Новости Кировска и Кировского района Ленинградской области

Если у вас правополушарный ребенок

Если у вас правополушарный ребенок

Наступило первое сентября, - начался новый учебный год. А это значит, для многих родителей опять наступит головная боль: «Как заставить своего ребенка хорошо учиться?» Нужно понимать, что некоторые дети не то, что не хотят, а просто не могут хорошо учиться. Сколько не меняй им мотивационную сферу, какую сладкую «морковку» не вешай перед их носом – они все равно смотрят не туда, куда им тычут пальцем. Речь идет о правополушарных детях.

 Что же это за напасть такая «правополушарные и левополушарные» дети? Для чего наша мозговая шкатулка и, в самом деле, как орех, расколота на две равные, но не равноценные части?

Начнем с того, что правое полушарие человека в генетическом плане более древнее. Оно отвечает за распознавание образов («Друг или враг?»), за негативные эмоции («Ой, меня что-то по голове ударило!»), за интуицию («Посижу-ка я сегодня дома») и т.д. Функции левого  полушария обозначаются в научной литературе, как «вербально символические» или «логически-аналитические». Проще говоря, оно несет ответственность за логику мышления, речь, восприятие и декодирование абстрактных символов (цифры, буквы, ноты и т.д.) Если правое полушарие чего-то не понимает, оно всегда за помощью обращается к своему собрату – левому. И, наоборот, чисто физически левому полушарию было бы не выжить, если бы правое не посылало ему  вовремя сигналов о грозящей опасности.

Конечно, в данном контексте речь не идет о том, что какой-то человек (читай ребенок) думает в реальной жизни только одной какой-то своей половинкой. Утверждается лишь то, что есть дети (а также их родители), в образе действий которых преобладают функции либо левого, либо правого полушария.  Попытаемся найти хотя бы 10 различий между ними. Итак, правополушарные дети:

1)   схватывают образ целиком, - детали им неинтересны (отсюда  описки,  пропуски  букв  в  словах,  оговорки, неточные математические формулировки);

         2)     не отличаются беглостью речи, - словарный запас невелик,  и тот извлекается из памяти с большими перебоями («А зачем переливать из пустого в порожнее, когда действовать надо?»);

  1.     могут писать достаточно быстро, если не напрягают свою голову разными сложными правилами (когда говорят о «врожденной грамотности», обычно их имеют в виду);
  2. к сожалению, непослушны, с трудом поддаются нравоучениям с чьей-либо  стороны (на их рисунках уши у людей, как правило, отсутствуют);
  3. не обладают сильной волей, так как волевые импульсы нуждаются в постоянном проговаривании («Я этого добьюсь, потому что» и т.д.);
  4. зависят от эмоционального настроя, - с желанием хоть гору свернут (если же не захотят что-то делать, хоть кол им на голове теши - ни кнут, ни пряник не помогут);
  5. тестовому экзамену предпочитают различные творческие работы (в связи с чем ЕГЭ буквально наступает им на пятки);
  6. обладают хорошей пространственной ориентацией, - зато с чувством времени у них бывают проблемы («Оболтус, ты хоть знаешь, который час?»);
  7.  предпочитают командные виды спорта (в отличие от левополушарных детей, которые и в жизни,  и в игре частенько выглядят, как  индивидуалисты);
  8.  честолюбивы, познавательные интересы деятельности их мало волнуют (жаль, что   из-за всего вышеперечисленного они редко, когда начатое дело доводят до логического конца).

Думается, теперь всем понятно, почему правополушарному ребенку так нелегко учиться в нашей общеобразовательной школе, насквозь пронизанной  «левополушарной» подачей учебного материала. Метафор нет, речь учителя перегружена  специальными терминами, долгий путь от частного к целому развивает в нем только невыносимую скуку. Он никак не может понять: «Почему так важно правильно оформлять математическую задачу? Чертить какую-то непонятную контурную карту? И учить огромные куски английского текста наизусть?» Ведь это в жизни никак не пригодится!

В последнее время в нашем обществе  появляется  все больше правополушарных детей. Существуют две версии обозначенного явления. Первая - во всем виноваты родители; вторая - во всем виновато наше общество. Остановимся поподробнее на каждой из них.

Родители - понятно, почему: мало общаются с ребенком (заняты, в основном добыванием денег либо своими какими-то личными проблемами). Дите воспитывает телевизор, потом «Денди» с «Сегой», завершает развитие мыслительных процессов – компьютер. Визуальные картинки преподносятся в готовом виде, как на ладони, даже думать не надо. Кстати,  японские ученые установили тот факт, что при длительной игре на компьютере в разные «ходилки» и «стрелялки» лобные доли у человека напрочь отключаются.

Другие ученые выдвигают гипотезу, что в  нестабильном социуме (с экономической, экологической и прочих точек зрения) правополушарным людям просто  проще жить. Ни для кого не секрет, что в нашем обществе хорошо  живут (или выживают) лишь те особи, которые способны в экстремальных (и не только) условиях пренебречь общепринятыми правилами игры. Наглядный пример. Перестрелка, или война в какой-нибудь «горячей точке». Пока левополушарный субъект будет думать о том, как лучше  или правильнее поступить в данной ситуации, правополушарный – уже брякнется на землю. И тем самым спасет свою жизнь…

Воспитывать левополушарных и правополушарных детей тоже нужно по-разному. У левополушарно-мыслящего ребенка развивать не только логический, но и социальный интеллект. Хорошим подспорьем в этом вопросе будут занятия в какой-нибудь секции (обязательно командного вида спорта - баскетбол, волейбол и т.д.) Оставив свои родительские опасения в стороне, можно рискнуть и отправить ребенка летом в загородный лагерь. Тоже хорошая школа жизни!  Для повышения интуиции можно  поиграть с ним в разные забавные игры: учиться с закрытыми глазами обходить предметы, людей; по ощущениям догадываться, какие предметы спрятаны в мешочке и т.д. Почаще провоцируйте ребенка дурачиться, отстаивать свою позицию в неприятной для него толчее, вырываться из навязанных ему объятий.

Правополушарных детей  нужно учить воспринимать мир во всем его объеме: например, в картинной галерее рассматривать не только картину, в целом, но и обращать внимание на прорисованные художником мелкие детали. При обучении в школе в обязательном порядке нужно использовать приемы образного мышления для запоминания той или иной информации. Например, исторические даты перекодировать в визуальные картинки, английские слова в легко запоминающиеся образы (для этого существуют специальные пособия). Желательно приучить ребенка активизировать его «спящее» левое полушарие в нужные моменты жизни (например, во время контрольной работы или сдачи ЕГЭ). В этом ему помогут некоторые саморегулятивные техники: массирование мочки правого уха или  быстрое выдыхание воздуха  только правой ноздрей. Кстати, если вы, наоборот, хотите на время  успокоить своего не в меру разбушевавшегося ребенка, предложите ему медленно и вдумчиво подышать через левую ноздрю.

И конечно, читать, читать и еще раз читать детям на ночь интересные книжки, - желательно, что-нибудь наше, родное. По некоторым исследованиям,  русские народные сказки - то ли из-за их ритмического рисунка, то ли из-за позитивной энергии слов – обладают определенной «жизнетворящей силой». Всяк полезнее будет, чем с малолетнего возраста приучать ребенка к общению с компьютером…

                                                                                    Татьяна Болотова

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
За чуткое отношение к людям!

За чуткое отношение к людям!

27 июня 2025

Петербуржца поблагодарили за помощь в предотвращении мошенничества.

С юбилеем, хранители истории!
Культура

С юбилеем, хранители истории!

25 июня 2025

25 июня 35-летние юбилей отметил Музей истории города Шлиссельбурга.

Виват, медалисты!
Молодежь

Виват, медалисты!

25 июня 2025

Вот и завершился для выпускников одиннадцатых классов один из самых важных этапов в их жизни – школьные годы учебы уходят в прошлое, позади — выпускные экзамены, впереди – взрослая жизнь.

Боксёры завершили спортивный сезон
Спорт

Боксёры завершили спортивный сезон

25 июня 2025

21 июня в Отрадном прошёл открытый ринг, завершающий этот спортивный сезон. В соревнованиях приняли участия команды из Отрадного, Шлиссельбурга и Санкт Петербурга.

Кировские пловцы достойно выступили на Кубке Ленобласти
Спорт

Кировские пловцы достойно выступили на Кубке Ленобласти

25 июня 2025

В областных соревнованиях по плаванию, которые проходили с 19 по 20 июня в Тосно, принимали участие 194 спортсмена, в том числе воспитанники Кировской спортивной школы. В соревнованиях приняли участие сильнейшие пловцы региона, имеющие второй спортивный разряд и выше.

В Кировском районе отметили День социального предпринимательства
Общество

В Кировском районе отметили День социального предпринимательства

25 июня 2025

24 июня в Кировске прошло празднично-информационное мероприятие, посвящённое Дню социального предпринимательства. Организатором выступил Фонд поддержки малого бизнеса Кировского района Ленинградской области при активной поддержке администрации района.

Единая система пассажирских причалов Ленобласти фактически создана! Новый этап – на Ладоге
47 регион

Единая система пассажирских причалов Ленобласти фактически создана! Новый этап – на Ладоге

25 июня 2025

Водное пассажирское сообщение выходит на качественно новый уровень. Регионы активно развивают инфраструктуру, делая уникальные природные красоты и исторические памятники Северо-Запада России значительно доступнее для всех.

Область выберет лучшего овощевода
47 регион

Область выберет лучшего овощевода

25 июня 2025

Стартовал региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» в номинации «Овощевод». Конкурс пройдёт сегодня, 25 июня, на базе тепличного комплекса Всеволожского района ООО «Дары Природы».