Общество

Застывший свидетель, или загадка Млечного Пути?

Застывший свидетель, или загадка Млечного Пути?

Жесточайший ливень потряс однажды нашу землю. Следствием этой катастрофы явилось резкое изменение климата. Температура воздуха начала быстро понижаться. На земле показались неведомые с начала её образования снега, затем льды, которые мало-помалу окутывали землю мощным покровом. В центральной части, на территории Швеции, Финляндии и северо-запада Олонца, покров изо льда достиг толщины в один километр. Он был больше, чем нынешний Альпийский ледник, или даже Гренландский. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что ледники были, и даже то, что они двигались, как реки, которые переносят своим течением воду с высоких мест на места более низкие. Не вызывает сомнения и то, что тихо двигающийся ледниковый гигант выравнивал всё на своём пути: заполнял пустоты, округлял острые вершины скал, но чаще – сносил их прочь, растирая в пыль. И то, что в результате таяния этих ледников появились такие водоёмы, как Ладожский, Онежский и ещё несколько тысяч соседних, правда, меньших по размеру озёр, ни у кого также не должно вызывать сомнения.

 

Середина 19 века. Развивается сравнительно новая наука палеонтология. Мысль исследовать прибрежные земли Ладожского бассейна все чаще стала посещать учёных. Земли южного побережья – Старой Ладоги, Волхова, Ижоры, Марьино, Шлиссельбурга и далее по берегам Финского залива –  явились для них сокровищницей ископаемых первобытного мира. Но что особо подпитывало всеобщий интерес, так это доступность: ископаемые животных и растений здесь лежат буквально на поверхности – на берегах рек, озёр, оврагов и вообще каких бы то ни было разрезов земной коры, в самой толще известняка. Материалы исследований обогащались фрагментами, общий вид и огромные размеры которых более походили на животных или растения жаркого пояса, как, например, Африки, Австралии или островов Тихого океана.

Дадим время и возможность отечественным и зарубежным учёным обменяться мнениями, разложить все найденные ими фрагменты в стройную систему, что-то доработать и где-то дорисовать. Тем более, из полученного материала они подготовят нам небольшой рассказ. Вы его услышите, как говорится, на раз-два-три.

Итак, раз. Предупреждаю, что говоря об истории земли, учёные никогда не говорят об истине, а только о гипотезе, в лучшем случае – о теории. Даже любая математическая система, как, например, арифметическая, может обладать такими утверждениями, которые не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. Правда, в рамках той же самой системы.

Два. О рамках системы. Вы никогда не наблюдали за игрой в сквош? У игрока в руке находится ракетка, похожая на ту, которой играют в большой теннис. Игрок стоит посередине прозрачного объёма, который с первого взгляда очень похож на квадратный аквариум, и со всей силы отбивает посланные себе же мячи. Так вот, игрок в сквош – это тот же учёный. Он даже может получить признание всего мира. Но его возможности всегда реализуются в рамках его же «аквариума».

А теперь счёт три. Это то, что всегда остаётся за рамками «аквариума», то есть учёной мысли, или любого практического знания. В век космических исследований и компьютерных технологий, в век головокружительного развития медицины и генной инженерии, этот третий пункт задвигается в разряд полузабытых, непопулярных, то есть совсем некоммерческих проектов. Не буду ходить вокруг да около. Из-под пера само собой выходит: «И сказал Бог…»

Так что же получается? А получается то, что сделанный учёными вывод ещё более укрепил взгляд на порядок творения Земли, а параллельно с этим позволил смело утверждать, что на этих землях некогда преобладал тропический климат…

Итак, продолжаем разговор об истории. Сегодня – о глубокой истории Шлиссельбургского уезда. Да простят меня краеведы соседних уездов.

 

Потерянный рай, или Творение: день пятый

«То был рассвет растительной жизни, – так начинается описание картины, «увиденной» учёными-естествоиспытателями при изучении «нашего» известняка. – Еле заметные кольцеобразные коралловые острова едва выступали над бескрайней поверхностью воды. В отдалении поднимался низменный берег скалистого острова, покрытого роскошной растительностью: громадными папоротниками с могучими разнообразными вершинами, стройными гигантскими деревьями – наполовину пальмами, наполовину папоротниками, снизу доверху покрытыми широкими перистыми листьями, выходящими, кажется, из массивных шишкообразных ветвей. За ними виднелся маленький лесок из панданов, с тяжелыми обвислыми листьями и вертикально стоящим стволом, который подпирали воздушные корни.

Пройдёт ещё какое-то время и господство над этой растительностью возьмут похожие на современные пальмы, вечно зелёные фиговые деревья, лавры, мирты, сандаловые, с густым подлеском разнообразных кустарников, вроде аралий и вьющихся растений, оплетших, как сетью, стволы великолепных лесов. Впоследствии пестрота и разнообразие лесов увеличится, и уже появятся платаны, ивы, тополя, вязы, орешники, магнолии, липы, клёны, а также исчезнувший вид винограда…»

Жанр научной фантастики ещё пребывал в зачаточном состоянии. «Парка юрского периода» палеонтологи конца 19 века, конечно же, и видеть не могли, но их очерк для «Истории России» оказался не хуже того, что сделал Спилберг через сотню лет после них. Картину того периода они дополнили богатым разнообразием птиц и млекопитающих, на ветви деревьев, не боясь показаться смешными, посадили небольших ящеров – летающих монстров с длинным рядом острых зубов и постоянно клацающих тяжёлыми челюстями, под деревьями нарисовали слонов и невысоких тапиров, мирно поедающих зелёную сочную траву, а бескрайнюю морскую гладь прорезали крепким плавником неуклюжие морские змеи: «...по морю, – писали они в завершение, – плавали длинношеие ящерицы, а на берегу белели кости выброшенного водой ихтиозавра».

Так или иначе, но этот художественный рассказ будет правдивым и законченным только при одном условии: когда в нём будет отражено самое главное. Пожму руку тому, кто произнесёт эти несколько заветных слов, и даже назову его краеведом. Но пока слышу только одно: «Человека, в картине не хватает, самого человека!» Ну и денёк! Продолжу, не оглядываясь. Мы же говорим о пятом дне творения, о тех ещё единственных обитателях Земли, которые впоследствии составили содержимое «нашего», родного известняка, которого тогда ещё не было, но все условия для его медленного и постепенного образования в небывало тёплой воде тогдашнего моря и в благоприятном господствовавшем климате были уже готовы. Одних обитателей учёные окрестили словом Eozoon, что значит «заря живущих существ»: это моллюски, полипы, медузы, морские звёзды, лилии, ежи и проч. К ним можно отнести и целый ряд морских животных, кораллов и каракатиц, весьма примечательных, но совершенно исчезнувших, погребённых в нижних и средних пластах известняка. Других назвали Pterigotus, или  «серафимы». Под этим названием скрывались быстро исчезнувшие, но по своей численности превосходившие всех морских животных вместе взятых трёхлопастные раки, а иначе – трилобиты. Все же обитатели древнего моря, вышеупомянутые и мною забытые, но которых учёные находили в избытке в пластах силурийского, т.е. «нашего» известняка, были объединены под одним общим названием «the medals of Сreation», что в переводе с английского означает ни больше ни меньше, как «медали, или же памятные знаки Творения».

 Итак, это была своего рода экскурсия в далёкое прошлое, во времена творения Земли, день пятый. До создания человека, кому интересно, было уже рукой подать. Но до потопа было ещё очень далеко.

 

Какая ж песня без баяна!

Это я о драконах, которые придут на смену первым обитателям моря. Но в начале два слова о морских поселенцах, во множестве прикрепленных к дну древнего моря кораллах, морских лилиях и губках, а также проживающих в их ближайшем соседстве и богатых своим разнообразием раковинах, чрезвычайно странных морских раках. Все они, что и говорить, жили среди хищных рыб, также первых и также единственных позвоночных животных в этом отдалённом периоде образования Земли.

Пальму первенства, несомненно, следует отдать трилобитам. Не знаю, правда, почему: может, из-за их печального образа. Но обо всем по порядку. Их относят к ракообразным, хотя с современными представителями этой группы они обнаруживают лишь отдалённое сходство. У них несколько пар ног, однако это только предположение. «Я по нескольку часов разбивал известняк, чтобы отыскать его ноги, – вспоминал профессор Эйхвальд в 1844 году. – Но единственная мною найденная нога была такая маленькая, что она могла принадлежать лишь экземпляру весьма малому, едва ли в полдюйма длиной». Но вот глаза у трилобитов… Вы никогда не смотрели в их глаза? Они находятся у трилобита на особых глазных бугорках, оттого кажутся выпученными, что невольно придаёт их внешнему виду выражение наивного удивления. Учёными были найдены некоторые формы трилобитов, которые были совершенно слепы. Это дало им право предположить, что жили трилобиты на глубинах, куда даже не проникал дневной свет. Дальнейшие находки немного пошатнули их гипотезу, поскольку слепые трилобиты были найдены уже в слоях, несомненно, прибрежного происхождения. Тогда на свет появилась гипотеза вроде той, что зрение трилобиты потеряли от того, что жили в очень мутной воде. Возможно предположить и то, что опускание уровня воды древнего моря вызвало значительные изменения, а то и сокращение продолжительности их жизни, лишив привычных условий существования. И, возможно, потому ни один из трилобитов не дожил до нашего времени.

 Всё ждёте драконов? «Какая ж Марья без Ивана, какая ж сказка без обмана», в нашем случае – без дракона. Но это будет совсем другая история, потому что к Силурийскому периоду отношения она совсем не имеет. Но, раз обещала, скажу: эти последние – ихтиозавры, плезозавры, меголазавры, мастодонзавры – произошли гораздо позже морских обитателей и явились, я извиняюсь, самыми первыми, кто населил наши земли.

 

Микрокосм  Шлиссельбургского уезда

– это то, что у нас под ногами. А под ногами у нас – самый явный представитель высохшего дна Силурийского моря – известковая терраса. Она проходит по всему южному берегу Ладожского озера, начиная от Шлиссельбурга и кончая устьем реки Свири. На своём среднем пути, в районе деревень Антоновское (ещё живы те, кто помнит эту деревню) и Горной Шальдихи, она выражена наиболее резко и отчетливо. Я подчёркиваю – «самый явный представитель», так как залегание силурийского известняка ни в коей мере не ограничивается пространством Шлиссельбургского уезда. Здесь, повторяю, на плитных ломках это залегание выражено наиболее ярко.

Все горизонтальные слои известняка, нередко разбитые и отделённые один от другого, отличаются не только цветом: бурым, желтым, черноватым, но и твёрдостью и толщиною. Если один слой известняка мягок и землист, то другой слой отличается плотностью и чрезвычайно твёрдым строением (поэтому находящиеся там окаменелости добывают не иначе, как молотом). Во всех местах залегания самый нижний слой – это древний песчаник с остатками животного происхождения. Он относится к самым древним образованиям, он даже древнее, чем Old Red Sandstone в Англии. За ним, сказать точнее – над ним, следует известняк рассматриваемой нами сегодня силурийской системы. Сначала он толст, твёрд и без окаменелостей, содержит свинцовый блеск от кристаллов железного колчедана и немного раковин. Над ним расположены слои известняка, содержащие меньше колчедана и больше окаменелостей. Поэтому сам известняк менее твёрд, темно-серого цвета и даже приближён к черноватому. Его слои достигают 40 метров высоты.

 Остатки как животного, так и растительного мира различно распространены в зависимости от слоёв известняка и местности его залегания. Первые животные, каких мы уже знаем, – морские лилии, кораллы, раковины, каракатицы, рыбы, а из них именно те, которые в позднейших периодах земного шара больше не встречаются, мы находим в окрестностях Царского Села и Павловска. Другие, весьма примечательные, совершенно исчезнувшие роды кораллов, лилий, первобытных раков из семейства трилобитов, а также многочисленные роды рыб находим, к примеру, на берегу Славянки. «По этой реке и близ деревни Марьино, – писал профессор Симашко в 1866 году, – встречаются почти одни чешуи, но этого достаточно для определения родов и видов рыб, подобно тому, как птичьи перья позволяют охотникам определять по ним птиц. Это богатое сокровище рыбьих остатков не замедлит прославить Марьино в нашей геологической литературе». Упомянутые остатки рыб принадлежали в основном к первым акулам и первым скатам. Чуть южнее, по реке Ижоре, учёными были найдены самые древние обитатели Силурийского моря, «странные», как они же их назвали, двустворчатые раковины – монетки.

 Столь выборочное упоминание местностей Шлиссельбургского уезда указывает лишь на одно – на территорию, где стояли географические экспедиции и проводились научные исследования. Прогулка по современному Кировскому району может стать для будущего учёного не менее удачной. И это я говорю с уверенностью. Хотя…

 

 … Modus Vivendi у каждого свой, или Если бы я был Богом

 Это в заключение, а также о том, как много ещё непостижимого в мире: блеск кристалла, разноцветье полудрагоценных камней, красота цветка, аромат плода, глаз стрекозы, поющий соловей. Отчего поваренная соль осаждается из своих растворов именно кубическими кристаллами, а горный хрусталь принимает форму только шестисторонних столбов и пирамид? И почему алмаз является нам только округлёнными октаэдрами? Вы когда-нибудь задумывались, откуда взялся горный хрусталь, или же алмаз? Эти минералы могут пролежать в земле тысячи лет не меняясь. Вы скажете, это продукт подземной вулканической деятельности? Значит, где-то под землей до сих пор располагается фабрика по производству драгкамней? Или вулканы остыли? Вы когда-нибудь держали в руках того самого трилобита, трёхлопастного рака, рождённого, но вымершего на самой заре человечества? Почему мы не видим более ничего, кроме оттиска его спины? Он же был весь панцирный. А где его лапки? Они «растворились», как и всё, что было в нём? А почему тогда глаза остались? Ведь именно они должны были раствориться в первую очередь.

 С должной степенью ответственности могу сказать, что книги по минералогии ответы на данные вопросы не дают: популярной литературы на эту тему нет, а учёные ими не занимались. Наше познание в этой области геологии ушло не дальше, чем познания древних. Но для тех времён их знания были не так уж малы. Аристотель, к примеру, учил, что окаменелости – это игра природы и только, и что они не являются остатками вымерших животных, а образовались в горной породе (в нашем случае – известняке) путём каких-то непонятных процессов. В 11 веке в своём сочинении «О классификации и образовании камней» Авиценна допускает их образование опять-таки путём неизвестной силы. Через пару веков это мнение приобретёт на западе много сторонников и даже примет религиозную форму со своими жрецами и предсказателями. Окаменелости будут признавать за первые попытки творения: дескать, Господь, прежде чем приступить к созданию живой природы, творил её прототипы. При этом они будут сравнивать рисунки на разрезе камней с определёнными событиями в прошлом и предсказывать по ним будущее.

 И вот век 19-й. Век Пушкина, Достоевского, Толстого, Бальзака, Диккенса, Гоголя и, как уже знаем, век расцвета геологии как науки. И вот теория Творения задвигается в разряд полузабытых, непопулярных, то есть совсем некоммерческих проектов. День пятый превращается в миллионы лет до нашей эры, а весь учёный мир приковал себя к гигантским телескопам: «Один, два, три, … четыреста,… пятьсот, … одна тысяча, три тысячи, четыре тысячи, четыре тысячи девятьсот, четыре тысячи девятьсот девяносто девять, пять тысяч!» В нашем «аквариуме» насчитали пять тысяч туманных пятен! А мы являемся счастливыми обладателями, точнее пользователями, самого большого из них – имя которому Млечный Путь… И вот, закрутились 18 миллионов звёзд с блестящими светилами четвёртого порядка: сначала от атомов к частичке, от частички к туманному накоплению, от туманного накопления – к туманному пятну, от туманного пятна – к главной звезде, от главной звезды – к Солнцу, от Солнца – к планетам, от планет – к спутнику, и вот перед нами весь ряд преобразований. И Солнце уже кажется потерянным в этом эфирном пространстве, в этом громадном мире звёзд, но оно ещё продолжает держаться в тумане Млечного Пути…

 И только за границами этого прозрачного объёма, похожего больше на квадратный аквариум, среди мирных обитателей древнего моря: кораллов, губок, раковин, морских лилий, в ближайшем соседстве с печальным образом трёхлопастного рака, глазные бугорки которого придают его внешнему виду выражение наивного удивления, раздаётся вечное: «И сказал Бог…»

 

Материал подготовила
Ирина Безносюк

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Социальный фонд РФ информирует
Общество

Социальный фонд РФ информирует

09 апреля 2024

С начала 2024 года отделение Социального фонда Росси по Санкт-Петербургу и Ленобласти оплатило свыше 22 тысяч дополнительных выходных дней по уходу за детьми с инвалидностью.

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие
Общество

Синявинская врачебная амбулатория отметила 35-летие

06 апреля 2024

Для истории это миг, а для коллектива амбулатории - это значимая веха и бесценные воспоминания. Все меняется в жизни, но неизменным остаётся преданность выбранной профессии, желание и умение помогать людям в трудных ситуациях, заботиться об их здоровье.

Информативная встреча для будущих мам
Общество

Информативная встреча для будущих мам

06 апреля 2024

В Кировском районе прошло мероприятие «Я стану мамой», посвящённое Дню беременных. С 2023 года в календаре значимых дат России появились Дни беременных – 7 апреля и 7 октября. Праздник отмечают два раза в год, когда жизнь обновляется, а потом приносит плоды. Цель – создание образа будущего – счастливой семьи, которая в ожидании новой жизни заполняется смыслами, содействие повышению рождаемости за счет формирования в обществе культуры бережного отношения к материнству и детству.

По предприятиям района
Общество

По предприятиям района

04 апреля 2024

3 апреля и.о. главы администрации Кировского района Сергей Ельчанинов совместно с заместителем по экономике и инвестициям Евгением Павловым и начальником отдела по развитию агропромышленного комплекса Александром Петровым посетили ООО «Консул». Предприятие осуществляет деятельность с 2016 года на территории Кировского района в посёлке Мга и занимается утилизацией и переработкой изношенных автомобильных шин всех видов.

Как получить соцпенсию в 2024 году?
Общество

Как получить соцпенсию в 2024 году?

03 апреля 2024

Эксперт проекта НИФИ Минфина Дайнеко моифинансы.рф в интервью Газета.ру рассказала как оформить социальную пенсию в 2024 году.

Детский сад Шлиссельбурга — в числе лучших!
Общество

Детский сад Шлиссельбурга — в числе лучших!

03 апреля 2024

Детский сад «Золотой ключик» вошел в число победителей двух профессиональных Всероссийских конкурсов. Дошкольное образовательное учреждение приняло участие во Всероссийском смотре-конкурсе образовательных организаций «Достижения образования» и Всероссийской выставке-смотре «Детский сад: мир любви, заботы и внимания».

47 лет в Команде 47
Общество

47 лет в Команде 47

02 апреля 2024

Кировский район принимает поздравления в честь дня рождения!

В Ленобласти стартовал весенний призыв на военную службу
Общество

В Ленобласти стартовал весенний призыв на военную службу

01 апреля 2024

На территории Ленинградской области, в соответствии с указом президента России от 31 марта 2024 года, начинается весенний призыв на военную службу. Он пройдет с 1 апреля по 15 июля 2024 года. Срок службы составит один год.