Новости Кировска и Кировского района Ленинградской области

Кировские катакомбы

Кировские катакомбы

Героям надлежит молчать о своих подвигах – о них должны говорить другие. И хорошо, когда эти «другие» – не только их современники, но и единомышленники. В октябре отмечается день памяти Михаила Рождественского – последнего «тихоновского пастыря», в 80-е годы осуществлявшего тайное служение в городе Кировске. Он всей своей жизнью явил нам тип священнического служения, который отходит уже в вечность. Этот человек изобиловал всем: и знаниями, и верой, и словом. Но было в нем еще то, что уже при жизни уготовало ему венцы славы Божией – во времена великих испытаний скорбями и духовной нищеты он отдал всего себя служению Истине.

Тайный священник

Немного найдется семей в Кировске, которые узнали бы человека на этой фотографии. Быть узнанным стоило жизни ему или тем людям, на квартире которых проходили богослужения. В 50-е его отпустили на свободу умирать. Но он еще нужен был живым. Оправившись после десятилетий тюрем и лагерей, он стал появляться в Кировске, Стрельне, Луге, Тайцах и некоторых других городах и поселках Ленинградской области, где на квартирах у верующих, «келейно», он крестил, венчал, исповедовал и причащал. В те годы, когда он впервые появился в Кировске, тайных священников по всей области было несколько человек. Чтобы их всех пересчитать, хватит пальцев на одной руке. Но к 80-м они все отошли в мир иной, и отец Михаил остался один. В тех же 80-х он поселился в Кировске и жил в нем до конца своих дней. Вся паства области и питерские перешли к нему. Там, где он служил, своих убеждений не принято было скрывать и в этом духе он старался воспитывать верующих. «Я не скрывал в разговорах с прихожанами, что советская власть безбожная, – записано с его слов еще в 1931-м. – Я говорил им, что все переживания, которые нам приходится терпеть, духовное и материальное обнищание страны – является не чем иным, как карой, посланной от Господа Бога за наше отступление». В своих проповедях он призывал всех истинно верующих людей объединиться вокруг святой Православной Церкви и остаться ей верными до конца.

 

Истинно верующие

В советское время о существовании катакомбной церкви (т.е. тайной, нелегальной) знали все, и эта была не выдумка. К ней принадлежали глубоко верующие люди, которые не признавали открытые храмы официальной церкви и не входили в них, они называли эти храмы «сергианскими» (иногда даже – «красными»). В «органах» этих людей окрестили «истинно православными». За это, а также за принадлежность к катакомбной церкви их преследовала власть. Когда становилось известно, что верующий человек не посещает официальную церковь, на службах в официальных церквях не стоит и на исповедь не ходит, вызывали в районное отделение НКВД, где неминуемо «выдавалась» 58 статья, пункт 10 (за агитацию против советской власти). Спасти могло только чудо. Люди знали друг друга в лицо, но имена и место жительства не принято было спрашивать. Эта «тайная» церковь и сейчас имеет свою иерархию, но в то время большая часть ее сидела в тюрьме либо в исправительных колониях. Отдельные тайные богослужения по домам начались в Ленинграде еще в 1928 году. После 30-го их количество значительно увеличилось. К 37-му эту церковь можно было считать уже вполне оформленной. «В катакомбной церкви сегодня насчитывается около 10-12 епископов, – отвечал на вопросы одной из русскоязычных Парижских газет в 1974 году известный церковный историк, борец за права человека в СССР, тесно общавшийся с представителями катакомбной церкви. – Эти епископы ведут свое иерархическое преемство от иосифлян, от епископов, отошедших от митрополита Сергия в 1927 году. Своим последним главой они считают патриарха Тихона. Вот имена некоторых из них: сам Иосиф, митрополит Петроградский, Димитрий, епископ Гдовский и Сергий, епископ Нарвский. Есть несколько епископов (они умерли недавно), которые сразу же не приняли митрополита Сергия с его Декларацией. В их числе архиепископ Арсений (Звездинский), последний настоятель Чудова монастыря. Был жив Серафим, епископ Дмитровский, тоже викарный епископ патриарха Тихона. Я знаю, что он был жив до последнего времени. Жил в Кашине Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский и Лодейнопольский, наместник Александро-Невской Лавры, который также не принял митрополита Сергия. Сразу после выхода Декларации он прекратил возношение его имени. У всех перечисленных епископов была своя паства, они рукополагали как священников, так и епископов». Не одна сотня епископов, не принявших Декларации, в 30-е годы навсегда исчезла в лагерях, тюрьмах или политизоляторах. Но и там они находили возможность служить, рукополагать и хиротонизировать. Стали появляться тайные епископы и большое количество тайных священников.

 

Начало пути

Михаил Рождественский был сыном священника. Родился он в 1901 году. Когда ему исполнилось 24, он был рукоположен в священника митрополитом Иосифом (Петровых). Вместе со своим братом он служил в Спасо-Преображенской церкви в Стрельне. В 1928-м брата арестовали как «ярого и фанатичного», а вместе с тем и «опасного представителя», категорически не принявшего Декларации. Через полтора года по той же причине арестовали и самого о. Михаила. Он проходил по одному делу вместе с епископом Нарвским Сергием (Дружининым) и другими духовенством и мирянами. Начались первые шаги многострадального крестного пути, хотя отсчет его пошел еще раньше, с твердой решимости не ставить подписи под этим документом. Тогда ему было 27.

 

В блокадном городе

Между сроками о. Михаил Рождественский продолжал тайное служение, скрываясь у своих прихожан. Находящемуся на нелегальном положении, ему приходилось постоянно скитаться. Однажды, когда он покупал билеты, на вокзале к нему подошел человек в штатском и предупредил, что ему лучше сдать билеты обратно и никуда не выезжать. За ним велось неусыпное наблюдение. Надо сказать, что в предвоенный период отмечалось чрезвычайное количество катакомбных богослужений. Где только они не проходили: на квартирах академиков и профессоров, в учебных помещениях, в больницах, в помещениях, куда вход был только по пропускам. Очень интенсивно шли тайные богослужения в пригородах Ленинграда и более отдаленных (по тем временам) от него местностях: Шувалово, Озерки, Юкки, Поповка, Колпино, Саблино, Чудово, Малая Вишера, Окуловка, Волосово, Гатчина, Оксочи, Елизаветино, Ораниенбаум, Мартышкино, Стрельна и др. Вот как выглядит, по словам очевидца, одно из таких посещений: «Поздний вечер. Темно. На одном из вокзалов садимся в поезд. Едем больше часа. Вылезаем на маленьком полустанке и идем в темноту 2-3 километра. Приходим к какой-то деревушке. На краю первый домик. Почти ночь. Темно. Тихо. Тихий стук в дверь. Дверь отворяется, и мы входим в избу. Проходим в чистую комнату. Окна глубоко занавешены, в углу несколько старинных образов. Перед ними теплятся лампадки. Народу – человек 15: женщины, трое мужчин, несколько детей 12-14 лет. Все чужие, кроме батюшки. Читали и пели шепотом… По окончании службы выпил чашку чая с хлебом. Ночь на исходе. Обратно идем вдвоем с монашенкой назад. Садимся в поезд. Едем в Петроград. На вокзале сажусь в троллейбус и еду к себе на службу».

Тайные богослужения не прекращались и во время войны, что было гораздо сложнее и опаснее. Трудно сейчас представить, что значит оказаться в блокадном городе на нелегальном положении. Остаться без ежедневной пайки хлеба в 250 граммов. Полуживые, но собирающиеся и молящиеся, они и такие представлялись властям опаснее, чем внешний враг: за ними неустанно охотились, их выслеживали, арестовывали и допрашивали. Михаила Рождественского долгое время не удавалось выследить. И все же его арестовали во время службы на праздник Богоявления, в январе 1943 года. Это случилось через полгода после выявления и ареста другого катакомбного священника с его прихожанами в Коломягах по обвинению в контрреволюционной деятельности и в антисоветской пропаганде. Того священника расстреляли, других отправили в ИТЛ. По дороге в тюрьму, в «черном воронке» следователь – мальчишка лет 16-18-ти - вдруг сказал: «Михаил Васильевич, вы счастливчик!» «Большое счастье – в тюрьму везут или даже…» «Если бы вас успели арестовать еще вчера утром, – продолжил следователь, – то непременно бы расстреляли». Оказалось, что ради прорыва блокады высшая мера наказания была отменена. Его приговорили к 10 годам лагерей и отправили в Воркуту. В 53-м ему добавили новый десятилетний срок.

 

Сентябрь 1988 года

На протяжении трех десятилетий после освобождения до самой своей кончины в сентябре 1988 года о. Михаил Рождественский окормлял многие катакомбные общины в разных областях страны. Последняя служба его была здесь, в Кировске, на праздник Преображения. На Успение 88-летнего старца уже оставили силы. Прощаться с ним приехали люди из Москвы, Воронежа, Харькова, Тулы, Тамбова, Гомеля и еще многих других городов, и, конечно же, из Петербурга. Чин погребения священнослужителя – особый чин, мирянам не разрешенный. На родной земле отпевать его было некому (все просто боялись). Отпевали заочно (по его просьбе) в Америке в Русской Зарубежной церкви. Чин отпевания был совершен протоиереем Константином Федоровым. О Русской Зарубежной Церкви о. Михаил узнал уже в 70-х. Тогда специально купили приемник, чтобы «ловить» их службы. С тех пор за богослужениями стали возносить имя первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Филарета (Вознесенского), а с 1986 года – Виталия (Устинова).

 

В заключение

Весь репрессированный епископат, о котором шла речь, и многочисленное священство, в числе которых был о. Михаил Рождественский, не приняли «раскольной» Декларации митрополита Сергия (Страгородского), равно как и не приняли нового духа «официального православия». Они, а с ними весь монашеский, священнический чин и миряне, не признали каноничным (законным) добровольно занятую митрополитом Сергием должность. Подобное деяние, и это – прежде всего, не удовлетворяет требованиям Апостольских правил и правил семи Вселенских Соборов (что является законом для всех православных христиан), которые категорически воспрещают кому-либо домогаться епископства у мирских властей. Такой епископ, согласно правилам, подвергается извержению из сана, начиная с патриарха. Потому и созданную в 1943 году Московскую патриархию во главе с Сергием они признали неканоничной и не приняли также.

(см. статьи в «Ладоге»: 13 сентября, 5 и 26 июля, 5 и 29 марта, 18 января 2014 г., 14 декабря 2013 г.)

 

Ирина Безносюк,

историограф-исследователь Путиловская волость

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Трагедия Донбасса – трагедия Ленинграда
47 регион

Трагедия Донбасса – трагедия Ленинграда

27 марта 2024

В деревне Зайцево у Мемориала «В память о мирных жителях СССР – жертвах нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны» презентовали памятник «Детям-жертвам войны на Донбассе». Проект организован при поддержке Ленинградского регионального исполнительного комитета Партии.

«Единая Россия» начала приём заявок на предварительное голосование
47 регион

«Единая Россия» начала приём заявок на предварительное голосование

26 марта 2024

В этом году процедуре отбора кандидатов – 15 лет

Сергей Бебенин поздравил работников культуры Ленобласти с профессиональным праздником
47 регион

Сергей Бебенин поздравил работников культуры Ленобласти с профессиональным праздником

26 марта 2024

25 марта отмечается День работника культуры. Первый заместитель Секретаря регионального отделения Партии Сергей Бебенин поздравил с праздником всех причастных:

Владимир Путин: Террористов, нелюдей ждет только возмездие и забвение, будущего у них нет
47 регион

Владимир Путин: Террористов, нелюдей ждет только возмездие и забвение, будущего у них нет

26 марта 2024

Владимир Путин един с народом в скорби по погибшим и чувстве единения в трудные минуты. Произошедшее в Московской области – удар для всей страны. Президент чувствует острую боль народа и скорбит вместе с ним. 24 марта по решению Владимира Путина станет днём общенационального траура. Путин отдельно выразил чувство гордости, уважения и восхищения простыми людьми, откликнувшимися на трагедию и проявившими свои лучшие качества. Граждане организуют стихийные мемориалы, поддерживают друг друга, стараются помочь пострадавшим, сдавая кровь и жертвуя средства медицинским организациям. Медики, спасатели, сотрудники спецподразделений и рядовые граждане, оказавшиеся на месте трагедии, героически и самоотверженно спасали людей, несмотря на угрозу своей жизни. Эти настоящие герои – образец мужества, профессионализма и соучастия для всей страны.

«Диктант Победы» пройдет на суше, в море и в небе
47 регион

«Диктант Победы» пройдет на суше, в море и в небе

26 марта 2024

Международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны пройдёт 26 апреля.

Как найти свою книгу?
Культура

Как найти свою книгу?

22 марта 2024

20 марта стартовал «Волшебный день чтения» в Ленинградской областной детской библиотеке. Сотрудники библиотеки города Отрадное вместе с ребятами отправились в увлекательное путешествие в мир книг.

Рабочая группа по СВО в очередном докладе Президенту предложила упростить для военнослужащих оформление ряда документов
47 регион

Рабочая группа по СВО в очередном докладе Президенту предложила упростить для военнослужащих оформление ряда документов

22 марта 2024

Рабочая группа по СВО направила доклад Президенту. В нём отражены предложения по новым дополнительным мерам поддержки участников спецоперации и их семей. А также рекомендации по повышению эффективности работы предприятий ВПК, сообщил глава группы, секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Невский ССЗ: знай наших!

Невский ССЗ: знай наших!

22 марта 2024

Редакция газеты «Ладога» в тесном сотрудничестве с пресс-службой Невского ССЗ (входит в АО «ОСК», базовое предприятие Ленинградского РО СоюзМаш) завершает очередной цикл зарисовок о жителях Кировского района – заводчанах, которые трудятся на предприятии, продолжая славные традиции судостроителей. За большой личный вклад в выполнение производственной программы судостроения и достижение высоких производственных показателей эти люди попали на заводскую Доску почёта-2023.