47 регион

Александр Дрозденко – о том, «куда мы в ЖКХ будем двигаться дальше»

Александр Дрозденко – о том, «куда мы в ЖКХ будем двигаться дальше»

Темой очередной встречи в «Губернаторском пресс-клубе» журналистов Ленинградской области с Александром Дрозденко стало жилищно-коммунальной хозяйство. Губернатор назвал проблему ЖКХ одной из самых сложных. Так, по словам главы региона, считают все российские губернаторы.

– В рамках сочинского форума я участвовал в дискуссии «ЖКХ — путь открыт», посвященной инвестициям в жилищно-коммунальный сектор. Мы там спорили, что нужно поставить после этой фразы «ЖКХ – путь открыт», восклицательный знак, вопросительный знак, или многоточие?

Так к общему мнению и не пришли. Едины все были в главном: качество услуг жилищно-коммунального хозяйства должно быть высоким, цены – разумными и доступными, а технологии – современными.

 

Затраты компенсируют

– С этим лозунгом, произнесенным всеми губернаторами не поспоришь. Только реализация его на практике представляется утопией. Вам так не кажется?

– Не кажется. Мы знаем, что и как надо делать, чтобы реализовать этот, как Вы говорите, лозунг. Вот что сделали мы, в Правительстве Ленинградской области. С 1 января 2013 года мы начали выплачивать межтарифную разницу – разницу между экономически обоснованными тарифами и тарифами, которые платят наши жители. Прежде всего, речь идет о плате областным предприятиям энергетического комплекса за отопление. Также предусмотрели средства для водоснабжающих предприятий. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что механизм компенсации потери в тарифах заработал.

Мы уже выплатили более 800 млн рублей межтарифной разницы. А всего до конца года перечислим предприятиям теплоэнергетики около 1,5 млрд рублей. На компенсацию за воду и канализование у нас заложено 200 млн рублей.

– Александр Юрьевич, с социальной точки зрения ваши действия понятны. Но где тут экономика процесса?

– Хороший вопрос. Естественно, раз мы начали выплачивать компенсацию, то должны решать вопрос о том, чтобы с каждым годом не наращивать объем выплат. Либо создать условия, чтобы эта сумма не увеличивалась. Потому что это статья расходов, которая ничего не приносит ни населению, ни экономике Ленинградской области. Мы просто гасим убытки, а это «путь в никуда».

Поэтому, наша задача – либо сократить эти убытки, либо вообще перейти на безубыточную работу.

– Однако мы же понимаем, что безубыточная работа в сфере ЖКХ достижима, пожалуй, лишь при кардинальном реформировании сферы, рекордных работах по ремонту, реконструкции, строительству. И рекордных объемах финансирования… Но где их взять?

– Именно так. В бюджете необходимых средств для реформирования теплоэнергетики нет. И поэтому мы привлекли стратегического инвестора — ОАО «Газпром», – который поможет за счет своих средств решить структурные проблемы.

У нас с «Газпромом» разработана совместная программа сроком на 6 лет и объемом инвестиций 18,5 млрд рублей. Никогда еще правительство Ленинградской области не привлекало такой объем инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство!

Таким образом, «Газпром» выступил основным инвестором всех работ, связанных с тепловой энергией. Это не только реконструкция и строительство новых котельных, но и тепловых сетей. Практика показывает, что построить только новую котельную значит решить проблему наполовину (ведь очень много тепла теряется на подходе к домам из-за старых сетей).

Отмечу, мы хотим, чтобы наше население сразу увидело эффект — и в температуре дома, и в стоимости услуг. Поэтому мы пошли по пути возмездного финансирования — расплачиваться мы будем 12 лет. Мы — это бюджет. А не как раньше — люди, которым в тариф закладывались инвестиции. Это было неправильно: построили новую котельную, разрезали ленточку, всё красиво, тепло и горячая вода пошли бесперебойно, но жители платить меньше не стали.

По нашей же схеме, как только вводятся модернизированные котельные и тепловые сети, комитет по тарифам пересчитывает стоимость гигакалории, и люди платят уже справедливую цену. То есть платят экономически обоснованный тариф, и своей квартплатой ощущают понижение стоимости тепла за счет того, что произведена реконструкция.

– Но ведь газ придет все же не во все уголки региона. Тянуть газопровод бывает и не рентабельно. Как быть в таких случаях?

– А в те районы Ленинградской области, куда не придет газ, мы привлекли компании, которые будут производить тепло на альтернативных, более дешевых, источниках. Сегодня рассматриваем варианты строительства котельных рядом с лесопромышленными компаниями, которые будут работать на отходах древесины. Это новые современные технологии, где не требуется ручной труд, используются любые отходы (куски древесины, сучья, щепы, кора) — всё что горит. Тариф здесь очень выгодный, даже ниже, чем за отопление на природном газе.

Еще вариант – это строительство генерации рядом с локальными потребителями электроэнергии (птицефабриками, лесоперерабатывающими заводами, небольшими предприятиями). Речь идет о строительстве турбин, которые производят электроэнергию и вторично вырабатывают тепло. Одновременно с электроэнергией потребители смогут получать отопление.

– Одним словом тепло в Ленинградской области будет. А вода? Это ведь тоже проблема. Строительство водоводов – дорогое удовольствие, много где требуется реконструкция очистных сооружений. И тот же экономический вопрос – за счет каких ресурсов?

– Там, где идет новое строительство, есть частные инвесторы, которые готовы строить водоводы, канализационные насосные станции, и окупать свои затраты за счет платы за подключение и сбора текущих платежей. В данном случае нам нужно только установить справедливый тариф на подключение для инвесторов. Действительно, гораздо сложнее в тех районах, где необходимо проводить реконструкцию очистных и водозаборных сооружений, и где нет новых потребителей. Это, прежде всего, отдаленные районы, территории со сложившейся застройкой.

Приведу пример. Сейчас мы будем реконструировать очистные сооружения в Подпорожье. Понятно, что мы не можем рассчитывать, что туда придет инвестор, который построит нам новые очистные сооружения, и затем, через 15-20 лет этот проект окупит. Поэтому мы договариваемся с федеральным центром и работаем на принципах государственно-частного партнерства. То есть часть средств инвестируют в проект федеральный и региональный бюджеты, а часть (не менее 20%) – инвестор. Затем мы ему отдаем в управление очистные сооружения и собственник за счет тарифа, который мы ему утверждаем, возвращает свою долю затрат.

Мы уже начали работать по этой схеме в Усть-Луге. Проведен конкурс, пошли инвестиции в строительство очистных сооружений, как я уже сказал, в Подпорожье, и в целом ряде других населенных пунктов Ленинградской области. Мы будем работать по этой схеме.

 

Дома приведут в порядок

– Ветхий и аварийный жилой фонд – следующая по ходу беседы, но не менее важная тема. Его расселение, ремонт, управление вызывают у людей массу вопросов. Большинство из нас исправно платит по квитанциям. Но далеко не всегда нас устраивает то, что мы получаем.

– Действительно, всё, что связано ремонтом жилого фонда – очень сложная проблема.

Аварийный фонд мы будем расселять. У нас работает программа, рассчитанная до 2016 года. Объем ее финансирования – 6 миллиардов рублей. По этой программе мы строим десятки домов, расселение идет. Нет никакого сомнения в том, что мы ее полностью выполним.

К сожалению, есть ряд районов, которые в эту программу не попали. Но это – только по вине местных администраций, которые в течение 2012 года не подали данные по состоянию аварийного жилья. Кто-то специально не признавал жилье аварийным, чтобы не брать на себя «лишние» проблемы, и не верил, что этот механизм заработает. Теперь они спрашивают: «А как нам попасть в программу?» А никак. Теперь нужно ждать конца 2016 года. Дальше будет формироваться новая программа – на 3 года.

Что касается капитального ремонта, то мы выстраиваем прозрачную и понятную систему. В Ленинградской области будет создан региональный оператор по капремонту — фонд, который будет аккумулировать все средства, собранные за счет платы населения (по несколько рублей с квадратного метра). Обращаю ваше внимание, теперь эти деньги будут тратиться только на ремонты. Не на заработную плату сотрудников, аренду офисов, проведение экспертиз и автотранспорт, а исключительно на проведение ремонтов. Все вышеперечисленное возьмет на себя областной бюджет.

– Но ведь этой системой вы вводите субсидиарную ответственность жителей за все здания. Почему бы не сделать проще: один дом, одно ТСЖ, один счет?

– Но ведь у нас в регионе есть не только новые дома, которые еще лет 20 не будут требовать денег на капитальный ремонт. Есть и дома, уже сегодня «кричащие», — и в них нужен срочный капремонт. Понятно, что те, у кого плохое состояние домов, с удовольствием заплатят за ремонт, понимая, что к ним придут и отремонтируют всё, что требуется по нормативам. А те, у кого новое жилье, не захотят делиться своими деньгами с теми, у кого старое жилье. И, если пойти по пути, который вы предлагаете (сделать индивидуальные счета у каждого ТСЖ), мы проблему не решим.

Есть и еще один путь – вернуться к системе бюджетного финансирования капремонтов. Но это нереально, потому что Российская Федерация не будет их финансировать со следующего года.

Поэтому, выход остается один, предлагаемый нами. И для того, чтобы программа заработала, мы бросим «первый уголь в топку». Именно для этого на переходный период – на 2014 год – в областном бюджете закладываются деньги на софинансирование капремонта жилого фонда. Начнем работать именно над теми домами, которые неотложно требуют ремонта. На их примере покажем, что программа успешно функционирует, а все ее условия абсолютно справедливы и понятны.

Если все получится, то региональный оператор сможет собирать в год порядка 2 млрд рублей. Этих денег вполне достаточно, чтобы содержать жилой фонд в нормативном порядке.

– Но почему ответственность за всё всегда несут жители? Почему спрашивают в первую очередь с нас, а не с тех же управляющих компаний, которые живут за наш счет?

– Ваш вопрос в значительной мере справедлив. Но давайте задумаемся: а почему управляющие компании неактивно работают с населением, почему их специалисты не ходят по квартирам, не спрашивают, теплая у вас батарея, холодная? Есть ли горячая вода? Потому что даже половины сборов, которые соберут управляющие компании, достаточно, чтобы выплатить ее сотрудникам зарплату. Зачем им тогда бегать, собирать 100% квартплаты?

Как можно эту ситуацию изменить? Главный стопор системы – непрозрачность экономики ЖКХ. Очень многие управляющие компании нашли сегодня различные лазейки, чтобы не платить поставщикам за услуги. Многие специально банкротят себя и сами же, находясь в состоянии банкротства, не выплачивают долги, потому что те же хозяева выступили в роли кредиторов и назначили своих внешних управляющих. Понятно, что деньги просто «вымываются» и не доходят до основных поставщиков услуг и энергоресурсов. А мы потом ищем эти средства на Кипре, на Виргинских или на Каймановых островах.

Понимая это, Правительство приняло решение о создании единого расчетно-кассового центра, единого регионального оператора. Наша задача — довести платежи населения до поставщиков услуг, не потеряв при этом ни копейки и сделав форму оплаты населения понятной и прозрачной.

Мы сейчас проводим эксперимент по оплате коммунальных услуг через терминал. У каждого потребителя услуг будет пластиковая карточка для банкомата или специального платежного автомата, на его экране будет высвечиваться квартирная плата, текущая задолженность, в общем, весь лицевой счет. Дальше, если вам нужно заплатить, вы просто опускаете купюру в платежный автомат, и вам выдается чек об оплате. И эти деньги затем уже нашим региональным оператором будут расщепляться «каждой сестре по серьге». Заплатил я 100 рублей, все мои 100 рублей должны «расщепиться». Если, скажем, сегодня доля газовщиков в квартплате составляет 25%, то 25 рублей должны получить они. И тогда все будет понятно.

Так вот, наша задача, с одной стороны, использовать экономические рычаги и привлечь инвесторов, а, с другой, – выстроить систему так, чтобы никому не было «по барабану». Чтобы не Губернатору, когда он приезжает на встречу с населением в тот же Всеволожск или Лугу, половину вопросов задавали на коммунально-бытовую тему. Это, по большому счету, не проблема Главы региона — горячая ли батарея, прозрачна ли холодная вода, вовремя ли вывезли мусор и отремонтировали подъезд. Специалисты коммунальной сферы за это получают деньги, они должны за это отвечать.

Но, к сожалению, раз сегодня на первом и втором муниципальном уровне систему не могут выстроить, значит, ее будем строить мы. И мы уже такое решение приняли — за эту работу будем жестко спрашивать на местах. Вот примерно суть реформы ЖКХ, и куда мы в ЖКХ будем двигаться дальше.

Подготовлено пресс-службой губернатора и правительства Ленинградской области

Вернуться к списку 47 регион

Рекомендуемые новости
«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»
47 регион

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»

17 апреля 2024

17 марта завершился зимний этап «Силы России». Летний этап марафона стартует 1 июня и продлится до 10 августа – Дня физкультурника.

Новый конкурс грантов — новые возможности
47 регион

Новый конкурс грантов — новые возможности

15 апреля 2024

Продолжается приём заявок на второй в этом году конкурс грантов губернатора Ленинградской области — общая сумма поддержки социальных инициатив НКО составит 25 млн рублей, отбор организаций будет проходить на муниципальном уровне.

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону
47 регион

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону

15 апреля 2024

13 апреля начался региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону. На открытии от лица координатора проекта «Детский спорт» в Северо-Западном федеральном округе – Вячеслава Комарова, а также руководителя федерации школьного спорта РФ – Ирины Родниной, Секретарь первичного отделения Партии Александр Русских поприветствовал участников.

Ведущие политологи отмечают беспрецедентный уровень поддержки на предварительном голосовании «Единой России»
47 регион

Ведущие политологи отмечают беспрецедентный уровень поддержки на предварительном голосовании «Единой России»

12 апреля 2024

Проведению процедуры предварительного голосования «Единой России» был посвящён экспертный круглый стол «ЕДГ-2024. Процесс выдвижения на предварительное голосование, портрет кандидата, новации в процедуре» в Центральном исполкоме партии. Участие в нём приняли ведущие политологи и политконсультанты.

Депутаты «Единой России» проверили работу медицинских учреждений в Ленинградской области
47 регион

Депутаты «Единой России» проверили работу медицинских учреждений в Ленинградской области

11 апреля 2024

Депутаты начали знакомство с проблемами здравоохранения на местах с Киришей

Капремонты школ, детсадов и техникумов: «Единая Россия» и Минпросвещения обсудили с регионами реализацию президентских программ
47 регион

Капремонты школ, детсадов и техникумов: «Единая Россия» и Минпросвещения обсудили с регионами реализацию президентских программ

05 апреля 2024

Партия подключится к подготовке реестра учреждений образования, которые приведут в порядок по поручению Владимира Путина

Сергей Перминов: Отмеченные наградами СФ поступки земляков — пример для сограждан
47 регион

Сергей Перминов: Отмеченные наградами СФ поступки земляков — пример для сограждан

05 апреля 2024

Награды Совета Федерации, которыми за выдающиеся заслуги отмечены жители Ленинградской области, 5 апреля вручил землякам сенатор от региона, Заместитель Секретаря Генерального совета «Единой России», первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Сергей Перминов.

Михаил Мишустин: Правительство в своей работе опирается на «Единую Россию»
47 регион

Михаил Мишустин: Правительство в своей работе опирается на «Единую Россию»

04 апреля 2024

Общая позиция кабмина и партии – это стратегическая позиция по развитию страны, подчеркнул глава правительства.