Общество

Как подготовить ребенка к школе

Как подготовить ребенка к школе

Близится 1 сентября. Наверное, больше всего по поводу начала нового учебного года волнуются родители, дети которых пойдут в школу впервые, в свой первый класс. А родители тех детей, которые пойдут этой осенью в старшую или подготовительную группу в детском саду, начинают задумываться о том, в каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу и как понять, готов ли он к ней. Советы родителям дает психолог, постоянная ведущая рубрики, Наталья Владыкина.

Научите ребенка принимать правила

Нередким требованием, предъявляемым сегодня детям на момент поступления в школу, становится умение читать и писать. Требование это, однако, не вполне правомерно. Ведь именно этим навыкам и должна обучать ребенка начальная школа. Тем не менее, процветают центры, предлагающие различные подготовительные курсы, и заботливые родители непременно стремятся водить на них своего ребенка, чтобы он смог успешно учиться в школе.

На самом деле, подготовить своего ребенка к школе можно без посещения специальных подготовительных курсов и занятий с педагогами, а дома и в игровой манере. А то время, которое вы проведете при этом вместе со своим ребенком, станет лучшим вкладом в ваши взаимоотношения. Ведь теплые и близкие отношения с родителями и поддержка со стороны последних чрезвычайно важны на этом новом этапе развития ребенка, когда он становится все более самостоятельным.

Итак, основным признаком готовности ребенка к школе являются вовсе не умение читать и писать, а произвольность поведения (умение ребенка управлять собой). Очевидно, что ребенок, который может встать и начать разгуливать по классу в то время, как учитель диктует задание, к школе еще не готов. Это не означает, что он глупый. Первоклашка при этом может быть интеллектуально развитее своих ровесников, а может и наоборот. Такое поведение показывает только низкую произвольность его поведения. В школе же поведение должно соответствовать ситуации и внешним требованиям.

Нередко родители по различным причинам стремятся отдать своих детей в первый класс раньше 7 лет. При этом не следует забывать, что нужно особенно внимательно смотреть на психологическую готовность к школе. Ребенку с низким самоконтролем будет очень тяжело находиться в классе, не говоря о том, что у учителей может сформироваться определенное мнение о данном ученике (не в положительную сторону), от чего может быть сложно избавиться в дальнейшем.

Хорошая новость заключается в том, что умение управлять своим поведением не задано от рождения, на него можно повлиять. Произвольность поведения можно развивать, причем развивать дома, между делом, в ходе простых игр и заданий.

Так, одним из признаков развитой произвольности поведения является способность принимать правила. Умение принимать правила очень важно для школы. Помните, в книге Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» на уроке арифметики Мальвина задала Буратино задачу: «У вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?». Что же ответил Буратино? «Два… я же не отдам некту яблоко, хоть он дерись». Мы видим, что Буратино правила учебной задачи принять не может и в школе ему бы пришлось нелегко. Но наша способность принимать правила не зависит от того, учебная задача перед нами или игра. Любые игры по правилам помогут в развитии произвольности поведения.

 

Учим играя

Это может быть домино, в которое можно играть, начиная уже с трех лет. Если домино не детское (с картинками), а классическое (с точками), то, играя в него, ребенок будет заодно тренироваться быстро считать. Но даже само требование ходить и брать костяшки строго по очереди будет развивать способность подчиняться правилам игры, безотносительно того, насколько хорошо будет играть ваш ребенок.

Это может быть лото, опять же различающееся в зависимости от того, детское оно или нет. В своем взрослом варианте лото учит умению узнавать и называть числа, в детском — различать и называть разные виды растений и животных. Кроме того, лото развивает внимание и память. И также основная задача этой игры, что она учит ребенка подчиняться определенным правилам, заданным извне.

Это могут быть любые настольные игры. Как правило, чем больше людей играет, тем интереснее становится игра. Не лишайте ребенка удовольствия, играйте всей семьей и заодно развивайте его способность быстро усвоить правила игры и затем придерживаться их. Настольные игры хороши еще и тем, что в них всегда ярко проявляется поведение человека: способность играть вместе, сообща, то, как мы реагируем на поражение или стремимся к победе, наша неуверенность или излишнее самомнение, как мы ведем себя в конфликтных ситуациях (а они в настольных играх тоже нередко случаются). То, что проявилось в игре, скорее всего проявится и в других, уже не игровых, ситуациях. И это отличная возможность посмотреть на поведение своего ребенка как бы со стороны.

Существует и огромное количество замечательных игр, в которые можно играть, не имея под рукой никаких игровых атрибутов, и находясь не дома, а, скажем, в очереди в кассу, в автобусе или на прогулке в парке, при этом отлично скоротать время. Эти игры точно также будут развивать произвольность, внимание, память вашего ребенка и, кроме того, еще и речь. Например, знаменитая игра «Да и нет не называть, черное и белое не говорить». У этой игры есть множество вариантов. Суть игры заключается в том, что ребенку задаются различные вопросы, но он не может отвечать на них, используя слова «да», «нет», «черное» и «белое». Если случайно назвал одно из этих слов, то проиграл, игра заканчивается. Развивает умение принимать правила, самоконтроль, беглость речи, внимание. К тому же игра служит простой проверкой того, насколько вообще развита произвольность вашего ребенка.

Помимо произвольности поведения, в школе крайне важна и произвольность внимания. Что это значит? Непроизвольное внимание это способность заметить, например, едущую сзади машину или яркий шарф у человека, идущего вам навстречу. Произвольное же внимание - способность удерживать свое внимание на определенном предмете, не отвлекаясь на посторонние вещи.

Какие занятия развивают произвольное внимание и одновременно могут служить его проверкой? Это большинство задач, которые приводятся в детских журналах.

«Перепутанные линии», когда нужно помочь найти героям дорогу до их дома. Вначале такие задания следует выполнять, водя пальцем прямо по линии и лишь затем, с развитием устойчивости внимания, нужно учиться следить только глазами.

«Спрятанные фигуры», когда на одном листе нарисовано сразу много изображений и нужно отделить их мысленно друг от друга и увидеть их. Или изображена одна большая картина, а в ней спрятаны, скажем, звери (неотделимые от ветвей кустарников и травы). И многие подобные игры.

 

Развиваем мелкую моторику и речь

Обучение письму занимает очень много времени в начальной школе и превращается в сплошное мучение для ребенка, если мелкая моторика развита слабо. Поэтому уделять ее развитию достаточно внимания необходимо задолго до школы. Здесь, как и во всем остальном, достаточно несложных игр и повседневных занятий. Мозаика, рисование красками (кисточкой, а не пальцами), рисование карандашами (полезнее, чем фломастерами, так как карандашами рисовать, с одной стороны, сложнее, а, с другой стороны, карандаши дают больше возможностей для рисования в зависимости от нажима), лепка из пластилина. К моменту похода в школу ребенок должен уметь пользоваться ножницами и вырезать простые фигуры. Полезны раскраски и задания по типу «обвести контур по пунктиру».

Отличной игрой для развития мелкой моторики является известная «башня Дженга», в которой нужно, сложив башню из деталей, поочередно вытаскивать по одной фигуре из нее, стараясь чтобы башня не рухнула. В такую игру можно опять же играть всей семьей.

Для развития речи, помимо различных словесных игр, полезно рассказывать истории по картинкам. Кроме того, это развивает логическое мышление, необходимое в школе. Прекрасно подходят для этого, например, книга Радлова «Рассказы в картинках», наверняка знакомая всем еще по собственному детству (недавно эта книга была переиздана), иллюстрации Сутеева к сказкам, книги Бернер (Зимняя, Весенняя, Летняя и Осенняя книги). Умение связно рассказывать, делать выводы из изображенного на рисунках очень пригодятся в школе. Если ваш ребенок испытывает трудности при рассказе по картинкам, не ругайте его, помогайте наводящими вопросами, подсказывайте, на что стоит обращать внимание, когда рассматриваешь изображение, подайте пример и сами расскажите несколько историй. Обсуждайте вместе прочитанное (вы читаете, ребенок слушает), задавайте вопросы после чтения. Так же можно обсуждать мультфильмы и фильмы после совместного просмотра.

 

Проговаривайте ситуации

Хотя наиболее важным фактором готовности ребенка к школе, как уже говорилось, является его способность к самоконтролю, способность принимать внешне заданные правила (как правила поведения, так и условия учебной задачи), от будущего школьника потребуется и некоторая общая осведомленность. Ребенок должен знать свое имя, фамилию, адрес проживания. Должен уметь различать фигуры, называть основные цвета, уметь определять время по часам, знать дни недели, времена года, иметь общие представления о животных и растениях.

И наконец, последнее по месту, но не по значимости, на что стоит обратить внимание при ответе на вопрос: «Готов ли мой ребенок к школе?» -  это социальные навыки. Умеет ли ваш малыш общаться с незнакомыми людьми, умеет ли он знакомиться, может ли попросить что-то в случае необходимости? Знает ли он, как нужно здороваться и прощаться? Имеет ли он общие представления о том, как себя ведут в классе, что делают на перемене?

Желательно заранее проговорить с сыном или дочкой различные ситуации, которые могут возникнуть в школе, и вместе обсудить, как в них лучше всего себя вести: например, как познакомиться с ребятами, что делать, если не понял задание учителя, если вдруг перестала писать ручка или если на уроке неожиданно захотелось в туалет. Конечно же, невозможно предугадать все возможные сложности заранее, но немного подготовиться к ним совсем не помешает.

Не забывайте обсуждать каждый день в школе, как бы вы ни уставали на работе, и своевременно отвечать на вопросы, волнующие вашего ребенка. В школе он столкнется с совершенно новыми для себя ситуациями, но при вашей поддержке бывший дошкольник легко и просто перейдет на новую для себя ступень - школьника.

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Связь не теряется…
Общество

Связь не теряется…

21 марта 2024

21 марта в Совете ветеранов МО «Кировск» состоялась встреча председателя Совета ветеранов МО "Кировск" Елены Поздеевой и заместителя председателя Людмилы Пожарской с участником СВО Андреем (позывной «Яка»). Андрей – друг Никиты Власова, нашего земляка, недавно погибшего в результате осколочного ранения в ходе проведения специальной военной операции.

С юбилеем!
Общество

С юбилеем!

21 марта 2024

21 марта, в этот прекрасный весенний день, исполняется 70 лет Галине Николаевне Паничкиной.

Ленинградцы — за Владимира Путина!
Общество

Ленинградцы — за Владимира Путина!

20 марта 2024

Леноблизбирком установил итоги голосования на выборах президента России на территории Ленобласти. 86,36 % избирателей Ленинградской области — 999 тысяч 457 человек — проголосовали за Владимира Путина.

Скорая помощь спасает жизни
Общество

Скорая помощь спасает жизни

20 марта 2024

Фельдшер кировской подстанции приняла роды в машине скорой помощи и реанимировала новорождённого.

Наши в финале!
Общество

Наши в финале!

14 марта 2024

Семья Пенеровых из Отрадного приняла участие во всероссийском конкурсе «Это у нас семейное» и прошла в полуфинал из 100 тысяч семей! Мероприятие проводится в рамках президентской платформы «Россия — страна возможностей».

Жительницу Кировска поздравили с 95-летием
Общество

Жительницу Кировска поздравили с 95-летием

13 марта 2024

13 марта ветеран Великой Отечественной войны, труженица тыла Зоя Васильевна Юнусова отметила 95-й юбилей. Именинница — яркий пример мужества, стойкости и трудолюбия. Это важное и радостное событие юбилярша встречает в кругу своих родных.

В кировском МФЦ вручили паспорта юным россиянам ⁣⁣
Общество

В кировском МФЦ вручили паспорта юным россиянам ⁣⁣

13 марта 2024

13 марта и.о. главы районной администрации Сергей Ельчанинов в торжественной обстановке вручил удостоверяющие личность документы четырём жителям Кировского района.⠀

В Кировске построят новую школу!
Общество

В Кировске построят новую школу!

13 марта 2024

12 марта подписано соглашение на проектирование нового образовательного учреждения в городе Кировске. Важный для развития города документ подписали три стороны: администрация МО "Кировск" в лице главы администрации Ольги Кротовой, администрация Кировского муниципального района в лице заместителя главы администрации по ЖКХ и строительству Марии Ниловой и ООО "Специализированный застройщик "АРГО-ИНВЕСТ" в лице генерального директора Н.А. Нюганена.