47 регион

Николай Пустотин об областном бюджете-2015: «Жить будем по средствам – в условиях жесткой экономии»

5 декабря депутаты Законодательного собрания Ленинградской области приняли сразу во втором и третьем чтениях областной бюджет на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Согласно документу доходы областного бюджета в 2015 году должны составить 77,4 млрд. руб. (в том числе рост по собственным доходам – 11, 5% к уровню прошлого года), в 2016 году – 80,6 млрд. руб., в 2017 – 84,7 млрд. руб. Расходы составят: в 2015 году – 83,1 млрд. руб., в 2016 году – 85,1 млрд. руб., в 2017 году – 87,9 млрд. руб.

 

Бюджет-2015 Ленинградской области обозначил главные приоритеты финансовой политики в регионе на ближайшие три года. О том, в каких условиях он принимался, каковы его особенности нам рассказал председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Законодательного собрания Ленинградской области, руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Николай Пустотин.

– Николай Иванович, как Вы можете охарактеризовать новый бюджет региона?

– Подготовка этого бюджета была как никогда тяжела. Из-за непростой внешнеполитической и экономической ситуации в стране, политических рисков введения новых санкций со стороны США и стран ЕС и возможных ответных мер с нашей стороны по многим вопросам существовала неопределенность. Макропрогноз на федеральном уровне постоянно менялся, обсуждались разные сценарии дальнейшего социально-экономического развития, а, как известно, бюджетная политика региона зависит от государственной. С одной стороны, область должна исполнить майские указы Президента России и полностью финансово обеспечить все принятые на себя расходные обязательства, с другой стороны – замедление экономического роста, неопределенность с доходной частью. Но, тем не менее, бюджет удалось сбалансировать и приблизить его к сегодняшним реалиям в экономике. Но главное – удалось сохранить его социальную направленность. Несмотря на то, что в этом году расходы увеличились, жить будем, что называется, по средствам, в условиях жесткой экономии. Более того, продолжится работа по планомерному снижению долговой нагрузки для выхода на бездефицитный бюджет уже к 2018 году. Уже в 2015 году прогнозируемый дефицит составит 5,7 млрд. рублей. Это составит 8% от собственных доходов, что практически вдвое ниже дефицита 2014 года. В 2016 году снижение дефицита ожидается до уровня 6%, в 2017 году – до 4%.

– В 2008 году областной бюджет впервые принимался на трехлетний период и принимался также в условиях экономического кризиса. Депутатам даже пришлось дважды рассматривать его в первом чтении, чтобы сократить расходы и дефицит бюджета. Было много споров, дебатов, но все равно пришлось пойти на крайне непопулярные меры – сократить расходы даже на социалку. А в этом году совсем другая ситуация. Бюджет впервые приняли в начале декабря, да еще и единогласно, без дискуссии на пленарном заседании. С чем это связано, значит ли это, что работа над бюджетом стала более эффективной?

– Действительно, принятие бюджета в довольно сжаты сроки говорит о конструктивной и слаженной работе законодательной и исполнительной власти. Хочу напомнить, что бюджет второй год подряд рассматривается в условиях максимальной открытости и прозрачности, которые стали одним из основных приоритетов проводимой в регионе финансовой политики. 27 октября депутаты рассмотрели документ в «нулевом чтении» в Законодательном собрании. В обсуждении приняли участие представители исполнительной власти, муниципальных образований, силовых ведомств и общественных организаций. В начале ноября впервые в городе Тосно прошли публичные слушания. Было высказано много замечаний и предложений. В частности, областные парламентарии, как и в прошлом году, указали исполнительной власти на необходимость усиления контроля за исполнением госпрограмм, так как в последние годы освоение средств по долгосрочным целевым программам оставляло желать лучшего. Это у нас вызывает опасение относительно исполнения бюджета, который более чем на 90 процентов состоит из госпрограмм. Совет муниципальных образований Ленинградской области предложил призвать муниципалов к более активному участию в инвестиционных программах, повысить эффективность мер по сбору налогов и работе с недоимщиками в муниципалитетах, а также более рационально расходовать бюджетные средства. Считаю предложения правильными, так как все эти мероприятия будут способствовать увеличению инвестиций и доходов в бюджет.

– Таким образом, можно сказать, что бюджет прошел всестороннее обсуждение еще в «нулевом чтении»?

–Да, можно. Кроме того, он подробно рассматривался на заседаниях постоянных комиссий. Во втором чтении от депутатов поступило более 100 вопросов и 71 поправка. Все они были отработаны в процессе консультаций, а все предложения парламентариев были рассмотрены Правительством и приняты в работу. Поэтому на пленарном заседании не было дискуссий, не было политиканства и излишнего популизма. Поэтому бюджет был принят сразу во втором и третьем чтениях. Хотя, конечно, хотелось бы по всем направлениям увеличить финансирование. Кроме того, каждый из нас в первую очередь «болеет» за свой избирательный округ, за его жителей, которые нам оказали доверие. Но мы все прекрасно понимаем, что в сложных условиях замедления экономического роста и ухудшения внешнеполитической обстановки надо реально смотреть на вещи. Поэтому при расходовании бюджетных средств в приоритете – исполнение всех социальных обязательств, за которыми стоят выплаты различных пособий, меры социальной поддержки, зарплаты бюджетникам и т.д.

– И все же, несмотря на сложные экономические условия, в бюджете предусмотрены средства на дальнейшее развитие области? Ведь мы привыкли слышать, что Ленинградская область – динамично развивающийся регион и по многим показателям социально-экономического развития - в числе лидеров.

– Согласен, к хорошему быстро привыкаешь. По последним рейтинговым данным вообще складывается впечатление, что Ленинградская область – самый лучший регион и для жизни, и для рождения детей, и для вложения инвестиций. Эти показатели нам не хотелось бы снижать, поэтому в бюджете удалось предусмотреть увеличение финансирования по основным региональным государственным программам. Как и в прошлые годы, значительный объем средств будет направлен на образование, здравоохранение, социальную политику.

Несмотря на сложные экономические условия и сохранение социальной направленности бюджета, заложены средства и на поступательное развитие Ленинградской области. Так, общий объем ассигнований по адресной инвестиционной программе 2015 года составит 8,8 млрд. рублей, что на 41,4% больше уровня 2014 года. Предусмотрено увеличение расходов на стимулирование экономической деятельности, строительство дорог и развитие сельского хозяйства.

Также особое внимание будет уделяться совершенствованию межбюджетных отношений и созданию единого информационного пространства бюджетно-финансовой системы, будет сохранена действующая система финансовой поддержки муниципальных образований. В частности, речь идет о сохранении практики 2014 года по передаче в местные бюджеты налоговых доходов, ранее зачисляемых в областной бюджет. Сумма межбюджетных трансфертов увеличилась на 6,3%.

– Давайте вернемся к поправкам, которые депутаты приняли во втором чтении. Они внесли какие-то существенные изменения в бюджет?

– Несмотря на 71 принятую поправку, бюджет остался сбалансированным, сохранил свою реалистичность и, главное, социальную направленность. Поправки в основном приводят бюджет в соответствие с областными и федеральными законами, Бюджетным кодексом РФ. Это говорит о том, что депутаты внимательно и очень скрупулезно изучают законодательство. За счет перераспределения средств внутри статей бюджета по некоторым направлениям все же удалось увеличить финансирование. Например, поправка депутата-«единоросса» Ивана Григорьева увеличивает субсидии местным бюджетам на строительство, ремонт и капитальный ремонт дорог местного значения. Кроме того, выделены 70 млн.рублей на ремонт дворовых территорий, а также увеличены средства на ремонт и капитальный ремонт региональных автодорог.

Поправкой Геннадия Жирнова (фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») увеличены ассигнования на предоставление отдельным категориям граждан единовременной денежной выплаты на проведение капитального ремонта индивидуальных жилых домов. Вошло мое предложение по увеличению субсидий на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Свою активность проявили наши депутаты из постоянной комиссии по АПК и рыбохозяйственному комплексу Иван Хабаров, Александр Трафимов и Никита Мельников (все – из фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»). Благодаря их поправкам, в бюджете предусмотрены субсидии на государственную поддержку отраслей пушного звероводства и рыбохозяйственного комплекса.

– Судя по авторству поправок, большинство из них, как и в прошлом году, подготовлено депутатами-«единороссами»?

– Да, это так. Только в прошлом году поправок было почти в два раза меньше, но процент соотношения примерно тот же: в 2013 году из 40 принятых поправок 35 были подготовлены депутатами-членами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», в 2014-м принята 71 поправка, из которых 57 подготовлены «единороссами». Хочу подчеркнуть, что мы провели конструктивную работу и с депутатами из других фракций и подготовили 9 совместных поправок. Например, депутаты из нашей фракции (я, Николай Витовщик и Иван Григорьев) совместно с руководителем фракции ЛДПР Андреем Лебедевым и лидером фракции «справедливороссов» Александром Перминовым совместной поправкой предусмотрели в бюджете на 2015 год проектирование строительства общежития Гатчинского педагогического колледжа им. К.Д.Ушинского на 300 мест

Конечно, депутаты-«единороссы» приняли самое активное участие в обсуждении бюджета и его корректировке, ведь фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – самая многочисленная в Заксе. В ее составе – не только профессионалы в разных видах деятельности, но и депутаты, которые работают в парламенте не первый созыв и уже имеют опыт работы над бюджетом. Поэтому эффективность работы фракции измеряется не только количеством ее членов, но и их профессионализмом и опытом.

– Ну и, наверное, желанием внести свой вклад в улучшение жизни в Ленинградской области?

– А это, я бы даже сказал, – в первую очередь, ведь за нами стоят наши избиратели, которые доверили нам представлять их интересы в областном парламенте. Мы должны оправдать это высокое доверие не на словах, а на деле.

– Впервые бюджет принят 5 декабря, ранее запланированного срока (11 декабря). К чему нужна была такая спешка?

– Я бы здесь не стал говорить о какой-то спешке, потому что, как я уже отметил, бюджет был всесторонне рассмотрен, все поправки и вопросы к 5 декабря уже были проработаны. Бюджет приняли раньше, и это большой «плюс» для главных распорядителей бюджетных средств, потому что у них есть время, чтобы провести необходимые конкурсные процедуры. А это очень важно, потому что из года в год депутаты поднимали проблему плохого освоения средств комитетами, а где есть недоосвоение финансов, там – недострой, недоремонт, недозакупка или вообще отсутствие таковых. Поэтому чем раньше проведут конкурсы, тем раньше начнется освоение средств на ремонт и строительство школ, детских садов, спортивных объектов, дорог и т.д. К тому же у нас будет возможность в процессе следующего года поработать над доходной частью, и я уверен, что появится возможность для дальнейшего распределения расходов по многим направлениям. Главное, что расходная часть утвержденного бюджета уже не будет сокращена, а, следовательно, все обязательства будут исполнены. Увеличение же доходной части – это уже общая задача депутатов областного парламента и Правительства. Для этого необходимо максимально использовать инвестиционный потенциал региона, развивать инновационный сектор экономики, ну и, конечно, оптимизировать расходы.

– 4 декабря Президент России в своем Послании Федеральному Собранию обозначил задачи в бюджетной политике и, в частности, по оптимизации расходов и усилению контроля за расходованием госсредств. А в бюджете области на трехлетний период эти вопросы отражены?

– Бюджет формировался еще задолго до Послания, но многие вопросы, который глава государства озвучил, в Ленинградской области уже решаются и в бюджетных расходах, в том числе, они учтены. В частности, это касается увеличения расходов на дорожную отрасль, импортозамещения, создания индустриальных парков и налоговых льгот для бизнеса. Сейчас важно создать необходимые условия для воплощения в жизнь всех предложений, закрепить их законодательно, и тогда, как сказал Владимир Путин, Россия будет «готова принять любой вызов времени и победить». Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» будет принимать самое активное участие в этом законотворческом процессе и в ближайшее время выйдет с конкретными законодательными инициативами.

Что касается оптимизации расходов, то до конца года губернатор области пообещал представить проект программы, представляющий собой план из конкретных действий, который позволит повысить собираемость доходов, выявить и урезать неэффективные расходы.

Беседовала Ольга Курганская

 

Вернуться к списку 47 регион

Рекомендуемые новости
Рабочая группа по СВО представила Президенту новые решения по дополнительным мерам поддержки бойцов и их семей
47 регион

Рабочая группа по СВО представила Президенту новые решения по дополнительным мерам поддержки бойцов и их семей

25 апреля 2024

Очередной доклад рабочей группы по СВО направлен Президенту. В нём, в частности, предлагается рекомендовать банкам и страховым компаниям не учитывать статус бойцов спецоперации в расчётах страховки при оформлении кредитов, сообщил глава группы, секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Более 3,5 тысяч активистов «Единой России», МГЕР и «Волонтеров Победы» провели субботники по благоустройству памятников Великой Отечественной войне
47 регион

Более 3,5 тысяч активистов «Единой России», МГЕР и «Волонтеров Победы» провели субботники по благоустройству памятников Великой Отечественной войне

23 апреля 2024

Молодогвардейцы привели в порядок братские могилы и территории памятников в 58 регионах.

Ленобласть в четвертый раз стала лучшей по благоустройству в России
47 регион

Ленобласть в четвертый раз стала лучшей по благоустройству в России

22 апреля 2024

Ленинградская область четвертый год подряд лидирует в реестре лучших практик Минстроя России по благоустройству. В этом году в него вошли семь проектов площадей, парков, набережных, скверов, спортивных и детских площадок от региона.

Спрашивали? Отвечаем!
47 регион

Спрашивали? Отвечаем!

22 апреля 2024

Ответы на вопросы, поступившие Губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко от жителей Ленинградской области в ходе прямой телефонной линии 19 февраля 2024 года.

В Волхове провели региональный фестиваль ГТО
47 регион

В Волхове провели региональный фестиваль ГТО

22 апреля 2024

17 апреля в ФОК «Левобережный» в Волхове стартовал Областной фестиваль по ГТО среди школьных спортивных клубов, в рамках Региональной школьной спортивной лиги.

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»
47 регион

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»

17 апреля 2024

17 марта завершился зимний этап «Силы России». Летний этап марафона стартует 1 июня и продлится до 10 августа – Дня физкультурника.

Новый конкурс грантов — новые возможности
47 регион

Новый конкурс грантов — новые возможности

15 апреля 2024

Продолжается приём заявок на второй в этом году конкурс грантов губернатора Ленинградской области — общая сумма поддержки социальных инициатив НКО составит 25 млн рублей, отбор организаций будет проходить на муниципальном уровне.

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону
47 регион

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону

15 апреля 2024

13 апреля начался региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону. На открытии от лица координатора проекта «Детский спорт» в Северо-Западном федеральном округе – Вячеслава Комарова, а также руководителя федерации школьного спорта РФ – Ирины Родниной, Секретарь первичного отделения Партии Александр Русских поприветствовал участников.