Общество

Не дай себя обмануть!

Не дай себя обмануть!

Редко сейчас можно найти человека, которому не пришлось общаться с мошенником хотя бы по телефону: с лжесотрудником банка, «представителем компетентных органов о родственнике, попавшем в беду» и т.п. Однако кого-то просто заваливают звонками и спамом с «выгодными» предложениями, а кто-то почти не получает странных звонков. Об «утечке» баз персональных данных и правилах цифровой безопасности рассказывает Ольга Дайнеко, эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России.

Как «утекают» личные данные?

Сейчас практически невозможно обезопасить себя от «утечки данных» о себе и связано это не только с кражей данных пользователей у компаний (служб доставки, мед.лабораторий и т.п.), но и  потому, что о многом личном мы делимся добровольно. Порой, мы даже не замечаем, как часто и кому передаем персональные/личные данные: оплатили покупку в интернете, скачали новую игру на телефон, заключили договор, заполнили анкету для участия в розыгрыше призов или получения дисконтной карты, а также самостоятельно сообщаем подробности о себе через соцсети.

К сожалению, сегодня практически невозможно не попасть в списки к таким-либо аферистам – информацию о человеке в большинстве случаев можно найти в открытом доступе, а мошенникам сделать выводы об его предполагаемом имущественном положении, семье, отдыхе, заработке и многом другом. Мы все живем в цифровой среде и не можем находиться в абсолютном информационном вакууме. Так почему же одних мошенники атакуют чаще, а других – только по редкому случаю.

Что интересует мошенников?

Прежде всего потому, что базы персональных данных – это товар, стоимость которого определяется его полнотой. Мошеннику интереснее приобретать не только базу номеров телефонов с ФИО, но и иметь своеобразный «скоринговый балл» потенциальной жертвы-иметь дополнительные сведения не только в виде документов (паспорта и места жительства, например), но и оценочную характеристику внушаемости и доверчивости человека, индивидуальные маркеры для психологической манипуляции конкретным человеком.  Просто база (слитая или похищенная) из миллионов «строк» мобильного оператора, службы доставки, маркетплейча и т.п. стоит недорого-ее отработка потребует от мошенников значительных трудовременных затрат.  Самая важная часть-это то, что нельзя найти в сети (личностные характеристики человека).

Если к звонкам, смс и электронным письмам с запросами (в том числе-электронно) люди стали относиться более настороженно при любом упоминании данных банковского счета в запросе, то на разного рода «социологические опросы», «исследования потребителей» готовы общаться охотнее. Использование методов социальной инженерии позволяет мошенникам и собирателям данных получить эти сведения из простой беседы (или онлайн-опроса) и сделать предварительные выводы о психологическом портрете человека и его «привлекательности» для дальнейшего обмана. Чем больше в базе перспективных жертв, тем дороже она стоит, над чем и трудится немалая армия таких «собирателей». Базы кочуют и корректируются.

В сфере мошенничества (в том числе и цифрового) именно человек намного более уязвим, нежели любая программа или система. Выявленные уязвимости человека могут быть использованы не раз в разных мошеннических сценариях, поэтому некоторые люди попадают на удочку мошенника не раз. «Старые грабли» не всегда видятся старыми: для этого могут использоваться различные тактики, направленные на эмоции, слабости или иные особенности личности: сочувствие и жалость, жадность и желание быстро получить желаемое, страх (например, за ребенка, родственника), неопытность и доверчивость, лень и многое другое. Если банковскую карту, удостоверение личности, внешность можно поменять, то особенности личности меняются с меньшей легкостью.

Зная эти особенности потенциальной жертвы, мошенник, используя опыт «коллег», может просчитать, как именно войти в доверие во время общения, как ввести в заблуждение.  

Базовые правила

А вот реже всего атакуют (а порой и вовсе перестают) тех, кто абсолютно бесперспективен: не отвечает вовсе, нарочито ассоциален, не идет на контакт, грубит/троллит, говорит односложно и категорично. Но не все готовы грубить или троллить, поэтому можно просто прервать разговор и внести абонента в черный список блокировки, поскольку чем меньше человек идет на контакт, тем реже его будут беспокоить.

Помимо правил цифровой безопасности (не передавать банковские данные, не переходить по сторонним ссылкам, не загружать программы/игры из непроверенных источников и т.п), важно помнить о безопасности социальной: не делиться личным с посторонними, не предоставлять дополнительную информацию о себе или близких без прямой необходимости (в том числе, под видом соцопросов). Передавая свои персональные данные, нужно оценивать целесообразность их передачи/обработки организацией, а предавать только в том объеме, который необходим для оказания услуги, а после-отзывать такие разрешения.

 

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Общество

НКО приглашают участвовать в «Пушкинской карте»

22 сентября 2022

Министерство культуры России расширяет круг организаций, которые могут предоставлять свои услуги держателям «Пушкинской карты».

Общество

«Единая Россия» представила предложения в проект федеральной стратегии комплексной безопасности детей

21 сентября 2022

Принятие стратегии — одно из положений народной программы партии

Общество

Пенсионный фонд России предупреждает: доверяйте только официальным источникам информации!

21 сентября 2022

В последнее время все больше различных организаций безосновательно предлагают жителям Санкт-Петербурга и Ленобласти помощь в увеличении размера назначенной пенсии, оспаривании отказа в назначении досрочной пенсии или защите в суде пенсионных прав.

Общество

Огнетушитель вам поможет!

20 сентября 2022

Противопожарные инструктажи — неотъемлемая часть соблюдения правил техники безопасности и охраны труда в организации. В обязанности работодателя входит обязательное обучение сотрудников правилам пожарной безопасности.

Общество

В Кировском районе состоялось захоронение 194 бойцов и командиров Красной Армии

16 сентября 2022

Сегодня, 16 сентября, на Невском пятачке состоялось торжественно-траурное мероприятие по захоронению бойцов и командиров Красной армии, поднятых в ходе проведения поисковых работ.

Общество

В посёлке Старая Малукса прошли профилактические рейды

16 сентября 2022

С наступлением осени жители района все чаще используют костры для сжигания сухой растительности, но мало кто задумывается о том, что непотушенный костёр в местах отдыха, сжигание мусора владельцами дач, садовых участков, частных жилых домов могут привести к беде.

Общество

«Единая Россия» обеспечит введение единого стандарта образования в школах по всей стране

15 сентября 2022


Законопроект принят в третьем чтении

Общество

Как навести порядок в Телеграм?

14 сентября 2022

Эксперты Роскачества рассказали, как настроить Телеграм, чтобы экономить память телефона и мобильный трафик.