О нарушениях звукопроизношения

Часто дефекты речи детей не беспокоят родителей – их даже умиляет детский лепет и неправильное произношение, и они сами повторяют смешные детские словечки. Но не всегда речь исправляется с взрослением ребенка. О случае, когда «детская речь» становится серьёзным речевым дефектом, рассказывает Ирина Кудрявцева, учитель-логопед Павловского центра «Логос».
Коварная дислалия
Прислушайтесь к речи своего малыша. Если ребенок пропускает в словах некоторые звуки, неправильно их произносит или заменяет один звук другим, то такое нарушение звукопроизношения называется «дислалия». К сожалению, эта проблема звукопроизношения весьма распространена.
Дислалия бывает функциональной и механической.
При функциональной дислалии не отмечается нарушений строения речевого аппарата (челюстей, зубов, нёба, языка). Она наблюдается в период, когда происходит процесс усвоения звуков. Функциональная дислалия может проявиться из-за общей физической слабости ребёнка, возникающей после различных соматических заболеваний (особенно в период активного формирования речи).Причиной нарушения являются задержки психического развития (минимальные мозговые дисфункции), снижение физического слуха, позднее развитие речи. Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны недоразвитием фонематических процессов (ребёнку трудно различать звуки, близкие по акустическим признакам: ш–ж, с–з и т. д.). Влияют на появление дислалии ограничение общения или подражание неправильной речи.
Дислалия также может развиться при общении с детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Возникновение речевого дефекта возможно при пребывании в двуязычном окружении и даже при равнодушном отношении взрослых к неверному произношению ребенка. Многие родители не корректируют речь малыша, считая, что через какое-то время он сам научится говорить правильно.
При функциональной дислалии необходимо развивать у малыша умение слушать звуки, активно общаться с ребёнком. Эффективной может быть гимнастика для укрепления мышц языка.
При механической дислалии нарушение звукопроизношения обусловлено анатомическими дефектами органов артикуляции. Это неправильное строение зубов, отсутствие резцов или их аномалии, дефекты прикуса, патологические изменения языка (слишком большой или слишком маленький язык), укороченная уздечка. Если у малыша имеются анатомические дефекты, то необходима консультация хирурга и ортодонта, а в ряде случаев и длительное лечение.
Дизартрия
Более серьёзным нарушением звукопроизношения, возникающим из-за органического поражения центральной нервной системы, является дизартрия. При этом заболевании страдает не только произношение отдельных звуков. У таких детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. В речи прослеживается нечёткое, смазанное звукопроизношение: наблюдается искажённое (боковое) произношение многих звуков, отмечается появление излишней слюны в момент речи. Ребёнку трудно удерживать язык в нужной позиции продолжительное время, изменена подвижность языка, сила и точность его движений. У детей с дизартрией голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий. Ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
В тяжёлой форме это нарушение может наблюдаться в рамках детского церебрального паралича. В лёгкой, так называемой стёртой форме дизартрии при произношении у малыша проявляется дизартрический компонент. Дети с таким диагнозом получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях. В более лёгкой форме прослеживаются нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также звукопроизношения – речь понятна для окружающих, но она нечёткая.
Малыша со стёртыми формами дизартрии можно отличить по некоторым особенностям: он неразборчиво произносит слова; плохо ест; отказывается от твёрдой пищи, так как ему трудно ее пережевывать. Поэтому для развития мышц языка и щёк необходимо постепенно приучать малыша пережёвывать твёрдую пищу. Важна активизация навыков, требующих точных движений различных групп мышц. Поэтому обучение ребёнка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.
Продолжение в следующем номере.
Рекомендуемые новости
Уведомление о готовности предоставления печатной площади на платной и бесплатной основе
08 июля 2025ООО «ИД «Ладога» (Газета «Ладога») в соответствии с законодательством РФ «О выборах» уведомляет о предоставлении услуг на размещение агитационных материалов в рамках средства массовой информации газеты «Ладога» (свидетельство ПИ № ТУ 78 – 00693 от 21.09 .2010)
За чуткое отношение к людям!
27 июня 2025Петербуржца поблагодарили за помощь в предотвращении мошенничества.
С юбилеем, хранители истории!
25 июня 202525 июня 35-летние юбилей отметил Музей истории города Шлиссельбурга.
Виват, медалисты!
25 июня 2025Вот и завершился для выпускников одиннадцатых классов один из самых важных этапов в их жизни – школьные годы учебы уходят в прошлое, позади — выпускные экзамены, впереди – взрослая жизнь.
Боксёры завершили спортивный сезон
25 июня 202521 июня в Отрадном прошёл открытый ринг, завершающий этот спортивный сезон. В соревнованиях приняли участия команды из Отрадного, Шлиссельбурга и Санкт Петербурга.
Кировские пловцы достойно выступили на Кубке Ленобласти
25 июня 2025В областных соревнованиях по плаванию, которые проходили с 19 по 20 июня в Тосно, принимали участие 194 спортсмена, в том числе воспитанники Кировской спортивной школы. В соревнованиях приняли участие сильнейшие пловцы региона, имеющие второй спортивный разряд и выше.
В Кировском районе отметили День социального предпринимательства
25 июня 202524 июня в Кировске прошло празднично-информационное мероприятие, посвящённое Дню социального предпринимательства. Организатором выступил Фонд поддержки малого бизнеса Кировского района Ленинградской области при активной поддержке администрации района.
Единая система пассажирских причалов Ленобласти фактически создана! Новый этап – на Ладоге
25 июня 2025Водное пассажирское сообщение выходит на качественно новый уровень. Регионы активно развивают инфраструктуру, делая уникальные природные красоты и исторические памятники Северо-Запада России значительно доступнее для всех.