Наш край

Солдаты Бессмертного полка

Солдаты Бессмертного полка

Акция «Бессмертный полк» организована не властью, а самим народом. В канун 70-летия Победы в акции приняло участие 12 миллионов человек (из них только в Москве 500 тысяч) – это мощно! Люди несли фотографии своих фронтовиков, и в первых рядах шел Президент Владимир Путин с портретом своего отца в руках.

Память, благодарность – живут и будут жить в людях. Это ответ зарубежным злопыхателям, не знающим и не желающим знать нашей истории или намеренно забывающим её. А Россия объединилась в общем порыве показать, что такое русский характер. Это был момент наивысшего патриотизма, в котором проявился дух народа. Мне рассказали о своих фронтовиках, блокадниках, их родных, в те майские дни вышедших на акцию во Мге

Вот их невыдуманные рассказы:

 

Доктор станков

Ивану оставалось три месяца до демобилизации, и в эту тихую июльскую украинскую ночь он занимался любимым, самым мирным делом – проявлял фотографии. Вдруг небо окрасилось багровым заревом, послышался рокот самолётов. Началась Великая Отечественная.

Двадцать четыре года всего было молодому человеку, а трудовой стаж, ни много ни мало – почти 9 лет. С 15 лет работал на Ленинградском заводе «Экономайзер» слесарем-инструментальщиком. Образование всего ничего, семилетка, зато работящий, с творческим подходом к каждому делу молодой рабочий. Уже тогда старался улучшить конструкцию станка, внести рациональные усовершенствования. Как «Левша», по-доброму говорили рабочие. Война оборвала рабочую карьеру способного, пытливого человека. Расстался он с любимым Ленинградом, своей Стремянной, родными, друзьями. Всю войну прошёл Иван Петрович. Выходил из окружения, бежал из плена. Сколько стран освободил в составе 3-й Украинской танковой дивизии генерала Кравченко! Он был связистом, радиомастером, и не просто связистом – талантищем, способным быстро восстановить с помощью своего «магического», обмотанного изолентой инструмента (пассатижи), связь.

Освобождал сержант Советскую Молдавию и страны Европы. Освобождены: Болгария, Румыния, Венгрия, Югославия, взята столица Австрии – Вена. Прага восторженно встречает Красную армию.

Горят медали на груди Ивана Петровича Карташова. Звание невысокое, только сержант, но как ценят и уважают его командиры! За знание, умение, трудолюбие и отвагу. Но где же его пассатижи? Восстанавливал связь в Болгарии при возвращении с передовой вместе с напарником, татарином Омаром. Ощупал голенище – нет «друга».

Спустя два часа вызывает командир:

– Твой инструмент? И подаёт пассатижи.

– Откуда?!

– Омар сходил и принёс. Но вот задело его немножко. Не волнуйся, живой.

Выписался вскоре Омар, увиделись они с Иваном, пассатижи долго были реликвией семьи Карташовых.

И вот Победа! Слово, которое хочется целовать! Но впереди Дальний Восток. Громят в Манджурии японскую Квантунскую армию. Китайцы встречают освободителей с восторгом.

Забавный эпизод рассказывал Иван Петрович. «Положенные» фронтовые есть, а закусить китаец хозяин приносит – вроде грибочки и вкусные, но Карташов незнакомую пищу не ест, брезглив в этом отношении. Утром решили «прикончить» жидкий «НЗ». И хозяин пошёл с ними за «грибочками» – смотрят, а в бочке с водой лягушачьи лапки. «Вывернуло» всех, кроме Ивана, он ведь не ел незнакомой пищи. В общем, и смех и грех. Но ведь война, это жизнь, всякое бывало. Много забавных эпизодов запомнила по рассказам отца дочь Галина.

Вот еще один из них.

Ночь, и вдруг тишину нарушает непонятный шум. Включили прожектор и увидели стадо кабанов – отходы вываливали в кусты, вот ночные гости и пришли поживиться ими.

И ещё. Зима. Снег. Дан приказ окопаться. Окопались с напарником. Прошло время. Тишина какая-то неживая, пока они окапывались, выполняя приказ – все ушли. Пришлось догонять. На войне как на войне.

Демобилизовался солдат. «Город над вольной Невой», родной завод «Экономайзер» он по-прежнему слесарь. Но «самоучка» читает лекции студентам Политехнического института, «оброс» учениками, делится опытом. Видно, голова так устроена: изобретение за изобретением. Рационализаторские предложения так и сыплются! Много, очень много читает по специальности, а затем и сам пишет статьи. И опять улучшает работу станков. Например, гравировального станка. Облегчил работу гравировщиков. Десятки рационализаторских предложений и изобретений. Всё фиксируется в БРИЗе (бюро изобретений и рационализаторов). В комитете по делам изобретений и открытий РСФСР Иван Петрович – инициатор движения рационализаторов Ленинграда. В 1951 году слесарю завода «Экономайзер», вручена Сталинская (государственная) премия СССР. Он обладатель трёх медалей ВДНХ, где выставлялись его изобретения.

Когда Галина Ивановна Карташова выходит из метро на станции «Автово» её всегда охватывает волнение, к глазам подступают слёзы. Шестнадцать колонн станции окаймлены орнаментом из органического стекла, изготовленного с помощью пресс-форм Ивана Петровича. В прошлом году была годовщина создания станции, в оформлении которой сыграл большую роль труд изобретателя. Орден Трудового Красного Знамени – заслуженная награда, высокая оценка его работы.

Однажды на завод привезли для экспертизы турбину. Не работает – и всё тут, что делать?

– Надо звать Карташова, – говорит директор.

– Это ваш инженер?

– Нет, слесарь.

– Слесарь?!

Пришёл Иван Петрович. Обошёл турбину, послушал и сказал:

– «Раковина» в моторе.

Проверили, так и есть. Что это? Чутьё? Интуиция? Выдающийся талант «самоучки»!

Не обеднеет никогда российская земля ломоносовыми.

Не был обделён изобретатель вниманием к своей личности: публикации в газетах, журналах.

Интересно. В детской популярной газете «Ленинские искры» появилась статья «Доктор станков» – образно и с точностью дающая характеристику выдающемуся человеку. И власть оценила заслуги «Доктора»: он стал депутатом Ленинградского областного Совета депутатов, делегатом Пленума ЦК КПСС. Но вот беда: здоровье стало подводить. Пришёл как-то к врачу с «варикозом», но о болезни забыл. Увидел аппарат для лечения:

– Какой он у вас несовершенный.

И с ходу его улучшил. Да, «Левша».

Третий инфаркт не дал дожить до пятидесятилетия и 35-летия трудового стажа Ивана Петровича.

Жизнь короткая, но яркая, добрая, на благо стране, семье.

 

Умирать нам рановато

Учитель, ныне пенсионерка, дочь Надежда Семёновна Здебловская рассказывает об отце, вспоминает беседы с близкими:

– Семён получил письмо утром, вечером должно было начаться наступление. Посмотрел адрес отправителя – от жены Веры. В землянке не видно ни зги. Вышел, отошёл на пару десятков шагов, где посветлее, стал читать: «Сеня, когда ты получишь письмо, нашего первенца, наверное, не будет уже в живых»…

Перестал читать, попытался успокоиться. Солдатам и офицерам, призванным из Ленинграда, приходили письма, полные тревоги, но реального ужасного положения вещей никто из служивых не мог знать. Две недели назад у Веры Николаевны родился сын. Геной его назвали, Геннадием. Начался страшный декабрь, температура воздуха запредельно упала, пайки ещё больше урезали: 125 граммов хлеба – иждивенцам, 250 – работающим. Люди падали на улицах и умирали, не могли подняться с кровати в квартирах и тоже «уходили» из жизни. Что же говорить о новорожденных?!..

Шансов не было, но Веру не покидала надежда. Недаром же мать, Мария Павловна, назвала её Верой. Всё чаще подступало отчаяние. Исчезнет молоко – смерть.

Жили они в Ленинграде, в районе, который называется «Славянка», Мария Павловна Лукашевич работала с 1938 года директором школы – преподавала историю. Рядом с их домом часто проходили солдаты, шли на погрузку в эшелоны, отправляясь на фронт. Последние дни в семье Лукашевич было не просто голодно, смертельно голодно. Даже Мария Павловна, с «железной» волей человек (недаром за свой труд была удостоена высших наград СССР: ордена Ленина и Трудового Красного Знамени), не выдержала – пошла просить. Пришла домой в слезах: съела хлеб Веры.

Подошла к проходившим мимо солдатам, протянула руку. Пожилой солдат остановился – порылся в карманах шинели и высыпал в протянутую руку несколько горстей овсяной крупы вперемешку с махоркой.

Весь холодный вечер перебирала она крупу отделяя её от махорки. Мария Павловна вспомнила Новый завет: «Всякое даяние – благо…» Ведь недаром её отец был протоиреем одной из Новгородских церквей, а брат Иван – священником (в 38-м был расстрелян). Но в анкетах этого, конечно, не упоминалось. Для всех она – коммунистка, безоговорочно верящая в правоту партии и великого Сталина. Такой вот «зигзаг» истории.

А назавтра был «праздник». Завхоз школы, в которой работала Лукашевич, пригласила всех в гости на обед. Был студень из кожаного ремня.

– Деликатес, – шутили женщины.

Так и было. Ведь очищены уже все обои от клея, который был сварен и съеден. Что впереди, одному Богу известно.

Семён закончил читать письмо. Сделал шаг обратно к землянке. И… взрыв снаряда, его осыпало комьями земли. Землянки не стало – прямое попадание. Все погибли. Он прижал письмо к сердцу. Понимая, что оно спасло его.

Прошли месяцы, наступила весна, в Ленинграде увеличились нормы хлеба. Жители обрабатывали каждый клочок земли. Выращивали всё, что годилось в пищу. Гена жил, но был очень слабым. Наверное, начинался рахит. В апреле их эвакуировали в Ярославскую область. В теплушке за то, чтобы погреться с ребёнком у «буржуйки», отдавали последнее. На остановочных станциях ребёнку полагалось молоко. Усталая равнодушная медсестра, посмотрев на Гену, сказала:

– Да он всё равно не жилец.

И обычно спокойная, молодая мать стукнула кулаком по столу:

– Давайте молоко!

Доехали, стали жить. А Семён Лазаревич Вычуб прошёл всю войну от Волховского фронта до Польши. Служил в пехоте, был связистом, переводчиком. Не любил он, как и многие фронтовики, вспоминать войну. Психологи это давно объяснили: страшная, жестокая была война. Хотелось забыть!

А вспоминать было что. Два ордена Красной Звезды (а просто так эти боевые ордена не давали); медаль За боевые заслуги и другие награды.

Контузия. Пальцы правой руки сгибались с трудом, – держать и писать было трудно, а ведь в школе работал. Но главное –  жив.

А через много лет Вера Николаевна получила медаль «За оборону Ленинграда». Семья воссоединилась и поехала по месту назначения отца в посёлок Мга. В Мгинской железнодорожной школе Семен Лазаревич проработал директором 35 лет. Было построено два новых здания, выпустились тысячи учеников. Работал вместе с женой. И каждый из учеников, став академиком или уголовником, с благодарностью и добром вспоминают своих учителей.

Говорят с уважением: «Семён Лазаревич, Вера Николаевна».

Пойдёт Семён Лазаревич в магазин, долго не возвращается.

– Опять «завис», – шутит жена. Знает: беседует с родителями учащихся, советует. А может, с друзьями-ветеранами встретился.

Скольким он помог добрым словом, советом, жильё, наконец, получить. Сам-то «палат каменных» не нажил. А стал почётным гражданином посёлка Мга. И теперь к его памятнику часто приносят цветы, вспоминая ветерана только добрыми словами.

Семён Лазаревич был трудоголиком. После ухода на пенсию в 69 лет из родной «железки» он ещё работал в школе-интернате. Не хотел отдыхать.

А «блокадник» Гена стал журналистом, профессором Московского государственного университета.

Мария Павловна умерла в 1970 году. Всю свою жизнь сохраняла веру в идеалы.

– Вот такая история о моих близких и любимых людях, – заканчивает свой рассказ Надежда Семёновна.

Что ещё добавить? Семён Лазаревич любил фронтовые песни, пел эмоционально, особенно в компании таких же фронтовиков. Была любимая песня, которая трогала его до слёз, – «Песня фронтового шофёра». Особенно слова «Умирать нам рановато, есть у нас ещё дома дела…»

Достойную жизнь прожил этот солдат.

 

Именной палаш

Борис Георгиевич, капитан I ранга в отставке, по армейским рангам – полковник.

– Я моряк сухопутный, – говорит о себе.

Закончил училище связи в Петродворце, радиолокационный факультет. Занимался вопросами внедрения АСУ и вычислительной техники на кораблях. Работал в НИИ в Петродворце. Бережно хранит память о своём отце, контр-адмирале Георгии Семёновиче Иванове. С гордостью рассказывает о нём все, что помнит и знает.

Уж не мог и подумать отец Георгия, курьер Святейшего Синода, что сын станет моряком. И не просто моряком, а контр-адмиралом флота Советского Союза. Жили бедно, в семье шестеро детей. Революция принесла другую жизнь. После окончания школы Георгий поступает в военно-морское училище им. Фрунзе в Ленинграде. И его выпуск затем назвали адмиральским: его заканчивал главком Военно-морского флота С. Г. Горшков. Четыре года учёбы, и 23-летний молодой человек – лейтенант, вахтенный начальник. Он назначен на тральщик в легендарном Севастополе. Следующее место службы – Амурская флотилия, командор мониторинга. Заметили молодого, умного, энергичного – и он уже на учёбе в Ленинградской академии военно-морского флота. Далее работа в оперативном отделе штаба Северного флота в городе Полярное.

Войну встретил здесь же заместителем начальника оперативного отдела штаба Северного флота. Разрабатывал морские операции. От него зависела их результативность. Георгий Семёнович хорошо говорил по-английски, и кому, как не ему, поддерживать тесную связь с союзниками.

Конвои, охранявшие английские суда с продовольствием и оружием, подвергались серьёзным опасностям нападения фашистских подводных лодок. Георгий Семёнович разрабатывал операции по уничтожению подлодок противника.

В 1944 году разработана важнейшая операция по освобождению Заполярья. В Москву, в ставку Верховного, – докладывать Сталину подробности операции – Г. С. Иванов поехал с командующим Северным флотом А.Г. Головиным.

Сталин утвердил операцию. 7 ноября 1944 года десант Северного флота и армейские части освободили Советское Заполярье. А затем разработали и осуществили операцию по освобождению Норвегии.

– Норвежский крест был значимой наградой для отца, – говорит Борис Георгиевич. Много лет хранится в семье именной Норвежский палаш.

Родина высоко оценила заслуги Георгия Семёновича Иванова. После учёбы в академии Генерального штаба он удостоен звания контр-адмирала. В копилке заслуг – орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Ушакова, орден Красной Звезды, медали. Борис Георгиевич вспоминает о жизни в г. Полярное:

– Редко видел отца. Тот жил по «сталинскому времени»: работал до трёх-четырёх ночи, приезжал домой к пяти. Запомнил я бомбёжки г. Полярное. Однажды осколок упал совсем рядом. Отец был всегда занят, но находил время поговорить со мной и сестрой, проверить уроки. Однажды рассказал нам, детям, такой забавный случай:

«Банкет с союзниками, которые в тот раз были принимающей стороной, вкуснейшая рыба. Спрашиваем: что за диковинка, привезли откуда?

Те смеются, говорят:

– Это ваша форель.

Мы тогда её и не знали».

После войны Георгий Семёнович работал заместителем начальника кафедры оперативного искусства Генерального штаба в Москве. В 1952 году вышел в отставку.

Сегодня Борис Георгиевич находит в Интернете данные об операциях, разработанных его отцом.

 

Олег Вычуб
Фото из архива автора

 

На фото: 1. Карташов И. П. (сержант). 2. Вычуб С. Л. 3. Вычуб И. Л.

Вернуться к списку наш край

Рекомендуемые новости
Последний полёт. Ленинградские поисковики подняли со дна болота ИЛ-2 времён Великой Отечественной войны ✈
наш край

Последний полёт. Ленинградские поисковики подняли со дна болота ИЛ-2 времён Великой Отечественной войны ✈

06 октября 2023

Свой последний боевой вылет экипаж штурмовика ИЛ-2 под управлением пилота Николая Просветова и стрелка Дмитрия Морева совершил 1 апреля 1943 года. Спустя 80 лет их самолёт в глухих лесах Кировского района нашли ленинградские поисковики. Поднять боевую машину со дна болота было непросто, но ленинградцы успешно справились с этой задачей.

Ирина Стоян: «Давайте вместе писать  историю Кировского района!»
наш край

Ирина Стоян: «Давайте вместе писать историю Кировского района!»

19 августа 2022

Знаете ли вы историю родного края? Наверняка что-то слышали от родных и знакомых, что-то читали из газет и книг по краеведению, с чем-то знакомились в стенах музеев. Но, поверьте, никто не знает её так хорошо, как профессионалы, которые уже много лет занимаются поиском исторических фактов, созданием и выпуском сборников о кировской земле.

Земля – что может быть дороже?
наш край

Земля – что может быть дороже?

29 июля 2022

Имя Владимира Константиновича Балюка, директора сельскохозяйственного предприятия «Дальняя Поляна», расположенного в Путилово, известно всем в районе. Да и за его пределами.

Воспоминания о прошлом. Часть 1
наш край

Воспоминания о прошлом. Часть 1

13 августа 2021

Торфопредприятие «Назия» – Назиевстрой технический
В редакцию газеты «Ладога» обратилась уроженка Назии Лариса Петровна Золотых (Панкратова) с просьбой опубликовать ее воспоминания. Женщина проживает в г. Тольятти с 1971 года, но своей родиной всегда считала Кировский район (ст. Жихарево). О любимом поселке, торфопредприятии «Назия», и многом другом она написала документальный цикл. Это истории о событиях 80-летней давности, свидетелем которых сам автор и является.

Шестая рота: не на жизнь, а на смерть
наш край

Шестая рота: не на жизнь, а на смерть

24 января 2020

29 февраля 2000-го в Чечне под Аргуном на рубеже Улус-Керт – Сельментаузен героически погибла шестая рота 104-го парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ под командованием подполковника Марка Евтюхина.

Маленькие герои большой войны
наш край

Маленькие герои большой войны

20 января 2020

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к врагам.

Дети войны
наш край

Дети войны

24 мая 2019

В Берёзовской библиотеке пос. Старая Малукса прошла встреча учеников начальной школы с ветераном Великой Отечественной войны Л.А. Мельниковой. В полной тишине наши дети слушали рассказ о маленькой девочке из сороковых, которой пришлось пережить страх, холод и голод. Любовь Александровна родилась в 1938 году. Семья жила в дер. Виняголово. Деревня была большой: в ней были своя церковь, клуб, магазин...

Потомки воина-дагестанца – лейтенанта Михраба Ибрагимова посетили памятные места Кировского района
наш край

Потомки воина-дагестанца – лейтенанта Михраба Ибрагимова посетили памятные места Кировского района

07 мая 2019

25 апреля потомки воина-дагестанца – лейтенанта Михраба Ибрагимова в составе делегации Дагестанской республики посетили памятные места Кировского района (музей-панораму «Прорыв», мемориал Синявинские высоты). Этой весной герою Великой Отечественной войны исполнилось бы 100 лет.