47 регион

Капитан Овчинников поднимает со дна Ладоги блокадные автомобили и человеческие судьбы

Капитан Овчинников поднимает со дна Ладоги блокадные автомобили и человеческие судьбы

На дне Ладоги, там, где в годы Великой Отечественной проходила ледовая трасса Дороги жизни, со времен блокады Ленинграда лежит "карфаген", карта которого в подробностях никому неизвестна. Но десятки лет его исследует капитан катера "Кудесник" Константин Овчинников. Он не раз поднимал со дна озера машины - "полуторки" и "трехтонки", не преодолевшие спасительный путь из блокадного Ленинграда на "большую землю" и провалившиеся под лед. В беседе с корреспондентом капитан Овчинников рассказал о том, как возвращает из небытия военную технику.

- Когда в первый раз решили исследовать глубины?

- На мою просьбу купить акваланг, когда я был еще дошкольником, отец-летчик почему-то ответил: "Будешь в шестом классе, куплю". Но в 12 лет этого не случилось - такая ценная вещь у меня появилась, только когда я был уже студентом Казанского авиационного института. Водолазный костюм назывался "Садко". Мы тут же, в декабре, с друзьями поехали на озеро с прозрачной водой, в ту пору не замерзшей, и я в первый раз по всем правилам погрузился.

- Мечтали увидеть что-то интересное под водой?

- Мечта раскрывать тайны глубин и находить затонувшие корабли у многих остаются в детстве, а мне и сейчас это интересно. Быть может потому, что всю жизнь мама с отцом мотались по гарнизонам, жили в Польше и Германии, но родился я все-таки под Ленинградом. Прописаны был в Сиверской - мой отец Герман Степанович работал там на военном аэродроме... Когда я окончил академию Можайского и уехал на Байконур, у меня уже был собственный акваланг, но там я им мало пользовался - в тех местах вода прозрачная. Потом учился в академии Дзержинского в Москве, и, наконец, в 1993 году приехал в Петербург. Так и начался новый "водолазный" этап.

- Какими были первые петербургские впечатления?

- Только приехал, иду по Невскому - красота! Счастливый зашел в комендатуру отметиться. А мне говорят: "Ты, видимо, там с начальством не очень дружил". "Почему?" - спрашиваю. Объясняют, что мне велено явиться в субботу, хотя никто в это время в военных "приемках" не работает. "В понедельник приходи, майор". Выхожу, и впереди у меня - два дня. Смотрю, на воде катер стоит. Подхожу: "Капитан, сколько стоит покататься?" Мне отвечают: "Твоей зарплаты не хватит". Но все-таки мы разговорились. Капитан сказал, что зовут его Александром Васильевичем, что у него два сына, оба военные... Я о себе рассказал. Это было началом многолетней дружбы и первого путешествия: в тот же день мы поехали на кронштадские форты. А потом даже породнились - его старший сын стал мужем моей сестры.

- Как началась именно Ладога?

- Поехали с товарищами с Байконура на Валаам. Когда возвращались, зашли в Сортавале к Саше Гарамову, музыканту, а у него два паренька - азартные аквалангисты. Наши интересы совпали, и вскоре у нас появился большой водолазный катер со специальным оборудованием - барокамерой, компрессорами. А к середине девяностых годов мы уже получили возможность поднимать со дна блокадные "полуторки" и "трехтонки".

Историческая справка

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года). Единственным путем сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, по которому били артиллерия и авиация фашистов. Кроме того, на озере действовала объединенная немецкая военно-морская флотилия.

После снятия блокады 18 января 1943 года осада Ленинграда продолжалась еще полгода. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне - августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня освободили Выборг, а 28 июня - Петрозаводск. В сентябре 1944 года был освобожден остров Гогланд.

- А кто в первый раз рассказал, где находится блокадная "полуторка"?

- Директор музея "Дорога жизни" в Осиновце (расположен во Всеволожском районе Ленобласти, на западном берегу Ладожского озера, как раз в том месте, где начиналась "Дорога жизни") позвонил зимой и сообщил: "Я знаю, где затонула "полуторка", которая во время Великой Отечественной везла водку. Попробуешь ее поднять?" Я удивился, но к весне все же решил ехать.

- Как стало известно, что в машине была водка?

- Вот и я спрашиваю директора: "А с чего ты взял, что машина с водкой?" В ответ он меня познакомил с капитаном катера, которого все называли Александр Сергеевич Пушкин. Тот и рассказал, что в 1990-х годах рыбаки в этих местах купили хорошие финские сети, поставили, через несколько дней начинают поднимать, в середине сети - зацеп. Дергали - дергали, не оторвать, но резать жалко - сеть новая и улов хороший. Хорошо, что в Осиновце жил водолаз Андрей, который промышлял цветным металлом на затопленных кораблях. Рыбаки - к нему, а тот говорит: "В том месте вверх колесами лежит машина, видно, сетка как раз через эти колеса прошла". Вернулись мы к сетке. Я погрузился, смотрю - действительно, машина времен войны... Дверцы лежат фанерные. На песке ровный грунт, но горлышко торчит. Рядом - еще - так вытащил три бутылки с прозрачной жидкостью, горлышко запаяно сургучом, ничего не написано, сургуч затерт. Только на дне бутылки - звездочка маленькая.

- Неужели попробовали?

- Расковыряли сургуч, понюхали и стали гадать: водка али метиловый спирт? Нюхали-нюхали, смотрим, механик идет... Он выпил срочно. И все остальные за ним. Я говорю: "Ну, и дураки! Вы бы одну такую бутылку водки отдали в "Метрополь", вам бы за нее дали ящиков десять!" Капитан тут же отреагировал: "Знаю, где еще, пошли!"

- И нашли?

- Не сразу. Как-то на борт сели операторы и журналисты сразу нескольких телеканалов: искали, искали - ничего не находили. Нашли позже, уже без свидетелей. Солнце, жара, волнишка небольшая недалеко от берега. Встали на якорь, и человек из нашей команды говорит: попробую-ка нырнуть. Через секунд 15 выныривает: "Мужики, вы не поверите, но под нами "полуторка"! Машина глубоко ушла в илистое дно, лежала колесами вверх. Глубина - метра три. Взяли водолазную помпу, размыли все вокруг "полуторки". Притащили пластиковые кубы, привязали их, надули - машина всплыла. Так мы доставили уникальный автомобиль на берег.

- В чем его уникальность?

- Он оказалась с гидравлическими тормозами, которые ставили на первые 500 собранных машин в СССР машин по "фордовской" технологии. У "полуторки" был бампер особой конструкции, а на руле выпилено: "Миша и Надя". Кстати, и руль целый, и "бибикалка"... На Горьковском автомобильном заводе узнали об этом, предложили: мы дадим за "полуторку" любую машину. Не договорились.

- Вы поднимаете машины, но ведь за ними, точнее, в них - судьбы людей...

- Всякий раз - особое чувство. Понимаю, что там погибли люди, пытаюсь мысленно восстановить истории их жизни, которая закончилась трагически - баржи тонули, машины проваливались под лед... Помимо "полуторок" были и машины "трехтонки" - ЗИС-5 (это, как большой ЗИЛ). Когда "трехтонку" нашли, прозрачность воды позволяла фотографировать. Картина да и только! Колеса упругие, как будто вчера закачены. Мы ее поднимали понтонным способом. Тянем - потянем, мелко - не удается. Это осенью было. Темно, холодно, и - никак - пришлось нам ее обратно класть на грунт... Только через год подняли. Потом следующая "полуторка" была, и снова ЗИС-5 в 2012 году. "Полуторка" целехонькая стоит возле музея в Осиновце. Аккумулятор там, как новенький. А от ЗИС-5 тогда подняли только задний мост.

- А оружие поднимали?

- К таким находкам, как оружие, отношусь отрицательно. Поднимешь, и каждый мужик захочет его подержать, прицелиться, а главное, вряд ли пожелает его отдать - потом не оберешься проблем!

- Наверняка на дне остается немало неподъемных находок...

- Конечно. Вагоны, железнодорожные рельсы и даже платформы - баржи, а их спускали на воду по железнодорожному пути - слипу, тогда шли на дно. Могу показать в одной из ладожских бухт разрушенный, но существующий до сих пор слип... На глубине 5-6 метров рельсы сохранились с тех времен. На борту "Кудесника" есть отличный прибор, который отчетливо показывает все, что происходит на дне.

- Но что-то все-таки поднимали с таких паромов?

- С парома, который 5 ноября 1942 года не выдержал массированной бомбежки и затонул, мы сняли штурвал, подняли, замотали скотчем, чтобы не развалился, привезли в музей. Я читал, что во время блокады было построено девять барж. Видимо, это одна из них. Они должны были возить по 600-700 тонн груза. Иным из них даже нарастили борта, и они могли "потянуть" до 900 тонн. Кстати, кроме паромов на дне лежат корабли, подводные лодки-малютки - на нашем счету три штуки. Эти малютки во время войны участвовали в разведывательных операциях на севере Ладоги.

- Вы поднимаете со дна технику военных времен, а совсем недавно российская армия бросала современную в чистом поле...

- Больно видеть брошенные танки, самолеты... Большая беда многих военных гарнизонов, к слову, и того, в котором служил мой отец - аэродрома в Сиверской на территории Ленинградской области, - что они брошены вместе с людьми: кто-то уехал, но кто-то ведь и остается. Этим людям приходится сражаться с разными бытовыми бедами. Вот и получается, что пока человек служит, он нужен, а когда отслужил - без надобности.

Беседовала Евгения Дылева



Источник: http://www.regnum.ru/news/1706548.html#ixzz2em4lCIZ0
 

Вернуться к списку 47 регион

Рекомендуемые новости
Трагедия Донбасса – трагедия Ленинграда
47 регион

Трагедия Донбасса – трагедия Ленинграда

27 марта 2024

В деревне Зайцево у Мемориала «В память о мирных жителях СССР – жертвах нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны» презентовали памятник «Детям-жертвам войны на Донбассе». Проект организован при поддержке Ленинградского регионального исполнительного комитета Партии.

«Единая Россия» начала приём заявок на предварительное голосование
47 регион

«Единая Россия» начала приём заявок на предварительное голосование

26 марта 2024

В этом году процедуре отбора кандидатов – 15 лет

Сергей Бебенин поздравил работников культуры Ленобласти с профессиональным праздником
47 регион

Сергей Бебенин поздравил работников культуры Ленобласти с профессиональным праздником

26 марта 2024

25 марта отмечается День работника культуры. Первый заместитель Секретаря регионального отделения Партии Сергей Бебенин поздравил с праздником всех причастных:

Владимир Путин: Террористов, нелюдей ждет только возмездие и забвение, будущего у них нет
47 регион

Владимир Путин: Террористов, нелюдей ждет только возмездие и забвение, будущего у них нет

26 марта 2024

Владимир Путин един с народом в скорби по погибшим и чувстве единения в трудные минуты. Произошедшее в Московской области – удар для всей страны. Президент чувствует острую боль народа и скорбит вместе с ним. 24 марта по решению Владимира Путина станет днём общенационального траура. Путин отдельно выразил чувство гордости, уважения и восхищения простыми людьми, откликнувшимися на трагедию и проявившими свои лучшие качества. Граждане организуют стихийные мемориалы, поддерживают друг друга, стараются помочь пострадавшим, сдавая кровь и жертвуя средства медицинским организациям. Медики, спасатели, сотрудники спецподразделений и рядовые граждане, оказавшиеся на месте трагедии, героически и самоотверженно спасали людей, несмотря на угрозу своей жизни. Эти настоящие герои – образец мужества, профессионализма и соучастия для всей страны.

«Диктант Победы» пройдет на суше, в море и в небе
47 регион

«Диктант Победы» пройдет на суше, в море и в небе

26 марта 2024

Международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны пройдёт 26 апреля.

Рабочая группа по СВО в очередном докладе Президенту предложила упростить для военнослужащих оформление ряда документов
47 регион

Рабочая группа по СВО в очередном докладе Президенту предложила упростить для военнослужащих оформление ряда документов

22 марта 2024

Рабочая группа по СВО направила доклад Президенту. В нём отражены предложения по новым дополнительным мерам поддержки участников спецоперации и их семей. А также рекомендации по повышению эффективности работы предприятий ВПК, сообщил глава группы, секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Награда из рук губернатора
47 регион

Награда из рук губернатора

21 марта 2024

20 марта Законодательному собранию Ленинградской области исполнилось 30 лет. С юбилейной датой председателя регионального парламента Сергея Бебенина и депутатов поздравил губернатор Александр Дрозденко.

Областные предприниматели наметили план работы на 2024 год
47 регион

Областные предприниматели наметили план работы на 2024 год

19 марта 2024

Генеральный директор компании «Озерная Верфь», член Совета Ленинградского регионального отделения Союза машиностроителей России, Константин Бурьянов принял участие в заседании Консультативного совета предпринимателей при Законодательном собрании Ленинградской области.