Новости Кировска и Кировского района Ленинградской области

«…И мы должны всё помнить это!»: Жихарево в истории блокадного Ленинграда

«…И мы должны всё помнить это!»: Жихарево в истории блокадного Ленинграда

…Ленинградская блокада - страшное и героическое время. Миллионы жизней горожан и воинов отданы, чтобы Ленинград выжил, выстоял в сражениях с беспощадным врагом. Было принято беспрецедентное по масштабам и сложности решение по спасению ленинградцев. В навигацию по воде катерами и баржами, а зимой по льдам Ладожского озера, по дороге, которая была названа Дорогой жизни, пошли машины из блокадного города с изможденными людьми.

К концу декабря станции Жихарево и Войбокало стали важными перевалочными базами Дороги жизни. Сегодня о некоторых исторических событиях той блокадной поры нашим читателям рассказывает местный краевед Сергей Карпенко.

 

Сергей Карпенко

 

В партизанском краю

В декабре 1941-го и январе 1942 года в поселке Назия размещалась партизанская база, где проходило комплектование, обучение и снаряжение партизанских отрядов. Партизанские отряды, сформированные здесь, в конце января 1942 года приняли участие в наступательных операциях Красной Армии на территории Лужского и Тосненского районов.

Семьдесят лет назад, в январе 1942 года, Государственный Комитет обороны принял постановление возобновить эвакуацию из Ленинграда, чтобы уменьшить количество жителей в осажденном голодном городе и снизить расход продовольствия.

4 января 1942 года военный совет фронта принял постановление о переносе баз снабжения Ленинграда из Тихвина в Жихарево и Войбокало. С 16 января перевели работу автотранспорта на две новые кольцевые трассы от западного берега Ладожского озера до станций Войбокало и Жихарево. Машины маркировали для облегчения контроля: на лобовом стекле писались буквы «ж» - для базы Жихарево и «в» - для базы Войбокало.

 

НАША СПРАВКА

24 июня 1941 года Алексей Косыгин был назначен заместителем председателя Совета по эвакуации при СНК СССР.

11 июля по решению Государственного Комитета Обороны при Совете по эвакуации была создана специальная группа инспекторов, возглавляемая Косыгиным. Под контролем этой группы во второй половине 1941 года было полностью или частично эвакуировано одна тысяча пятьсот двадцать три предприятия, в числе которых одна тысяча триста шестьдесят крупных.

С 19 января по июль 1942 года Косыгин в качестве уполномоченного ГКО в блокадном Ленинграде, выполняя работу по снабжению мирного населения города и войск, а также участвовал в работе местных советских и партийных органов и Военного совета Ленинградского фронта. Одновременно с этим Косыгин руководил эвакуацией мирного населения из блокадного города и участвовал в создании Дороги жизни, а именно в выполнении постановления «О прокладке трубопровода по дну Ладожского озера».

23 августа 1942 года Алексей Косыгин был назначен уполномоченным ЦК ВКП(б) и СНК СССР по обеспечению заготовок местных видов топлива, а 23 июня 1943 года - председателем СНК РСФСР.

По материалам Википедии

 

Московские автобусники

17 января 1942 года заместитель председателя Совнаркома СССР Алексей Николаевич Косыгин, провёл совещание по вопросу эвакуации населения из блокадного Ленинграда, принял решение: направить на помощь осаждённому городу колонну из 40 автобусов и 100 грузовых машин, собранных по всем автопаркам Москвы, с двухсменным водительским составом. Её руководителем был назначен Виктор Гаврилович Иванов.

20 января рано утром на станцию Жихарево пришёл состав с Московской автобусной колонной. Для размещения водителей начальник станции Жихарево предоставил железнодорожные вагоны, а автобусы расположили на площадке за станцией.

Особо трудными днями для московских автобусников стали 22 и 23 февраля 1942 года, когда полсотни бомбардировщиков совершили налёт на станцию Жихарево. При налёте погибли водители - москвичи Полозков и Разоренов, и были полностью разрушены вагоны, в которых проживали водители. Пришлось срочно искать новые места для их отдыха. В полутора километрах нашлись землянки, которые утеплили, поставили печи и создали возможность проживания.

После доставки ленинградцев на станцию Жихарево автобусы обратным рейсом до Борисовой Гривы загружались продуктами и другими необходимыми грузами для нужд города. В средине апреля движение через Ладогу стало невозможным. 14 апреля 1942 года Московская автобусная колонна получила распоряжение о прекращении работы и возврате всех автобусов на станцию Жихарево. 22 апреля все сорок изрядно побитых автобусов вернулась в Москву.

 

Вечная память

В январе в Жихарево переместилось Управление Дороги жизни. За зиму 1941-1942 годов 30-километровая ледовая дорога строилась 55 раз. Железнодорожная станция Жихарево и поселок Назия, расположенный рядом, стали центром приёма эвакуированных горожан, формирования эшелонов и дальнейшей отправки людей в глубь страны.

Через Жихарево шел основной поток людей, вывозимых из Борисовой Гривы. В единственном каменном здании Дома культуры размесился эвакопункт, которым руководил А.А. Заградин. Здесь же был распределительный госпиталь и хирургическое отделение, где оказывалась медицинская помощь больным и обессиленным людям.

Местные жители прилагали все силы, стараясь создать для ленинградцев условия, чтобы люди приободрились после блокадной жути. К сожалению, не все эвакуированные выжили на пути к спасению, умерших привозили в поселок Назия.

Вспоминает местная жительница Тамара Петровна Чарыкова: «В холодную зиму 1942 года, помню, штабеля трупов лежали в районе больничного городка. Земля промерзла глубоко, и специальная команда не успевала предавать земле тела. Хоронили их на кладбище на окраине посёлка...».

Много, очень много ленинградцев осталось лежать в жихаревской земле. Вечная им память!

 

Отчаянно смелые люди

На станциях Жихарево и Войбокало были организованы продовольственные и воинские склады. Машины, доставившие из Ленинграда людей, обратным рейсом везли продовольствие и медикаменты. Дорога проходила через деревни Сассары, Васильково, Городище, Подолье, Дусьево и далее на Кобону или Лаврово. Ольга Родионовна Коноплина, служившая на складах, рассказывала, с какой тщательностью и строгостью готовились к отправке в Ленинград продукты питания. Одним из шоферов служила в автобате Евстолия Алексеевна Гоглева. До самого прорыва блокады совершала она рейсы по Дороге жизни. Только тяжелая контузия после одного из бесконечный артналетов выбила её из строя.          

Фашисты бомбили регулярно станцию и эшелоны, но, отогнанные огнем зениток, они сбрасывали бомбы на близлежащие беззащитные деревни. Мария Родионовна Соколова (Хистяева), жительница деревни Река Лава, услышав рев приближающихся немецких самолетов, схватила своих малолетних детей и бросилась вон из дома. Укрылись они в гроте под крутым берегом реки. Земля содрогалась от взрывов. Когда после авианалета они поднялись наверх, то не увидели своего дома.

Дом был разнесен в щепы, а на уцелевшей печи стоял чугунок с распаренной горячей гороховой кашей. На узкоколейной дороге всю войну и долгие годы после неё трудились её братья Хистяевы - Петр и Иосиф. Они доставляли грузы в рабочие посёлки, зарекомендовав себя умелыми машинистами и отчаянно смелыми людьми.

 

Портреты на граните

Жихарево и Войбокало подвергались частым ожесточенным авианалетам. Прикрытие станций осуществлялось 14-ой Воздушной армией Военно-воздушных сил Ленинградского фронта. Советские летчики 35-го ББАП (ближнебомбардировочного авиационного полка), защищая с воздуха станцию и эшелоны, отважно сражались с гитлеровскими асами.

15 января 1943 года в ходе воздушного боя над поселком Назия был сбит наш самолёт. Погиб весь экипаж - капитан Ю.М. Голубовский, старший лейтенант Н.Д Зарубин и лейтенант М.М. Комендантов. Над их могилой местными жителями установлен большой памятник с портретами, высеченными на граните.

Поэтесса и большой знаток истории своего посёлка Валентина Петрова в стихотворении выразила сокровенные мысли жителей Назии:

                                               И мы должны всё помнить это:

                                               Их героизм, отвагу, честь,

                                               И все события навеки

                                               В сердцах и памяти сберечь.

 

Вместо заключения

В настоящее время ни на станции Жихарево, ни в поселке Назия нет музея, рассказывающего молодежи о славном боевом прошлом их дедов и бабушек, о героическом прошлом их родного посёлка. Нет и мемориальной доски, на которой было бы отражено, как местные жители отогревали своими теплом вывезенных по Дороге Жизни ленинградцев, как отдавали все свои силы для выполнения поставленных задач.

В связи с этим очень хотелось бы, чтобы местные жители объединились и поставили вопрос перед своей администрацией и депутатами о создании в Жихарево памятного знака, посвященного вкладу наших земляков в спасение и оказание всесторонней помощи эвакуированным ленинградцам, подготовке и отправке продовольствия в блокадный Ленинград.

 Фото из Интернета

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
15 лет на страже пожарной безопасности Ленобласти

15 лет на страже пожарной безопасности Ленобласти

07 ноября 2025

1 ноября во Дворце культуры города Кировска состоялось масштабное праздничное мероприятие, посвящённое 15-летию со дня образования Ленинградской областной противопожарно-спасательной службы (ГКУ «Леноблпожспас»). Это знаменательное событие собрало не только личный состав службы, ветеранов и почётных гостей, но и жителей города, чтобы вместе отметить важную дату.

Отделение нейрореабилитации в Тихвине приглашает на лечение

Отделение нейрореабилитации в Тихвине приглашает на лечение

31 октября 2025

С весны 2022 года в Тихвине работает высокотехнологичное отделение медицинской нейрореабилитации для детей с поражением нервной системы (центральной и периферической) и опорно-двигательного аппарата. Отделение является подразделением Детской областной больницы, расположено в отдельном здании, чтобы снизить риск перекрёстных и внутрибольничных инфекций.

«Врага не пропускать!»

«Врага не пропускать!»

31 октября 2025

Станислав Гущин – ветеран специальной военной операции, житель Ленинградской области, награждён орденом Мужества. На фронте получил серьёзное ранение – ампутировали ногу.

Степан Бражников: «Все наши ребята – достойные спортсмены!»
интервью

Степан Бражников: «Все наши ребята – достойные спортсмены!»

30 октября 2025

Старт спортивного сезона – время больших надежд и амбициозных планов. О том, как воспитанники Кировской спортивной школы начинают новый цикл подготовки, каких результатов уже удалось достичь и какие вершины покорятся в ближайшем будущем, мы поговорили с их тренером Степаном Бражниковым.

«Киров тоже был бы князем...»
наш край

«Киров тоже был бы князем...»

24 октября 2025

Если бы Сергей Миронович Киров, в честь которого назван наш город и целый район, жил 800 лет назад – во времена князя Александра Невского – то он тоже был бы князем.

«Звёздочка» – кузница кадров Кировского района
людям о людях

«Звёздочка» – кузница кадров Кировского района

24 октября 2025

Легендарная «Звёздочка», распахнувшая двери для первых воспитанников в 1980 году, отмечает 45-летний юбилей. Из стен сада, который когда-то построил Дубровский завод, вышли тысячи выпускников, а само учреждение стало неотъемлемой частью истории Кировска и всего района. Каким же был детский сад «Звёздочка» в период становления и развития, вспоминают и рассказывают бывшие работники и воспитанники дошкольного учреждения.

Юные гимнастки из Шлиссельбурга завоевали награды на соревнованиях «Осенний листопад»
Спорт

Юные гимнастки из Шлиссельбурга завоевали награды на соревнованиях «Осенний листопад»

23 октября 2025

18 октября в Выборге состоялись соревнования по художественной гимнастике «Осенний листопад». Воспитанницы спортивной секции КСК "Невский" г. Шлиссельбурга под руководством тренеров Е.Г. Петровой и А.М. Петровой показали блестящие результаты, завоевав ряд призовых мест в различных возрастных категориях.

ЮИДовцы призвали пешеходов «засветиться»

ЮИДовцы призвали пешеходов «засветиться»

23 октября 2025

Сотрудники отдела Госавтоинспекции ОМВД России по Кировскому району совместно с отрядом юных инспекторов движения «Светофор» из Шлиссельбургской школы провели профилактическую акцию «Пешеход, засветись!». Мероприятия прошли вблизи образовательной организации и были направлены на повышение безопасности пешеходов в темное время суток.