Опасности виртуального мира Психолог – об интернет-зависимости несовершеннолетних

ВОЗ уже признала интернет-зависимость болезнью. Беспорядочное блуждание по сайтам, непрерывное виртуальное общение, продолжительная игра в онлайн-игры – все это указывает на развивающуюся нездоровую привычку. О проблеме интернет-зависимости школьников мы побеседовали с психологом-консультантом Марией Евдокимычевой.
Подмена жизни
– К каким последствиям в будущем может привести зависимость от интернета?
– Любая зависимость является существенным ограничением для полноценной жизни. Алкогольная, наркотическая, игровая и интернет-зависимости имеют общие черты и механизмы развития. Интернет-зависимость влияет на адаптивность к реальной жизни, формирует социопатическую личность, не умеющую общаться с живыми людьми. В своем крайнем проявлении интернет-зависимость может привести к полной самоизоляции человека от общества. Он закрывается дома и взаимодействует с миром только через интернет. Сейчас с его помощью можно решать любые вопросы и удовлетворять любые потребности, но это не реальная жизнь – она проходит стороной.
– Как понять, что ребенок стал зависим от интернета?
– Он больше не интересуется ничем, кроме компьютера и гаджетов, проводит с ними все свое время. Самообслуживание, обязанности, учеба, кружки, живое общение практически игнорируются. Напоминание родителей о том, что надо что-то сделать, вызывает досаду, агрессию. Также приступы ярости вызывает запрет на использование гаджета. Фактически у ребенка реальная жизнь замещается тем, что он находит в интернете, в том числе, виртуальным общением. Оно привлекательно тем, что можно создать вымышленный образ и наделить его любыми желаемыми чертами, как бы стать идеальным человеком. Поэтому отсутствие реального круга общения у ребенка или резкое его сужение – это тоже признак зависимости от интернета.
Лимит на гаджеты
– Как вы сказали, зависимый от интернета ребенок остро реагирует, когда родители пытаются вмешиваться в его новое увлечение. Как поступить, чтобы помочь ребенку победить эту зависимость?
– Профилактика всегда лучше, чем лечение. Хорошо бы родителям изначально больше уделять внимания своим детям, вникать в их интересы, волнующие их проблемы, устанавливать доверительные отношения и учить детей жить реальной, а не виртуальной жизнью своим примером. Общение, увлечения, досуг, быт – во все это стоит активно вовлекать детей.
И обязательно устанавливать лимиты на использование гаджетов. Например, час в день, после того как сделаны все уроки и выполнены обязанности по дому. Сюда же добавим посещение кружков. Все это важнее гаджетов.
Строго говоря, правила в семье устанавливают взрослые. Но это не значит, что с детьми не нужно разговаривать, обсуждать, договариваться. Договор работает тогда, когда его подписали две стороны. Кстати, составить такой домашний договор о правах и обязанностях со школьником бывает очень полезно.
– С какого возраста можно разрешать ребенку пользоваться интернетом?
– С моей точки зрения, не раньше окончания начальной школы. И родители должны обязательно контролировать контент. Снимать все ограничения можно только после окончания школы. Хотя, все индивидуально. Есть вполне сознательные 12-13-летние подростки, которых и ограничивать особо не надо, а есть безответственные выпускники школы, готовые сутками сидеть в соцсетях, забыв обо всем.
Родители должны помнить, что интернет, особенно соцсети – это место потенциальной опасности для «залипшего» подростка, потому что интернет-знакомства могут нести угрозу здоровью и жизни ребенка. Об этом необходимо обязательно разговаривать. О том, кто может скрываться за профилем нового знакомого, и чего не следует делать ни при каких условиях.
И о порнографии надо говорить. Очень аккуратно, но надо. Вообще с детьми просто необходимо разговаривать, чтобы быть в курсе их жизни. Тогда у них не будет острой необходимости прятаться в виртуальном мире от реального.
Вообще, чем позже у ребенка появляется смартфон с доступом в интернет, тем лучше. Компьютер – это другое: там можно настроить фильтры, да и он не всегда под рукой. Поэтому сейчас я знаю многих родителей, вполне обеспеченных, которые покупают детям обычные кнопочные телефоны, а не смартфоны. Даже планшет лучше смартфона, ведь его не будешь таскать в кармане и хватать каждую минуту.
Поэтому родителям стоит серьезно отнестись к вопросу выбора гаджетов и организации режима ребенка таким образом, чтобы не допустить возникновения зависимости от интернета. И лучше всего здесь работает личный пример родителей. Все мы учимся на примере.
Привлекать детей к делам
– Сейчас почти сняты карантинные ограничения, связанные с коронавирусом, тем не менее многие люди по-прежнему соблюдают режим самоизоляции. Для семьи это сложный период. Во-первых, ребенок от избытка свободного времени тянется к компьютеру, а во-вторых, повторяя эту ошибку взрослые показывают тем самым негативный пример. Как организовать полезный досуг в подобных условиях?
– Основная задача здесь – искать и находить полезные и интересные занятия вне интернета. Устанавливать жесткие лимиты, например, час в день на интернет. И привлекать к жизни. Учить готовить, гладить белье, сделать уборку вместе, читать бумажные книги, копаться в грядках, за грибами поехать в лес, потом сушить их или солить вместе. Делать это родителям самим, чтобы подавать пример и вовлекать детей. Издавна все народы приучали детей к труду, таким образом обучая их реальной жизни. Это лучший способ, какой только может быть
Алена Петрова
Рекомендуемые новости
«Киров тоже был бы князем...»
24 октября 2025Если бы Сергей Миронович Киров, в честь которого назван наш город и целый район, жил 800 лет назад – во времена князя Александра Невского – то он тоже был бы князем.
«Звёздочка» – кузница кадров Кировского района
24 октября 2025Легендарная «Звёздочка», распахнувшая двери для первых воспитанников в 1980 году, отмечает 45-летний юбилей. Из стен сада, который когда-то построил Дубровский завод, вышли тысячи выпускников, а само учреждение стало неотъемлемой частью истории Кировска и всего района. Каким же был детский сад «Звёздочка» в период становления и развития, вспоминают и рассказывают бывшие работники и воспитанники дошкольного учреждения.
Жильё для молодых жителей Кировского района
22 октября 2025Новоселье – это радостное событие в жизни каждого человека. Торжественное вручение ключей от квартир молодым людям из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей состоялось сегодня в малом зале администрации района.⠀⠀⠀
Свежая, натуральная продукция от местного производителя
22 октября 2025Крестьянское-фермерское хозяйство Марины Лисовской, специализирующееся на выращивании перепелов и производстве перепелиных яиц посетили заместитель главы районной администрации по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Мария Нилова и начальник управления по развитию агропромышленного комплекса районной администрации Александр Петров.
Педагогу Кировской музыкальной школы вручили почётную грамоту районного совета депутатов
22 октября 202521 октября заместителю директора по учебно-воспитательной работе в Кировской детской музыкальной школы Наталье Чубаровой вручили почётную грамоту совета депутатов Кировского муниципального района Ленинградской области.
По предприятиям Кировского района
21 октября 2025В Кировском районе успешно развиваются не только крупные сельхозпредприятия, но и крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ). Уже десять лет Борис и Надежда Бойко успешно специализируются на животноводстве – разводят крупный рогатый скот мясного и молочного направлений.
Театр «Маска» стал победителем международного фестиваля «Театр. Осень. Пушкин»
21 октября 2025С 12 по 19 октября в Санкт-Петербурге прошёл IX Международный фестиваль любительских театров «Театр. Осень. Пушкин». Ежегодное культурное событие собрало творческие коллективы из разных регионов России и других стран, объединив артистов и зрителей в стремлении к развитию театрального искусства и культурному диалогу.
Первой победительницей проекта «Серебряный старт» стала жительница Кировского района
20 октября 2025В Ленинградской области в этом году впервые была реализована федеральная программа «Серебряный старт», направленная на развитие предпринимательских навыков у граждан пенсионного возраста.








