Общество

Сброшенные титлы

Сброшенные титлы

В предыдущей публикации мы познакомили читателей с коренными староверами – жителями деревни Сологубовка. Продолжая тему истории родного края, данную рубрику мы посвятили еще одной, героической, странице из жизни защитников веры православной, закрепившей навечно за Шлиссельбургским и Новоладожским уездами славу «главных и влиятельных центров» старообрядчества Петербургской губернии, деятельность которых очень возмущала власти.

 

Мышецкие… Их княжеское достоинство было признано еще в 15 веке. При раздаче Новгородских волостей Иван IV Великий пожаловал одному из «верных дворян своих» обширные поместья в Шлиссельбургском, Новоладожском и Ямбургском уездах. Отставив «суетная» о княжеских богатствах, общественном положении и образовании, обратим свой взор на силу искренних и глубоких убеждений одного из верных сынов Отечества, силу, закрепившую за ним, с одной стороны, славу «защитника веры святой Руси», но с другой стороны, славу «мятежника, лишенного упомянутых родовых вотчин».

 

Времена внешнего благоденствия

События, о которых пойдет речь ниже, развернулись во времена внешнего благоденствия. В 18 веке по всему Шлиссельбургскому уезду стали возводиться храмы и часовни: в Аннинском, Васильково, Колтушах и Лезье, в Лукинском, Морье, Назии и Островках, в Пелле, Покровском и Поречье, в самом Путилово (где, помимо величественного для волостного масштаба четырехпрестольного храма, рассеяны были по деревням еще шесть часовен), также строились церкви и часовни в Рябово, Синявино и Щеглово, и несколько храмов с собором в самом Шлиссельбурге. Старинные деревянные церкви интереснейшей архитектуры безжалостно разрушались, на их месте появлялись новые, более обширные. Оригинальные чешуйчатые покрытия на кровлях оставшихся церквей менялись на тес или железо. Везде наблюдалось стремление заменить старые иконы новыми, блистающих свежестью лака и яркостью красок. Почти все священники имели большую склонность к светлому, яркому и блестящему, по меткому выражению свидетеля той эпохи, – к «веселым» церквам. Нарочитым внешним блеском и блистающими паникадилами они пытались скрыть истинное положение дел. Народ не особенно был расположен к «новым» священникам, слишком критически к ним относился. Люди продолжали исполнять старые обряды, но уже сами крестили и отпевали, имели в домах кадильницы, медные иконы, лестовки (разновидность четок-Прим. ред.)Все, за редким исключением, должны были ходить в «официальные» церкви, насильно исповедоваться и причащаться, и обращаться за требами только к «своему» приходскому священнику. Но, возвращаясь из церквей, они дома молились старым крестом. В мансардном этаже каждого дома имелась комната, которую держали специально для скрытников – староверов-наставников, не только частных лиц, но и духовного звания, которые ходили, под угрозой страшной казни, по городам и всем сторонам Новгородским (и не только), просвещая людей.

 

Простолюдин Андрей Денисов (князь Мышецкий)

Свободно посещали скрытники дом князя Мышецкого Дениса Петровича. Князь не открывал себя пред всеми. Такова была участь слуг государевых: близкое отношение к местным властям заставляли их быть двоедушными, чтобы приносить хоть малую, но пользу гонимым ревнителям веры православной. С момента соборного принятия указа о незаконности старой веры (1667 год), с ее исповедниками остались только два-три рода семей боярских. Род Мышецкого Дениса Петровича был в их числе.

Находили приют в его доме соловецкие отцы. По своему обычаю, рассказывая о жестокостях гонений, не упускали странники случая «возвестить истину». Молодой княжич Андрей внимательно слушал их рассказы. Впечатления от страданий ревнителей веры отцов глубоко залегли в юное сердце. «Казни, самосожжения, а также горячая проповедь соловецких отцов – это то, с чем встретилась юность одаренного Андрея, и то, что направило его на религиозный подвиг» – писал в историческом очерке М. М. Пришвин. В семнадцать лет, когда настал момент определиться с выбором жизненного пути, княжич вышел из родного дома с именем простолюдина Андрея Денисова. С этим именем он войдет в историю православной церкви и богословской мысли. С именем Андрея Денисова будет связано возникновение и полуторосотлетнее существование на пространстве в 6-8 квадратных верст «государства в государстве» – староверческого монастыря с двумя высокими церквами с колокольнями, с полусотней двух-трехэтажных изб, с десятками амбаров, конных, коровьих и гостиных дворов и постоялыми избами, с кузницами, меднолитейной избой и смолокурней; монастыря, с годовым доходом в 200 тысяч рублей, большую часть которого составляли пожертвования богатых купцов-промышленников, со своим книгопечатанием, иконописью, со своими больницами, библиотекой и школами, куда привозили для получения образования девочек из богатых купеческих семей со всей Российской империи, со своими писателями, историками, богословами, со своими Христа ради юродивыми, прозорливцами, со своими святыми…

 

Борский скит на реке Волхов

Равным по силе духа и противостоянию духовной и государственной власти ради сохранения веры православной, суждено было стать и другому староверческому монастырю, основанному в 1806 году, на левом берегу реки Волхов, – центру духовной жизни всего южного Приладожья. По святыни, особо там почитаемой, он мог бы называться «Тихвинским». Но так вошло в употребление, что староверческие монастыри заимствовали свое название либо с имен их основателей, либо же с названия соседней местности. Эта обитель носила название «Борский скит». Скит был обнесен высоким деревянным забором, покрытым черною краскою. Внутри двора была выстроена двухэтажная каменная часовня, многочисленные кельи и кладбище. Часовня представляла собой большую четырехугольную комнату в шесть окон. Во всю длину задней стены был устроен иконостас, прекрасной резной работы и великолепно украшенный древними иконами в золотых и серебряных ризах. Перед иконами стояли большие серебряные паникадила. По сторонам иконостаса – клиросы с полками для книг, по углам – высокие подсвечники. Часовня разделена была на две части занавесью, пол был покрыт коврами. Все было отделано богато и чисто, все говорило о благосостоянии этой обители. Между окнами висели также иконы и кресты в шесть рядов, а перед иконостасом стояло большое распятие и три аналоя. На первом аналое – Евангелие, на среднем – блистающий от горящей свечи большой металлический восьмиконечный крест, на последнем – храмовый образ Тихвинской иконы Божией Матери. Службы там совершались ежедневно по несколько раз. Накануне больших праздников служились особенные службы, и тогда стечение молящихся значительно увеличивалось. В Великий, Петров и Рождественский посты сюда собиралось много богомольцев из Москвы, Санкт-Петербурга, Олонецкой и Псковской губерний, проводя время в посте и молитвах. Заведовали монастырем псковский мещанин Григорий Петров и тосненский купец Горчагин. Настоятельницей монастыря была крестьянка Мария Яковлева, известная как «мать-инокиня Марья».

Живущие в монастыре женщины обязаны были носить черную монашескую одежду и вести жизнь самую уединенную и воздержанную. Часть своих доходов и запасов инокини употребляли на пособие бедным жителям окрестных деревень, отчего они были любимы во всем Волховском краю. «Местные старообрядцы сильны и многочисленны, – было отмечено в донесении, – в делах веры они имеют умных и уважаемых наставников. Соседственные единственные друзья и братья по вере, со слов их наставника Павла Васильева, являются староверы города Тихвина, часто собирающиеся в большие праздники для общих молений».

Многочисленными были паломничества и в сам город Тихвин. Тихвинская Одигитрия (Путеводительница)(икона- Прим. ред.), была весьма почитаема среди староверов: в ее иконописании они находили себе богословскую поддержку и черпали духовные силы. Как было далее замечено чиновником особых поручений в том же донесении о состоянии «раскола» в Новоладожском уезде: «Толпами отправляются раскольники в Тихвин, в тамошнюю моленную, куда привлекает их в особенности, признаваемая всеми окрестными раскольниками за чудотворную, весьма древняя икона Тихвинской Божией Матери».

 

Судьба Тихвинской Путеводительницы

Моленная в Тихвине, в которой староверы долгие годы бережно хранили чудотворную Тихвинскую Одигитрию (Путеводительницу), в середине 19 века была превращена властями вначале в единоверческую, затем и вовсе присоединена к официальному православию. В скором времени на ее месте появился «новый» храм. Личные связи и тесная дружба между «борскими» и «тихвинскими» прекратились, поскольку последние, по яркому выражению того времени, «продали душу диаволу». Скитские крайне жалели, что почитаемая ими икона сделалась достоянием «новых» священников. В новосозданный храм на поклонение чудотворному образу они приходили уже реже и лишь тогда, когда в нем не было службы.

Не долог был земной путь «Борских» насельников, так как опасным представлялось для духовных и гражданских властей их влияние на умы и души прихожан новосозданных храмов… Не одно десятилетие приходили люди на место, где сожжен был скит, перебирали землю и то, что они там находили, увозили с собой. Рассказы о благочестивой жизни и последних страданиях сорока насельников монастыря огласили весь Новоладожский, Шлиссельбургский и соседние с ними уезды, вызывая сочувствие всего народа. С тех времен зародилось в народе поверье о чудесной помощи со стороны этих страдальцев. К «животворящей святыне» сквозь непроходимый лес, по жердочкам среди мха и болот, был проложен путь, по которому люди несли своих больных, страждущих, калек и одержимых. Когда на месте скита выросла большая сосна, то через ее кривули стали проносить больных детей, страдавших родимчиком (припадочных). Еще долгие годы к ней не иссякал людской поток, пока в конце 1860-х годов сосну не сожгли и не завалили все пути, ведшие к ней.

 

В заключение

Вся история нашего отечества от ее начала и до конца отразилась в судьбах подобных монастырей: будь то далекая северная обитель, основанная Андреем Денисовым – князем Мышецким, или же небольшие скиты-монастыри, строившиеся в глухих лесах и непроходимых болотах Приладожья. Именно в них во времена «внешнего церковного благоденствия» находили заступничество и кров гонимые, но не сломившиеся, истинные защитники веры святой Руси: богатые и нищие, иноки и воины, святители и монахи.

Только через 50 лет после блаженной кончины Андрея Денисова, в 1780 году, его биографом была распечатана тайна его дворянского происхождения, которую он тщательно скрывал, боясь навлечь гонение на всю многотысячную братию обители.

Весь род князя Мышецкого Дениса Петровича был предан забвению, «как известные раскольники и главные участники в мятежах», а его обширные родовые вотчины в Егорьевском Лопском погосте (ныне Путиловская волость), в Новоладожском (ныне Волховский район) и Ямбургском (ныне Кингисеппский район) уездах были описаны в казну (т.е.– конфискованы).

(Материал составлен исключительно на основе архивных документов).

Ирина Безносюк,

историограф-исследователь, Путиловская волость

На фоото: 1. Андрей Денисов (князь Мышецкий).  2. Семен Денисов (князь Мышецкий), брат Андрея. 3. Монастырь, основанный Андреем Денисовым.

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Связь не теряется…
Общество

Связь не теряется…

21 марта 2024

21 марта в Совете ветеранов МО «Кировск» состоялась встреча председателя Совета ветеранов МО "Кировск" Елены Поздеевой и заместителя председателя Людмилы Пожарской с участником СВО Андреем (позывной «Яка»). Андрей – друг Никиты Власова, нашего земляка, недавно погибшего в результате осколочного ранения в ходе проведения специальной военной операции.

С юбилеем!
Общество

С юбилеем!

21 марта 2024

21 марта, в этот прекрасный весенний день, исполняется 70 лет Галине Николаевне Паничкиной.

Ленинградцы — за Владимира Путина!
Общество

Ленинградцы — за Владимира Путина!

20 марта 2024

Леноблизбирком установил итоги голосования на выборах президента России на территории Ленобласти. 86,36 % избирателей Ленинградской области — 999 тысяч 457 человек — проголосовали за Владимира Путина.

Скорая помощь спасает жизни
Общество

Скорая помощь спасает жизни

20 марта 2024

Фельдшер кировской подстанции приняла роды в машине скорой помощи и реанимировала новорождённого.

Наши в финале!
Общество

Наши в финале!

14 марта 2024

Семья Пенеровых из Отрадного приняла участие во всероссийском конкурсе «Это у нас семейное» и прошла в полуфинал из 100 тысяч семей! Мероприятие проводится в рамках президентской платформы «Россия — страна возможностей».

Жительницу Кировска поздравили с 95-летием
Общество

Жительницу Кировска поздравили с 95-летием

13 марта 2024

13 марта ветеран Великой Отечественной войны, труженица тыла Зоя Васильевна Юнусова отметила 95-й юбилей. Именинница — яркий пример мужества, стойкости и трудолюбия. Это важное и радостное событие юбилярша встречает в кругу своих родных.

В кировском МФЦ вручили паспорта юным россиянам ⁣⁣
Общество

В кировском МФЦ вручили паспорта юным россиянам ⁣⁣

13 марта 2024

13 марта и.о. главы районной администрации Сергей Ельчанинов в торжественной обстановке вручил удостоверяющие личность документы четырём жителям Кировского района.⠀

В Кировске построят новую школу!
Общество

В Кировске построят новую школу!

13 марта 2024

12 марта подписано соглашение на проектирование нового образовательного учреждения в городе Кировске. Важный для развития города документ подписали три стороны: администрация МО "Кировск" в лице главы администрации Ольги Кротовой, администрация Кировского муниципального района в лице заместителя главы администрации по ЖКХ и строительству Марии Ниловой и ООО "Специализированный застройщик "АРГО-ИНВЕСТ" в лице генерального директора Н.А. Нюганена.