В зоне заражения

26 апреля – Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
В этот день 34 года назад случилась одна из самых страшных техногенных катастроф в истории – авария на Чернобыльской АЭС. Со всех концов нашей большой страны в Чернобыль прибыли специалисты – учёные, инженеры, медики, военнослужащие, рабочие – чтобы ликвидировать последствия трагедии и спасти мир от угрозы заражения. Среди прочих был и наш земляк – шлиссельбуржец Виктор Васильевич Николаев. За мужество и героизм, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС им. В.И. Ленина, он был награжден нагрудным знаком.
Авария на Чернообыльской АЭС (также известна как катастрофа на Чернобыльской АЭС, чернобыльская авария, чернобыльская катастрофа или просто Чернобыль) – разрушение 26 апреля 1986 года 4-го энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной близ города Припять (Украинская ССР, ныне – Украина). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, а в окружающую среду выброшено большое количество радиоактивных веществ.
По данным Википедии, для ликвидации последствий аварии распоряжением Совета Министров СССР была создана правительственная комиссия, председателем которой был назначен заместитель председателя Совета министров СССР Б.Е. Щербина.
Основная часть работ была выполнена в 1986-1987 годах, в них приняли участие примерно 240 000 человек. Общее количество ликвидаторов (включая последующие годы) составило около 600 000.
В первые дни основные усилия были направлены на снижение радиоактивных выбросов из разрушенного реактора и предотвращение ещё более серьёзных последствий. Затем начались работы по очистке территории и захоронению разрушенного реактора. Обломки, разбросанные по территории АЭС и на крыше машинного зала были убраны внутрь «саркофага» и забетонированы.
Вокруг 4-го блока приступили к возведению бетонного «саркофага» (объект «Укрытие»). В процессе строительства «саркофага» было уложено свыше 400 тыс. куб.м бетона и смонтированы 7000 тонн металлоконструкций. Его возведение было завершено и актом Государственной приемочной комиссии законсервированный четвертый энергоблок был принят на техническое обслуживание 30 ноября 1986 года.
Приказом № 823 от 26 октября для эксплуатации систем и оборудования объекта «Укрытие» организован реакторный цех четвертого блока.
«С флагами нас никто не встречал, а вот с автоматами провожали, было дело…»
Период с 30 июня по 29 сентября 1987 года Виктор Васильевич Николаев запомнил на всю свою жизнь. С каждым годом воспоминаний становится всё меньше, рассказывать о тех страшных событиях – особо некому. Но в семье Николаевых точно знают: их муж, отец и дед – настоящий герой! Дочь Татьяна собрала уникальные документальные хроники того времени из уст своего отца и передала их в редакцию газеты «Ладога». А вот и сам рассказ:
«Мне тогда было 37 лет. Жил в Шлиссельбурге. Работал на Невском ССЗ. Строили корабль АТА-1503 (буксир-толкач). Я как обычно занимался ходовой и радиорубкой. Во второй половине дня заходит человек в военной форме и вручает мне повестку в военкомат. Позже все объяснили. Прошел медкомиссию в Кировске и отправился в Колпино, а оттуда – на поезд и в путь. Куда именно мы направляемся – никто не знал. Вагоны сторожили автоматчики.
Приехали на место. Сначала в белой церкви держали, потом – в лес. И снова – долгая дорога. Вдали показалась степь. Привезли в палаточный городок (военная часть). Как оказалось, место то было за 30 км от эпицентра аварии. Недалеко от Припяти.
Химический полк сразу же распределили по ротам. Часть командиров и солдат в это время были на станции 4-ого блока (как выяснилось позже), и мы ждали дальнейших распоряжений. Меня назначили делопроизводителем (по хорошему почерку), но как химик я вместе с остальными тоже принимал участие в основных работах на объекте».
Будни ликвидатора
«Вставали в пять утра, сдавали кровь, затем на машину – и на работы. У ворот нас высаживали – дальше шли пешком. Переодевались в раздевалке для рабочих АЭС. Надевали спецзащиту, распираторы – и в 4-й блок.
Картина представлялась страшная. Искореженные цилиндры по стенам, пол просажен до самой земли, крыши и вовсе не было… Делали все, что прикажут. Расчищали завалы, убирали всю эту гадость. Работали по 2,5 минуты (больше нельзя было), затем отдых, и снова за работу. В конце смены проходили специальную обработку, измерения – и в часть.
В конце смены я составлял наряд на специальной глянцевой бумаге, отчего вскоре очки стал носить. От бликов зрение резко упало. Да и в целом здоровье ухудшилось. Кровь плохая стала. Даже в Киев предлагали отвезти, но я отказался.
Наряд выпадал практически каждый день. Кроме основной работы на 4-м блоке, принимал участие в ликвидации последствий аварии в Припяти. Очищали гостиницы, автомастерские. До нас там уже побывали мародеры. Нам строго настрого запретили что-то уносить с собой.
Еду выдавали. Ничего из того, что там было съедобного, употреблять в пищу было нельзя! Ездили мы как-то в деревню. Зашли в кукурузное поле, а там яблоки – вот такие! А вокруг – стадо мертвых коров. Точнее то, что от них осталось...
Погода стояла жаркая. Рыба плавала в реке кверху брюхом – как неживая! Наблюдали мы также, как лес на глазах сох – становился багрово-рыжего цвета. Самые отчаянные ребята купались в речке недалеко от Припяти – вылезали оттуда красные, как раки! Затем они куда-то исчезали (увозили их сразу) – и уже никто их не видел…»
Жизнь после катастрофы
Тем, кто отработал 90 суток, выдавали долгожданные командировочные и отправляли домой. Страшно было, что вернешься и «копыта отбросишь», вспоминает В.В. Николаев.
В Киев добирались своим ходом – на такси. Приехал в Колпино, встал на учёт. Вернулся домой и продолжил жить дальше. Одежду, в которой вернулся, жена тут же сожгла. Так сделать наказали ещё в расположении части, где он служил. Сегодня о том страшном событии напоминает лишь удостоверение да пачка грамот и благодарностей. А ещё пошатнувшееся здоровье…
Хотя для 70 лет Виктор Васильевич ещё ого-го! Говорит, своё здоровье поддерживает утренней зарядкой и пробежками по родному городу, а иначе нельзя...
Подготовила Юлия ТЕТАРСКАЯ
Фото из личного архива В.В. Николаева
Рекомендуемые новости
900 дней мужества и вся жизнь – Родине!
26 января 2026Жительнице блокадного Ленинграда Лидии Николаевне Карташовой исполнилось 90 лет.
В Шлиссельбурге определили лучших дартсменов
26 января 202625 января в коворкинг-центре «Кредо» г. Шлиссельбурга царила атмосфера острого спортивного соперничества и азарта — здесь прошёл турнир по дартсу, собравший метких и целеустремлённых участников.
Писатель Евгений Игнатьев встретился с учениками Путиловской школы
26 января 202626 января в гости к ученикам в стенах Путиловской школы приехал писатель-отраслевик, лектор Российского общества «Знание» и автор популярной книги «Молодёжная политика "с нуля"» Евгений Игнатьев.
Юные теннисисты разыграли награды на турнире в посёлке Синявино
26 января 2026В минувшие выходные Культурно-досуговый центр «Синявино» превратился в арену для захватывающих спортивных баталий. Здесь с азартом и настоящим спортивным духом прошёл открытый детский турнир по настольному теннису.
По дороге памяти и мужества
26 января 2026Спортсмены из Кировского района поделились впечатлениями от зимнего марафона "Дорога жизни".
«ЗаБаВа» получила Гран-при патриотического конкурса
25 января 202624 января вокальный ансамбль «ЗаБаВа» принял участие в патриотическом конкурсе «Подвигу твоему, Ленинград!», посвящённом Дню полного освобождения города от фашистской блокады.
Школа первой помощи для родителей снова в Кировске
23 января 2026Жизненно важные навыки получили участники «Школы первой помощи детям», которая прошла 22 января в коворкинг-центре «Кредо». Мероприятие, направленное на повышение безопасности детей, собрало неравнодушных родителей и всех, кто хочет быть готовым к чрезвычайным ситуациям.
Школа брейкинга «SBS» отметила свой третий день рождения
23 января 2026Настоящий вихрь пластики, силы и драйва в минувшие выходные зарядил Дом культуры имени Маяковского в Металлострое. Здесь с размахом отметили третий день рождения школы брейкинга «SBS», собравший более сотни танцоров и зрителей из разных уголков Ленобласти и Петербурга.








