Общество

Кировские катакомбы

Кировские катакомбы

Героям надлежит молчать о своих подвигах – о них должны говорить другие. И хорошо, когда эти «другие» – не только их современники, но и единомышленники. В октябре отмечается день памяти Михаила Рождественского – последнего «тихоновского пастыря», в 80-е годы осуществлявшего тайное служение в городе Кировске. Он всей своей жизнью явил нам тип священнического служения, который отходит уже в вечность. Этот человек изобиловал всем: и знаниями, и верой, и словом. Но было в нем еще то, что уже при жизни уготовало ему венцы славы Божией – во времена великих испытаний скорбями и духовной нищеты он отдал всего себя служению Истине.

Тайный священник

Немного найдется семей в Кировске, которые узнали бы человека на этой фотографии. Быть узнанным стоило жизни ему или тем людям, на квартире которых проходили богослужения. В 50-е его отпустили на свободу умирать. Но он еще нужен был живым. Оправившись после десятилетий тюрем и лагерей, он стал появляться в Кировске, Стрельне, Луге, Тайцах и некоторых других городах и поселках Ленинградской области, где на квартирах у верующих, «келейно», он крестил, венчал, исповедовал и причащал. В те годы, когда он впервые появился в Кировске, тайных священников по всей области было несколько человек. Чтобы их всех пересчитать, хватит пальцев на одной руке. Но к 80-м они все отошли в мир иной, и отец Михаил остался один. В тех же 80-х он поселился в Кировске и жил в нем до конца своих дней. Вся паства области и питерские перешли к нему. Там, где он служил, своих убеждений не принято было скрывать и в этом духе он старался воспитывать верующих. «Я не скрывал в разговорах с прихожанами, что советская власть безбожная, – записано с его слов еще в 1931-м. – Я говорил им, что все переживания, которые нам приходится терпеть, духовное и материальное обнищание страны – является не чем иным, как карой, посланной от Господа Бога за наше отступление». В своих проповедях он призывал всех истинно верующих людей объединиться вокруг святой Православной Церкви и остаться ей верными до конца.

 

Истинно верующие

В советское время о существовании катакомбной церкви (т.е. тайной, нелегальной) знали все, и эта была не выдумка. К ней принадлежали глубоко верующие люди, которые не признавали открытые храмы официальной церкви и не входили в них, они называли эти храмы «сергианскими» (иногда даже – «красными»). В «органах» этих людей окрестили «истинно православными». За это, а также за принадлежность к катакомбной церкви их преследовала власть. Когда становилось известно, что верующий человек не посещает официальную церковь, на службах в официальных церквях не стоит и на исповедь не ходит, вызывали в районное отделение НКВД, где неминуемо «выдавалась» 58 статья, пункт 10 (за агитацию против советской власти). Спасти могло только чудо. Люди знали друг друга в лицо, но имена и место жительства не принято было спрашивать. Эта «тайная» церковь и сейчас имеет свою иерархию, но в то время большая часть ее сидела в тюрьме либо в исправительных колониях. Отдельные тайные богослужения по домам начались в Ленинграде еще в 1928 году. После 30-го их количество значительно увеличилось. К 37-му эту церковь можно было считать уже вполне оформленной. «В катакомбной церкви сегодня насчитывается около 10-12 епископов, – отвечал на вопросы одной из русскоязычных Парижских газет в 1974 году известный церковный историк, борец за права человека в СССР, тесно общавшийся с представителями катакомбной церкви. – Эти епископы ведут свое иерархическое преемство от иосифлян, от епископов, отошедших от митрополита Сергия в 1927 году. Своим последним главой они считают патриарха Тихона. Вот имена некоторых из них: сам Иосиф, митрополит Петроградский, Димитрий, епископ Гдовский и Сергий, епископ Нарвский. Есть несколько епископов (они умерли недавно), которые сразу же не приняли митрополита Сергия с его Декларацией. В их числе архиепископ Арсений (Звездинский), последний настоятель Чудова монастыря. Был жив Серафим, епископ Дмитровский, тоже викарный епископ патриарха Тихона. Я знаю, что он был жив до последнего времени. Жил в Кашине Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский и Лодейнопольский, наместник Александро-Невской Лавры, который также не принял митрополита Сергия. Сразу после выхода Декларации он прекратил возношение его имени. У всех перечисленных епископов была своя паства, они рукополагали как священников, так и епископов». Не одна сотня епископов, не принявших Декларации, в 30-е годы навсегда исчезла в лагерях, тюрьмах или политизоляторах. Но и там они находили возможность служить, рукополагать и хиротонизировать. Стали появляться тайные епископы и большое количество тайных священников.

 

Начало пути

Михаил Рождественский был сыном священника. Родился он в 1901 году. Когда ему исполнилось 24, он был рукоположен в священника митрополитом Иосифом (Петровых). Вместе со своим братом он служил в Спасо-Преображенской церкви в Стрельне. В 1928-м брата арестовали как «ярого и фанатичного», а вместе с тем и «опасного представителя», категорически не принявшего Декларации. Через полтора года по той же причине арестовали и самого о. Михаила. Он проходил по одному делу вместе с епископом Нарвским Сергием (Дружининым) и другими духовенством и мирянами. Начались первые шаги многострадального крестного пути, хотя отсчет его пошел еще раньше, с твердой решимости не ставить подписи под этим документом. Тогда ему было 27.

 

В блокадном городе

Между сроками о. Михаил Рождественский продолжал тайное служение, скрываясь у своих прихожан. Находящемуся на нелегальном положении, ему приходилось постоянно скитаться. Однажды, когда он покупал билеты, на вокзале к нему подошел человек в штатском и предупредил, что ему лучше сдать билеты обратно и никуда не выезжать. За ним велось неусыпное наблюдение. Надо сказать, что в предвоенный период отмечалось чрезвычайное количество катакомбных богослужений. Где только они не проходили: на квартирах академиков и профессоров, в учебных помещениях, в больницах, в помещениях, куда вход был только по пропускам. Очень интенсивно шли тайные богослужения в пригородах Ленинграда и более отдаленных (по тем временам) от него местностях: Шувалово, Озерки, Юкки, Поповка, Колпино, Саблино, Чудово, Малая Вишера, Окуловка, Волосово, Гатчина, Оксочи, Елизаветино, Ораниенбаум, Мартышкино, Стрельна и др. Вот как выглядит, по словам очевидца, одно из таких посещений: «Поздний вечер. Темно. На одном из вокзалов садимся в поезд. Едем больше часа. Вылезаем на маленьком полустанке и идем в темноту 2-3 километра. Приходим к какой-то деревушке. На краю первый домик. Почти ночь. Темно. Тихо. Тихий стук в дверь. Дверь отворяется, и мы входим в избу. Проходим в чистую комнату. Окна глубоко занавешены, в углу несколько старинных образов. Перед ними теплятся лампадки. Народу – человек 15: женщины, трое мужчин, несколько детей 12-14 лет. Все чужие, кроме батюшки. Читали и пели шепотом… По окончании службы выпил чашку чая с хлебом. Ночь на исходе. Обратно идем вдвоем с монашенкой назад. Садимся в поезд. Едем в Петроград. На вокзале сажусь в троллейбус и еду к себе на службу».

Тайные богослужения не прекращались и во время войны, что было гораздо сложнее и опаснее. Трудно сейчас представить, что значит оказаться в блокадном городе на нелегальном положении. Остаться без ежедневной пайки хлеба в 250 граммов. Полуживые, но собирающиеся и молящиеся, они и такие представлялись властям опаснее, чем внешний враг: за ними неустанно охотились, их выслеживали, арестовывали и допрашивали. Михаила Рождественского долгое время не удавалось выследить. И все же его арестовали во время службы на праздник Богоявления, в январе 1943 года. Это случилось через полгода после выявления и ареста другого катакомбного священника с его прихожанами в Коломягах по обвинению в контрреволюционной деятельности и в антисоветской пропаганде. Того священника расстреляли, других отправили в ИТЛ. По дороге в тюрьму, в «черном воронке» следователь – мальчишка лет 16-18-ти - вдруг сказал: «Михаил Васильевич, вы счастливчик!» «Большое счастье – в тюрьму везут или даже…» «Если бы вас успели арестовать еще вчера утром, – продолжил следователь, – то непременно бы расстреляли». Оказалось, что ради прорыва блокады высшая мера наказания была отменена. Его приговорили к 10 годам лагерей и отправили в Воркуту. В 53-м ему добавили новый десятилетний срок.

 

Сентябрь 1988 года

На протяжении трех десятилетий после освобождения до самой своей кончины в сентябре 1988 года о. Михаил Рождественский окормлял многие катакомбные общины в разных областях страны. Последняя служба его была здесь, в Кировске, на праздник Преображения. На Успение 88-летнего старца уже оставили силы. Прощаться с ним приехали люди из Москвы, Воронежа, Харькова, Тулы, Тамбова, Гомеля и еще многих других городов, и, конечно же, из Петербурга. Чин погребения священнослужителя – особый чин, мирянам не разрешенный. На родной земле отпевать его было некому (все просто боялись). Отпевали заочно (по его просьбе) в Америке в Русской Зарубежной церкви. Чин отпевания был совершен протоиереем Константином Федоровым. О Русской Зарубежной Церкви о. Михаил узнал уже в 70-х. Тогда специально купили приемник, чтобы «ловить» их службы. С тех пор за богослужениями стали возносить имя первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Филарета (Вознесенского), а с 1986 года – Виталия (Устинова).

 

В заключение

Весь репрессированный епископат, о котором шла речь, и многочисленное священство, в числе которых был о. Михаил Рождественский, не приняли «раскольной» Декларации митрополита Сергия (Страгородского), равно как и не приняли нового духа «официального православия». Они, а с ними весь монашеский, священнический чин и миряне, не признали каноничным (законным) добровольно занятую митрополитом Сергием должность. Подобное деяние, и это – прежде всего, не удовлетворяет требованиям Апостольских правил и правил семи Вселенских Соборов (что является законом для всех православных христиан), которые категорически воспрещают кому-либо домогаться епископства у мирских властей. Такой епископ, согласно правилам, подвергается извержению из сана, начиная с патриарха. Потому и созданную в 1943 году Московскую патриархию во главе с Сергием они признали неканоничной и не приняли также.

(см. статьи в «Ладоге»: 13 сентября, 5 и 26 июля, 5 и 29 марта, 18 января 2014 г., 14 декабря 2013 г.)

 

Ирина Безносюк,

историограф-исследователь Путиловская волость

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Социальный фонд РФ информирует
Общество

Социальный фонд РФ информирует

09 апреля 2024

С начала 2024 года отделение Социального фонда Росси по Санкт-Петербургу и Ленобласти оплатило свыше 22 тысяч дополнительных выходных дней по уходу за детьми с инвалидностью.

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие
Общество

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие

06 апреля 2024

Для истории это миг, а для коллектива амбулатории - это значимая веха и бесценные воспоминания. Все меняется в жизни, но неизменным остаётся преданность выбранной профессии, желание и умение помогать людям в трудных ситуациях, заботиться об их здоровье.

Информативная встреча для будущих мам
Общество

Информативная встреча для будущих мам

06 апреля 2024

В Кировском районе прошло мероприятие «Я стану мамой», посвящённое Дню беременных. С 2023 года в календаре значимых дат России появились Дни беременных – 7 апреля и 7 октября. Праздник отмечают два раза в год, когда жизнь обновляется, а потом приносит плоды. Цель – создание образа будущего – счастливой семьи, которая в ожидании новой жизни заполняется смыслами, содействие повышению рождаемости за счет формирования в обществе культуры бережного отношения к материнству и детству.

По предприятиям района
Общество

По предприятиям района

04 апреля 2024

3 апреля и.о. главы администрации Кировского района Сергей Ельчанинов совместно с заместителем по экономике и инвестициям Евгением Павловым и начальником отдела по развитию агропромышленного комплекса Александром Петровым посетили ООО «Консул». Предприятие осуществляет деятельность с 2016 года на территории Кировского района в посёлке Мга и занимается утилизацией и переработкой изношенных автомобильных шин всех видов.

Как получить соцпенсию в 2024 году?
Общество

Как получить соцпенсию в 2024 году?

03 апреля 2024

Эксперт проекта НИФИ Минфина Дайнеко моифинансы.рф в интервью Газета.ру рассказала как оформить социальную пенсию в 2024 году.

Детский сад Шлиссельбурга — в числе лучших!
Общество

Детский сад Шлиссельбурга — в числе лучших!

03 апреля 2024

Детский сад «Золотой ключик» вошел в число победителей двух профессиональных Всероссийских конкурсов. Дошкольное образовательное учреждение приняло участие во Всероссийском смотре-конкурсе образовательных организаций «Достижения образования» и Всероссийской выставке-смотре «Детский сад: мир любви, заботы и внимания».

47 лет в Команде 47
Общество

47 лет в Команде 47

02 апреля 2024

Кировский район принимает поздравления в честь дня рождения!

В Ленобласти стартовал весенний призыв на военную службу
Общество

В Ленобласти стартовал весенний призыв на военную службу

01 апреля 2024

На территории Ленинградской области, в соответствии с указом президента России от 31 марта 2024 года, начинается весенний призыв на военную службу. Он пройдет с 1 апреля по 15 июля 2024 года. Срок службы составит один год.