47 регион

Транзит не цель, а механизм развития

Транзит не цель, а механизм развития

Главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН, профессор, доктор экономических наук Н.М.Межевич о значении географического положения Ленинградской области и связанного с ним развития транспорта.



– Как давно Ленинградская область связана с транспортными и транзитными функциями?

– Область несколько моложе тех функций, которые она выполняет в российской экономике. Более того, транзитные функции города будущей Ленинградской области выполняли тогда, когда России не было и в проекте, а до Московского царства оставалось еще лет пятьсот!

Ладога (сегодня Старая Ладога) и крепость Орешек (сегодня Шлиссельбург) развивались на международных торговых путях. Наши города и наши люди богатели не благодаря сельскому хозяйству, с ним и сегодня проблемы, а благодаря участию в международном разделении труда.

Позднее при Иване Грозном Ямбург (Кингисепп), Копорье и Ивангород не только защищали рубежи, но и «работали» как центры международной торговли. Петр Великий, строго говоря, вернул нам выход к морю и несколько расширил его.

Так что сегодняшние планы областного правительства не вызвали бы возражений и в девятом веке.

– В чем экономический смысл транзита? Почему, к примеру, Нидерланды с таким вниманием его развивают? 

– Да, голландцы превратили порт Роттердама в ключевую «точку роста» национальной экономики. Грузы, идущие в этот порт и из него, распределяются от Бельгии до Словакии. Естественно каждая тонна груза, «переваленная» с корабля в вагон или на автомобиль, обработанная на складе или логистическом центре, приносит деньги соответствующей фирме, а фирма платит городу, государству. Часть этих денег идет на поддержание и развитие инфраструктуры. Качество этой инфраструктуры привлекает новые грузы и т.д. Остальные средства идут на школы и больницы, стадионы и коммунальные нужды.

Конечно же, чтобы эта система работала, необходима четкая система действий - ее называют транзитно-транспортная политика. Государство и местное самоуправление, бизнес и профсоюзы  должны работать на общий результат. А вот уже потом можно спорить о том, как распределять результат. Собственно так и работает система в Роттердаме и Йокогаме, Сан-Франциско и в совсем близкой к нам финской Котке.

– Как сегодня выглядит Ленинградская область в транзите российских грузов через Балтику?

– Конкуренция за транзит – это конкуренция за деньги. В годы независимости обслуживание растущих транзитных грузопотоков превратилось в одну из ведущих отраслей экономики стран Прибалтики, доля которой в ВВП достигла 15%, вместе со смежными отраслями – даже 20%, а по некоторым оценкам – и до 30 % ВВП Эстонии, Латвии, Литвы.

Полтора десятка лет мы кормили наших соседей, но у нас не было другого выхода.

Сейчас ситуация изменилась. В 2012 году объем грузов, обработанных в Клайпедском порту, составил 35,2 млн тонн или на 3,7% меньше, а в терминале Бутинге – 8,5 млн тонн или на 4,6% меньше, чем в 2011 году. Грузооборот Таллиннского порта в 2012 году сократился на 19,2% по сравнению с показателем 2011 года и составил 29,476 млн тонн.

Эти грузы не ушли в Шанхай, они перегружаются через порты Ленинградской области. С 2000 года грузооборот портов Ленинградской области (Усть-Луга, Приморск, Высоцк и Выборг) вырос в 34 раза с 4 до 137 млн тонн в 2012 году, что составляет около четверти общероссийского грузооборота портов. Соответственно деньги за транзит остаются в России, остаются в Ленинградской области.

– Новые порты это хорошо, но ведь и к ним нужны дороги? Все ли здесь делается?

– Вопрос правильный и непростой. Предположим, вы купили компьютер, но интернета в доме нет, а зарядное устройство вы забыли в магазине. Смысла в такой покупке нет.  То же самое и в нашем случае. Если порт не имеет адекватных выходов на единую транспортную систему России, то ему трудно развиваться. Проблемы в координации. Железные дороги у нас государственные, автомобильные дороги тоже. Строительство и ремонт части автомобильных дорог планируется в Москве, а части – в Ленинградской области. Работающие в портах компании, как правило, имеют общероссийский «масштаб». Именно поэтому в правительстве Ленинградской области большое внимание уделяют координации интересов всех участников  транзитно-транспортной деятельности.

Задача действительно непростая – скоординировать деятельность негосударственных структур и органов власти. В нашем случае речь идет о координации развития морского, речного, автомобильного, железнодорожного, трубопроводного транспорта.

По всем этим направлениям определены федеральные и региональные проекты. Планируется привлечение масштабных инвестиций, в том числе в форме частно-государственного партнерства.

Трубопроводная сеть будет развиваться за счет реализации проектов по строительству магистрального газопровода к морскому порту Усть-Луга и нефтепродуктопровода от морского порта Приморск к нефтяному терминалу в морском порту Высоцк.

Реконструируется практически половина железных дорог. Начата комплексная реконструкция участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива.

Усиливается линия, дающая «обход» Москвы с севера через Вологду и Ярославль, к тому же это самый короткий путь к Транссибу. Укрепляется полотно и идет электрификация дорог на Карельском перешейке.  Их значение резко возросло из-за развития портов региона и интенсивной эксплуатации в скоростном режиме дороги Санкт-Петербург – Выборг – Хельсинки. В связи с этим начато строительство новой линии Лосево - Каменогорск с целью переноса грузового движения к портам Финского залива на направление Ручьи – Петяярви – Каменногорск – Выборг.

Не меньше внимание уделяется и строительству и реконструкции автомобильных дорог. Крупнейший проект здесь строительство практически «с нуля» дороги из Усть-Луги через Новгород к Москве.

Конечно же, строительство ведется в основном нашими фирмами, работают на строительстве жители нашей области, налоги платятся в нашей области.

– Так сказать, в центре области находится Санкт-Петербург, и у него тоже есть своя транзитная политика. Нет ли конкуренции между соседями?

– У города и области разные «профили» в транзите и транспорте. Для города очень важно воздушное сообщение. В последние годы быстро развивается морское пассажирское сообщение. С другой стороны массовые грузы покидают Санкт-Петербург, грузооборот петербургского порта больше не растет, да это и не нужно. Возить миллионы тонн угля мимо памятников Петродворца и президентской резиденции в Стрельне больше не нужно. Новые порты уже построены в Ленинградской области.

Сотрудничество с Санкт-Петербургом осуществляется в рамках конкретных проектов, примером этого является строительство КАД. Много сделано в рамках Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В перспективе необходима большая совместная работа по реконструкции Волго-Балтийской и Беломорско-Балтийской системы.  Вопрос о новой федеральной трассе соединяющей Санкт-Петербург и Москву также будет решаться в сотрудничестве города и области.

– Как развивается международное сотрудничество в области транзита и транспорта?

– Ленинградская область связана многими договорами и деловыми связями и с близкой Финляндией и с далеким Китаем. В центре Финляндии расположено огромное озеро Сайма, на его берегах построены заводы и фабрики. Их продукцию можно вывести и через порты Финляндии, но это дополнительные расходы на погрузку – разгрузку. Гораздо проще погрузить бумагу и картон в порту Иматры, далее Сайменский канал – Выборг и, к примеру, Гамбург. Это сотрудничество давнее, традиционное.

Новое направление – это Азия. Прежде всего, Китай. Китайская экономика – это или вторая, или первая экономика мира, но главное то, что это экспортно-ориентированная экономика и второе по значимости направление этого экспорта – Европа. Китайские грузы ждут и в Таллине, и в Риге, но у Ленинградской области есть свои конкурентные преимущества. Освоить китайский рынок транзита – это значит дать работу десятком тысяч человек на долгие десятилетия. 

Значимо и сотрудничество с Казахстаном, странами Центральной Азии. Ленинградская область ведет большую работу по развитию отношений с этими странами.

Экономическое значение транзита для экономики ленинградской области можно оценить как 10 – 16% валового регионального продукта и здесь есть перспективы развития.

– Однако не все и не всегда можно измерить через экономику. Что будет с экологией? С качеством жизни?

– 2014 год по инициативе Финляндии был объявлен годом Финского залива. Россия и Эстония присоединились к этому предложению. Финский залив, действительно, очень мал и уязвим. Интенсивная хозяйственная деятельность создает проблемы для окружающей среды. Однако в последнее десятилетие мы научились достаточно успешно сочетать экономическое развитие и экологическую безопасность.

Вспомним начало 90-х. Соседи нам говорят: вы портите Балтику однокорпусными танкерами!  А у нас остались суда старенькие, лучшие корабли были приписаны к Таллинну, Риге, Клайпеде. Прошли годы, мы построили новые экологически оптимальные суда, а вот у соседей современных кораблей теперь почти нет. В принципе же в  Хельсинки можно ловить рыбу с причала к этому и нам надо стремиться.

Необходимо эффективное пространственное планирование и зонирование, это позволит успешно сочетать экономические задачи и обеспечение качества жизни.

Современный транспорт довольно дорог, но позволяет обеспечивать решение экологических задач.

– Последний вопрос связан с транзитом электроэнергии. Ленинградская область продает электрическую энергию за рубеж?

– Ленинградская область сама электроэнергию не продает но она производится в Ленинградской области и по сетям РАО ЕЭС России действительно передается и, конечно же, не бесплатно в энергосистему Эстонии и Финляндии. Строительство и обслуживание ЛАЭС-2, реконструкция подстанции в Выборге – это и рабочие места, и налоги. Заработные платы в энергетике не маленькие, и развитие энерготранзита для области достаточно выгодно.

 

Источник: Сетевое издание «Онлайн47.ру»

Вернуться к списку 47 регион

Рекомендуемые новости
«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»
47 регион

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»

17 апреля 2024

17 марта завершился зимний этап «Силы России». Летний этап марафона стартует 1 июня и продлится до 10 августа – Дня физкультурника.

Новый конкурс грантов — новые возможности
47 регион

Новый конкурс грантов — новые возможности

15 апреля 2024

Продолжается приём заявок на второй в этом году конкурс грантов губернатора Ленинградской области — общая сумма поддержки социальных инициатив НКО составит 25 млн рублей, отбор организаций будет проходить на муниципальном уровне.

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону
47 регион

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону

15 апреля 2024

13 апреля начался региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону. На открытии от лица координатора проекта «Детский спорт» в Северо-Западном федеральном округе – Вячеслава Комарова, а также руководителя федерации школьного спорта РФ – Ирины Родниной, Секретарь первичного отделения Партии Александр Русских поприветствовал участников.

Ведущие политологи отмечают беспрецедентный уровень поддержки на предварительном голосовании «Единой России»
47 регион

Ведущие политологи отмечают беспрецедентный уровень поддержки на предварительном голосовании «Единой России»

12 апреля 2024

Проведению процедуры предварительного голосования «Единой России» был посвящён экспертный круглый стол «ЕДГ-2024. Процесс выдвижения на предварительное голосование, портрет кандидата, новации в процедуре» в Центральном исполкоме партии. Участие в нём приняли ведущие политологи и политконсультанты.

Депутаты «Единой России» проверили работу медицинских учреждений в Ленинградской области
47 регион

Депутаты «Единой России» проверили работу медицинских учреждений в Ленинградской области

11 апреля 2024

Депутаты начали знакомство с проблемами здравоохранения на местах с Киришей

Капремонты школ, детсадов и техникумов: «Единая Россия» и Минпросвещения обсудили с регионами реализацию президентских программ
47 регион

Капремонты школ, детсадов и техникумов: «Единая Россия» и Минпросвещения обсудили с регионами реализацию президентских программ

05 апреля 2024

Партия подключится к подготовке реестра учреждений образования, которые приведут в порядок по поручению Владимира Путина

Сергей Перминов: Отмеченные наградами СФ поступки земляков — пример для сограждан
47 регион

Сергей Перминов: Отмеченные наградами СФ поступки земляков — пример для сограждан

05 апреля 2024

Награды Совета Федерации, которыми за выдающиеся заслуги отмечены жители Ленинградской области, 5 апреля вручил землякам сенатор от региона, Заместитель Секретаря Генерального совета «Единой России», первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Сергей Перминов.

Михаил Мишустин: Правительство в своей работе опирается на «Единую Россию»
47 регион

Михаил Мишустин: Правительство в своей работе опирается на «Единую Россию»

04 апреля 2024

Общая позиция кабмина и партии – это стратегическая позиция по развитию страны, подчеркнул глава правительства.