Общество

Искра народной грамотности

Искра народной грамотности

(Мы продолжаем публикацию уникальных материалов об истории Шлиссельбургского уезда и Путиловской волости. Первый был опубликован в № 96 от 14 декабря 2013 года).

Земства, созданные в соответствии с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 года, занимались не только предписанной им законом хозяйственной деятельностью, но и, посредством училищных Советов, – школьной жизнью. Именно земства, а не Министерство народного просвещения, встали во главе школьного дела в провинции. Однако же открытие школ в селениях, равно как и плодотворная работа в них, находились в прямой зависимости от желания самого населения принять участие в расходах по содержанию школ и от осознания населением важности грамотности.

На фоне уездов Санкт-Петербургской губернии Шлиссельбургский уезд находился в благоприятном положении в деле просвещения народа. На каждую тысячу душ населения и на каждые 150 детей школьного возраста в уезде приходилось по одному земскому училищу. Самыми грамотными волостями, по данным земского управления, считались Ивановская и Путиловская.

 

Развитие просвещения в селе Путилово

«Бог весть кто и когда заронил здесь искру народной грамотности, но видим, что 60 лет тому назад в селе Путилово, как и по всей России, эта искорка чуть теплилась и сохранялась в убогих жилищах пономарей, отставных ундеров, некоторых вдов и старых девиц. Как умели, ее здесь берегли и лелеяли, а главное, внушали великое уважение к ней своим односельчанам», – так начал свою речь преподаватель Закона Божия, местный священник Константин Никольский на торжестве открытия Городского училища в селе Путилово 20 января 1909 года.

Немного было частных школ в волости в середине 19 века, потому как немного было еще грамотных учителей. Но по причине осознания пользы от грамотности открылась в Путилово в 1847 году благоустроенная волостная школа. На первых порах в ней обучалось до 120 человек. Прошло 25 лет. Население ощутило потребность в более обширных и прочных познаниях. Благодаря немалым хлопотам и материальным издержкам Сельского общества в 1874 году вместо волостной школы в Путилове открылось 2-классное училище Министерства народного просвещения. Во всем Шлиссельбургском уезде в конце 19 века насчитывалось 24 училища, из которых Путиловское, имевшее 4 параллельных класса, считалось самым многолюдным, обучавшим 217 учеников. За ним шло Виркинское (северная часть уезда), обучавшее 75 детей. В остальных училищах уезда обучалось в среднем по 67 учеников.

С этого времени в деревнях Путиловской волости, жители которых за дальностью расстояния не могли отправлять своих детей в училище, начали открываться земские (школы грамотности) и церковно-приходские школы – в Горной и Нижней Шальдихе, Валовщине, Крутом Ручье, Петровщине, Дальних Полянах, Александровском, Замошье, Мучихино, Жихарево (Путиловской волости), Назии и Подоле.

При преподавании предметов использовались учебники, одобренные Училищным Советом при Святейшем Синоде. Учебниками школа снабжена была по несколько экземпляров каждого, а именно Евангелием, Псалтирью, Часословом, Священной историей протоиерея Смирнова, книгами для чтения Попова, задачниками Гольденберга и Егорова, азбукой епископа Викторина и другими.

Наполовину лютеранская и православная школа была открыта в Марково. Школы посещались от 6 до 60 учениками. Ежегодно в волости обучалось до 630 детей.

Образец обучения

Сельские школы «не на бумаге» заботились о развитии умственных, духовных и физических сил ребенка. Они представлялись идеалом школ. Успехи учащихся отмечались высокие. На уроках русского языка, помимо приучения к осмысленному чтению и письму, давался простор учительской работе над умственным и нравственным развитием детей. На этих уроках передавались знания по русской истории и географии, из жизни животных и растений и т.д. На уроках чтения тексты читались выразительно, содержание усваивалось точно, с достаточной полнотой, тем же достоинством отличался и устный пересказ. Письмо было удовлетворительно как со стороны грамотности, так и со стороны почерка. В Мучихинском училище был введен пересказ статей, прочитанных как самими учениками, так и учителями, приучающими учеников к самостоятельному изложению чужих и своих мыслей и впечатлений. Закон Божий в школах с православными учащимися преподавался отдельными законоучителями. Знание молитв, Священной истории, как и главнейших истин православного вероучения, не носило характера механического заучивания, но было проникнуто сознанием важности предмета, живым и теплым религиозным чувством. В некоторых училищах дети принимали живое участие в церковном богослужении в качестве певчих. Училищные хоры существовали в Путиловском, Никольском и Ивановском училищах и недолго Мучихинском.

Важным событием в жизни школ были «образовательные путешествия», целью которых ставилось расширение умственного кругозора. Учащиеся Путиловского училища совместно с учениками других школ в сопровождении 2-3 учителей совершали многодневные экскурсии на о. Валаам, в Макарьевскую пустынь, в столичный зоопарк, устраивали походы по берегам каналов в Шлиссельбург, в Петровскую лиственничную рощу.

Когда экономическое положение местных крестьян зашло в тупик и нависла угроза окончательного упадка производства плиты, по инициативе Волостного схода учредили при Путиловском училище класс ручного труда по дереву, женский рукодельный класс, школьный сад. Учащимся стали передавать элементарные профессиональные знания по работе с деревом, переплетному мастерству, женскому рукоделию и слесарному ремеслу. На уроках садоводства, помимо приобретения теоретических знаний, дети выращивали и распространяли по всей округе фруктовые деревья. В 1895 году было положено начало школьной пасеке. Ручной труд в виде занятий по садоводству поначалу имел место только в Путиловском училище. Впоследствии похожий урок труда – огородничество – ввелся и в соседнем Мучихинском училище. Огороды разведены были прекрасно и давали отличные результаты.

В 1900 году Шлиссельбургское Земское собрание признало «крайне желательным» учредить в Путилово техническое (ремесленное) училище и поручило земской управе совместно с комиссией разработать данное направление. Пока этот вопрос проходил все согласования, в самом Путиловском училище был открыт технический класс, и приступил к исполнению обязанностей учителя графических искусств стипендиат Шлиссельбургского земства (фамилия не указана). Для этой цели он был командирован в школу строительных десятников для обучения камнетесному делу. Класс был оборудован всеми необходимыми пособиями, а также хорошей технической библиотекой. Заботясь о материальном обеспечении класса, как видим, Министерство просвещения интересовалось и ходом преподавания, и практической подготовкой учителя. Ежегодно летом, Министерство за свой счет откомандировывало учителя на фабрики и промышленные предприятия по камнетесной специальности, в которых дело было поставлено рационально (например, на Императорскую гранильную фабрику в Петергоф, на фабрики в Финляндию, в Ревель (Таллин) и Санкт-Петербург).

Деятельность технического класса была признана успешной, что доказала большая серебряная медаль, врученная Путиловскому училищу на Царскосельской выставке в 1903 году за «техническую разработку способов художественной обработки плиты».

Цель обучения на уроках труда сводилась не только к распространению профессиональных знаний среди населения. Существовала потребность уезда и города в образованных мастерах. Лучшие монументальные мастерские (например, «Братьев Ботта» в Санкт-Петербурге) выписывали мастеров из Италии. Таким образом, хороший заработок для выпускников подобного класса, а в будущем и технического училища, был обеспечен.

К 1915 году в Путиловской волости, насчитывавшей 5 536 человек, действовали два училища и три школы – в самом селе, а также школы в селениях: Валовщина, Горная Шальдиха, Дальняя Поляна, Замошье, Крутой Ручей, Липки, Мучихино, Назия, Нижняя Шальдиха, Петровщина и Поречье.

 

Подбор учительского состава

В земские и церковно-приходские школы учителя нанимались по усмотрению специального лица – наблюдателя за школами. Таким, как правило, был настоятель ближайшего прихода (на протяжении долгих лет на этой ниве трудился безвозмездно будущий настоятель Путиловской церкви Дмитрий Старопольский). Учителя подбирались из клира церквей или окончившие духовные заведения, или просто добропорядочные люди. В Крутом Ручье преподавал отставной унтер-офицер крестьянин Петр Кононов. В Шальдихе – дворянин, сын губернского секретаря Павел Поликарпов. В Поречье (половина учеников приходила из Путиловской волости) преподавала выпускница Исидоровского женского епархиального училища Параскева Никольская. Она же обучала и Закону Божию под руководством самого наблюдателя, священника Андрея Комарова. Как было особо отмечено в отчете: «знала дело прекрасно и вела обучение успешно». В Жихаревской школе преподавал и заведовал священник Лукинской Успенской церкви Константин Рождественский. В обязанности учителя входило следить за успешным ходом обучения грамоте и заботиться о материальном обеспечении школы (отоплении, найме прислуги, освещении и т.п.).

За работой земских училищ наблюдал Инспектор Янсон А.К. Продолжил им начатую деятельность Успенский М.И. Попечителями училищ выдвигались представители местного населения, избранные на сельском сходе и утвержденные Земским собранием.

 

Содержание школ и материальное обеспечение

Материальное состояние школ грамотности и церковно-приходских школ, условия учителей и учащихся обеих школ мало чем отличались. Когда требовала необходимость, Сельское общество открывало передвижные школы, к примеру, в Городке и Крутом Ручье, и занятия велись по полгода в каждой деревне. Содержался учитель на средства крестьян этих двух деревень, а также деревни Савинково, где дети ходили в открытую там школу. В других случаях родители нанимали квартиру или же крестьянский дом. Если он оказывался тесным, неудобным или же холодным, то строили новые помещения. Денежное содержание учитель получал от родителей учащихся 18 – 25 руб., еще 100-150 руб. доплачивало Петербургское Братство Пресвятой Богородицы, помогало земство. В Жихаревской школе учитель Константин Рождественский получал поначалу жалованье от местных крестьян и Петербургского Богородицкого братства в сумме 210 руб. Поскольку из своих средств он заботился еще и о содержании школы, то им было подано прошение в уездное земство о материальной помощи. Рассмотрев его просьбу и, главное, сочтя его деятельность полезной для общества, земство выделило ему ежегодное ассигнование в положенном размере. В Бугровской школе (в которой обучалось 10 детей), равно как и в Нижне-Шальдихской, кроме содержания от родителей в размере 36 руб., учитель еще стоял у них на довольствии понедельно в каждом доме, дети из которого посещали школу. Учебниками школы снабжались Братством Пресвятой Богородицы.

Дети, которых все же отправляли на учебу за 5-10, а то и за 15-20 верст, обыкновенно жили в наемных квартирах или ночлежном приюте. Таковой находилсяпри Путиловском училище. Помещение приюта было сравнительно большое. В нем проживали вместе дети, обучающиеся в 2-классном училище, в школе и дети-сироты. На расходы по их содержанию приют получал ассигнование от Земской управы ежегодно по 250-300 рублей. Учителя в училищах обеспечивались достаточно, заработок составлял300 руб. и выше. Вводилось добавочное жалованье в размере от 60 до 300 руб. за отработанные пятилетия.

Когда встал вопрос о создании в Путилово технического (ремесленного) училища, местные крестьяне ходатайствовали о перечислении на это училище средств, ассигнованных Земством на Путиловское 2-классное училище. Каменное здание, занимаемое училищем, они также уступали под ремесленное. Таким образом, благодаря готовности крестьян уступить каменное здание для ремесленного училища, устранялось главное препятствие – отсутствие денежных средств на постройку нового.

 

В заключение

Каждый раз, рассматривая вопрос об оказании одноразовой материальной помощи или же ежегодных ассигнований, уездное земство особо интересовалось наличием глубокого осознания важности предприятия и серьезного отношения к нему местного населения. Свой интерес к нуждам Отечества жители проявляли посредством членства в различных благотворительных обществах, которых в Путиловской волости было предостаточно. А именно: Инспекции народных училищ, Путиловского Общества Трезвости, Путиловской церкви, Церковного Попечительства. В числе членов различных обществ были и полтора десятка фамилий граждан села, и несколько учеников из состоятельных семей.

 

Ирина Безносюк,

историограф-исследователь, д. Горная Шальдиха, Путиловская волость

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Социальный фонд РФ информирует
Общество

Социальный фонд РФ информирует

09 апреля 2024

С начала 2024 года отделение Социального фонда Росси по Санкт-Петербургу и Ленобласти оплатило свыше 22 тысяч дополнительных выходных дней по уходу за детьми с инвалидностью.

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие
Общество

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие

06 апреля 2024

Для истории это миг, а для коллектива амбулатории - это значимая веха и бесценные воспоминания. Все меняется в жизни, но неизменным остаётся преданность выбранной профессии, желание и умение помогать людям в трудных ситуациях, заботиться об их здоровье.

Информативная встреча для будущих мам
Общество

Информативная встреча для будущих мам

06 апреля 2024

В Кировском районе прошло мероприятие «Я стану мамой», посвящённое Дню беременных. С 2023 года в календаре значимых дат России появились Дни беременных – 7 апреля и 7 октября. Праздник отмечают два раза в год, когда жизнь обновляется, а потом приносит плоды. Цель – создание образа будущего – счастливой семьи, которая в ожидании новой жизни заполняется смыслами, содействие повышению рождаемости за счет формирования в обществе культуры бережного отношения к материнству и детству.

По предприятиям района
Общество

По предприятиям района

04 апреля 2024

3 апреля и.о. главы администрации Кировского района Сергей Ельчанинов совместно с заместителем по экономике и инвестициям Евгением Павловым и начальником отдела по развитию агропромышленного комплекса Александром Петровым посетили ООО «Консул». Предприятие осуществляет деятельность с 2016 года на территории Кировского района в посёлке Мга и занимается утилизацией и переработкой изношенных автомобильных шин всех видов.

Как получить соцпенсию в 2024 году?
Общество

Как получить соцпенсию в 2024 году?

03 апреля 2024

Эксперт проекта НИФИ Минфина Дайнеко моифинансы.рф в интервью Газета.ру рассказала как оформить социальную пенсию в 2024 году.

Детский сад Шлиссельбурга — в числе лучших!
Общество

Детский сад Шлиссельбурга — в числе лучших!

03 апреля 2024

Детский сад «Золотой ключик» вошел в число победителей двух профессиональных Всероссийских конкурсов. Дошкольное образовательное учреждение приняло участие во Всероссийском смотре-конкурсе образовательных организаций «Достижения образования» и Всероссийской выставке-смотре «Детский сад: мир любви, заботы и внимания».

47 лет в Команде 47
Общество

47 лет в Команде 47

02 апреля 2024

Кировский район принимает поздравления в честь дня рождения!

В Ленобласти стартовал весенний призыв на военную службу
Общество

В Ленобласти стартовал весенний призыв на военную службу

01 апреля 2024

На территории Ленинградской области, в соответствии с указом президента России от 31 марта 2024 года, начинается весенний призыв на военную службу. Он пройдет с 1 апреля по 15 июля 2024 года. Срок службы составит один год.