Общество

Кировчане поделились опытом привлечения госсредств

Кировчане поделились опытом привлечения госсредств

Как ни дели бюджетный пирог, денег в муниципалитетах все равно на всё не хватает.

В Кировске прошел круглый стол в рамках двухдневной межрегиональной конференции на тему «Реформа ЖКХ в регионах. Промежуточные итоги», модератором которой выступила газета «Деловой Петербург» совместно с инновационно-образовательным центром «Северная столица». Руководители поселения поделились опытом своей работы по привлечению средств из федерального бюджета с муниципалитетами области и Санкт-Петербурга. Кировское городское поселение - одно из немногих муниципальных образований первого уровня, которому удалось попасть в несколько крупных государственных программ и получить значительные средства из бюджетов других уровней. Почему возникает необходимость обращаться за помощью в органы государственной власти, и какие условия нужно выполнить, чтобы получить ее, об этом рассказали участникам «круглого стола» - глава МО Вадим Некрасов, глава администрации Алексей Кольцов, депутат совета депутатов Кировское городское поселение Александр Лупеко.

Открыл «круглый» стол глава МО Вадим Некрасов, который заметил, что проблема ЖКХ – это не только проблема конкретного муниципального образования, но целой страны. Вадим Некрасов коротко охарактеризовал основные сложности в сфере ЖКХ – это взаимоотношения с монополистами, формирование тарифов, нормативов.  

 К сожалению, муниципальные бюджеты сегодня находятся в такой ситуации, что без финансовой помощи из бюджетов других уровней им не обойтись. Капитальный ремонт изношенного жилого фонда, реконструкция дорог и многие другие насущные вопросы требуют колоссальных денежных затрат. Получение субсидий - пока единственная возможность  для решения крупных задач муниципалитетов. Сложностей на этом пути очень много. Кировское городское поселение изо всех сил старается не упустить свой шанс.

 О бюджетном пироге и денежных трансфертах

С момента вступления в силу закона о местном самоуправлении не утихают споры о наполняемости бюджетов разных уровней. О необходимости изменить сложившиеся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней в этом году заговорили и в верхах. По оценкам Счетной палаты, лишь 2,5% муниципальных образований России могут обеспечить свои расходные бюджетные обязательства с помощью собственных налоговых доходов. О том, что доходы муниципальных образований не соответствуют расходным обязательствам, отмечал и глава государства Дмитрий Медведев.

Именно с наполняемости бюджетов начал свое выступление глава администрации МО Кировское городское поселение Алексей Кольцов.

«За прошлый год на нашей территории все предприятия, организации любой формы собственности выплатили налоговых и неналоговых сборов на 1 миллиард 667 миллионов рублей, из этих денег в бюджет поселения поступило всего 111 миллионов. Это 6,7%. Думаю, что с небольшими поправками этот уровень доходов характерен для всей страны. Учитывая, что в странах Европы этот процент колеблется от 30 до 60%, понятно, насколько важна и необходима регулировка бюджетной обеспеченности поселений», - обозначил проблему глава администрации.

 Совершенно очевидно, что пока шаги не будут сделаны «сверху», решить многочисленные проблемы муниципалитетов, в том числе, в сфере ЖКХ, местное самоуправление самостоятельно не имеет возможности.

Для того чтобы сгладить остроту проблемы бюджетной наполняемости, в государстве действует система трансфертов (субсидий, дотаций и пр. ). По словам Алексея Кольцова, только треть трансфертов может быть использована для улучшения качества жизни населения, для улучшения ситуации в экономике. И только 10% трансфертов могут быть использованы в сфере ЖКХ, т.е. на цели, для которых и создано МСУ.

Выходит, при существующем распределении налоговых и неналоговых поступлений, средств не хватает даже на текущие вопросы местного значения, не говоря уже о развитии муниципальных образований.   

Отказались от популярности, чтобы отремонтировать дома

Однако, чтобы получить от государства эти субсидии на решение насущных проблем поселения, нужно немало постараться. Во-первых, участие в различных региональных и федеральных программах на получение субсидий осуществляется при условии софинасирования, то есть муниципалитет должен вложить часть своих средств. При этом чтобы попасть в программу софинансирования, муниципалитет должен выполнить целый ряд условий. Возьмем, к примеру, программу капитального ремонта многоквартирных домов, которая финансируется через госкорпорацию «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Она ежегодно корректируется: добавляются все новые и новые условия.

Кировское городское поселение участвует в этой программе с момента ее появления, т.е четвертый год. По словам Алексея Кольцова, чтобы попасть в программу, муниципалитету пришлось принять ряд непопулярных среди населения решений. Во-первых, отказаться от муниципальных жилкомхозов, в результате чего сегодня жилищные услуги людям представляют пять частных управляющих компаний, вместе с этим исчезло телефонное право руководителей, что негативно воспринимается населением.

Во-вторых, отказаться от дотирования организаций коммунального комплекса и перейти на 100% оплату населением коммунальных услуг. И, в-третьих, отказаться от внутреннего перекрестного субсидирования тарифов на ЖКУ. Раньше такое практиковалось: когда одна группа тарифов ниже себестоимости, вторая группа выше себестоимости, а в сумме получался баланс. С 2009 года муниципалитет отказался от такого субсидирования. После этого для населения тариф вырос на 35% на тепло, а для промышленности упал на 17%.

Но и после выполнения всех условий госфинансирование получить оказалось не так просто.

«Учитывая, что перераспределение бюджета требует длительной процедуры и рассмотрения на совете депутатов, возникает ряд сложностей, - поясняет Алексей Кольцов. - В чем? Бюджет на год мы принимаем в ноябре, а подтверждение о том, что  мы попали и приняты в какую-то программу, получаем, самое раннее, в марте следующего года. Нам дается сроку от недели до месяца на подтверждение местного софинансирования. Если в муниципалитете налажены нормальные взаимоотношения между исполнительной (администрация) и представительной (совет депутатов) ветвями власти, если они работают слаженно и могут в течение недели перекроить бюджет, приняв и опубликовав его, участвовать в программах получается. В 2010 году мы трижды меняли бюджет, для того чтобы участвовать в программе ремонта многоквартирных домов. Получалось так, что нам доводилась какая-то цифра, мы под нее корректировали бюджет, публиковали, через какое-то время цифра менялась и приходилось по-новому корректировать бюджет.  Думаю, те, кто с этим работает, понимает, насколько это сложно - поменять бюджет», - рассказывает глава администрации.

Тем не менее, старания не были напрасными. На капремонт многоквартирных домов в Кировском городском поселении потрачено 105 миллионов рублей, благодаря чему ремонт удалось провести в 96 домах (53% от общего жилого фонда поселения), общей площадью 357 тысяч метров квадратных. Это 75% от общей площади жилого фонда.

Наряду с непопулярными мерами Кировское городское поселение разработало и меры социальной поддержки для социальной защиты населения. Это муниципальные субсидии на оплату ЖКУ. Если человек платит за ЖКУ более 10% от совокупного дохода семьи, он может получить право на субсидии. Многие кировские семьи воспользовались этим правом, и теперь рост цен на коммунальные услуги их не беспокоит.

Четверть расходов на софинансирование

Еще одна программа, в которую удалось попасть благодаря кропотливой работе органов местного самоуправления, – это реконструкция и модернизации дорог райцентров. Сложность заключалась в том, что нужно было составить проектно-сметную документацию. Далее она должна была пройти экспертизу, причем в очень короткие сроки – три месяца. Несколько городов, которым были предложены данные субсидии, по этой причине отказались, но Кировское поселение решилось и, в итоге, за восемь месяцев значительную часть дорожной сети Кировска удалось отремонтировать.

В этом году поселению удалось попасть в государственную программу по благоустройству дворовых территорий.

 

Не вложишь – не получишь: по многим программам получить федеральные

или региональные средства местные бюджеты могут только при условии софинансирования

 

По словам Алексея Кольцова, эта программа, по сравнению с предыдущими, удобна для участников, так как условие только одно – софинансирование. В этом году муниципалитет получит 17 миллионов рублей на благоустройство дворовых территорий. С учетом софинансирования из местного бюджета, объем средств составит 24 миллиона рублей. Впервые за всю историю Кировска дворы будут так масштабно ремонтироваться.

В целом по трем программам объем привлеченных муниципалитетом средств составил 159 миллионов рублей или почти полтора годовых бюджета по собственным доходам.

«Одно из условий участия в программах – это софинансирование из собственного бюджета. Оно составило, за последние четыре года, 39 миллионов 679 тысяч рублей. Это не многим менее 8% от наших доходов за 4 года, и в то же время 31% от объема федеральных субсидий. Наше поселение не дотационно, поэтому процент для нас очень высок. Получается, что мы должны софинансировать треть расходов на программы. В расходах муниципалитета они занимают четвертое место», - обозначил еще одну проблему, связанную с привлечением субсидий глава администрации.

 Лучше работаешь, жестче контроль

Несмотря на то, что Кировску удалось привлечь немало средств из вышестоящих бюджетов, всех проблем, которые возникли в постперестроечные годы в сфере ЖКХ, только за счет субсидий и местного бюджета решить невозможно. К примеру, система теплоснабжения города нуждается в модернизации. Трубы старые, горячая вода не соответствует санитарным нормам. Для того чтобы провести модернизацию, нужны колоссальные средства. После долгого обсуждения муниципальные законодатели утвердили многолетнюю инвестиционную программу ОАО ТГК-1 по модернизации инфраструктуры теплоснабжения Кировска. Это привело к тому, что муниципалитет вынужден был принять инвестнадбавку в размере 31 рубль 98 копеек за каждую гигакаллорию (примерно 20 рублей с человека в месяц). До сих пор споры не утихают, но население ее оплачивает.

Анекдот о том, что наказывают обычно тех, кто хорошо работает, кировские власти прочувствовали на себе. Согласно статье 136 Бюджетного кодекса, если доля трансфертов, поступающих в муниципалитет, превышает 10%, то он принимает ряд условий. Например, нормативное регулирование со стороны областной власти максимальных расходов на оплату труда и содержание органов МСУ. Получается такая ситуация: чем лучше работают кадры в муниципалитете, чем больше они привлекают средств из других уровней бюджета, тем жестче регулирование.

В заключение глава МО пояснил, что Кировское городское поселение, решая текущие задачи, все же старается работать на перспективу. К примеру, совсем недавно была разработана программа стратегического развития муниципалитета. Сейчас разрабатывается программа среднесрочного развития.

Опыт Кировского поселения заинтересовал всех участников конференции. Подобными масштабами участия в госпрограммах пока никто из участников круглого стола похвастаться не смог.

P. S. Александр Лупеко рассказал о проблемах, связанных с привлечением средств, в том числе из федерального бюджета, на проведение работ по улучшению энергоэффективности ЖКХ Кировска. Публикации по этой теме читайте в ближайших номерах газеты «Ладога».

Только факты: Сегодня физический износ основных фондов отрасли  ЖКХ в России превышает 60%.

 

Светлана Машкова

 

 

 

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Общество

Молодые, умные, перспективные

24 июня 2016

В четверг, 23 июня, в Кировском районе состоялось чествование лучших выпускников 11-х классов за особые успехи в обучении.

Общество

Улыбнитесь!

30 ноября 2013

Словарь для родителей, желающих понять речь своих детей

Общество

Завершилась акция «Подари книгу Крыму»

06 февраля 2015

Около 20 тысяч книг классической отечественной литературы отправились из Ленинградской области в Симферопольский район Республики Крым. 2,5 тысячи книг было собрано в Кировском районе.

47 регион

ТЭК: Энергоэффективность — без затрат

10 апреля 2018

В 2018 году в Ленинградской области заключено 8 энергосервисных контрактов на общую сумму более 86 млн рублей.

Общество

«Надзорные каникулы» для бизнеса

05 августа 2016

Надзорные органы сократили количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса. Внеплановые мероприятия сведены к минимуму, на плановые проверки объявлен мораторий. Региональные подразделения Прокуратуры, МЧС, ГУ МВД, ФНС, Роструда, Росреестра и Роспотребнадзора отчитались о снижении количества проверочных мероприятий, проводимых в отношении предпринимателей Ленинградской области.

Общество

В Ленобласти ожидают ливни и град

27 июня 2013

Во второй половине дня четверга, 27 июня синоптики прогнозируют в Ленинградской области целый комплекс природных напастей: местами сильный ливневой дождь, грозу, град, шквалистое усиление ветра 18-23 м/с, и все это при температуре воздуха +30 +33 градусов.

Общество

Души незаживающая рана

15 декабря 2011

В Кировской библиотеке прошла встреча заведующих муниципальными библиотеками с председателем Кировского районного общества бывших малолетних узников фашистских концлагерей Зинаидой Яковлевной Ивановой, которая передала в дар читателям книгу «Мы родом не из детства, из войны…».

47 регион

Население Ленинградской области увеличилось на 13 тысяч человек

02 апреля 2014

С 2014 года семьям, в которых родилось трое и более детей, будет выделяться выплата на приобретение жилья.