Раннее развитие: польза или вред?

«Сейчас есть огромное количество развивающих методик, книжек, игрушек, мультфильмов. Как правильно выбрать среди них подходящие? Обычно говорят, что любое развитие ребенку только на пользу и надо постоянно с ним заниматься, чтобы не упустить время. Но недавно я услышала противоположное мнение. Что изучать буквы и учиться читать слишком рано наоборот вредно. Кому верить?»
В последнее десятилетие, раннее развитие ребенка, начиная буквально с младенческого возраста, стало модным трендом. Кубики Зайцева, карточки Домана, тетради Петерсон, специальные развивающие игрушки и книжки, соответствующие возрасту вашего чада, развивающие игры на планшете, обучающие мультфильмы... Каждый может выбрать способ вырастить маленького гения по своему вкусу и кошельку. Конечно, и раньше встречались родители, посвящающие все свои усилия стремлению развить ребенка с пеленок. Самый известный пример из советских времен – это, наверное, семья Никитиных, написавшая впоследствии книгу о методах своего воспитания. Но именно сейчас мнение о том, что ребенка необходимо с самого раннего возраста особым образом интеллектуально развивать, стало особенно популярным и повсеместно распространенным.
Причины этого понятны. Развитым не по возрасту ребенком легко гордиться. При этом мама не просто «сидит с ребенком», а «занимается его развитием», появляется ясная цель любого времяпрепровождения. Всегда приятно заниматься деятельностью, результаты которой видны сразу и к тому же явно ценятся окружающими. А авторам и производителям различных пособий выгодно искусственно подогревать интерес к раннему развитию детей.
Сензитивный период
Между тем, есть определенные этапы развития, которые не стоит игнорировать. В психологии есть такое понятие – «сензитивный период», которое означает возраст, в котором обучение чему-либо осуществляется наиболее легко и просто. Конечно, почти всему можно научить и «не в свое время» (это вопрос настойчивости взрослых и изначальных способностей ребенка), но времени на это уйдет намного больше, полученные знания или навыки без постоянной тренировки быстро уйдут, а на то, чем должен был бы заниматься малыш в соответствие со своим возрастом, у организма уже не останется сил и энергии.
Так, например, сензитивный период для обучения ребенка чтению это около 5 лет. Конечно, научить ребенка читать можно и гораздо раньше. Но, помимо того, что это займет больше времени, в этом нет совершенно никакого смысла. Мозг маленького ребенка просто не готов к такой абстракции как буквы. Умеющий «читать» двухлетний ребенок, на самом деле, просто запоминает каждое слово в целом как картинку и соотносит со знакомым ему предметом, или животным, или действием (то есть по сути другой картинкой — имеющимся образом в голове). Впоследствии у таких рано научившихся читать детей напротив могут возникнуть сложности при чтении. Например, когда ребенок видит слово "тигр", а читает его «лев» – именно читает так, потому что в данный момент в голове картинки тигра и льва перепутались. Также раннее обучение чтению плохо влияет на развитие речи, поэтому всегда лучше подождать, пока ребенок станет уверенно и правильно разговаривать.
Самая известная методика раннего обучения чтению это карточки Домана. Их предлагают использовать, начиная аж с 2-месячного возраста. Но не все знают, что изначально эту методику Гленн Доман разрабатывал для реабилитации детей с заболеваниями нервной системы. Ученый специализировался на случаях повреждения мозга, проявляющихся в параличах, отставании в развитии, неспособности к общению. Для каждого ребенка разрабатывалась индивидуальная программа, основанная на копировании действий взрослого. Дети с задержкой развития начинали говорить, читать, писать, и по уровню умственных способностей постепенно догоняли своих здоровых ровесников. Позднее эту систему адаптировали для здоровых детей, и она получила свое название – методика Гленна Домана. Но то, что является насущной необходимостью для детей, имеющих различные нарушения, а потому неспособных обучаться чему-либо обычным способом, совсем не является таковым для детей здоровых. Конечно, методика работает и в отношении здоровых детей, только полученная в детстве «фора» в умении читать или считать не сохраняется даже к окончанию начальной школы. Существуют исследования, показывающие, что разница в развитии 3-4 летних детей (кто-то знает весь алфавит и умеет писать, кто-то не знает ничего) совершенно нивелируется к третьему классу школы. Раннее начало обучения грамоте не оказывает никакого влияния на эффективность обучения в школе и есть данные, что раннее развитие может даже вести к снижению познавательного интереса впоследствии. Если новая информация предлагается всегда до возникновения сильной потребности в ней, то и потребность эта через какое-то время становится слабее, за ненадобностью.
Игры в развитии ребенка
В дошкольном возрасте намного более важным является эмоциональное развитие. Об этом редко помнят, но именно оно является определяющим в этом возрасте. Базовое чувство безопасности, уверенность в себе и завтрашнем дне, уверенность в том, что близкие тебя любят, умение ребенка понимать свои чувства и чувства других людей и как-то справляться с ними, крепкая привязанность к основным взрослым, окружающим ребенка, понимание того, как ведут себя в различных житейских ситуациях, – это все то, чему не научат в школе или в интеллектуальных кружках, и это то, что гораздо сложнее получить с возрастом.
Помимо эмоционального развития, очень важное место в жизни любого дошкольника занимают игры. Если ребенок не играет в игры сейчас, то в школьном возрасте он тем более не станет этого делать, а будет все так же сидеть за компьютером или телефоном целыми днями. Игры дают очень многое. Они обучают правилам и учат им следовать (ведь в играх всегда есть те или иные правила, как и в реальной жизни), при этом развивают фантазию и творческие способности (в гораздо большей степени, чем любые поделки вместе с мамой), учат общаться со сверстниками и приходить к компромиссам в сложных ситуациях, способствуют физическому развитию и концентрации внимания, в играх, как правило проигрываются какие-то важные для детей вещи (по сути игры для детей являются чем-то вроде тренинга для взрослых). Благодаря играм взрослые могут наблюдать за внутренним миром ребенка и помочь решить ему проблемы, которые случаются в обычной жизни. И если даже малыш сам не очень хочет, любит, умеет играть, то дошкольный возраст это именно такой период, когда этому стоило бы научить, научить играть, а не складывать буквы или различать формы.
Рубрику ведет психолог Наталья Владыкина
Рекомендуемые новости
Характер разведчика, талант переводчика
30 апреля 2025Дочь фронтовика: «Я думала, что папу в Выборге уже никто не помнит…»
В поддержку пережившим военные тяготы…
30 апреля 2025Ленинградские врачи помогают коллегам из ДНР
Доротти Горелов: «Коптер был так близко, что я ощущал ветер»
30 апреля 2025Рубрика «Наши герои» пополняется новыми историями участников СВО. Каждую из них мы пропускаем через сердце и передаём дальше – нашим читателям. Сегодня мы делимся с вами необыкновенным примером стойкости и жизнелюбия. Каждый, кто знаком с этим человеком, думаю, с нами согласится.
Спрашивали? Отвечаем!
29 апреля 2025Ответы на вопросы, поступившие губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко от жителей Ленинградской области в ходе прямой телефонной линии 3 марта 2025 года.
Ветеранам СВО помогут освоить цифровые навыки
25 апреля 2025«Мультицентр социальной и трудовой интеграции» («Мультицентр»), Сбер и международная школа программирования и математики «Алгоритмика» заключили соглашение о сотрудничестве. Цель партнерства — создать условия для профессиональной переподготовки цифровым специальностям участников специальной военной операции и членов их семей в Ленинградской области.
Первый в РФ стеклодувный театр появится в Ивангороде
25 апреля 2025Первый в России стеклодувный театр появится в отреставрированном здании газгольдера в микрорайоне Парусинка в Ивангороде. По предварительным расчётам, это большое – не только для Кингисеппского района, но и Ленинградской области – событие произойдёт в течение пяти лет. Средства на воплощение столь амбициозных планов вскоре будут выделены – проект мастерской «Верес» кингисеппца Виктора Федосеева стал победителем конкурса от благотворительного фонда Владимира Потанина «Индустриальный эксперимент» благотворительной программы «Музей без границ» в номинации «Индустриальный старт».
Маленький семейный бизнес
25 апреля 2025О молодом предпринимателе и новом развивающем производстве в городе Пикалёво
Золотая свадьба: 50 лет любви, уважения и верности
25 апреля 2025Истинная любовь, как золото, никогда не тускнеет и с годами становится лишь ценнее. Золотая свадьба – это не просто юбилей, это символ крепкой семьи, преодолевшей испытания временем. 25 апреля 2025 года супруги Николаевы из Шлиссельбурга – Виктор Васильевич и Людмила Армашевна – отметили 50-летие совместной жизни.