько десятков шлюпок, катамаранов, лодок и катеров. Они сам уже не может назвать точное количество, но их больше тридцати.
– Я увлекаюсь только многокорпусными судами. Это вызывает самый большой интерес для меня. Они хороши своей надежностью и устойчивостью. И строить их очень интересно. Обычно таких как я называют чудаками, а порой и «больными», – смеется Яковлев. – Да я такой и ничего не могу с собой поделать, это моя хроническая болезнь. Кто меня заставляет с утра и до вечера тут мастерить? Никто. А если я брошу делать лодки, то сразу умру. Только за счет этого и держусь, а мне-то уже 79 лет!
Строит он свои малые суда не под заказ, а по велению сердца. Сначала какое-то время сам, вместе с семьей и внуками их испытывает, да наслаждается отдыхом на воде, а потом, когда в его душе зарождается новая страсть, переходят его творения или в дар родным или близким, или же продаются за символическую плату.
Смысл жизни
Его работу по «рождению» с нуля малых судов трудно назвать модным словом «хобби». Ежедневный кропотливый труд давно перерос из увлечения в смысл жизни. А зажгла в Николае Ивановиче это неистребимое желание профессия, приобретенная в далекой юности.
Родился Николай Яковлев в 1933 году в Ленинграде. На его долю, как и на долю тысяч ленинградцев, выпало немало испытаний. Пережив страшное время войны, блокады нужно было выжить и в послевоенные полуголодные годы.
– Мне было 13 лет, когда меня отправили учиться в училище при Балтийском судостроительном заводе. Нас, пацанов, отбирали тогда в училища не спрашивая, хотим мы этого или нет. Мы учились и параллельно работали на заводе, - рассказывает Николай Иванович. – Это и стало для многих мальчишек спасением. Тогда время-то было голодное, и только благодаря работе на заводе нас кормили, ведь само училище нас кормить не могло. А здесь давали и завтрак, и обед, и ужин. Специальность моя была – плазовый разметчик. Мы делали детали кораблей в натуральную величину. А когда окончил училище, то остался работать на Балтийском заводе, строил крейсеры. Вот тогда и «въелась» в меня эта профессия.
А вместе с профессией «въелась» на всю оставшуюся жизнь и любовь к кораблестроению. Кем только в жизни не довелось работать Яковлеву, но он всегда находил время, чтобы мастерить свои суда.
Потрудившись несколько лет на Балтийском заводе, он стал подумывать о семье и собственном жилье.
– К сожалению, наш завод не мог обеспечить своих работников жильем. А я-то уже к тому времени в армии отслужил, семью завел, нужна была своя квартира. Тогда решил переквалифицироваться в строители. Там квартиру уж точно можно было заработать. И 12 лет отработал бригадиром паркетной бригады, – рассказывает Яковлев. – Наша бригада в те годы была одной из лучших в Союзе. Были отмечены всевозможными медалями и наградами. А потому что бригадир я был строгий, у меня никто не пил, это было строжайшим табу. Поэтому и зарабатывали хорошо. Смог купить машину, построил большой гараж. Как бригадира лучшей бригады меня даже выбрали депутатом Ленинградского исполкома, где я пробыл два созыва. Так что я не только не боюсь никакой работы, но и в политике разбираюсь неплохо. А потом был строительным прорабом, работал 10 лет крановщиком на кранах КАТО, получил профессиональные водительские права и работал водителем в Заполярье. А параллельно по-прежнему мастерил свои плавающие детища.
Выйдя на пенсию, стал Николай Иванович подумывать перебраться ближе к дочери – в Кировск. И 12 лет назад семья Яковлевых переехала в наш город.
– Я всегда любил эти места, да и свои катера давно держал здесь на причале. А в нашем возрасте, что в городе-то делать? Где бы я в Питере мог вот так спокойно заниматься строительством лодок? А здесь на свежем воздухе, в своем гараже я хоть сутки напролет могу копаться.
Новый катер – новая идея
Из-под умелых рук Николая Яковлева вышли катера «Як-23», «Русь», «Гринда», несколько четырехметровых катамаранов и шлюпок. И это не полный список.
– Я постоянно покупаю журналы по судостроительству и изучаю новинки. Если какая-то идея меня «цепляет», то всё, я уже начинаю рисовать в своем воображении свой будущий катер с этими качествами. Вот, к примеру, о том катере, который стоит на причале. Я его сделал по принципу ВГ судов. Это водоизмещающее глиссирующее судно, которое не делает волны. В его днище предусмотрена специальная 12-ти метровая торпеда. За счет этого судно развивает скорость до 32 км в час. И для него не нужно мощного двигателя, оно не требует мощности, а требует скорости. На катер я установил титановую турбину, сделанную по английской лицензии. Рубка у катера экстравагантная – круглая, обзорная, полностью изолированная. В ней 10 окон. И внутри у меня предусмотрены все удобства. И камбуз, и спальные места, которых аж 10! В длину катер составляет 12 метров, в ширину – 3, а в высоту – 4. Делал я его пять лет. Это нужно быть идиотом, чтобы так работать, – смеется конструктор-любитель. – Теперь бы еще продать его. Ни к чему мне такой большой катер, это для молодой семьи было бы удобно, а нам с женой уже что поменьше надо. Как раз сейчас над таким и работаю.
Строит свои суда Николай Яковлев поэтапно. В первую очередь разрабатывает, высчитывает и прорисовывает все детали – делает чертежи. Затем приступает к строительству. Продумывает все тонкости: чтобы не только ходило судно хорошо, но обращает внимание на удобства: на камбуз, на спальные места. И отделывает внутри все со вкусом.
– Когда все делаешь сам, то стараешься использовать каждое свободное пространство. Ни один уголок не остается не использованным, – говорит он. – Вот я сейчас строю очередной катер и уже знаю, как он пойдет по воде, как будет себя вести, как будет выглядеть внутри. На катере будет установлена печка-экономка: в одном из журналов увидел и решил сделать. Это прелесть-печка! Она очень простая в исполнении и эффективная в использовании. Сам же катер я делаю по разработкам российского кругосветного мореплавателя Евгения Смургиса, который построил свою легендарную гребную лодку на нашем заводе «Пелла-фиорд». Мне многие постоянно говорят: дед, ну зачем тебе шестиметровый катер? У тебя же есть лодка, ну и хватит тебе. А я сам не знаю, зачем строю - просто не могу иначе, просто хочу и все. Да и отдых на своем детище – лучше не бывает. Мы с супругой каждое лето собираем пожитки и уходим на катере в Ладогу на пару месяцев. Это самый лучший курорт, я вам скажу!
Когда увлечение превращается в смысл жизни, то от него уже невозможно отказаться, а в некоторых случая даже и противопоказано. Именно такой случай у Николая Ивановича Яковлева. Он так сросся со своим увлечением, что исчезни оно из его жизни, то и жизнь из него уйдет.
– Знаешь, ведь я в своей жизни лекарства не принимал никогда! У меня два лекарства от моих болезней – настойка калгана и самое главное – мои катера. Калган – это русский женьшень, который может помочь от многих недугов, а строительство катеров – это то, что не дает ослабнуть моим мышцам и угаснуть разуму. И пока я жив, пока могу думать и двигаться, я буду строить мои суда. Главное, чтобы они приносили радость не только мне, но и тем, кто будет на них ходить, – улыбается на прощание чудо-человек Николай Иванович Яковлев.
Рекомендуемые новости
Жильё для молодых жителей Кировского района
22 октября 2025Новоселье – это радостное событие в жизни каждого человека. Торжественное вручение ключей от квартир молодым людям из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей состоялось сегодня в малом зале администрации района.⠀⠀⠀
Первой победительницей проекта «Серебряный старт» стала жительница Кировского района
20 октября 2025В Ленинградской области в этом году впервые была реализована федеральная программа «Серебряный старт», направленная на развитие предпринимательских навыков у граждан пенсионного возраста.
С рабочим визитом – в посёлок Приладожский
17 октября 202517 октября с рабочим визитом помощник сенатора РФ Дмитрия Василенко – депутат Законодательного собрания Ленинградской области Михаил Коломыцев и глава администрации Кировского муниципального района Сергей Ельчанинов посетили посёлок Приладожский.
День беременных в Семейном МФЦ
07 октября 2025Сегодня, 7 октября, на площадке Семейного МФЦ в Отрадном прошло мероприятие для будущих мам — День беременных. Мероприятие было организовано с целью оказания комплексной информационной и психологической поддержки женщинам в период беременности.
В Ленобласти прошли учения госветслужбы
03 октября 2025В Выборгском районе прошли тактико-специальные учения государственной ветеринарной службы Ленинградской области в рамках проведения общероссийской штабной тренировки МЧС.
Дом, где примут и поймут
01 октября 20251 октября 45-летие отмечает Кировский дом реабилитационного проживания (бывш. Психоневрологический интернат).
Новые возможности для старшего поколения
29 сентября 2025До 1 октября граждане пожилого возраста, имеющие право на лекарственное обеспечение, могут выбрать наиболее удобный формат получения этой федеральной льготы.
Грачья Погосян награждён орденом Дружбы
18 сентября 2025Почётный меценат Санкт-Петербурга, основатель благотворительного фонда Грачья Погосян за активную общественную и благотворительную деятельность 15 сентября был награждён орденом Дружбы. Указ о награждении подписал президент РФ Владимир Путин 24 июня 2025 года. Примечательно, что награждение Грачьи Мисаковича состоялось в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также в год 55-летия мецената.
















