47 регион

Слияние, которое неизбежно

Слияние, которое неизбежно

Во время своего июльского визита в Кировский район губернатор Ленобласти Александр Дрозденко высказал принципиальную точку зрения – местное самоуправления снова ждет реформа, которая заключается в объединении администраций муниципальных районов и их центров, слиянии поселений путем укрупнения. Некоторые муниципалитеты уже перешли к процессу объединения, другие заняли выжидательную позицию, третьи противятся реорганизации. Как будет проходить этот процесс и кого конкретно коснется – вопрос, который беспокоит сегодня многих. В среду в Санкт-Петербургском медиацентре ИТАР-ТАСС прошел «круглый стол» на эту тему.

 

Шесть лет между реформами

В обсуждении приняли участие первый вице-губернатор Константин Патраев, депутаты Законодательного собрания и руководители избирательной комиссии Ленинградской области, эксперты из Санкт-Петербургского государственного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

 

НАША СПРАВКА

Сегодня в Ленинградской области 203 поселения, 17 муниципальных районов и 1 городской округ. В ближайшие годы число муниципальных образований может сократиться на несколько десятков.

 

На территории каждого района объединение будет проходить по своей схеме. Общее условие для всех муниципалитетов одно – они должны укрупняться. По мнению сторонников объединения, это приведет ко многим положительным изменениям. Во-первых, сокращению расходов на аппараты администраций. Во-вторых, к устранению чиновничьих самоуправств на местах. В-третьих, к экономическому процветанию территорий, поскольку депрессивные поселения, объединившись с прогрессивными, получат толчок к развитию.

Однако многие задаются вопросом: для чего было создавать двухуровневую систему местного самоуправления в 2006 году? Неужели для того, чтобы к 2012-му понять, что она не эффективна?

– 131-й федеральный закон, вступивший в силу в 2006 году, появился по объективным причинам – как реализация европейской хартии МСУ (местного самоуправления. – прим.ред.), которую мы ратифицировали в 1995 году, – пояснила декан юридического факультета СПбГУ Наталья Щевелева. – Этот закон привел к двухуровневой системе и к тому, что каждое муниципальное образование имеет свой бюджет, свои органы. Но это еще и гарантированные конституцией признаки публичной власти. Никуда от этого не уйти. За эти годы Конституционный суд РФ несколько раз серьезно рассматривал статус МСУ. Только при согласии граждан можно вносить в эту систему какие-то изменения. Это очень трудоемко, появляются дополнительные расходы для субъекта федерации.

Другие участники «круглого стола» возразили: в европейской хартии не прописана структура органов местного самоуправления, а лишь принцип их финансовой самостоятельности. Но как о ней можно говорить, если есть даже такие поселения, которые на 85% являются дотационными.

Константин Патраев рассказал, что за время действия 131 федерального закона в него было внесено уже более пятидесяти изменений. Законотворцы работали усиленно, и все же нужна очередная реформа. Но, как известно, любая территориальная реформа всегда несет какие-то необратимые изменения для людей. Поэтому на «круглом столе» обсуждалось и то, как провести ее, чтобы жители не ощутили негативных последствий.

Сторонники объединения уверены, что будут только положительные результаты. В подтверждение этого старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления высшей школы менеджмента СПбГУ Оксана Пикулева рассказала о первом, на ее взгляд, успешном опыте укрупнения – объединении двух поселений - процветающего Светогорского с депрессивным Лесогорским. Светогорцы этого боялись, но в результате выиграли все: средние зарплаты выросли, появились свободные территории для развития, тарифы на ЖКУ стали одинаковыми.

Поделиться опытом

Объединения поселений в Кировском районе пока не намечается. Ставится вопрос лишь о слиянии района с городом-центром,но пока совет депутатов поселения не готов принять такое решение.

– Я сам ездил в Кировск. Встречался с городскими депутатами, состоялся эмоциональный и, на мой взгляд, очень откровенный разговор. Различные точки зрения звучали, как в пользу объединения, так и против, – рассказал заместитель председателя комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Иван Макаров.

– Мы приняли тактическое решение: если инициатива по объединению будет со стороны муниципального совета – пройдут общественные слушания. Если такой инициативы не будет – тогда референдум, - пояснил Константин Патраев.

О положительном опыте объединения района с городом-центром рассказал глава администрации Тихвинского района Константин Полнов. Но пояснил, что в их районе такое объединение было необходимо, так как основная масса людей проживает в самом административном центре. Константин Полнов сообщил, что в дальнейшем планируется слияние сельских территорий с городом, Тихвинский район хочет стать муниципальным округом.

Олегу Петрову идеи Константина Полнова очень понравились.

– Можно избавиться от двухуровневой системы. Главная цель, как мне кажется, – чтобы в результате объединения осталось всего 18 муниципальных образований на всю область. Население от этого только выиграет. Если рассмотреть функции, бюджеты муниципальных образований первого уровня, то окажется, что из 203 муниципалитетов ни одно не может выполнить их в полном объеме. Если недостаточно собственных налогов и доходной базы, можно ли говорить о самостоятельности муниципальных образований? Практически все те же функции сегодня выполняет муниципальный район. На местах надо оставлять только специалистов, – поделился мыслями депутат Законодательного собрания Ленобласти Олег Петров.

 

Объединение – не самоцель?

Участники «круглого стола» выразили мнение, что объединение – это не самоцель. В европейских странах преобладает сугубо прагматический подход к организации МСУ. У них экономическое развитие, польза для людей на первом месте.У нас же чиновники на местах порой разворачивают целые политические баталии. Пример тому – ситуации в Кузьмоловском и Тельмановском поселениях.

– Цель муниципальной реформы – приближение муниципальных услуг, власти к народу. Если бы муниципалитеты, особенно первого уровня, не занимались политикой, а только своими прямыми обязанностями – улучшением жизни населения – все было бы хорошо, - высказался депутат Законодательного собрания Ленобласти Андрей Лебедев.

Однако, несмотря на то, что в Европе органы местной власти больше приближены к населению, но и там сейчас приходят к тому, чтобы объединять органы местного самоуправления.

– В Финляндии государство после выборов поставило задачу - сократить число МО с 336 до 70, - рассказал Андрей Лебедев.

Далее, в процессе дискуссии, участники «круглого стола» поинтересовались: а законны ли вообще подобные преобразования?

– Законодательных препятствий к объединению нет. Оно может происходить как по согласию представительных органов МСУ – выразителю мнения населения, так и посредством референдума – волеизъявления людей. Закон позволяет органам местного самоуправления достаточно гибко подобрать для себя подходящую модель преобразования, - заметил Константин Патраев. – Модели объединения предложены всем органам местного самоуправления Ленинградской области. Предполагаем, что реформирование, если будет принят соответствующий областной закон, пройдет в 2013-2014 годы приблизительно в 30-40 муниципальных образованиях.

Чтобы чиновники охотнее шли к объединению, для вновь муниципалитетов, которые пойдут по пути реформы регион предусматривает меры финансовой поддержки. Среди них - увеличение дотаций на сбалансированность с 200 млн в нынешнем году до 500 млн рублей – в 2013-м. В бюджет следующего года заложено более полутора миллиардов рублей на компенсацию межтарифной разницы в сфере ЖКХ, более 850 млн рублей на поддержку отрасли сельского хозяйства.

Врезка1

Константин Патраев: Законодательство позволяет различные модели реформирования. Их инициатором может быть государственный орган – субъект Российской Федерации, муниципальное образование и население.

 

Врезка 2

Только цифры

В Ленинградской области 203 муниципальных образований первого уровня. Из них 76 - с численностью населения менее 3 тысяч. В 21 МО проживает 1 тысяча и меньше человек. Самое небольшое МО насчитывает 460 человек.

Александр Дрозденко газете «Вести»: – Для меня, как губернатора, реформа местного самоуправления - это возможность изменить отношение людей к власти. Если жители будут видеть, что на местах что-то решается, то эта власть – эффективна, а если она с решением насущных проблем не справляется, то зачем нужна такая власть?

 

Светлана Машкова,

фото автора

Вернуться к списку 47 регион

Рекомендуемые новости
47 регион

Депутаты и предприниматели Ленобласти выступают в поддержку местных товаропроизводителей

04 марта 2013

27 февраля на заседании Консультативного совета предпринимателей при Законодательном собрании Ленинградской области вновь был поднят вопрос, касающийся местных товаропроизводителей.

47 регион

47-й регион привлекает инвестиции из Китая

02 июля 2014

Инвестиционные возможности Ленинградской области представлены в рамках Первого Российско-Китайского ЭКСПО в городе Харбин (КНР).

47 регион

Главным вопросом на ОЭС станет завод по переработке медотходов в Красном Бору

11 февраля 2014

Выступят представители правительства, муниципалитета и "Зеленого Креста".

47 регион

Кадровые изменения в Администрации Ленинградской области

15 января 2013

Председатель комитета по культуре Ленинградской области Владимир Богуш освобожден от должности в связи с выходом на пенсию.

47 регион

ЖКХ меняется

17 марта 2018

В Ленинградской области более чем на 30% снизилась аварийность на объектах жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса.

47 регион

Пусть живет в сердцах память о героических страницах истории

06 сентября 2013

Обращение Губернатора Ленинградской области Александра Дрозденки в связи с отмечаемой 8 сентября годовщиной начала блокады Ленинграда.

47 регион

Муниципалам рассказали о механизмах привлечения инвесторов

07 марта 2013

Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области провел семинар по вопросам социально-экономического развития региона для представителей муниципальных образований.

47 регион

В Ленобласти к эксплуации допущены пляжи у озер Вуокса, Ратное и Харламповское

21 июля 2014

В Ленинградской области допущено к эксплуатации 19 пляжей. Новыми местами для отдыха стали пляжи у озер Вуокса, Ратное и пляж-купальня СОЛ "Мичуринское" у озера Харламповское. Об этом сообщили сообщили в ГУ МЧС Росси по Ленинградской области.