Общество

Кировчане поделились опытом привлечения госсредств

Кировчане поделились опытом привлечения госсредств

Как ни дели бюджетный пирог, денег в муниципалитетах все равно на всё не хватает.

В Кировске прошел круглый стол в рамках двухдневной межрегиональной конференции на тему «Реформа ЖКХ в регионах. Промежуточные итоги», модератором которой выступила газета «Деловой Петербург» совместно с инновационно-образовательным центром «Северная столица». Руководители поселения поделились опытом своей работы по привлечению средств из федерального бюджета с муниципалитетами области и Санкт-Петербурга. Кировское городское поселение - одно из немногих муниципальных образований первого уровня, которому удалось попасть в несколько крупных государственных программ и получить значительные средства из бюджетов других уровней. Почему возникает необходимость обращаться за помощью в органы государственной власти, и какие условия нужно выполнить, чтобы получить ее, об этом рассказали участникам «круглого стола» - глава МО Вадим Некрасов, глава администрации Алексей Кольцов, депутат совета депутатов Кировское городское поселение Александр Лупеко.

Открыл «круглый» стол глава МО Вадим Некрасов, который заметил, что проблема ЖКХ – это не только проблема конкретного муниципального образования, но целой страны. Вадим Некрасов коротко охарактеризовал основные сложности в сфере ЖКХ – это взаимоотношения с монополистами, формирование тарифов, нормативов.  

 К сожалению, муниципальные бюджеты сегодня находятся в такой ситуации, что без финансовой помощи из бюджетов других уровней им не обойтись. Капитальный ремонт изношенного жилого фонда, реконструкция дорог и многие другие насущные вопросы требуют колоссальных денежных затрат. Получение субсидий - пока единственная возможность  для решения крупных задач муниципалитетов. Сложностей на этом пути очень много. Кировское городское поселение изо всех сил старается не упустить свой шанс.

 О бюджетном пироге и денежных трансфертах

С момента вступления в силу закона о местном самоуправлении не утихают споры о наполняемости бюджетов разных уровней. О необходимости изменить сложившиеся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней в этом году заговорили и в верхах. По оценкам Счетной палаты, лишь 2,5% муниципальных образований России могут обеспечить свои расходные бюджетные обязательства с помощью собственных налоговых доходов. О том, что доходы муниципальных образований не соответствуют расходным обязательствам, отмечал и глава государства Дмитрий Медведев.

Именно с наполняемости бюджетов начал свое выступление глава администрации МО Кировское городское поселение Алексей Кольцов.

«За прошлый год на нашей территории все предприятия, организации любой формы собственности выплатили налоговых и неналоговых сборов на 1 миллиард 667 миллионов рублей, из этих денег в бюджет поселения поступило всего 111 миллионов. Это 6,7%. Думаю, что с небольшими поправками этот уровень доходов характерен для всей страны. Учитывая, что в странах Европы этот процент колеблется от 30 до 60%, понятно, насколько важна и необходима регулировка бюджетной обеспеченности поселений», - обозначил проблему глава администрации.

 Совершенно очевидно, что пока шаги не будут сделаны «сверху», решить многочисленные проблемы муниципалитетов, в том числе, в сфере ЖКХ, местное самоуправление самостоятельно не имеет возможности.

Для того чтобы сгладить остроту проблемы бюджетной наполняемости, в государстве действует система трансфертов (субсидий, дотаций и пр. ). По словам Алексея Кольцова, только треть трансфертов может быть использована для улучшения качества жизни населения, для улучшения ситуации в экономике. И только 10% трансфертов могут быть использованы в сфере ЖКХ, т.е. на цели, для которых и создано МСУ.

Выходит, при существующем распределении налоговых и неналоговых поступлений, средств не хватает даже на текущие вопросы местного значения, не говоря уже о развитии муниципальных образований.   

Отказались от популярности, чтобы отремонтировать дома

Однако, чтобы получить от государства эти субсидии на решение насущных проблем поселения, нужно немало постараться. Во-первых, участие в различных региональных и федеральных программах на получение субсидий осуществляется при условии софинасирования, то есть муниципалитет должен вложить часть своих средств. При этом чтобы попасть в программу софинансирования, муниципалитет должен выполнить целый ряд условий. Возьмем, к примеру, программу капитального ремонта многоквартирных домов, которая финансируется через госкорпорацию «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Она ежегодно корректируется: добавляются все новые и новые условия.

Кировское городское поселение участвует в этой программе с момента ее появления, т.е четвертый год. По словам Алексея Кольцова, чтобы попасть в программу, муниципалитету пришлось принять ряд непопулярных среди населения решений. Во-первых, отказаться от муниципальных жилкомхозов, в результате чего сегодня жилищные услуги людям представляют пять частных управляющих компаний, вместе с этим исчезло телефонное право руководителей, что негативно воспринимается населением.

Во-вторых, отказаться от дотирования организаций коммунального комплекса и перейти на 100% оплату населением коммунальных услуг. И, в-третьих, отказаться от внутреннего перекрестного субсидирования тарифов на ЖКУ. Раньше такое практиковалось: когда одна группа тарифов ниже себестоимости, вторая группа выше себестоимости, а в сумме получался баланс. С 2009 года муниципалитет отказался от такого субсидирования. После этого для населения тариф вырос на 35% на тепло, а для промышленности упал на 17%.

Но и после выполнения всех условий госфинансирование получить оказалось не так просто.

«Учитывая, что перераспределение бюджета требует длительной процедуры и рассмотрения на совете депутатов, возникает ряд сложностей, - поясняет Алексей Кольцов. - В чем? Бюджет на год мы принимаем в ноябре, а подтверждение о том, что  мы попали и приняты в какую-то программу, получаем, самое раннее, в марте следующего года. Нам дается сроку от недели до месяца на подтверждение местного софинансирования. Если в муниципалитете налажены нормальные взаимоотношения между исполнительной (администрация) и представительной (совет депутатов) ветвями власти, если они работают слаженно и могут в течение недели перекроить бюджет, приняв и опубликовав его, участвовать в программах получается. В 2010 году мы трижды меняли бюджет, для того чтобы участвовать в программе ремонта многоквартирных домов. Получалось так, что нам доводилась какая-то цифра, мы под нее корректировали бюджет, публиковали, через какое-то время цифра менялась и приходилось по-новому корректировать бюджет.  Думаю, те, кто с этим работает, понимает, насколько это сложно - поменять бюджет», - рассказывает глава администрации.

Тем не менее, старания не были напрасными. На капремонт многоквартирных домов в Кировском городском поселении потрачено 105 миллионов рублей, благодаря чему ремонт удалось провести в 96 домах (53% от общего жилого фонда поселения), общей площадью 357 тысяч метров квадратных. Это 75% от общей площади жилого фонда.

Наряду с непопулярными мерами Кировское городское поселение разработало и меры социальной поддержки для социальной защиты населения. Это муниципальные субсидии на оплату ЖКУ. Если человек платит за ЖКУ более 10% от совокупного дохода семьи, он может получить право на субсидии. Многие кировские семьи воспользовались этим правом, и теперь рост цен на коммунальные услуги их не беспокоит.

Четверть расходов на софинансирование

Еще одна программа, в которую удалось попасть благодаря кропотливой работе органов местного самоуправления, – это реконструкция и модернизации дорог райцентров. Сложность заключалась в том, что нужно было составить проектно-сметную документацию. Далее она должна была пройти экспертизу, причем в очень короткие сроки – три месяца. Несколько городов, которым были предложены данные субсидии, по этой причине отказались, но Кировское поселение решилось и, в итоге, за восемь месяцев значительную часть дорожной сети Кировска удалось отремонтировать.

В этом году поселению удалось попасть в государственную программу по благоустройству дворовых территорий.

 

Не вложишь – не получишь: по многим программам получить федеральные

или региональные средства местные бюджеты могут только при условии софинансирования

 

По словам Алексея Кольцова, эта программа, по сравнению с предыдущими, удобна для участников, так как условие только одно – софинансирование. В этом году муниципалитет получит 17 миллионов рублей на благоустройство дворовых территорий. С учетом софинансирования из местного бюджета, объем средств составит 24 миллиона рублей. Впервые за всю историю Кировска дворы будут так масштабно ремонтироваться.

В целом по трем программам объем привлеченных муниципалитетом средств составил 159 миллионов рублей или почти полтора годовых бюджета по собственным доходам.

«Одно из условий участия в программах – это софинансирование из собственного бюджета. Оно составило, за последние четыре года, 39 миллионов 679 тысяч рублей. Это не многим менее 8% от наших доходов за 4 года, и в то же время 31% от объема федеральных субсидий. Наше поселение не дотационно, поэтому процент для нас очень высок. Получается, что мы должны софинансировать треть расходов на программы. В расходах муниципалитета они занимают четвертое место», - обозначил еще одну проблему, связанную с привлечением субсидий глава администрации.

 Лучше работаешь, жестче контроль

Несмотря на то, что Кировску удалось привлечь немало средств из вышестоящих бюджетов, всех проблем, которые возникли в постперестроечные годы в сфере ЖКХ, только за счет субсидий и местного бюджета решить невозможно. К примеру, система теплоснабжения города нуждается в модернизации. Трубы старые, горячая вода не соответствует санитарным нормам. Для того чтобы провести модернизацию, нужны колоссальные средства. После долгого обсуждения муниципальные законодатели утвердили многолетнюю инвестиционную программу ОАО ТГК-1 по модернизации инфраструктуры теплоснабжения Кировска. Это привело к тому, что муниципалитет вынужден был принять инвестнадбавку в размере 31 рубль 98 копеек за каждую гигакаллорию (примерно 20 рублей с человека в месяц). До сих пор споры не утихают, но население ее оплачивает.

Анекдот о том, что наказывают обычно тех, кто хорошо работает, кировские власти прочувствовали на себе. Согласно статье 136 Бюджетного кодекса, если доля трансфертов, поступающих в муниципалитет, превышает 10%, то он принимает ряд условий. Например, нормативное регулирование со стороны областной власти максимальных расходов на оплату труда и содержание органов МСУ. Получается такая ситуация: чем лучше работают кадры в муниципалитете, чем больше они привлекают средств из других уровней бюджета, тем жестче регулирование.

В заключение глава МО пояснил, что Кировское городское поселение, решая текущие задачи, все же старается работать на перспективу. К примеру, совсем недавно была разработана программа стратегического развития муниципалитета. Сейчас разрабатывается программа среднесрочного развития.

Опыт Кировского поселения заинтересовал всех участников конференции. Подобными масштабами участия в госпрограммах пока никто из участников круглого стола похвастаться не смог.

P. S. Александр Лупеко рассказал о проблемах, связанных с привлечением средств, в том числе из федерального бюджета, на проведение работ по улучшению энергоэффективности ЖКХ Кировска. Публикации по этой теме читайте в ближайших номерах газеты «Ладога».

Только факты: Сегодня физический износ основных фондов отрасли  ЖКХ в России превышает 60%.

 

Светлана Машкова

 

 

 

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
47 регион

Нуждающимся многодетным семьям — земля вне очереди

28 июля 2014

До конца 2014 года все многодетные семьи Ленинградской области, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилье, будут обеспечены земельными участками под индивидуальное жилищное строительство.

Общество

Ай да праздник весны!

16 мая 2011

В Кировске прошла Традиционная районная весенняя ярмарка «Садовод – 2011», вызвавшая большой интерес не только у горожан, но и у многочисленных гостей.

Общество

Эксперт: в Ленобласти настоящая "эпидемия" сахарного диабета

12 ноября 2012

В Российской Федерации, как и во всех странах мира, отмечаются высокие темпы роста заболеваемости сахарным диабетом. По данным государственного регистра в России на 1 января 2012 г. насчитывалось 3 млн. 549 203 тыс. больных сахарным диабетом.

47 регион

Поздравление Александра Дрозденко с Днем местного самоуправления

21 апреля 2014

"Только в наше время муниципалитеты на деле получили широкие права и возможности для управления жизнью на своей территории".

47 регион

Заболеваемость гриппом в Ленобласти не превышает нормы

26 ноября 2013

По сравнению с предыдущей неделей выявлено на 8,3% больше больных.

Общество

Лесной пожар - это страшно!

07 августа 2010

О пожарной безопасности при нахождении в лесных массивах

47 регион

Ленинградская область - вторая в итоговом рейтинге по улучшению жизни на селе

19 февраля 2014

По результатам итогового рейтинга по улучшению качества жизни в сельской местности Ленобласть заняла второе место среди регионов России. Об этом в ходе очередного заседания Инвестиционного совета при губернаторе Лненобласти рассказал губернатор Ленобласти.

Общество

РЖД с конца мая будет продавать билеты в кредит

12 мая 2012

Дочерняя компания РЖД, ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) планирует начать продажу билетов на поезда в кредит, данный проект будет реализован совместно с банком "Восточный экспресс". Данная услуга позволит оформить билет на любое направление в кредит с 55-дневным сроком погашения, при полном отсутствии каких-либо процентов, сообщает kurs.ru.