Общество

Не ошибиться в выборе

Не ошибиться в выборе

Закончился учебный год и перед выпускниками вновь стоит главный вопрос о выборе своего трудового пути, будущей профессии. Для того чтобы школьники как можно раньше получили представление о том, где работать и чем заниматься, специалисты-психологи, эксперты рынка труда и игротехники разработали деловые игры и профориентационные семинары, которые прошли уже во второй раз в Кировском районе.

 

«Выбор моей профессии»

Под таким названием в конце мая в Кировской средней школе №2 впервые прошел интерактивный профориентационный семинар. Областные специалисты приехали в гости к школьникам по приглашению Кировского центра занятости населения.

По данным экспертов сегодня только один из четырех выпускников вузов начинает работать по специальности. О том, как правильно выбрать профессию, чтобы не пришлось потом переучиваться, в рамках семинара школьникам рассказали опытные бизнес-тренеры, специалисты по вопросам состояния рынка труда и организационного развития коммерческих компаний.

Семинар прошел в интерактивной форме. После просмотра специализированного видеоролика, посвященного вопросам выбора будущей профессии, ребята обсудили проблему:что важнее -  быть востребованным специалистом или «распространенным»? Старшеклассники в диалоге с преподавателем выяснили, что важнее всего сделать выбор подходящей профессии с учетом потребностей рынка труда, а не оторванным от реальной ситуации мечтам. Во время групповой работы ребятам предложили попробовать свои силы в различных профессиональных ролях. Они размышляли о том, какие профессии сегодня наиболее востребованы, узнали о стратегиях правильного выбора будущей специальности, и о типичных ошибках, при этом возникающих. Результаты выполненных заданий представлялись в малых группах, затем коллективно обсуждались. Участники анализировали различные профессии, проходили профориентационное тестирование, а по окончанию мероприятия получили специально разработанный методический материал для самостоятельного изучения и выполнения упражнений.

 

Семинар разработан для учащихся 7-10 классов. Количество участников в группе до 30 человек. Общая продолжительность работы – 3 академических часа. Занятие проводят эксперт рынка труда и психолог на двух площадках в течение 1,5 академических часов, затем участники меняются местами.

Семинар является первым этапом в цикле профориентационных мероприятий учебно-методического центра. Он направлен на развитие творческого потенциала учащихся, формирование навыка прогнозирования будущей профессии, планирования карьеры и расширение кругозора молодежи. Продолжением мероприятия стала деловая профориентационная игра, в ходе которой учащиеся опробовали себя как в роли предпринимателя, так и в качестве наемного работника или государственного служащего.

Эти обучающие профориентационные мероприятия проводит в соответствии с государственным заданием государственное автономное учреждение дополнительного образования Ленинградской области «Учебно-методический центр» – структура, подведомственная Комитету по труду и занятости Ленинградской области. Программа разработана в рамках действующего соглашения между Комитетом общего профессионального образования Ленинградской области и Комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области от 22 марта 2012 года №21-12 «О взаимодействии по вопросам организации работы по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений» для образовательных организаций всех муниципальных образований Ленинградской области.

 

В игре как в жизни

В отличие от популярной экономической игры «Монополия», в конце этого состязания условные деньги теряют стоимость и ничего не значат. Цель – собрать как можно больше единиц товара, который произведен другими участниками. Заработать «капитал», как в жизни, можно несколькими способами: стать чиновником, либо устроиться наемным работником на государственный завод или в частную фирму, либо организовать свой бизнес. При этом школьникам предлагались различные формы предпринимательской деятельности – открытие индивидуального предпринимателя, создание общества с ограниченной ответственностью или организация научно-исследовательского института.

Игра длится примерно два с половиной часа с 30 минутными перерывами.

Состязание подразумевает развитие не только предпринимательских качеств, но и навыков трудовой мобильности: в течение соревнования можно неоднократно менять место работы или даже трудиться одновременно в нескольких местах, соблюдая действующее законодательство.

Главным документом, как и в реальной жизни, является паспорт (в данном случае-игровой), который сдается в конце игры для подведения результатов.

Организаторы мероприятия- игротехник Павел Локтев и его команда -  предложили школьникам обширный раздаточный материал, поясняющий условия игры. Большинство школьников выбрало негосударственную сферу деятельности. При работе по найму в частной фирме участникам предлагалось выполнение обязанностей и предоставление возможностей по договоренности с работодателем. Согласно законодательству наемному сотруднику обеспечивалась заработная плата, также определяемая договором сторон.

Больше возможностей предоставил собственный бизнес, который предлагалось развивать в трех направлениях – индивидуальном предпринимательстве, в рамках общества с ограниченной ответственностью или научно-исследовательского института. Самая доступная из форм создания бизнеса – индивидуальное предпринимательство. Организаторы игры предложили школьникам пройти все этапы деятельности – регистрацию ИП в государственных органах, предоставление отчетности в налоговую инспекцию об объеме и стоимости произведенного товара, количестве нанятых рабочих. Школьники научились вести ведомости выплаты заработной платы. Сырьем для производства изделий игроков снабжал расположенный в одном из игровых пунктов магазин. Кроме первичной закупки в нем можно было дополнительно приобрести бумагу, клей, ножницы, пластилин и пр. материалы для поддержания в нужном количестве запасов сырья. Для производства товара участникам было необходимо изготовить эталон изделия в двух экземплярах, зарегистрировать эталон в службе контроля качества и начать по нему серийный выпуск производства. После регистрации в службе контроля качества изделия получали этикетку с указанием их стоимости.

Как и в жизни, в обществе с ограниченной ответственностью ведение бизнеса не значительно отличалось от деятельности индивидуального предпринимателя. Так, изделие изготавливается по государственному образцу, а не по эталону. При открытии ИП и ООО бизнесменов ждал приятный сюрприз – им предоставлялась субсидия за количество работающих сотрудников на предприятии.

Свое дело возможно было организовать и в форме научно-исследовательского института. Участники также регистрировали предприятие. Но в налоговом отчете, в отличие от ИП и ООО, указывались объем и количество патентов. Производственный процесс в НИИ состоял из этапов закупки сырья в магазине, изготовления патентов, регистрации их в службе контроля качества, в которой после оформления документов участникам выдавались наличные деньги и покупки на эти средства товаров чужих фирм. Организаторы игры старались максимально привлечь участников к открытию именно этой формы бизнеса и выделяли дополнительные средств для создателей НИИ.

Школьники смогли трудоустроиться и на государственном заводе рабочими. В обязанности наемных специалистов входили сборка изделия по плану и выполнения требований трудовой дисциплины. Им предоставлялся полный социальный пакет в соответствии с действующим законодательством ( в игре – в виде единоразового дополнительного оплачиваемого отпуска длительностью в один игровой период 30 минут, получения фиксированной заработной платы за каждый период, а также предоставлении денежной субсидии от государства при создании семьи). Работа на государственном предприятии, предоставляла возможности для получения дополнительного профессионального образования и карьерного роста.

Особо популярная среди молодежи в последние годы карьера чиновника привлекла на этот раз незначительное число школьников. Для работы можно было выбрать государственные органы, магазин или службу контроля качества. Социальный пакет и условия труда соответствовали КЗОТу. Организаторы игры обсуждали с этой категорией участников смоделированные неудобные ситуации, при которых могли возникнуть факты коррупции и взяткодательства.

 

Ориентир в профессии

 

В ходе семинара и деловой профессиональной игры школьники получили не только комплексное представление о возможностях трудовой деятельности и многообразии специальностей. Участники также прошли профессионально-диагностическое консультирование с использованием опросника Е.А. Голомштока, дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова, теста Дж.Голланда, методики «Якоря Карьеры» и др. психологических разработок. По окончанию мероприятий были произведены обработка и анализ результатов тестирования,анкетных данных, на основании которых для каждого школьника организаторы оформили рекомендации по выбору сферы будущей деятельности и выдали индивидуально-разработанный методический материал.

Такие мероприятия, проводимые при активном участии Кировского центра занятости населения, должны стать хорошей традицией. Тогда наши старшеклассники, вступая на широкую дорогу трудовой деятельности, смогут осознанно подойти не только к выбору будущей специальности, но и планировать свою карьеру в соответствии с личными качествами и конъюнктурой регионального рынка труда.

 

Подготовила Валентина Светличная

фото автора

На фото: Фото 1. Павел Локтев с «работниками завода».Фото 2. Игра вызвала неподдельный интерес.

 

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Социальный фонд РФ информирует
Общество

Социальный фонд РФ информирует

09 апреля 2024

С начала 2024 года отделение Социального фонда Росси по Санкт-Петербургу и Ленобласти оплатило свыше 22 тысяч дополнительных выходных дней по уходу за детьми с инвалидностью.

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие
Общество

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие

06 апреля 2024

Для истории это миг, а для коллектива амбулатории - это значимая веха и бесценные воспоминания. Все меняется в жизни, но неизменным остаётся преданность выбранной профессии, желание и умение помогать людям в трудных ситуациях, заботиться об их здоровье.

Информативная встреча для будущих мам
Общество

Информативная встреча для будущих мам

06 апреля 2024

В Кировском районе прошло мероприятие «Я стану мамой», посвящённое Дню беременных. С 2023 года в календаре значимых дат России появились Дни беременных – 7 апреля и 7 октября. Праздник отмечают два раза в год, когда жизнь обновляется, а потом приносит плоды. Цель – создание образа будущего – счастливой семьи, которая в ожидании новой жизни заполняется смыслами, содействие повышению рождаемости за счет формирования в обществе культуры бережного отношения к материнству и детству.

По предприятиям района
Общество

По предприятиям района

04 апреля 2024

3 апреля и.о. главы администрации Кировского района Сергей Ельчанинов совместно с заместителем по экономике и инвестициям Евгением Павловым и начальником отдела по развитию агропромышленного комплекса Александром Петровым посетили ООО «Консул». Предприятие осуществляет деятельность с 2016 года на территории Кировского района в посёлке Мга и занимается утилизацией и переработкой изношенных автомобильных шин всех видов.

Как получить соцпенсию в 2024 году?
Общество

Как получить соцпенсию в 2024 году?

03 апреля 2024

Эксперт проекта НИФИ Минфина Дайнеко моифинансы.рф в интервью Газета.ру рассказала как оформить социальную пенсию в 2024 году.

Детский сад Шлиссельбурга — в числе лучших!
Общество

Детский сад Шлиссельбурга — в числе лучших!

03 апреля 2024

Детский сад «Золотой ключик» вошел в число победителей двух профессиональных Всероссийских конкурсов. Дошкольное образовательное учреждение приняло участие во Всероссийском смотре-конкурсе образовательных организаций «Достижения образования» и Всероссийской выставке-смотре «Детский сад: мир любви, заботы и внимания».

47 лет в Команде 47
Общество

47 лет в Команде 47

02 апреля 2024

Кировский район принимает поздравления в честь дня рождения!

В Ленобласти стартовал весенний призыв на военную службу
Общество

В Ленобласти стартовал весенний призыв на военную службу

01 апреля 2024

На территории Ленинградской области, в соответствии с указом президента России от 31 марта 2024 года, начинается весенний призыв на военную службу. Он пройдет с 1 апреля по 15 июля 2024 года. Срок службы составит один год.