Общество

Защити свои права, турист!

Защити свои права, турист!

Рост количества туристских компаний и снижение стоимости туристских услуг с целью привлечения клиентов отражаются на качестве туристского обслуживания. Нарушения прав туристов стали нормой работы туристских компаний. Однако, как показывает судебная статистика, пострадавшие туристы редко отстаивают свое недовольство правовым способом, хотя Закон РФ «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» позволяют эффективно защищать права туристов в судебном порядке. На самые актуальные вопросы отвечает главный специалист-эксперт ТО Управления Роспортебнадзора в Кировском районе Юлия Рыжова.

 

Какие существуют нарушения в сфере предоставления туристских услуг и что при защите своих прав необходимо доказывать?
- Можно выделить три группы нарушений, которые чаще всего допускаются туристскими фирмами, это:

1) нарушения прав потребителей в сфере предоставления услуг авиаперевозок;

2) нарушения прав потребителей, возникающие при размещении в отеле либо связанные с несоответствием заявленных условий проживания фактическим;

3) нарушения прав потребителей при проведении экскурсионных программ.

Наибольшее количество претензий, которые предъявляются туристами, связано с услугами авиакомпаний. При этом необходимо отметить, что претензии к туристской компании по поводу качества перевозки пассажиров и их багажа можно предъявить только в том случае, если стоимость билетов входила в стоимость тура, в противном случае все претензии необходимо предъявлять непосредственно авиакомпании.

При утрате, недостаче или повреждении багажа потребителю необходимо иметь билет на соответствующий рейс; багажную квитанцию.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза пассажира, авиакомпания несет ответственность в следующих размерах:

• стоимость багажа, принятого к перевозке с объявлением ценности, возмещается согласно его оценке;

• стоимость багажа, принятого к перевозке без объявления ценности, возмещается в размере его стоимости, но не более 2 минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса;

• стоимость багажа, находившегося при пассажире, возмещается в размере его стоимости, а если ее нельзя установить, то в размере не более чем 10 минимальных размеров оплаты труда.

Если авиакомпания не доставляет пассажира (груз или багаж) вовремя, то за каждый час просрочки она должна заплатить не более чем 50 % от цены билета, однако компания будет пытаться доказать, что во время полета были какие-либо форс-мажорные обстоятельства.

При задержке рейса, если это повлекло сокращение дней пребывания или иные расходы, то в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» турист имеет право требовать от туристской компании уменьшения цены оказанной услуги; безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (увеличения дней пребывания или иного возмещения); возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами.

Вторая группа нарушений прав потребителей связана с размещением в отеле и несоответствием заявленных условий проживания фактическим. Это неудовлетворительное состояние места проживания (антисанитарные условия, плохое качество предлагаемой пищи, отсутствие соответствующего обслуживания);
несоответствие категории отеля условиям договора; удаленность отеля от города или пляжа, отсутствие развлечений.

Третья группа претензий связана с содержанием экскурсионных программ. Согласно ст. 10 Закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в договоре должен указываться маршрут путешествия. При отступлении туристской компанией (гидом) от указанного маршрута, турист вправе потребовать возмещение расходов, направленных на компенсацию причиненных неудобств.

Как правильно выбрать туристскую организацию?

- Названные компании подразделяются на две основные группы: занимающиеся туроператорской (формирование, продвижение и реализация туристского продукта (право на тур, предназначенное для реализации туристу)) и турагентской (продвижение и реализация туристского продукта) деятельностью.

Таким образом, турагент просто выступает как посредник между туроператором, который формирует тур, и туристом. Следствием данного обстоятельства, как правило, служит более высокая цена туристской путевки.

Одновременно с этим существует и разделение туроператоров на различные группы в зависимости от того, с какими регионами они сотрудничают по формированию туристского продукта. Кто-то занимается внутренним туризмом, кто-то – выездным, кто-то и тем и другим. В связи с этим важно отметить, что универсальных туроператоров не существует. Как правило, крупный туроператор разрабатывает около пяти – восьми направлений, если же к нему обращаются с просьбой организовать тур куда-либо еще, то он просто выступает как агент, обращаясь к другим туроператорам.
Таким образом, представляется целесообразным предварительно определиться с возможным территориальным направлением отдыха и в зависимости от этого подбирать туроператора, занимающегося формированием туров именно по выбранному вами региону.

Продолжение в следующем номере

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
День беременных в Семейном МФЦ
Общество

День беременных в Семейном МФЦ

07 октября 2025

Сегодня, 7 октября, на площадке Семейного МФЦ в Отрадном прошло мероприятие для будущих мам — День беременных. Мероприятие было организовано с целью оказания комплексной информационной и психологической поддержки женщинам в период беременности.

В Ленобласти прошли учения госветслужбы
Общество

В Ленобласти прошли учения госветслужбы

03 октября 2025

В Выборгском районе прошли тактико-специальные учения государственной ветеринарной службы Ленинградской области в рамках проведения общероссийской штабной тренировки МЧС.

Дом, где примут и поймут
Общество

Дом, где примут и поймут

01 октября 2025

1 октября 45-летие отмечает Кировский дом реабилитационного проживания (бывш. Психоневрологический интернат).

Новые возможности для старшего поколения
Общество

Новые возможности для старшего поколения

29 сентября 2025

До 1 октября граждане пожилого возраста, имеющие право на лекарственное обеспечение, могут выбрать наиболее удобный формат получения этой федеральной льготы.

Грачья Погосян награждён орденом Дружбы
Общество

Грачья Погосян награждён орденом Дружбы

18 сентября 2025

Почётный меценат Санкт-Петербурга, основатель благотворительного фонда Грачья Погосян за активную общественную и благотворительную деятельность 15 сентября был награждён орденом Дружбы. Указ о награждении подписал президент РФ Владимир Путин 24 июня 2025 года. Примечательно, что награждение Грачьи Мисаковича состоялось в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также в год 55-летия мецената.

Делегация Кировского района приняла участие в Форуме комитета семей воинов Отечества
Общество

Делегация Кировского района приняла участие в Форуме комитета семей воинов Отечества

08 сентября 2025

Форум начался с возложения цветов к мемориалу "Мирным жителям, жертвам нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны" в деревне Зайцево Гатчинского района.

Если ты попал в беду
Общество

Если ты попал в беду

05 сентября 2025

Говорят, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Гром уже гремит, а «креститься» мы начали не так давно. Это наркомания – беда, постигшая многие страны, пришедшая и к нам, в Россию.

Дорожную полицию поздравили с профессиональным праздником
Общество

Дорожную полицию поздравили с профессиональным праздником

02 сентября 2025

2 сентября патрульно-постовая служба системы МВД России отмечает 102 года со дня образования.