Новости

Легендарный советский грузовик поднят со дна Ладожского озера и отбуксирован в Кобону

Легендарный советский грузовик поднят со дна Ладожского озера и отбуксирован в Кобону

 Со дна Ладожского озера была поднята легендарная полуторка. Спустя 75 лет орудие победы, именно так прозвали эту машину в послевоенное время, достигло своей цели – заветного берега. 

Операцию по подъему техники организовали сенатор Совета Федерации Дмитрий Василенко, депутат Законодательного собрания ЛО Михаил Коломыцев, руководители Кировского района Андрей Гардашников и Алексей Кольцов, участник военно-патриотической постоянно действующей подводной экспедиции, заведующий музеем «Дорога жизни» Сергей Марков и команда единомышленников. 

Экспедиция была проведена по поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко.  Отрадно что такое событие произошло в Год памяти  и славы, объявленный президентом Российской Федерации.

Полуторка была найдена в водах Ладожского озера близ острова Зеленцы на глубине 6 метров и отбуксирована в деревню Кобона. С ключом в замке зажигания она простояла на дне долгих 75 лет. Основные агрегаты относительно целы. Кузовные детали изъедены временем, что понятно – дно Ладожского озера неспокойно, да и время сыграло против.

– Поднять полуторку со дна было мечтой любого из нас! – рассказывает Дмитрий Василенко. – Ведь это свидетельство страшной войны, героизма, горя. Это наш долг и наше личное желание явить новым поколениям легендарную машину.

Полуторка для жителей Кировского района и Ленинграда является особым символом стойкости, бесстрашия и стремления к победе. У многих из нас отцы, деды, мамы, бабушки, трудились на Дороге жизни, кто водителями, кто санитарами на перевалочных пунктах, кто регулировщиками, работы хватало всем. А как эту дорогу строили! Каждый шаг на пути к победе был проявлением лучших человеческих качеств.

Поэтому сегодня для всех нас особенный день! Я счастлив, что наша экспедиция закончилась благополучно, машина на берегу, ее ждет вторая жизнь.

По нашим планам, полуторка ко Дню Победы займет почетное место на территории музея «Прорыв» в городе Кировске. Я уверен, это лучшее место! Мы пока еще не приняли решение, приедет ли она своим ходом, или ее привезут – все будет зависеть от ее состояния, для этого нужно будет провести более тщательный осмотр. Но в идеале хотелось бы сделать ее ходовой. Это будет еще одна небольшая победа непокоренного Ленинграда и нашего народа, – заключил сенатор.

Бесценность каждой единицы машины ГАЗ АА на Дороге жизни неоспорима. С 12 сентября 1941 по март 1943 года она связывала блокадный Ленинград со страной. Маршрут мыс Осиновец – Кобона стал легендарным. По Дороге жизни проходила эвакуация мирного населения города в тыловые районы СССР, снабжение Ленинграда продовольствием, топливом, вооружением, боеприпасами, через нее перебрасывали подкрепление. 

Всего по ледяной дороге из Ленинграда было эвакуировано 638 тысяч человек и 575 тысяч тонн грузов. Помимо этого для обороны города по Дороге жизни было доставлено 300 тысяч бойцов. Дорога жизни  подвергалась постоянным жестоким обстрелам тяжелой вражеской артиллерией и авиацией. По грубым подсчетам, каждая третья полуторка, работавшая на Дороге жизни, утонула

– Машина была обнаружена в этом году, – рассказывает Андрей Гардашников, – приблизительное место вычислили, изучив исторические документы и воспоминания очевидцев. Помогла гидроакустическая техника. Находка не заставила себя долго ждать.

Для нас каждый такой подъем – это удача. Только представьте, мы подняли машину, которая в годы войны спасала сотни, тысячи жизней. Она живая… Организация работ была непростой. Оборудование, техника, люди, время. Но оно того стоило! У нас все получилось.

Депутат Законодательного собрания Михаил Коломыцев призвал всех больше интересоваться историй и обязательно посетить Кобону.

– У нас в Кировском районе, в деревне Кобона расположен интереснейший музей – «Дорога жизни». Именно тут вы узнаете все о трудных временах блокады, о подвигах водителей ледяной трассы, о жизни людей, их судьбах. Это уникальный музей, он потрясет ваше сознание, даю слово!

В небольшом здании по сей день живет и работает Дорога жизни, немец беспощадно бомбит колонны, блокадный Ленинград дышит из последних сил, люди пережившие ад, рассказывают о себе и своих родных, медсестры спасают жизни раненым, Александр Прокофьев читает стихи о Родине и любимой деревушке – Кобоне. Это живой музей. Можно перечитать множество книг и внимательно слушать историю на уроках, но почувствовать, понять все, что пережило поколение героев, помогают такие места как это.

Конечно я очень рад, что нам совместными усилиями удалось найти эту боевую единицу, поднять ее с вод Ладожского озера и доставить на берег. Самым же волнительным моментом станет день, когда полуторка пополнит ряды уже знаменитого музея «Прорыв». Вот когда мальчишки и девчонки прикоснуться к ней рукой, заберутся в кузов. Тогда я скажу – да! Мы это сделали! Мы достигли главной цели – передали важный экспонат в надежные руки нового поколения.

Команда Кировского района тематику Победы и памяти ставит во главу угла

На территории района не прекращаясь, ведутся работы по увековечению памяти героев Великой Отечественной войны, благоустройству территорий мемориалов, братских воинских захоронений, памятных мест, строительству новых объектов.

Вспомним самые масштабные…

2005 год – установка боевых орудий – музей под открытым небом (город Шлиссельбург). Инициатор и организатор Дмитрий Василенко, тогда еще мэр горда Шлиссельбурга. В экспозиции представлены орудия знаменитого крейсера «Киров». Экспонаты находятся в открытом доступе, расположены на территории городского парка и являются излюбленным местом детворы, не проходят мимо музея и многочисленные туристы.

2015 год – создание в Кировском районе попечительского совета, который взял на себя работы по модернизации мест воинской славы, поиску боевых машин. На тот момент большинство братских захоронений и мемориалов района находились в запустении. Так началась интересная и грандиозная работа, которая подарила новую жизнь многим объектам.

2015 год – новая жизнь дана мемориальному комплексу «Невский пятачок». В двухтысячных годах мемориал «Невский пятачок» явно требовал к себе внимания. Это большая территория, которая была знакомая скорее только местным жителям и тем кто интересуется историей времен Второй мировой войны. С дороги она была неприметной, и не всякий мимо проезжающий человек останавливался ознакомиться с ней. Тогда и возникла задумка у членов попечительского совета подарить мемориальному комплексу новый облик. Одной из идей, возможно главной, было осуществить художественную подсветку объектов комплекса. Долго ждать не пришлось – от идей сразу же перешли к реализации.

119 светильников разрабатывались для конкретных элементов музея под открытым небом. Большая часть прожекторов была стилизована под противотанковые надолбы. Во время войны такие бетонные пирамиды ставили как защиту от техники противника. Они органично вписались в композицию мемориала. Ну, а кроме того 200-килограммовые конструкции не оставляют ни одного шанса вандалам.

Дмитрий Василенко:

– Основную ассоциацию мы, конечно, хотели провести с пядью земли, с рубежом, чтобы каждый мог себе представить драматизм момента, где на каждом месте, на каждом метре лежит семнадцать человек.

В том, что эти цифры далеко не метафора, реставраторы проверили на собственном опыте. Даже через 70 с лишним лет после того, как здесь прозвучал последний выстрел, первыми все равно пришлось идти саперам и поисковикам. На Невском пятачке любые земляные работы превращаются в поисковые. Когда меняли покрытие вокруг рубежного камня, а это сравнительно небольшая площадка – метров 10 на 12 – нашли 26 погибших красноармейцев.

Для того что подсветить весь мемориал, было проложено более четырех километров кабеля. Система работает круглый год, причем автономно. Фотоэлементы самостоятельно распознают время включения и отключения светильников.

Реконструкция мемориала обошлась примерно в 12 миллионов рублей, но ни копейки из бюджетных средств потрачено не было, все без исключения работы были выполнены на счет меценатов.

Как отметил депутат ЗАКСа Ленобласти Михаил Коломыцев, обустройство Невского пятачка необходимо, прежде всего, для того, чтобы привлечь туда молодежь:

 – Когда мы только обсуждали идею модернизации, в первую очередь мы  хотели, чтобы это было интересно новому поколению. И сегодня я с полной уверенностью могу сказать, что у нас все получилось – с каждым годом в памятные дни число людей, пришедших почтить память героев, растет. Особенно приятно, что финансирование проекта взяли на себя меценаты, а это говорит о том, что многие из наших граждан являются патриотами и понимают, насколько важно сохранить историю для потомков.

Напомним, что еще до присвоения официального статуса мемориала на территории Невского пятачка в 1952 году был установлен десятиметровый обелиск, а в 1967 году – тот самый танк Т-34 и 76-миллиметровая дивизионная пушка. 12 сентября 1972 года был открыт Рубежный камень, а в 1985-м появился памятник «Призрачный дом» как символ 38 селений и деревень, полностью уничтоженных в годы войны на территории современного Кировского района.

2016 годиз болот поднят самолет, установлено имя героя-пилота. В районе озера Барское Кировского района вместе с останками летчика был поднят подбитый в 1943 году при обороне Ленинграда наш самолет. ИЛ-2 находился на глубине более 8 метров в болоте. Сразу имя героя-летчика установить не удалось, документов и медальона рядом с ним обнаружено не было. Но, благодаря сохранившемуся номеру двигателя, был сделан запрос в архив, и спустя 73 года имя еще одного героя было возвращено из небытия.

Согласно данным Минобороны было установлено, что сбитым самолетом управлял летчик – младший лейтенант Леонид Павлович Усов, 1923 года рождения, уроженец села Старинка Никандровского района Тамбовской области. До мая 2016 года пилот числился пропавшим без вести.

По архивным документам установлено, что 25 июля 1943 года (на 3 день Мгинской операции) самолет ИЛ-2 14-ой воздушной армии 703 штурмового авиаполка под управлением Усова Л.П. отстал от группы и не вернулся с боевого задания. Летчик, почти полностью израсходовав боекомплект самолета при заходе на цель, был сбит зенитной артиллерией. В результате разрыва снаряда пилоту оторвало правую руку, после чего самолет с сильным правым креном боком упал в болото.

В ходе подъема самолета, у пилота была обнаружена медаль «За оборону Ленинграда», которой он был награжден за 5 дней до своего последнего боя – 20.07.1943 года.

2017 год – танки для «Прорыва». 28 апреля 2017 года танковая экспозиция музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» пополнилась  4-мя современными моделями боевых машин – танками Т-62М, Т-55М, Т-80Б, Т-72, состоящими на вооружении ВС РФ, и это событие тоже произошло благодаря усердию и активности попечительского совета.

Инициатива состояла в том, чтобы существующая танковая коллекция музея-диорамы была представлена не только моделями периода Великой Отечественной войны, но и содержала современные танки послевоенного периода, чтобы жители и гости Кировского района могли познакомиться с историей развития отечественного военного машиностроения и вживую, прикоснувшись к боевым машинам современности, понять подвиг наших дедов воевавших в годы войны, оценить возможности боевых машин разных периодов, реально ощутить энергетику и мощь вооруженных сил.

Работы по подготовке экспонатов провел 61 бронетанковый ремонтный завод, работники которого в период боев на Невском пятачке на передовой ремонтировали «опаленные огнем» советские танки, а также принимали непосредственное участие в восстановлении боевых машин периода войны, представленных в музее.

Боевая техника стала настолько популярной, что приходится ее постоянно приводить в порядок! И это Здорово!

Коллекция военной техники под открытым небом музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» – стала такой популярной среди молодежи и ребятни, что без ежегодных косметических работ не обойтись! Но мы этому факту несказанно рады! – отметил директор музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» Денис Пылев. – Когда мальчишки забираются на танки, или ветераны прикасаются ладонями к боевым машинам – сердце замирает от счастья. Мы ведь и стремились к тому, чтобы каждый желающий мог прикоснуться к истории. Ежедневно к технике подходят сотни людей, а в выходные дни – тысячи.

Последние работы проводились в 2019 году – была произведена пескоструйная очистка танков в количестве 6 штук, грунтовка в два слоя и финишное окрашивание.

2020 год – операция по извлечению артиллерийской единицы со дна Ладожского озера. Силами энтузиастов-поисковиков были обследованы 42 точки акватории Невы в районе Невского пятачка. На глубине 10 метров была обнаружена советская 76-мм полковая пушка образца 1927 года. В архивах Вермахта есть несколько описаний, как немцы накрывали в этом районе форсировавшие Неву советские понтоны с пушками. Есть эпизоды из октября и ноября 1941 года, есть из зимы 1942.

Работы проводились по поручению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентины Матвиенко и под руководством сенатора Дмитрия Василенко и депутата Закса Михаил Коломыцева. В операции по извлечению артиллерийской единицы со дна также участвовали два борта администрации Волго-Балтийского бассейна Росморречфлота — «Бриз-1» и «Виктор Шурпицкий», которые обеспечивали безопасность на месте работ. Подводную часть миссии выполнили водолазы МЧС. Организационные вопросы взяла на себя администрация Кировского района под руководством Андрея Гардашникова и Алексея Кольцова.

Интересные факты о полуторке. А вы знали?

…ЧТО году с конвейера завода в Нижнем Новгороде (который в этом же году станет Горьким) сошел первый автомобиль. На нем устанавливался четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3285 см3, который развивал мощность в 42 л. и имел четырехступенчатую коробку передач. Основой была рама, а подвеской служили рессоры, обеспечивающие грузоподъемность в полторы тонны. Отсюда и происходит его прозвище «полуторка» или «полуторатонка». Несмотря на это, полуторки почти всегда эксплуатировались со значительным перегрузом и зачастую перевозили до трех тонн. До 1934 года автомобиль оснащался кабиной из дерева и прессованного картона, позже их заменил металл, а во время войны материалов не всегда хватало даже на двери из брезента.

…ЧТО за все время производства было выпущено 985 000 автомобилей ГАЗ-АА в различных модификациях. Для Нижегородского автомобильного завода (будущий ГАЗ) это был первый серийный автомобиль, но помимо него сборка осуществлялась на московском заводе КИМ (АЗЛК), на Ростовском автосборочном заводе и на УльЗиСе (УАЗ).

…ЧТО из-за постоянных проблем со стартером, которые не всегда работали более полугода, для того чтобы завести машину, водителям приходилось крутить ручку. Это действо часто становилось ключевым моментом в фильмах с участием полуторок.

…ЧТО с появлением полуторки – недорогого массового грузовика, стала возможна моторизация пожарной службы. На Миусском заводе пожарных машин, основанном в Москве в 1919 году, на шасси ГАЗ-АА собиралась пожарная машина. Для переделки грузовики с конвейера КИМ перегонялись своим ходом. От базовой «тушилы» отличались наличием коробки отбора мощности, благодаря которой работал насос, качавший воду. Название «линейка» пошло от специального деревянного кузова, со скамьями для бойцов пожарной команды и баком для воды.

Яна Носенко

Фото автора и пресс-службы КМР ЛО

 

Вернуться к списку 47 регион

Рекомендуемые новости
Общество

Безопасность превыше всего

30 ноября 2016

29 ноября в Кировском районе состоялся выездной семинар по вопросам соблюдения трудового законодательства и профилактики производственного травматизма. В мероприятии приняли участие представители администрации Кировского района, представители надзорных органов, специалисты по охране труда предприятий и организаций района.

47 регион

... а Виктор Зубков - с руководителями агропромышленного комплекса РФ

03 мая 2011

На видеоконференции с руководителями агропромышленного комплекса субъектов РФ первый вице-премьер правительства России Виктор Зубков поблагодарил администрацию Ленинградской области за высокий уровень софинансирования сельского хозяйства и своевременное доведение средств государственной поддержки до предприятий.

Общество

Награды многодетным мамам и отцам

30 ноября 2014

27 ноября в здании правительства региона состоялась церемония вручения почетного знака Ленинградской области «Слава Матери» и знака отличия Ленинградской области «Отцовская доблесть» лучшим многодетным матерям и отцам. От Кировского района награды получили кировчанка Светлана Владимировна Кузьмина и синявинец Дмитрий Александрович Чемерзов, в семьях которых воспитывается по пять детей.

Общество

Чужое счастье

29 сентября 2011

Боль бывает разная: физическая, от которой страдает тело, а есть боль душевная, от которой невыносимо разрывается душа. Но как жить с ней, если она овладевает тобой, разрастается в тебе и уже не хватает человеческих сил, чтобы с ней справиться…

Как пережить предательство самых близких людей, в которых бываешь уверен? Такую боль не заглушить таблетками. Она лишает жизненного равновесия. Ее разве что может вылечить время… Наша история рассказывает как раз об этом.

47 регион

Губернатор встретился с Патриархом Московским и всея Руси

23 декабря 2013

20 декабря в Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. В беседе приняли участие епископы Выборгский и Приозерский Игнатий, Гатчинский и Лужский Митрофан, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав.

анонсов

«Ночь музеев» в Ленинградской области

14 мая 2014

17-18 мая музеи 47-го региона примут участие в акции, которая проходит одновременно в 42 странах. Общей темой программ «Ночи музеев 2014» станет «Свет и цвет».

Экономика

Ленобласть продолжает сотрудничество с «ЛУКОЙЛом»

08 февраля 2013

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и Президент ОАО «Нефтяная компания ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов подписали соглашение о сотрудничестве на период до 2017 года.Подписание состоялось 8 февраля в Москве, в центральном офисе компании, сообщили "Леноблинформ" в пресс-службе областного правительства.

Общество

Минфин предложил обложить налогом автомобильные штрафы

16 ноября 2012

Автомобильные штрафы, которые вместо своих работников платит компания, должны облагаться налогом на доходы физических лиц. Об этом пишет "РБК daily" со ссылкой на письмо Министерства финансов России.