Общество

Не дай себя обмануть!

Не дай себя обмануть!

Редко сейчас можно найти человека, которому не пришлось общаться с мошенником хотя бы по телефону: с лжесотрудником банка, «представителем компетентных органов о родственнике, попавшем в беду» и т.п. Однако кого-то просто заваливают звонками и спамом с «выгодными» предложениями, а кто-то почти не получает странных звонков. Об «утечке» баз персональных данных и правилах цифровой безопасности рассказывает Ольга Дайнеко, эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России.

Как «утекают» личные данные?

Сейчас практически невозможно обезопасить себя от «утечки данных» о себе и связано это не только с кражей данных пользователей у компаний (служб доставки, мед.лабораторий и т.п.), но и  потому, что о многом личном мы делимся добровольно. Порой, мы даже не замечаем, как часто и кому передаем персональные/личные данные: оплатили покупку в интернете, скачали новую игру на телефон, заключили договор, заполнили анкету для участия в розыгрыше призов или получения дисконтной карты, а также самостоятельно сообщаем подробности о себе через соцсети.

К сожалению, сегодня практически невозможно не попасть в списки к таким-либо аферистам – информацию о человеке в большинстве случаев можно найти в открытом доступе, а мошенникам сделать выводы об его предполагаемом имущественном положении, семье, отдыхе, заработке и многом другом. Мы все живем в цифровой среде и не можем находиться в абсолютном информационном вакууме. Так почему же одних мошенники атакуют чаще, а других – только по редкому случаю.

Что интересует мошенников?

Прежде всего потому, что базы персональных данных – это товар, стоимость которого определяется его полнотой. Мошеннику интереснее приобретать не только базу номеров телефонов с ФИО, но и иметь своеобразный «скоринговый балл» потенциальной жертвы-иметь дополнительные сведения не только в виде документов (паспорта и места жительства, например), но и оценочную характеристику внушаемости и доверчивости человека, индивидуальные маркеры для психологической манипуляции конкретным человеком.  Просто база (слитая или похищенная) из миллионов «строк» мобильного оператора, службы доставки, маркетплейча и т.п. стоит недорого-ее отработка потребует от мошенников значительных трудовременных затрат.  Самая важная часть-это то, что нельзя найти в сети (личностные характеристики человека).

Если к звонкам, смс и электронным письмам с запросами (в том числе-электронно) люди стали относиться более настороженно при любом упоминании данных банковского счета в запросе, то на разного рода «социологические опросы», «исследования потребителей» готовы общаться охотнее. Использование методов социальной инженерии позволяет мошенникам и собирателям данных получить эти сведения из простой беседы (или онлайн-опроса) и сделать предварительные выводы о психологическом портрете человека и его «привлекательности» для дальнейшего обмана. Чем больше в базе перспективных жертв, тем дороже она стоит, над чем и трудится немалая армия таких «собирателей». Базы кочуют и корректируются.

В сфере мошенничества (в том числе и цифрового) именно человек намного более уязвим, нежели любая программа или система. Выявленные уязвимости человека могут быть использованы не раз в разных мошеннических сценариях, поэтому некоторые люди попадают на удочку мошенника не раз. «Старые грабли» не всегда видятся старыми: для этого могут использоваться различные тактики, направленные на эмоции, слабости или иные особенности личности: сочувствие и жалость, жадность и желание быстро получить желаемое, страх (например, за ребенка, родственника), неопытность и доверчивость, лень и многое другое. Если банковскую карту, удостоверение личности, внешность можно поменять, то особенности личности меняются с меньшей легкостью.

Зная эти особенности потенциальной жертвы, мошенник, используя опыт «коллег», может просчитать, как именно войти в доверие во время общения, как ввести в заблуждение.  

Базовые правила

А вот реже всего атакуют (а порой и вовсе перестают) тех, кто абсолютно бесперспективен: не отвечает вовсе, нарочито ассоциален, не идет на контакт, грубит/троллит, говорит односложно и категорично. Но не все готовы грубить или троллить, поэтому можно просто прервать разговор и внести абонента в черный список блокировки, поскольку чем меньше человек идет на контакт, тем реже его будут беспокоить.

Помимо правил цифровой безопасности (не передавать банковские данные, не переходить по сторонним ссылкам, не загружать программы/игры из непроверенных источников и т.п), важно помнить о безопасности социальной: не делиться личным с посторонними, не предоставлять дополнительную информацию о себе или близких без прямой необходимости (в том числе, под видом соцопросов). Передавая свои персональные данные, нужно оценивать целесообразность их передачи/обработки организацией, а предавать только в том объеме, который необходим для оказания услуги, а после-отзывать такие разрешения.

 

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
В Кировском районе отметили День социального предпринимательства
Общество

В Кировском районе отметили День социального предпринимательства

25 июня 2025

24 июня в Кировске прошло празднично-информационное мероприятие, посвящённое Дню социального предпринимательства. Организатором выступил Фонд поддержки малого бизнеса Кировского района Ленинградской области при активной поддержке администрации района.

Невский ССЗ принял участие в акции «День донора»
Общество

Невский ССЗ принял участие в акции «День донора»

24 июня 2025

Сотрудники Невского судостроительно-судоремонтного завода ОСК и жители Кировского района в очередной раз продемонстрировали свою отзывчивость и готовность прийти на помощь, приняв участие в Дне Донора, который прошел 23 июня. Все они объединились ради общей цели – оказания помощи нуждающимся.

Соцработников посёлка Синявино поздравили с профессиональным праздником
Общество

Соцработников посёлка Синявино поздравили с профессиональным праздником

18 июня 2025

8 июня вся страна отметила День социального работника. Администрация и совет депутатов Синявинского городского поселения поздравили социальных работников отделения социального обслуживания на дому № 3 Юлию Левченко и Марину Гусеву.

В Кировском районе появилась новая локация для красивой выездной свадьбы
Общество

В Кировском районе появилась новая локация для красивой выездной свадьбы

15 июня 2025

У жителей Кировского района и всех желающих появилась уникальная возможность торжественно зарегистрировать брак на берегу Невы в Шлиссельбурге. Местом проведения торжественного мероприятия выбрано выставочное пространство «Домик на пристани». 15 июня в Шлиссельбурге зарегистрировали свой брак три пары.

Лучших медиков отметили на областном уровне
Общество

Лучших медиков отметили на областном уровне

13 июня 2025

В преддверии Дня медицинского работника в КДЦ «Токсово» состоялась церемония награждения работников здравоохранения Ленинградской области.

Жители Кировского района отметили День России
Общество

Жители Кировского района отметили День России

12 июня 2025

12 июня в Кировском районе отпраздновали два важных события - День России и День города Кировска. Торжественные мероприятия традиционно прошли в парке культуры и отдыха.

Определён победитель муниципального этапа Всероссийского фестиваля сбережений
Общество

Определён победитель муниципального этапа Всероссийского фестиваля сбережений

07 июня 2025

7 июня в молодёжном коворкинг-центре «Кредо» города Кировска успешно прошёл муниципальный этап II Всероссийского семейного фестиваля сбережений и инвестиций. Организатором этапа выступил комитет образования Кировского муниципального района Ленинградской области (КМР ЛО).

Соцработников поздравили с профессиональным праздником
Общество

Соцработников поздравили с профессиональным праздником

06 июня 2025

Торжественное мероприятие, посвящённое Дню социального работника, прошло 6 июня во Дворце искусств Ленинградской области. На мероприятии присутствовала делегация из социальных работников Кировского района.