Экономика

УФАС на страже законности

УФАС на страже законности

Деятельность Управления Федеральной антимонопольной службы активно входит в повседневную жизнь граждан. Это ни у кого не вызывает сомнений. Каждый из нас может обратиться с жалобой в УФАС и проинформировать о допущенных нарушениях в области законодательства или прав потребителей.

Антимонопольная служба создает условия для развития конкуренции хозяйствующих субъектов. Она предотвращает и пресекает антиконкурентное вмешательство органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков (то есть снижает риск возникновения коррупции при размещении государственного и муниципального заказов), а также обеспечивает равный доступ потребителей к товарам, работам, услугам, поставляемым естественными монополиями (предприятиями, оказывающими потребителям уникальные услуги, необходимые для поддержания жизнедеятельности – прим. ред.). Важна роль УФАС и как досудебного органа: когда решаются спорные вопросы по размещению госзаказа, конфликтующие стороны, выложив документы на стол, могут придти к досудебной договоренности в присутствии комиссии.

 

«Возрос профессиональный уровень сотрудников»

Об этом руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ленинградской области Вадим Владимиров упомянул в ходе последней пресс-конференции, в которой кроме него также приняли участие начальник отдела контроля размещения государственного заказа УФАС по Ленобласти Алексей Грецкий; заместитель руководителя УФАС по Ленобласти, начальник отдела естественных монополий Глеб Конов и начальник отдела антимонопольного контроля органов власти УФАС по Ленобласти Ксения Масякина. Так, региональное УФАС по итогам 2012 года заняло 14-е место из 82 (для сравнения – в 2011 – только 60-е место).

Качественно работать УФАС помогает, в первую очередь, суд.

– Мы высоко оцениваем суд – он ставит последнюю точку в вопросах, связанных с хозяйственной практикой. Большинство наших решений мы успешно отстаиваем в судах», – подчеркнул глава УФАС. – Сотрудничая с арбитражным судом, мы сами учимся и растем в плане подготовки решений, обоснований и предписаний, поэтому тревожной тенденцией считаем подготовку к объединению арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Суд направляет и деятельность органов власти и местного самоуправления региона. Как высокопрофессиональную работу охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в Кировском районе с соблюдением антимонопольного законодательства, начальник отдела контроля размещения государственного заказа УФАС.

– Нарушения есть, но в Кировском районе работают профессионалы, которые понимают, что делают, в муниципальном заказе, – подчеркнул Алексей Грецкий. – Есть отдельные случаи. Последний раз был не допуск организации к участию в торгах на ремонт социального объекта. Мы направили их в нужное русло, выдали предписание о пересмотре документов – теперь вопросов к ним нет. По муниципальному заказу в Кировском районе работа организована на высоком уровне.

 

Врезка. Александр Векслер заместитель главы администрации Кировского района по экономике: «Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» позволяет сохранять прозрачность размещенного госзаказа в едином экономическом пространстве госзакупок. Я считаю, что создание одноименного официального общероссийского интернет-портала, и проведение на нем электронных аукционов минимизирует использование мошеннических схем. Когда 1января 2014 года вступит в силу закон «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (ФКС), он сведет все данные о госзакупках воедино, что позволит разрешить некоторые остающиеся на сегодняшний день трудности».

 

О «конкурсах – субсидиях» и «каруселях»

В своем выступлении Ксения Масякина отметила, что основные нарушения органов власти можно разделить на два блока. Во-первых, расходуя бюджетные средства, они не всегда размещают государственные заказы, хотя это и предусмотрено 94-ФЗ. Но при этом, в нарушение бюджетного законодательства, нередко используются другие способы финансирования услуг для государственных и муниципальных нужд (например, ремонта социальных объектов, дорог и др.). Для того, чтобы услуги были оказаны качественно и в полном объеме, объявляется публичный конкурс или аукцион для всех организаций, занимающихся этим видом деятельности. По закону, с победителем конкурса по стоимости и объему оказываемых услуг должен заключаться договор, после окончания действия которого производится оплата оказанных услуг или выполненных работ. На практике часто происходит иначе. Так, вместо заключения контрактов с победителем публичного конкурса или аукциона, чиновники заключают договор субсидии, не проводя торги, то есть лоббируют интересы одной из организаций. Взамен они могут получать денежное вознаграждение (или в просторечье – «откат») или какие-то иные преимущества. Например, при проведении ремонта внутригородских дорог, необходимо объявлять об аукционе (согласно 94-ФЗ) и заключить муниципальный контракт, потому что такие работы являются подрядными работами для муниципальных нужд (§5 гл.37 ГК РФ). А когда не хочется проводить аукцион? Дороги передаются своему МУПу в хозяйственное ведение. После этого принимается положение о предоставлении субсидии МУПу на ремонт дорог и даже заключается договор субсидии, в котором оговаривается объем работ, порядок их приемки и т.д. Работы выполняются – деньги (в виде субсидии) платятся. Муниципальная казна не пострадала, но тем самым органы власти значительно ограничивают конкурентные возможности других участников.

Во-вторых, выявлены многочисленные нарушения на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг. Жилищный Кодекс РФ обязывает орган местного самоуправления организовать и провести конкурс по выбору управляющей компании в тех домах, где собственники не определились со способом управлении, и в домах, недавно введенных в эксплуатацию. Зачастую органы местного самоуправления первого уровня не активны при проведении таких конкурсов (нет своевременного и полного объема информации о проведении конкурсов или аукционов). Это вызывает злоупотребления со стороны управляющих компаний – они осуществляют управление домами незаконно.

– Конкуренция на рынке управления многоквартирными домами должна, образно выражаясь, запускаться именно администрациями муниципальных образований первого уровня – через конкурсы, – подчеркнул руководитель Ленинградского УФАС России Вадим Владимиров.

В первом полугодии 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года количество поступивших жалоб на нарушения в сфере размещения муниципальных заказов увеличилось на 40% (1-е полугодие 2013 – 370 жалоб; 1-е полугодие 2012 – 266 жалоб). В 1-м полугодии 2013 года выдано 142 предписания об устранении допущенных нарушений. 99 % предписаний исполнено.

Предписания, как правило, содержат в себе требования об отмене торгов, запросов котировок, о внесении изменений в документацию о торгах, а также о повторном рассмотрении заявок в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и документации об аукционе. В этом году участники размещения заказа стали чаще прибегать к административной процедуре обжалования действий УФАС комиссий, то есть возросло число поданных жалоб, выявленных нарушений и выданных предписаний. В Ленобласти по итогам двадцати внеплановых проверок пять хозяйствующих субъектов включены в Реестр недобросовестных поставщиков.

Или другой пример – раскрытый сговор на дорожных торгах в Гатчинском районе, при котором три предприятия нарушили п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции», применив тактику «карусели» или «паровоза». Организации – участники картельного соглашения договорились о поддержании высоких цен на торгах, применив следующую стратегию. В первые секунды торгов будущий победитель А предложил минимальное понижение начальной цены контракта на 0,5%. Затем, участники В и С интенсивно торговались между собой и довели ценовое предложение до минимально возможного уровня, (например, на одном из подобных аукционов понижение составило 23% от начальной (максимальной) цены). Когда В и С стали формальными победителями торгов, то выяснилось, что у них отсутствуют необходимые для выполнения подрядных работ документы. И договор был заключен с участником А, который сделал ценовое предложение с минимальным понижением начальной (максимальной) цены контракта.

 

Противоестественное поведение естественных монополий

– Наше подразделение, которое осуществляет контроль деятельности естественных монополий, находится на переднем плане борьбы за права потребителей, простых граждан, – отметил Глеб Коннов. – Не случайно стратегия развития антимонопольного законодательства, которую принял УФАС России и утвердило Правительство на период до 2024 года, содержит положение о том, что важнейшее из четырех основных направлении – это обеспечение полного доступа потребителей к услугам естественных монополий.

В первую очередь, это повышение эффективности тарифообразования. Среди монополистов-нарушителей выделяются электроэнергетики (в первом полугодии 2013 года было возбуждено 10 дел в отношении крупнейшей сетевой организации Северо-Запада «Ленэнерго»), за ними следует газовая служба. Эти дела с трудом проходят судебные инстанции, но российское законодательство развивается. Норма 9-21 КоАП, которая была введена в рамках третьего антимонопольного пакета, позволяет не применять громоздкие процедуры, предусмотренные антимонопольным законодательством. Так, за нарушение правил технологического присоединения нарушителя могут просто оштрафовать в соответствие с нормами Административного Кодекса. В работе с монополистами хорошо зарекомендовали себя предупреждения, по вынесению которых УФАС превзошел показатели 2012 года: 27 предупреждений против 4 соответственно. Из 321 заявлений, полученных в первой половине 2013 года, 70% – жалобы на неприсоединение к сетям.

– Эта наша побочна функция, к конкуренции она напрямую не относится, Но кроме нас по закону никто воздействовать на монополиста не может. Подключить за 550 руб. всех желающих к сетям невозможно. Получается, что закон не выполняется, и люди идут жаловаться к нам, – пояснил сложившуюся ситуацию Глеб Коннов.

Сегодня со стороны монополий и крупных организаций наблюдаются злоупотребления по обращению в суды после получении предписании УФАС. Решения, защищающие интересы потребителей, по полтора-два года вынуждены ждать подтверждения судом. Только после этого сетевая организации, выполняя предписание, меняет условие своей работы. Что на практике происходит? Административной ответственности они не страшатся, поэтому очень важно, чтобы монополисты исполнили предписания, изменив условия своей работы для потребителей. Важно и то, что если предписания УФАС исполняются, то управление сводит санкцию к минимуму, делает ее неощутимой для бюджета естественного монополиста. Ведь бюджет формируется за счет тарифных источников, то есть потребитель оплачивает наложенные на монополиста штрафы…

 

О рекламе и нарушениях в торговле

Мы ежедневно связаны с торговыми организациями и испытываем на себе воздействие рекламы. Поэтому приведенная УФАС статистика особенно интересна. В первом полугодии 2013 года возбуждено 20 дел по нарушениям законодательства «О рекламе», из которых 17 предписаний исполнено и 3 дела обжалуются в судах. 50% нарушений – это публикация объявлений о предоставлении медицинских услуг без предупреждения о необходимости консультации с врачом; 30% – реклама финансовых услуг без публикации существенных условий предоставления кредита; 10% – незаконная реклама алкоголя.

Врезка. Многие жители Кировского района работают в магазине одной из известных торговых сетей, расположенном во Всеволожском районе Ленобласти. Недавно эта крупная торговая сеть была оштрафована за использование незаконной рекламы.

21 мая 2012 года Ленинградское УФАС России вынесло постановление о назначении административного наказания в отношении торговой сети «А…». Комиссия антимонопольного органа установила в ее действиях нарушение п.6 ч. 1, ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О рекламе»:

– Обычная практика торговых сетей – ссылаться на то, что уполномоченные должностные лица, руководители предприятия торговли находятся в Москве, – заметил Вадим Владимиров. – А местные менеджеры здесь так, погулять вышли. Несолидно и некрасиво.

УФАС неусыпно стоит на страже интересов конкурентного развития экономики и нас, потребителей. И то, насколько успешным будет деятельность управления в ближайшие годы, зависит и от неравнодушной позиции граждан, потому что сигналами для проверки остаются в том числе, и наши заявления.

Врезка. В первом полугодии 2013 года возросло в два раза количество обращений граждан, 70% жалоб – на действия естественных монополий

 Позиции

Первое полугодие 2012

Первое полугодие 2013

Общее количество обращений граждан

160

321

Общее количество штрафов:

·            начислено

·            уплачено

 

12 886 200 руб.

 2 023 100 руб.

 

22 221 000 руб.

 3 335 900 руб.

В рамках антимонопольного контроля органов власти:

возбуждено и рассмотрено дел

привлечено к административной ответственности должностных лиц

 

 

54 за весь 2012 год

26

 

44

20

В рамках контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов:

количество поступивших жалоб

 

 

 

266

 

 

 

370

Административные дела:

выдано постановлений о наложении административного штрафа;

уплачено должностными лицами

43

на сумму 1054 000 руб.

585 000 руб.

89

на сумму 2 310 000 руб.

2 050 000 руб.

 

На пресс-конференции побывала Валентина Светличная

фото автора и из архивов редакции

Вернуться к списку Экономика

Рекомендуемые новости
Глава района посетил завод по производству кетчупов и соусов в Отрадном
Экономика

Глава района посетил завод по производству кетчупов и соусов в Отрадном

22 февраля 2024

20 февраля руководитель районной администрации Сергей Ельчанинов, заместитель главы администрации по экономике и инвестициям Евгений Павлов и руководитель администрации МО "Город Отрадное" Александр Морозов посетили производственную площадку ООО «Петропродукт-Отрадное».

В кадровой политике – ставка на молодёжь!
Экономика

В кадровой политике – ставка на молодёжь!

16 февраля 2024

Совет директоров обозначил актуальные проблемы, требующие комплексного решения.

Есть чем накормить!
Экономика

Есть чем накормить!

07 декабря 2023

Глава района посетил предприятия по производству продуктов питания.

Мы – за качество!
Экономика

Мы – за качество!

10 ноября 2023

Сегодня и.о. главы администрации Кировского района ЛО Сергей Ельчанинов посетил производственную площадку ООО«Петропродукт-Отрадное».

В Кировском районе продолжается строительство и реконструкция социальных объектов
Экономика

В Кировском районе продолжается строительство и реконструкция социальных объектов

30 октября 2023

И.о. главы районной администрации Сергей Ельчанинов совместно с председателем комитета по строительству Ленинградской области Виталием Лазуткиным, руководителем Суховского сельского поселения Ольгой Барминой осмотрели ход строительства школы в деревне Сухое, обсудили с подрядчиком проблемы, с которыми столкнулись на первом этапе строительства, и определили пути их решения.

Птицефабрика «Северная» — лидер АПК в Кировском районе
Экономика

Птицефабрика «Северная» — лидер АПК в Кировском районе

12 октября 2023

Сегодня, 12 октября, и.о. главы администрации Кировского района ЛО Сергей Ельчанинов, руководитель станции по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов Александр Норицын, а также представители районной адинистрации посетили крупнейшее предприятие в СФЗО по производству мяса цыплят-бройлеров — птицефабрику «Северная».⁣⁣⠀
⁣⁣⠀

Наши в Москве!
Экономика

Наши в Москве!

05 октября 2023

Делегация Кировского района принимает участие в главной агропромышленной выставке России "Золотая осень", которая проходит на базе РГАУ-МСХА им. Тимирязева в Москве.

В Кировском районе запустили новый асфальтобетонный завод
Экономика

В Кировском районе запустили новый асфальтобетонный завод

05 октября 2023

Это первый построенный государственный асфальтобетонный завод в Ленобласти с 70-х годов прошлого века. Его мощность — до 150 тонн готовой смеси в час.