Общество

Нелитературное время?

Нелитературное время?

Светлана Машкова

Год от года школьники все меньше читают. Преподаватели-филологи, принимая вступительные экзамены у абитуриентов, часто приходят в отчаяние. Многие поступающие на когда-то считающийся элитным филологический факультет показывают поверхностные знания по литературе, плохо разбираются в классике, не понимают особенностей эпохи, в которую жили, скажем, писатели золотого века русской литературы.

Напрашивается вопрос: что происходит с недавно самой читающей страной мира? И кто виноват, что любовь к книгам у нас постепенно теряется: школьные программы по литературе, семейное воспитание или современные информационно-технологические достижения?

 

Литература не терпит суеты

Как известно, любовь к чтению прививает либо семья, либо школа, а чаще всего все вместе. Думаю, сложно поспорить с малоприятным фактом, что в семьях сейчас читают все меньше. Телевидение, Интернет, наша динамично развивающаяся цивилизация не оставляют на это времени. Конечно, есть люди, которые не расстаются с книгой даже в общественном транспорте. И это может быть не обязательно напечатанная книга, их все чаще в последнее время заменяют электронные. Чтобы убедиться в этом, достаточно спуститься в питерское метро. Но таких людей становится все меньше. Да и потом, на ходу люди чаще всего читают что-нибудь легкое, например, бульварные романы или периодику, а серьезная литература, классика все-таки требует уединенного размышления, поэтому читать в транспорте их не всегда удобно.

А что же школа? Конечно, обучение ведется на основании утвержденных министерством образовательных программ. По литературе, говорят учителя-словесники, их сейчас пять. Педагог выбрать может любую, по своему усмотрению, тем более что сейчас программы по литературе стали разнообразнее и интереснее.

Нынче можно смело читать и обсуждать произведения запрещенных в советские годы авторов. Многие из них стали обязательными для изучения в школе. Видимо, предполагалось, что это вызовет интерес к чтению, у детей появится широкий спектр для самостоятельного выбора автора и произведений, которые нравятся. На деле оказалось все намного сложнее.

Как признаются некоторые русоведы, программы перенасыщены авторами и произведениями. И это при том, что количество часов на их изучение уменьшено. Разработчики программ, видимо, рассчитывали, что ребенок будет, к примеру, самостоятельно читать произведение, а потом на уроках учитель лишь поможет его осмыслить.

- Программами я не довольна. Они перенасыщены и это идет в ущерб тому, чтобы с детьми просто побеседовать на уроке, почитать, более подробно обсудить какие-то произведения, – говорит учитель русского языка и литературы Кировской средней школы № 1 Вера Дмитриевна Корсакова. – Предполагается, что дети сами заглянут «в глубь» произведения. Например, «Евгения Онегина» в девятом классе мы должны изучить за три часа в расчете на то, что дети сами поймут и заглянут в произведение поглубже. Представляете, современные дети 21 века разберутся в произведении, где описано много реалий 19 века. Если они даже одолеют произведение и прочитают, то воспримут его очень поверхностно. За три урока мы не можем проникнуться той эпохой, более подробно рассмотреть какие-то значимые эпизоды романа – сцены дуэли, свидания…

Отдельные филологи говорят, что подбор материалов в некоторых программах не всегда соответствует интересам детей и их возрастному уровню. Например, трудно представить, как сонеты Шекспира могут быть понятны ученикам седьмого класса.

Тем не менее, не все учителя видят причину утраченного интереса к книгам в школьных программах.

 

Виноваты не программы, а деградация

В Кировской гимназии учителя-словесники к программам по литературе относятся более лояльно. Может быть, потому, что здесь литература изучается углубленно, т.е учебных часов больше. Однако отдельные моменты не нравятся и им. Например, слишком много зарубежной литературы, говорят филологи.

Нина Витальевна Смирнова обучает русскому языку и литературе уже 40-й год. Сейчас она работает в Кировской гимназии. Опытный педагог полагает, что если в семье не читают книг, а общение происходит только на бытовом уровне, это в целом негативно влияет на детей. Если нет общения на культурном, а тем более на духовном уровне, у ребенка формируется примитивное мышление.

- Основная проблема не в программе, а в том, что дети мало читают, – говорит Нина Витальевна. – С 2003 года я эксперт по региональному ЕГЭ. Мы выявили следующую проблему: дети способны проанализировать текст, но убедить, доказать свою точку зрения не на бытовом уровне затрудняются: у большинства из них очень маленький словарный запас, мало знаний.

В свою очередь родители сетуют на то, что ребенка нынче сложно оторвать от телевизора, а чаще даже от компьютера и усадить за книгу. Ну как можно насильно заставить читать? Не с ремнем же стоять рядом? Да и проследить, чем занимается ребенок после занятий в школе, далеко не у всех есть возможность: чтобы обеспечить более-менее сносное существование, приходится работать не только отцу, но и матери. А ведь раньше, вспоминают родители нынешних школьников, на уроках литературы не только приучали читать, но и закладывали морально-нравственные ценности.

 

Новые ориентиры

Сегодня филологи считают серьезным недостатком программ по литературе и то, что литература перестает выполнять свою главную функцию – воспитательную. И не потому, что в нее включены плохие произведения. Вовсе нет. Слишком мало времени отводится на изучение классики.

- Раньше в девятом классе изучали три глыбы классической литературы – Пушкин, Гоголь, Лермонтов. Мы досконально штудировали произведения этих авторов. При этом было еще время и на внеклассное чтение, где изучалась современная литература, – рассказывает учитель-русовед этой же школы Татьяна Алексеевна Скворцова. – Когда произведение изучается не спеша, оно понятно детям, понятен его психологизм, а когда бегом, то и результат получается соответствующий. Это делает поверхностным изучение литературы, постепенно теряется ее воспитательное значение.

Сейчас редко встретишь школьника, который хотел бы подражать своему любимому литературному герою. Хотя вопросы, которые программа обязывает ставить учителя на уроках, достаточно глубокие.

Изучение фольклора. Гуманистические и патриотические идеи, связанные с устным народным творчеством. Семейная проблематика в сказках братьев Гримм. Тема смысла человеческой жизни и смерти в русской народной балладе «Аника-воин». Литературная сказка – семейная проблематика, пушкинское представление о внешней и внутренней красоте. Нина Витальевна Смирнова знакомит меня с выдержками из программы.

Как видим, вопросы программы ориентируют на морально-нравственные ценности, требуют осмысления прочитанного. Но это уже зависит от уровня способностей ребенка, его общего развития и культуры. По мнению педагогов, мы сейчас переживаем общее падение культурного уровня в стране. Одних уроков литературы для его «реставрации» недостаточно. А тем более, если произведения изучать «по верхам».

Между тем, говорят педагоги, сейчас, как и в другие времена, немало одаренных и начитанных детей. Просто приоритеты сменились. Да и потом, многие Интернет используют для чтения.

- Литература – это достаточно трудно, это может быть удел избранных, – говорит завуч Кировской гимназии Елена Николаевна Сысоева. – Ориентиры в обществе поменялись, его потребности стали другими. Поэтому «избранные», к сожалению, не идут по этой стезе, а идут туда, где можно сделать карьеру. Они чаще выбирают что-нибудь связанное или с международной, или с экономической деятельностью, или в управленческие какие-то структуры идут. Раньше престижно было заниматься литературоведением, писательским, издательским, журналистским делом, а теперь нет.

- Конечно, одаренные дети будут успешными во всякой отрасли, потому что они любят трудиться, они начитаны. Это интеллектуальная элита, но и среди нее, к сожалению, произошло перераспределение ценностей, – соглашается с ней Нина Витальевна.

Однако педагоги едины в том, что в обучении многое зависит не от программы, а от личности учителя, его отношения и к предмету, и к ученикам. Учитель планирует сам, а программа – это шаблон, от которого он отталкивается.

-Учитель должен любить и знать свой предмет, быть его популизатором, – говорит директор Кировской средней школы № 1 Александр Александрович Архипов. – Сейчас это очень трудно, так как изменилось отношение детей к получению знаний, снизилась их мотивация к этому. Дети получают в последнее время значительно больше информации, чем в былое время. Влияние учителя в советской школе было более значительным. Ребенок больше получал информации от учителя, чем от родителей, телевизора и т.д. Ученик сейчас может подвергать сомнению те слова, которые он слышит от родителя, учителя. Главная задача сегодня – научить детей ориентироваться в информационном поле, пользоваться информационными ресурсами.

Любому человеку понятно, что чем больше человек получает информации, тем меньше остается времени на ее обдумывание, анализ. А литература как раз тот предмет, где необходимо мыслить.

Когда-то наша страна была самой читающей в мире. Классику знали все. Многие без затруднения цитировали произведения великих писателей. Сегодня, по мнению социологов, книги вытесняются телевизором и компьютером. Причем все больше людей «подсаживается» на сериалы, развлекательные программы, реалити-шоу, компьютерные игры, «зависает» в социальных сетях. Так что уроки литературы сейчас остаются практически единственным окошком в неповторимый мир общения с книгой. А то, помогут ли они детям победить соблазн, исходящий от компьютерных игр и телевизора, зависит от всех нас – родителей, учителей, общества в целом и его ценностей.

Задача семьи – держать подальше ребенка от того информационного мусора, который льется с голубых экранов и всемирной паутины. Но надо сказать, что Интернет бывает весьма полезен. В нем можно найти практически любую информацию, в том числе классическую и духовную литературу. Главное – научить ребенка правильно ориентироваться в информационном пространстве, не «заглатывать» информацию без разбора. Кстати, с помощью Интернета можно не только читать, но и слушать аудиокниги.

Как известно, воспитать ребенка можно только собственным примером, поэтому, неплохо было бы, если бы родители старались не включать телевизор и компьютерные игры, хотя бы при ребенке. Лучше это время потратить на семейное чтение хорошей книги или другое занятие, за которым семья могла бы общаться не только на бытовом уровне. Тогда и школе будет проще, и чтение станет потребностью для ребенка.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Данные опроса россиян социологами «Левада-центра»:

37 %почти не берут в руки книгу

40 %читают от случая к случаю

23 %читают каждый день

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

 

Как развивать в ребенке охоту к чтению

Если ребенок только начинает читать, нельзя привлекать внимание к ошибкам в его чтении. Поправлять его нужно доброжелательно, почти незаметно. Нужно подбирать подходящие книги: красочные, с крупным шрифтом, простым и одновременно увлекательным сюжетом. Лучшее для ребенка побуждение к чтению – читающая семья. Учить нужно на собственном примере.

Способствуют возникновению интереса к чтению посещение литературных музеев, а также мест, связанных с именем писателя.

Первые прочитанные книги должны оставлять в душе ребенка эмоциональный всплеск, сопереживание ее героям. Только тогда ребенок будет возвращаться к книгам еще и еще, только тогда чтение станет для него внутренней потребностью.

Интересно

 

По данным исследовательской компании «TNS Россия», российские граждане в возрасте от шестнадцати лет и старше «потребляют» информацию около восьми часов в сутки. Из них чтению книг отводится 1,9% (около девяти минут), чтению газет – 2% (около десяти минут) и чтению журналов – 1,2% (около шести минут). При этом доля телевидения – 44,5% (приблизительно три с половиной часа), радио – 36,5% (около трех часов), Интернета – 8% (около 40 минут). Примечание: за последние три года доля Интернета резко выросла.

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Социальный фонд РФ информирует
Общество

Социальный фонд РФ информирует

09 апреля 2024

С начала 2024 года отделение Социального фонда Росси по Санкт-Петербургу и Ленобласти оплатило свыше 22 тысяч дополнительных выходных дней по уходу за детьми с инвалидностью.

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие
Общество

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие

06 апреля 2024

Для истории это миг, а для коллектива амбулатории - это значимая веха и бесценные воспоминания. Все меняется в жизни, но неизменным остаётся преданность выбранной профессии, желание и умение помогать людям в трудных ситуациях, заботиться об их здоровье.

Информативная встреча для будущих мам
Общество

Информативная встреча для будущих мам

06 апреля 2024

В Кировском районе прошло мероприятие «Я стану мамой», посвящённое Дню беременных. С 2023 года в календаре значимых дат России появились Дни беременных – 7 апреля и 7 октября. Праздник отмечают два раза в год, когда жизнь обновляется, а потом приносит плоды. Цель – создание образа будущего – счастливой семьи, которая в ожидании новой жизни заполняется смыслами, содействие повышению рождаемости за счет формирования в обществе культуры бережного отношения к материнству и детству.

По предприятиям района
Общество

По предприятиям района

04 апреля 2024

3 апреля и.о. главы администрации Кировского района Сергей Ельчанинов совместно с заместителем по экономике и инвестициям Евгением Павловым и начальником отдела по развитию агропромышленного комплекса Александром Петровым посетили ООО «Консул». Предприятие осуществляет деятельность с 2016 года на территории Кировского района в посёлке Мга и занимается утилизацией и переработкой изношенных автомобильных шин всех видов.

Как получить соцпенсию в 2024 году?
Общество

Как получить соцпенсию в 2024 году?

03 апреля 2024

Эксперт проекта НИФИ Минфина Дайнеко моифинансы.рф в интервью Газета.ру рассказала как оформить социальную пенсию в 2024 году.

Детский сад Шлиссельбурга — в числе лучших!
Общество

Детский сад Шлиссельбурга — в числе лучших!

03 апреля 2024

Детский сад «Золотой ключик» вошел в число победителей двух профессиональных Всероссийских конкурсов. Дошкольное образовательное учреждение приняло участие во Всероссийском смотре-конкурсе образовательных организаций «Достижения образования» и Всероссийской выставке-смотре «Детский сад: мир любви, заботы и внимания».

47 лет в Команде 47
Общество

47 лет в Команде 47

02 апреля 2024

Кировский район принимает поздравления в честь дня рождения!

В Ленобласти стартовал весенний призыв на военную службу
Общество

В Ленобласти стартовал весенний призыв на военную службу

01 апреля 2024

На территории Ленинградской области, в соответствии с указом президента России от 31 марта 2024 года, начинается весенний призыв на военную службу. Он пройдет с 1 апреля по 15 июля 2024 года. Срок службы составит один год.