Как бороться с буллингом в школе?

Этот и другие актуальные вопросы эксперты обсудили за круглым столом, посвящённом профилактике детской жестокости и организованным Центром управления регионом. Представители органов исполнительной власти, академического и экспертного сообщества обсудили актуальные вызовы в воспитательной сфере и возможные пути их решения.
Открывая обсуждение, заместитель руководителя ЦУР Тимур Зайнуллин отметил, что и представители родительского, педагогического, и экспертного сообщества отмечают, что в мире в последние годы снижается возраст детей, способных проявлять агрессию, а грань между игрой и жестоким поведением зачастую размывается, что требует особого внимания к проблеме.
Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Вероника Реброва рассказала о масштабной комплексной работе: в регионе активно работают службы медиации, которые помогают школьникам конструктивно разрешать споры, кабинеты психологической помощи, а также выстроена система досуга и дополнительного образования, которая позволяет увлечь детей созидательными проектами. Были озвучены и некоторые данные психологического исследования, в котором ученики оценивали свои взаимоотношения в школе и выбирали наиболее значимые характеристики. К примеру, важность взаимоотношений с учителями выбрали 78% школьников (в исследовании участвовало более 20000 школьников старше 13 лет).
«Конфликты в подростковой среде бывают, и не все они выходят в информационное пространство. Но мы должны обсуждать эти проблемы, устанавливать причины, и находить решения», — отметила председатель комитета.
Она добавила, что проведение «Уроков доброты» должно напомнить о роли учителя, педагогов в формировании норм и правил поведения в разных ситуациях, о внимательности к детям, когда взрослые чувствуют, кому и когда нужна помощь, предупреждают осложнения и возможные трагедии. Сегодня к проведению акции присоединились не только школы, но и волонтерские организации и различные досуговые центры.
В тех школах, где «Уроки доброты» уже состоялись, учащиеся и их родители отметили, что новая подача знаний о, казалось бы, прописных истинах, многих заставила задуматься о том, как часто они затрагивают тему добра и взаимопомощи в повседневной жизни. Сегодня к проведению акции присоединились не только школы, но и волонтерские организации и различные досуговые центры.
Главный внештатный педагог-психолог Ленинградской области, доцент кафедры педагогики и психологии Ленинградского областного института развития образования Елена Есликова подчеркнула, что ученые отмечают общую тенденцию к тому, что буллинг сегодня молодеет и может проявляться уже в дошкольных учреждениях и начальной школе.
«Почему так происходит? Закладка социальных навыков начинается с 2 лет. В эпоху цифровизации происходит трансформация понятий. Лайки и комментарии в социальных сетях воспринимаются как одобрение. Эквивалент улыбке, комплименту. Но при этом ребёнок не всегда может оценить, насколько допустимы действия, которые вызвали такое одобрение. И насколько такая реакция вообще является одобрением», — отметила эксперт.
По ее словам, родителям и педагогам необходимо разговаривать с детьми о поведении как в реальной жизни, так и в сети. Объяснять, что картинка с экрана не всегда является чем-то настоящим, а может быть декорацией или маской.
Елена Есликова добавила, при работе с этой темой необходимо помнить, что конфликты могут случаться в любом коллективе, но если они становятся постоянными и системными — это тревожный сигнал и может быть предвестником травли.
«Мы взрослые можем многое. Важно помнить, что чужих детей не бывает и каждый из нас способен многое сделать, чтобы атмосфера жестокости на распространялась в детской среде», — подчеркнула Елена Есликова.
Директор Центра образования «Кудрово» Юрий Соловьев поделился взглядом на ситуацию со стороны руководителя образовательного учреждения, где обучаются более 4 тысяч детей.
Несмотря на разный уровень подготовки, культурные и социальные особенности большинство ребят хорошо реагируют на различные созидательные активности: участие в спортивных секциях, научных кружках и даже в работе инженерной лаборатории. Одна из основных задач работников образования — найти подход к ребёнку, увлечь его.
«Я должен внимательно относиться к ребенку. Говорить добрые слова детям. Современный учитель должен быть наставником. Большую роль здесь играет психолого-педагогическая служба. И я горжусь этой службой в нашей школе»,— подчеркнул Юрий Соловьев.
Педагог-психолог Сиверской гимназии, лауреат Всероссийского конкурса «Педагог-психолог года 2017 Анастасия Законова также отметила большую роль психологической службы в выстраивании диалога между детьми, а также между детьми и взрослыми. Сегодня за помощью к школьным психологам обращаются не только ученики, но и их родители, когда им нужна помощь или совет в воспитании.
«Работа психологом в образовательном учреждении — большая ответственность. Я хочу отметить, что за многие годы работы я не видела ни одного ребенка-агрессора, которому бы не нужна была помощь», — рассказала она.
Эксперт добавила, что в работе с конфликтами в подростковой среде хорошо зарекомендовала себя служба медиации. А тесное взаимодействие медиаторов с психологами позволяет добиться лучших результатов. При этом в роли медиаторов себя нередко пробуют сами подростки.
Анастасия Законова отметила, что если в классе началась травля кого-либо из учеников, то работать нужно не только с жертвой и преследователями, но и всем коллективом, включая педагога.
Представитель факультета подготовки следователей Санкт-Петербургской академии Следственного комитета России Александра Мельцева также обратила внимание на важность работы школьных психологов. При этом она призвала уделять внимание не только детям, но и педагогом, так как учителя также могут сталкиваться с травмирующими ситуациями, которые могут оказывать непосредственное влияние на их работу и общение с детьми.
Одной из главных причин возникновения буллинга она считает низкий уровень правовой грамотности: не всегда дети понимают, что их поступок является преступлением.
«Нам необходимо повышать уровень правовой грамотности, не только в школе, но и в семье. Дети должны знать, что, сталкиваясь с насилием, они могут обратиться за помощью в том числе и в правоохранительные органы», — подчеркнула.
По итогам круглого стала было принято решение, что на основании озвученных на мероприятии практических рекомендаций ЦУР совместно с комитетом общего и профессионального образования подготовят тематическую памятку по теме профилактики детской жестокости.
Для справки
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:
- словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
- распространения слухов и сплетен;
- бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).
По информации пресс-службы губернатора и правительства Ленинградской области
Рекомендуемые новости
Единая система пассажирских причалов Ленобласти фактически создана! Новый этап – на Ладоге
25 июня 2025Водное пассажирское сообщение выходит на качественно новый уровень. Регионы активно развивают инфраструктуру, делая уникальные природные красоты и исторические памятники Северо-Запада России значительно доступнее для всех.
Область выберет лучшего овощевода
25 июня 2025Стартовал региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» в номинации «Овощевод». Конкурс пройдёт сегодня, 25 июня, на базе тепличного комплекса Всеволожского района ООО «Дары Природы».
Спрашивали? Отвечаем!
24 июня 2025Ответы на вопросы, поступившие губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко от жителей Ленинградской области в ходе прямой телефонной линии 21 апреля 2025 года.
Ленинградский опыт в спорте — всем регионам!
24 июня 2025Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и министр спорта России Михаил Дегтярёв обсудили возрождение Кавголовских игр в Ленинградской области и возможность масштабирования региональной системы мотивации для тренеров, зависимой от спортивных успехов воспитанников.
"Единая Россия" выбрала кандидата на должность главы 47 региона
24 июня 2025В Сосновом Бору состоялась XXXIV Конференция Ленинградского областного регионального отделения всероссийской политической партии "Единая Россия".⠀⠀
На площадке Мультицентра появится бизнес-инкубатор для участников СВО
16 июня 2025Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко о рассказал о подготовке к строительству бизнес-инкубатора для участников СВО на площадке Мультицентра во Всеволожске.
Выборы губернатора Ленинградской области пройдут 14 сентября
11 июня 2025Сегодня, 10 июня, на 65-м заседании Законодательного собрания Ленинградской области принято решение о назначении выборов Губернатора Ленинградской области. Очередные выборы главы 47 региона пройдут в единый день голосования 14 сентября 2025 года.
Акция "Сад Памяти" шагает по Ленобласти
10 июня 2025Всероссийская акция «Сад Памяти» по высадке деревьев прошла 9 июня на острове Зеленец в акватории Ладожского озера. В ней приняли участие руководители Кировского района ЛО Юнус Ибрагимов и Сергей Ельчанинов, главы городских и сельских поселений.⠀
⠀