47 регион

Александр Дрозденко – откровенно о Ленобласти и Кировском районе

Александр Дрозденко – откровенно о Ленобласти и Кировском районе

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, назначенный на этот пост в конце мая, одной из основных задач правительства видит качественное и планомерное развитие территории области, «выравнивание» социально-экономического положения территорий и снятие социального напряжения в ряде районов. Впервые власть открыто признает, что, несмотря на общие высокие экономические показатели, есть и проблемы, депрессивные территории и ситуации, когда откровенно стыдно. Новый губернатор и его команда работают всего два месяца. Но уже за это время количество нововведений и заданный темп показывают, что власть четко знает, что и как нужно делать. Об этом глава 47 региона рассказывает в интервью нашей газете.

Неудавшийся эксперимент

- Вы с первых дней объявили о том, что имеете претензии к местному самоуправлению.  Чем это обусловлено? Ведь на протяжении долгого времени власть гордилась тем, что Ленинградская область стала одним из первых регионов, внедривших 131-й федеральный закон о местном самоуправлении. Что изменилось?

- Ничего не изменилось. Мы действительно были первыми в этом эксперименте.  И сегодня можно смело утверждать, что он провалился. Мы много говорили «Ленинградская область – территория успеха». И если смотреть на экономические показатели, общие цифры – это действительно так. Только, к сожалению, простые люди этого пока не очень чувствуют. Ведь зачем существует власть? Любая. И региональная, и муниципальная в том числе. Для того, чтобы отвечать на потребности людей, ее избравших.

Когда мы ранее создали в области 222 муниципальных образования, то естественно не смогли найти столько же эффективных управленцев. Поэтому у нас зачастую бюджета муниципального образования первого уровня хватает только на то, чтобы покрыть заработную плату его администрации. Некоторые руководители муниципалитетов попросту не понимают, как управлять финансами, распределят средства, поступающие от сбора местных налогов.

Мне люди часто задают вопрос: губернатор, почему местная власть с нами не общается, избегает нас? Да потому что главам самоуправлений нечего сказать жителям. У них денег нет, чтобы решать проблемы населения.

Поэтому я запланировал реформу муниципального самоуправления и разбил ее на этапы. Первый этап – укрупнение. Второй этап – централизация. Третий этап – переход на одноуровневое муниципальное управление, то есть на уровень муниципальных районов. В конце того пути, который я вижу, в Ленинградской области останется 18 муниципальных районов, а не 220 муниципалитетов, как сейчас.

Революционное предложение

Сегодня я, губернатор, не могу быть уверен, что мои решения будут исполнены  на уровне муниципальных образований. Мне надо в случае любого, самого рядового распоряжения пробиваться через два уровня самостийности: районный и местный. Попробуйте пробиться через две закрытые двери. Такая система власти не может быть эффективной. Она не может давать адекватный отклик на запросы жителей.

Сегодня внесены изменения в федеральное законодательство, предусматривающие, что два смежных муниципальных образования могут объединиться в одно. Этому препятствует две основные причины: кадры и финансы. В отдаленном сельском поселении сидят 8 муниципальных служащих, получают 30 – 50 тысяч рублей в месяц. Никто на селе никогда таких зарплат не видел! Понятно, что сотрудники муниципальных аппаратов управления боятся потерять высокий заработок.

Недавно я сделал руководителям муниципальных образований революционное предложение. Никто в России таких шагов не предлагал. Я сказал: даю вам бонусы, если вы идете на реформу местного самоуправления. Я не сокращаю вашу численность – оставляю 90% от фонда оплаты труда. Условно говоря, было у вас 100 рублей на содержание аппарата управления, вы объединились – стало 180 рублей. То есть вы теряете только 10% своего кадрового потенциала.

Второе: я гарантирую, что вы не теряете получаемые от региона дотации на выравнивание. На два года, на переходный период, они остаются в стопроцентном объеме. И третий бонус: на период 3 – 5 лет я гарантирую, что если у вас растут местные налоги, то дотации не снижаются.  Сейчас какая система: если в муниципальном образовании налоги растут, то наши дотации пропорционально  уменьшаются. Так вот, муниципалитеты, которые пойдут на реформу, дотаций не потеряют.

Я дал им время – месяц – подумать. Те, кто не идет на реформу, остаются на старой системе работы. Кто идет на реформу, получает особое внимание и помощь со стороны правительства Ленинградской области.    

Моя главная задача - дать населению Ленинградской области почувствовать, что мы действительно территория успеха.

- Помимо реформы системы МСУ, какие шаги Вы видите наиболее важными и первоочередными?

Наша «территория успеха» развивается неравномерно: есть как точки экономического роста, так и точки социального напряжения.Естественно, положительные примеры – это, прежде всего, районы, расположенные вблизи Петербурга. Это Ломоносовский, Всеволожский, Гатчинский, Тосненский районы. Активно развиваются территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты: это Тихвин, Усть-Луга, а также Выборгский район. Проблемные районы, в основном, расположены на окраинах области – Сланцы, Бокситогорск. Поэтому та задача, которую я ставлю и перед собой как губернатором, и перед членами правительства – гибкий подход к развитию всех территорий.

И первый шаг в этом направлении, - изменение закона об инвестиционной деятельности. Да, он действительно один из лучших профильных законов, чему подтверждение хотя бы то, что он без особых поправок работает в области с 1996 года. Мы были одним из первых регионов в России, принявшими закон, гарантирующий инвесторам ряд льгот и преференций. Его успешность подтверждает то, что Ленинградская область занимает первое место после «нефтяных» регионов по объему инвестиций, привлекаемых в экономику, на душу населения. Но, на мой взгляд, закон устарел как минимум в моральном плане.

Прежде всего, изменения выразятся во введении понятия «инвестиционное зонирование». Мы определяем 3-5 зон (точное количество будет определено в ходе детальной подготовки законопроекта), в которые распределяем все районы Ленобласти, и ранжируем эти зоны по степени инвестиционной привлекательности.

В первую, высшую, зону, войдут территории, которые и без различных дополнительных преференций являются очень интересными для инвестирования. Это, в частности, те же районы, указанные выше, прилегающие к границе Петербурга. Далее распределяем другие районы по степени убывания инвестиционной активности в другие зоны.

По нашему замыслу, в условной «зоне №1» закон о принципах инвестиционной деятельности будет работать не в полную силу. Если принять, что все льготы, положенные потенциальному инвестору, это 100%, то в «зоне №1» инвестору предоставят 25-30% от общего объема льгот. А вот в «рисковых» зонах мы готовы предложить инвесторам исполнение всех условий, заложенных в законе. Таким образом, мы намерены подвигать инвесторов приходить в отдаленные районы Ленобласти, и их осваивать. На данный момент эти территории могут рассчитывать только на поддержку консолидированного бюджета области, и соответственно, на одного жителя там социальный бюджет получается меньше, чем в экономически развитых районах.

К слову, у нас развернулась дискуссия о том, не убрать ли вообще льготы в первой зоне, мол, там и так инвесторам есть, где развернуться, и на чем заработать. Но, на мой взгляд, в таком варианте мы рискуем превратить эту территорию в «спальный» район Петербурга. Окрестности Петербурга активно застраиваются жилой недвижимостью, она востребована, при этом жители Ленинградской области каждый день ездят на работу в другой субъект России. Отменим все льготы, и «промышленные» инвесторы не придут в пригороды. Но не хочется становиться исключительно «спальным» придатком, важно развивать не только жилые, но и производственные проекты. 

Территориальная мозаика

- Еще одна Ваша инициатива коснулась документов территориального планирования. Вы считаете, что оно проводилось неправильно?

- Я считаю, что фактически в масштабах региона оно вообще не проводилось!Парадокс: десять лет говорится о том, что область — территория успеха, а плана развития этой территории нет до сего дня. Мы шли по абсолютно тупиковому пути: муниципальные образования разрабатывали свои документы территориального планирования, и область собиралась сложить их, как мозаику, чтобы получить единый план. Но это же заведомо невозможно! Нельзя ожидать от главы муниципального образования или муниципальных депутатов, что они будут мыслить масштабами региона. И то, что они предлагают, зачастую не стыкуется даже с программой развития муниципального района.

Сейчас я потребовал, чтобы каждое муниципальное образование Ленобласти разработало свои планы территориального развития. И это далеко не бумажная волокита, не имеющая отношения к реальной жизни населения. Более того, жители обязательно должны принимать в этой работе участие!

К сожалению, время упущено, и качественной серьезной работы добиться сложно. Поэтому в стратегическом планировании мы делаем основную ставку на концепцию развития Ленинградской области — сейчас начнется конкурс на ее разработку - и план социально-экономического развития Ленинградской области. Подготовка этих документов должна соответствовать самым высоким современным требованиям: всенародное обсуждение, сбор замечаний, отработка замечаний, публикации промежуточных результатов, общественные слушания. Мы это обязательно сделаем с тем, чтобы как можно жителей Ленинградской области  поучаствовали в формировании стратегии региона.

И еще: мы приостановили подготовку документов территориального планирования пригородных местных самоуправлений, чтобы совместить наши и петербургские планы развития. Это не значит, что документы территориального планирования  должны быть совместно утверждены. Механизм другой: мы их согласуем, а утверждать можно и по отдельности.

Кроме того, мы получим к 1 ноября укрупненный план территориального развития Ленобласти, в котором будет отмечено, где у нас промышленные, лесные, рекреационные, туристические, жилые и другие зоны. И дальше будем совмещать этот укрупненный план с планами муниципальных образований.

5 вопросов о Кировском районе

- Жители Кировского района часто обращаются в редакцию с вопросами, которые касаются мигрантов. Они потихоньку вытесняют персонал магазинов, коммунальных организаций. Руководителям выгодно нанимать за копейки бесправных мигрантов, а местному населению что делать? Какие меры регион намерен принять для того, чтобы прекратить вытеснение местных работников мигрантами там, где нет дефицита рабочих рук?

- Проблемы миграционного контроля находятся в зоне ответственности Государственной инспекции труда. По заявлениям жителей специалисты проводят рейды, проверяют законность найма иностранных работников. Надо признать, что рано или поздно такие вопросы возникают у многих регионов. Да, у нас работодатели нанимают иностранных работников на неквалифицированные работы: в качестве подсобных рабочих, грузчиков. Но дело в том, что как раз такие вакансии не находят спроса среди областных безработных.

В Ленинградской области есть свой банк вакансий. Просматривается такая закономерность: областным предприятиям и компаниям нужны профессиональные, высококвалифицированные кадры. И на эти места попадают жители Ленинградской области. По состоянию на 1 июля в банке вакансий почти половина мест – для людей с высокой квалификацией. И только 30 процентов – это вакансии, не требующие квалификации. Прибывающие в область мигранты устраиваются на работу с невысокой зарплатой, к ним не предъявляют требования по профессиональному образованию. Это места, которые не востребованы жителями Ленинградской области. Однако если вы считаете, что ваши права нарушаются, Вас притесняют, нужно обращаться в Государственную инспекцию труда.

- Еще одна острая проблема для Кировского района – садоводства. Чаще всего люди жалуются на председателей, которые теоретически подотчетны общему собранию, а по факту – делают что хотят. Читатели сетуют, что не понимают статуса председателя: он должностное или ведомственное лицо? По сути, садоводство – это государство в государстве, где действуют какие-то свои правила. Люди уверены, сдвигов не будет, пока на федеральном уровне не решится вопрос со статусом садоводств. Какой выход из ситуации вы видите, надо ли садоводческим массивам придавать статус муниципальных образований, и что регион может сделать для решения этой проблемы?

- В Кировском районе у нас десятки, сотни садоводств. И мне понятны опасения и тревоги наших жителей. В России есть Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Согласно ему, органом управления являются общее собрание его членов, либо правление, либо председатель правления. При этом, общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления. Правление является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно общему собранию членов такого объединения (собранию уполномоченных).

В законе четко указано, что на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения можно и нужно выбирать членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства. То есть, сами садоводы должны контролировать работу своего объединения. Если есть нарушения, о них нужно сообщать в государственные органы, которые осуществляют контроль за соблюдением законодательства. К сожалению, садоводы, как правило, занимают пассивную роль и не хотят принимать активное участие в деятельности товарищества, чем и пользуются некоторые ими же избранные председатели. Членам СНТ необходимо более активно проявлять свою позицию и отстаивать свои общие интересны.       

Если вдруг возникает неразрешимый конфликт, надо создавать согласительный орган. В него пригласить представителей СНТ, территориальных контрольно-надзорных органов,   органов государственной власти и органов местного самоуправления.

- В Мгинском поселении есть поселок Малукса. Жители много лет не могут добиться, чтобы у них заасфальтировали дорогу. Сейчас малуксинцы могут выбраться лишь по грунтовке, которая является региональной. Причем эту грунтовку регулярно разбивают лесовозы. Осенью и весной люди испытают большие сложности с подвозом продуктов и почты, не говоря уж о подъезде скорой помощи. Они неоднократно обращались со своей проблемой в правительство Ленобласти. Есть и программа, согласно которой, если в населенном пункте проживает более 100 человек, то там должна проходить асфальтовая дорога. Но ситуация не решается. Как быть малуксинцам?

- В Ленинградской области более трех тысяч километров гравийных дорог. Это – треть от общей протяжённости наших региональных дорог. К сожалению, пока у нас нет отдельной программы по асфальтированию путей, которые ведут к населённым пунктам. В то же время, мы должны понимать, что устройство асфальтобетонного покрытия – это, по сути, капитальный ремонт дороги. А это требует разработки проектно-сметной документации и значительных капитальных вложений.

В 2012 году средства областного бюджета, направленные на капитальный ремонт автодорог полностью распределены. Мы рассмотрим вопрос включения капремонта дороги «Петрово-Малукса» в программу на 2013 год. Ситуация в Малуксе усугубляется интенсивным движением: большегрузы везут песок и лесоматериалы. Поэтому правительство области намерено привлекать средства организаций, эксплуатирующих большегрузный транспорт, чтобы компенсировать ущерб, наносимый автодорогам. И за этот счет вести ремонт.

- С 1 июля в России прекратился льготный выкуп земли под объектами  недвижимости для физических и юридических лиц. Предполагается, что нужно будет платить не 15% от кадастровой стоимости, а все 100%.  Жители интересуются: будут ли в регионе введены какие-то льготы на покупку земли? И как эти нововведения скажутся на развитии муниципальных районов?

- Вопрос хороший. Сейчас мы рассматриваем возможность введения определенных льгот на покупку земли в Ленинградской области. Важно сохранить «золотую середину». С одной стороны, те средства, которые район получает от продажи земли, поступают в муниципальный бюджет, а дальше идут на нужды района: на социальную сферу, на ремонт тех же дорог и домов. Это значительный источник доходов казны района. С другой стороны, если стоимость будет очень высокой, и граждане физически не смогут выплатить эту сумму за землю, то бюджет не получит этих денег. Важно, чтобы наши граждане, жители Ленинградской области, не потеряли возможность приобретать землю. Надо и дома строить, и сельское хозяйство организовывать. Поэтому нужно все хорошенько взвесить, обдумать и принять решение, кому и на какие именно земли будут предоставлены льготы.

Мы собираем мнения муниципалитетов, их пожелания по стоимости и по размеру льгот, запрашиваем информацию у других регионов России, как они решают вопрос со стоимостью земли. Специалисты комитета по управлению государственным имуществам готовят проект постановления, в котором будет четко прописано, на какие земли выделят льготы. Таким образом, мы сможем соблюсти баланс между интересами граждан и муниципальных районов.

- К нам в редакцию поступает много нареканий от жителей Мги и Кировска в адрес перевозчика, который осуществляет перевозки между этими населенными пунктами и городом Санкт-Петербургом. Люди жалуются на срывы расписания и на то, что водители нарушают правила дорожного движения. Когда будет наведен порядок в транспортной сфере?

- Определенные сложности на маршрутах Мга – Санкт-Петербург и Кировск – Санкт-Петербург действительно есть. Я знаю об этой проблеме, она у меня на контроле. Конечно, нужно наводить порядок и разбираться с ситуацией. Есть заказ на регулярные перевозки, есть компания, которая по конкурсу выиграла это право. Значит, она должна работать по нашим правилам: соблюдать расписание, перевозить людей в качественных автобусах, не говоря уже о правилах дорожного движения! Сейчас комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре вместе с администрацией Кировского района принимают определенные меры, чтобы нормализовать работу на маршруте № 565 и № 572А. В автобусах уже появились информационные материалы, там соблюдается порядок и чистота. Добавлю, что к перевозчику, который работает на этих маршрутах, у нас особое внимание.

Записала Ольга Кольчугина

Вернуться к списку 47 регион

Рекомендуемые новости
«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»
47 регион

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»

17 апреля 2024

17 марта завершился зимний этап «Силы России». Летний этап марафона стартует 1 июня и продлится до 10 августа – Дня физкультурника.

Новый конкурс грантов — новые возможности
47 регион

Новый конкурс грантов — новые возможности

15 апреля 2024

Продолжается приём заявок на второй в этом году конкурс грантов губернатора Ленинградской области — общая сумма поддержки социальных инициатив НКО составит 25 млн рублей, отбор организаций будет проходить на муниципальном уровне.

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону
47 регион

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону

15 апреля 2024

13 апреля начался региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону. На открытии от лица координатора проекта «Детский спорт» в Северо-Западном федеральном округе – Вячеслава Комарова, а также руководителя федерации школьного спорта РФ – Ирины Родниной, Секретарь первичного отделения Партии Александр Русских поприветствовал участников.

Ведущие политологи отмечают беспрецедентный уровень поддержки на предварительном голосовании «Единой России»
47 регион

Ведущие политологи отмечают беспрецедентный уровень поддержки на предварительном голосовании «Единой России»

12 апреля 2024

Проведению процедуры предварительного голосования «Единой России» был посвящён экспертный круглый стол «ЕДГ-2024. Процесс выдвижения на предварительное голосование, портрет кандидата, новации в процедуре» в Центральном исполкоме партии. Участие в нём приняли ведущие политологи и политконсультанты.

Депутаты «Единой России» проверили работу медицинских учреждений в Ленинградской области
47 регион

Депутаты «Единой России» проверили работу медицинских учреждений в Ленинградской области

11 апреля 2024

Депутаты начали знакомство с проблемами здравоохранения на местах с Киришей

Капремонты школ, детсадов и техникумов: «Единая Россия» и Минпросвещения обсудили с регионами реализацию президентских программ
47 регион

Капремонты школ, детсадов и техникумов: «Единая Россия» и Минпросвещения обсудили с регионами реализацию президентских программ

05 апреля 2024

Партия подключится к подготовке реестра учреждений образования, которые приведут в порядок по поручению Владимира Путина

Сергей Перминов: Отмеченные наградами СФ поступки земляков — пример для сограждан
47 регион

Сергей Перминов: Отмеченные наградами СФ поступки земляков — пример для сограждан

05 апреля 2024

Награды Совета Федерации, которыми за выдающиеся заслуги отмечены жители Ленинградской области, 5 апреля вручил землякам сенатор от региона, Заместитель Секретаря Генерального совета «Единой России», первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Сергей Перминов.

Михаил Мишустин: Правительство в своей работе опирается на «Единую Россию»
47 регион

Михаил Мишустин: Правительство в своей работе опирается на «Единую Россию»

04 апреля 2024

Общая позиция кабмина и партии – это стратегическая позиция по развитию страны, подчеркнул глава правительства.