Общество

Староверы

Староверы

Сологубовка, Лезье – земля кировская. Более двух веков отделяют нас от жизни наших братьев-соотечественников, поселившихся в этих глухих (по тем временам) местах, пытаясь сохранить чистоту веры отцов -  веры, которой жила и благословлялась на подвиги земля Русская с момента ее крещения. Непросто сложилась судьба староверов на нашей земле, но путь староверческой церкви и людей, эту веру в себе несущих, оставила неизгладимый след в истории.

Земля Шлиссельбургского уезда на деле оказалась гостеприимна к староверам. Одни пытались укрыться здесь от гонений, начатых еще в конце 17 века, отыскивая «медвежьи углы» на границе Московского государства или просто переходя ее. Даже шведы, уже полвека как владевшие частью территории Шлиссельбургского уезда и пытавшиеся обратить местных жителей в свою веру, не трогали этих «Божиих людей», странников, видя чистоту их веры. Другие наполняли эту землю по государеву указу, по которому им велено было возвратиться на свои прежние жилища из-за польской границы и отдаленных губерний государства Российского  -это происходило в 40-е годы 18 века. Были и такие, кто искал здесь уединения от суеты мира, выстраивая себе кельи в непроходимых лесах и болотах.

Для полноты картины добавим еще с десяток (на деле – в несколько раз больше) селений, которые оставались полностью или частично староверческими: Назия, Путилово, Никольщина (близ реки Лавы) – имение князя Мышецкого Петра Петровича, где он, отстаивая веру отцов, готовил вооруженное сопротивление царю в 1721 году. Далее: Безово, Бор, Вегота, Гавсарь, Заболотье, Лавния, Лигово, Лунгачи, Низино, Черное, Черноушево, Чаплино и т.д. – селения Новоладожского уезда (Волховский район). Это те «углы» Московского государства, где проповедь церковных нововведений встретила сильное сопротивление.

 

Крестьяне деревни Сологубовка, Лезьенского прихода

Царскими указами староверам запрещалось исповедовать в полноте веру отцов. Алтари были запечатаны, им запрещались открытые молитвенные собрания (Пасхальные шествия и крестные ходы совершались внутри молитвенного помещения), запрещался колокольный звон. Пение предписывалось производить вполголоса при закрытых окнах и дверях. Всеми правдами и неправдами староверов заманивали и причисляли к местным церковным приходам, силой вели к исповеди и причастию. Но церковные службы они не посещали, отстранялись от их причастия, как от скверны, новопечатных книг в руки не брали, а пользовались только теми, по которым служили их отцы и деды, по которым веками молилась до них вся многострадальная и героическая Русь. Втайне держали время родин – случаи ночных обысков, увоза младенцев и насильственного их крещения местными попами кому, как не им, были хорошо известны. Отпевали также сами, стараясь хранить в тайне случаи смерти и даже места захоронения. Доклады о внезапных «открытиях» исправниками староверческих кладбищ ложились на стол Духовного управления для дальнейшего принятия мер. Называли они себя, как и прежде, православными христианами, а противников «старой» веры – «раскольниками, отколовшимися от истинно-православной церкви». Официально числились в Лезьенском Успенском приходе в 1882 году – 503, в конце 19 века – 517 приверженцев старой веры. На деле их оказывалось в разы больше. Все они проживали в деревне Сологубовка. Отмечалось, что Сологубовские староверы были упорны в своем веровании и несговорчивы, но весьма богомольны, кротки, не напитаны идеями вольности и буйства, покорны и преданы своему начальству и просили только одного: не стеснять их верований и обрядов. «Они отдают детей своих в общественную школу, позволяют им оставаться на уроках Закона Божия. Молодое поколение не чуждается книг гражданской печати, и нередко обращаются с просьбами снабдить книгами беллетрического содержания. Им не чужды правила честности, гостеприимства, помощи ближним. Религиозная жизнь их состоит в строгом соблюдении постов, молений и т.п.»– отзывался о «приходских» староверах в своем донесении в 1891 году священник Успенской церкви Яков Лебедев.

Для отправления церковных служб Сологубовские староверы всей деревней каждый день утром и вечером собирались в моленную, размещенную позади одной из крестьянских изб. На время службы ворота и калитки запирали, посторонние не входили. На задней стене у них был устроен иконостас, рядом клирос. Устанавливался временный алтарь. Перед образами висели лампады и ставились свечи. Посреди иконостаса стояли два аналоя с Евангелием и крестом (если имелось распятие, то оно ставилось всегда за аналоем). Касаемо верования, пособий и советов, все это они получали из староверческих Волковской (в Петербурге) и Преображенской (в Москве) общин.

Занимались Сологубовские староверы теми же ремеслами, что и их односельчане: рыбною ловлей на Ладожском озере и на Неве, сплавом по рекам, починкой и строительством лодок и проч. Кто уходил на заработок или для продаж сельскохозяйственных изделий или овощей – те отлучались с ведома вотчинных начальников и снабжались законными «бумагами».

 

Вотчина княгини Юсуповой

В 1837 году вотчина статского советника Михаила Кусовникова, которой принадлежала деревня Сологубовка, была куплена княгиней Юсуповой. От предыдущего хозяина княгиня переняла покровительство, искреннее сочувствие, а когда требовалось – и заступничество местным крестьянам. В 1832 году, в бытность бывшего хозяина М. Кусовникова и с благоволения бывшего земского исправника титулярного советника Карла Розе, но вопреки закону 1826 года был выстроен в деревне каменный дом для староверческой часовни. На основании донесения нового исправника Дмитрия Онуфриева Шлиссельбургский земский суд получил предписание Губернского правления немедленно сломать упомянутый дом. «Принимая удостоверения княгини Юсуповой, что в помянутом строении моленной вовсе не существует, нет основания настаивать на уничтожении каменного здания… – было резюмировано на документе секретного стола Канцелярии СПб Губернатора в октябре 1839 года, в результате многолетней переписки с княгиней. – Но следует обязать вотчинное начальство, чтобы в том доме ни под каким предлогом не было устроено моленной или публичных сборищ староверов… Коль скоро замечены будут отступления от сего, то строение немедленно будет запечатано… Местной полиции вменить в обязанность иметь строгое наблюдение под личною ответственностью».

 

Меры правительства

Правление той или иной царствующей особы знаменовалось некоторым послаблением или ужесточением мер по отношению к староверам. Одно было неизменно – правительство постоянно и неослабно наблюдало за их действиями.

История навсегда скрыла от нас правду об уничтожении упомянутой часовни в Сологубовке. Как правило, староверческие кельи, молельные дома, скиты (монастыри) в случае их обнаружения уничтожались огнем. За редким исключением – запечатывались. Чтимые святыни, иконы, редкие рукописные книги уничтожались, выбрасывались или же увозились «на хранение» в подвал ближайшей приходской церквушки или в Епархиальное управление. Условия хранения святынь определяли и сроки их жизни. Быстрее «сдавались» книги.

Частыми были случаи, когда христианская совесть, не позволяя себе даже присутствовать при осквернении святынь или же их уничтожении, находила только один выход – гореть вместе с ними. Наказание со стороны правительства было не менее жестким. Порой и выхода не было.

Странствующие тайком, от Ладоги до Новогорода и обратно, старцы, оставляли на своем пути «следы» в виде рассказов о подвигах полутора тысяч Соловецких монахов-«староверов», о защитниках веры отцов в Зеленецком монастыре и в Борском (на реке Волхов) скиту, а также в деревнях Сорокин, Буборино, Безово. Это, без сомнений, придавало силы духу слушавшим их.

 

Величие, простота, и правда жизни

За весь период существования староверческой общины в деревне Сологубовка трижды уничтожались огнем принадлежащие староверам  молитвенные здания. Люди продолжали молиться поодиночке, тайно собираться по домам, более состоятельные ездили в столицу. В посты уезжали в Борский скит, куда в это время съезжались тысячи богомольцев из Москвы, Петербурга, Олонецкой, Псковской и Новгородской губерний, проживая там по нескольку недель.

Новое молитвенное здание, выстроенное староверами в 1900 году, по своему внешнему виду и согласно ст.48 «Свода Законов» 1890 года, «не имело сходства с православным храмом, а также не имело наружных колоколов, а, следовательно, было вполне пригодным для исполнения в нем староверами духовных треб». Новое здание было под стать избам в староверческих монастырях или деревнях, красота которых нас восхищает и поныне. Одноэтажное деревянное здание с мансардой, резные двери, наличники, все стороны дома украшены искусно вырезанными по дереву разноцветными архитектурными деталями. Во всем – величие, простота, и правда жизни.

Обязанности наставника (священника) исправлял местный крестьянин Михаил Матвеев. Особо усердствовал в построении молитвенного здания односельчанин Наум Фомин. Благодарность ему за столь полезное пожертвование было выражено представителями от ста шести коренных родов староверов, крестьян деревни Сологубовка: Ахромеевых, Воробьевых, Елисеевых, Козловых, Лысовых, Леонтьевых, Логиновых, Назаровых, Налимовых, Павловых, Пирюлиных, Родионовых, Трофимовых, Тимофеевых, Треповых, Федосеевых и еще многих здесь не названных, от тех, кто веками нес веру не показную, а сдержанную, скромную, благочестивую, непоколебимую смутами и гонениями.

 

В заключение

Дела о положении староверчества и мерах борьбы с ним велись под грифом «секретнейших». Изначально староверов окрестили «раскольниками». В одной из записок, поданных в 1855 году неким Арсеньевым – чиновником особых поручений- было отмечено: «все свои доходы и запасы раскольники тратят на пособия бедным православным жителям окрестных деревень, отчего они весьма любимы у себя в краю… Но это есть величайший соблазн для православных ежедневно иметь перед глазами благопристойную жизнь, богатую всеми материальными средствами и подающую помощь бедным сынам православной церкви…». Увы, срок слишком велик, чтобы найти на этой земле хотя бы какие следы пребывания «приверженцев веры святой Руси». Эта многомиллионная (к началу 20 века) группа людей отличалась крепостью духа, единением, терпением. Все были грамотны и чуть ли не поголовно трезвы. В староверческих селениях не было ни кабаков, ни винных лавок. Староверы дали более других групп населения доказательств верности и престолу, и родине. В награду за свою службу они просили не много: позвонить в колокола на праздник Святой Пасхи.

(Материал составлен исключительно на основе архивных документов).

 

 Ирина Безносюк,

 историограф-исследователь

 Путиловская волость.

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Социальный фонд РФ информирует
Общество

Социальный фонд РФ информирует

09 апреля 2024

С начала 2024 года отделение Социального фонда Росси по Санкт-Петербургу и Ленобласти оплатило свыше 22 тысяч дополнительных выходных дней по уходу за детьми с инвалидностью.

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие
Общество

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие

06 апреля 2024

Для истории это миг, а для коллектива амбулатории - это значимая веха и бесценные воспоминания. Все меняется в жизни, но неизменным остаётся преданность выбранной профессии, желание и умение помогать людям в трудных ситуациях, заботиться об их здоровье.

Информативная встреча для будущих мам
Общество

Информативная встреча для будущих мам

06 апреля 2024

В Кировском районе прошло мероприятие «Я стану мамой», посвящённое Дню беременных. С 2023 года в календаре значимых дат России появились Дни беременных – 7 апреля и 7 октября. Праздник отмечают два раза в год, когда жизнь обновляется, а потом приносит плоды. Цель – создание образа будущего – счастливой семьи, которая в ожидании новой жизни заполняется смыслами, содействие повышению рождаемости за счет формирования в обществе культуры бережного отношения к материнству и детству.

По предприятиям района
Общество

По предприятиям района

04 апреля 2024

3 апреля и.о. главы администрации Кировского района Сергей Ельчанинов совместно с заместителем по экономике и инвестициям Евгением Павловым и начальником отдела по развитию агропромышленного комплекса Александром Петровым посетили ООО «Консул». Предприятие осуществляет деятельность с 2016 года на территории Кировского района в посёлке Мга и занимается утилизацией и переработкой изношенных автомобильных шин всех видов.

Как получить соцпенсию в 2024 году?
Общество

Как получить соцпенсию в 2024 году?

03 апреля 2024

Эксперт проекта НИФИ Минфина Дайнеко моифинансы.рф в интервью Газета.ру рассказала как оформить социальную пенсию в 2024 году.

Детский сад Шлиссельбурга — в числе лучших!
Общество

Детский сад Шлиссельбурга — в числе лучших!

03 апреля 2024

Детский сад «Золотой ключик» вошел в число победителей двух профессиональных Всероссийских конкурсов. Дошкольное образовательное учреждение приняло участие во Всероссийском смотре-конкурсе образовательных организаций «Достижения образования» и Всероссийской выставке-смотре «Детский сад: мир любви, заботы и внимания».

47 лет в Команде 47
Общество

47 лет в Команде 47

02 апреля 2024

Кировский район принимает поздравления в честь дня рождения!

В Ленобласти стартовал весенний призыв на военную службу
Общество

В Ленобласти стартовал весенний призыв на военную службу

01 апреля 2024

На территории Ленинградской области, в соответствии с указом президента России от 31 марта 2024 года, начинается весенний призыв на военную службу. Он пройдет с 1 апреля по 15 июля 2024 года. Срок службы составит один год.