Новости Кировска и Кировского района Ленинградской области

Крестом, попом и старым родником...

Крестом, попом и старым родником...

Внимательное обращение к народным сказаниям – это часть работы историка-исследователя. Передаваемые из уст в уста они бережно доносят дыхание далекого времени: будь то легенда о несметных сокровищах «атамана» или проклятия Путиловской горы, о святых источниках с самородными колодцами, или же легенда о местных призраках. Стремясь к максимальной полноте и объективности, исследователь отбрасывает шлак воспоминаний, домыслов и рассуждений, оставляя чистый бисер истины. Предлагаем вам, наши читатели, окунуться в легенды путиловской земли.

А был ли атаман Гуляев?

Легенда о некоем «атамане Гуляеве», наводившем страх на местных жителей, приписывается концу XVIII века. Грабежей и налетов этого разбойника боялись все местные крестьяне: запирали окна и двери, прятали детей. Сам атаман Гуляев со своей «шайкой» в количестве 14 человек имел приют в одной из местных деревень. Недалеко от деревни находился сруб, выстроенный из толстой рудовой сосны, в подвале которого он прятал свои несметные сокровища (именно по этой причине автор оставляет название деревни за строкой). Гуляев в сопровождении нескольких человек из своей «шайки» любил появляться на деревенских праздниках, где все их ожидали и принимали, как уважаемых гостей. Когда же «шалости» Гуляева побудили власти положить всему этому конец, то крестьянам деревни было предложено оказать необходимое содействие. Крестьяне не только отказались от помощи властям, но и укрыли атамана со всей его «шайкой» у себя в домах. Упорство крестьян вызвало со стороны властей распоряжение о расселении всех жителей деревни по отдаленным губерниям России, а сама деревня должна была подвергнуться сожжению. Подошедшие войска и полиция энергично приступили к выполнению приказа. И вот, из толпы собравшихся крестьян отделился и пошел навстречу войскам атлетического вида человек. Это был сам «атаман». В результате, все жители деревни были помилованы Манифестом Александра I, только что вступившим на престол. Главарю же, по законам того времени, грозила смертная казнь, а вся «шайка» атамана была подвергнута ссылке на каторжные работы. Еще в 70-х годах XIX века существовал дом, в подвале которого Гуляев прятал свои сокровища. Выстроенный из качественной древесины, дом стоял бы и поныне, если б не был нарочито сожжен властями. Все подступы к нему были завалены лесом. Из памяти людской требовалось стереть на века имя атамана.

 

Тайна Лукинской церкви

В нескольких часах неторопливой езды на санях зимой и в экипаже летом, на юго-востоке от Шлиссельбурга в деревне Лукинское еще с Петровских времен существовала церквушка. Даже в те далекие времена она была великовата для размеров деревни. Ее красота радовала глаз, но мало кому было известно, что именно в лукинской Успенской церкви тайно «развенчивали» свой брак супруги. Получивши-таки у духовных властей благословение на столь серьезный шаг, они пускались в далекое, а порой и опасное, путешествие из Санкт-Петербурга в Шлиссельбург, а оттуда ради намеченной цели, как и придется, – в Лукинское.

Руководимые желанием разрубить священные, но опостылевшие узы брака, покинувшие Санкт-Петербург супруги, проходили, не ведая того, совместное испытание. Предприняв опасное по тем временам путешествие до столь отдаленной деревни, они могли натолкнуться в пути на лихого человека или стать добычей диких лесных зверей. Очень часто, если не всегда, преодолеваемые в пути трудности или встречи со смертельной опасностью, отогревали остывшие сердца и, добравшись до Успенской церкви, супруги, вознося теперь уже слезные благодарственные молитвы, сохраняли свой брак.

Эти две легенды относятся к незапамятным временам. Документальных подтверждений об атамане Гуляеве нет. Но существовал в истории местного края иной герой, ради сохранения памяти о котором уже более двух столетий живет это сказание. Достаточно будет заменить в легенде о шайке Гуляева слово «атаман» – на «старец», «сруб» – на «скит», и «несметные сокровища» 14-ти братьев-иноков, сразу превратятся в старинные книги, иконы и кресты, после уничтожения которых народ еще не один десяток лет приходил на место гари, раскапывал руками землю в поисках уцелевших в огне святынь.

 

Легенды о кривой сосне и о старом роднике

«Если вы пострадали за правое дело, то помолитесь за нас Богу, а если же нет – будьте прокляты!» -такими словами напутствовал Заболотский (Новоладожского уезда) поп Еремей Иванов сорок человек, которые предпочли сгореть заживо, но не дать себе отречься от «старой» веры. С тех времен зародилась в народе легенда о кривой сосне и о чудодейственной помощи со стороны этих страдальцев. К месту гари сквозь непроходимый лес, по жердочкам среди мха и болот, люди проложили путь, по которому несли своих больных, страждущих, калек и одержимых. Когда на месте скита выросла большая сосна, то через ее кривули стали проносить больных детей, страдавших родимчиком (припадочных). Еще долгие годы к ней не иссякал людской поток. В 1860-е годы и эту сосну нарочито сожгли, приписав содеянное пастухам, и завалили все пути, ведшие к ней.

Живая память не смогла оставить в забвении исповеднический подвиг сорока скитских отшельников, как не смогла забыть подвиги еще десятков и сотен других таких же ставших народными героев. Легенды о «старом роднике» и о «цыганском колодце» в Горной Шальдихе, как сказания о живой и мертвой воде, появились тотчас по уничтожении «кривой сосны». Народная молва, как волна в безмятежном море, разливалась по деревням и селам, от семьи к семье. Источник жизни – вода всегда служила камертоном в людских чаяниях. Пробившему многовековую толщу путиловского камня «старому роднику» была приписана та же целительная сила, что и кривой сосне. Раз возникнув, эта легенда просуществовала около полутора сотен лет. И в наши дни к этому источнику в одной из Путиловских деревень припадают страдающие немощью люди. Вода же другого легендарного «самородного колодезя», что уже на противоположном, правом берегу реки Лавы, в Теребужках, как сказывали жители той деревни, а особенно служители церкви, долгие годы исцеляла от слепоты, немоты и расслабления.

 

Легенда о призраке у церковных ворот

«Сколько ниточке не виться, а конец ей будет» – так гласит народная мудрость. Прошел не один десяток лет, пролетели лихие времена, отложив в памяти народной свой след. Печалью и мятущейся совестью отозвались они в легенде «о призраке у ворот Лукинской церкви». Одно время жители этой деревни видели фигуру местного священника, в 20-е годы зарубленного красноармейскими шашками. Одинокая фигура в черном часто появлялась на паперти, на ступенях Успенской церкви. Трудно сказать, когда она исчезла, и исчезла ли, но совесть людская успокоилась только несколько лет назад, когда были преданы земле его останки, найденные близ храма одной из поисковых групп. Узнали их по разрубленным костям и тяжелому наперсному кресту.

 

Легенда о проклятии села Путилово

Легенды появляются не вдруг, а в переломный момент истории, когда прошлое превращается в ненужный хлам и хочется ухватиться за связующую, но ускользающую нить времен.

Подходил к концу год 1937-й, год гибели священника и дьякона Путиловского храма, а с ними еще семерых – из соседних приходов. Проповедь единственного на всю округу оставшегося в живых настоятеля храма давно уже вышла за пределы церковных стен. Он говорил повсюду: при встречах на улице, в домах, в очередях, он обличал, призывая к покаянию, обличал, но не проклинал. Через три месяца его тоже забрали. Но в эти дни село сокрушалось по другому поводу – 3-летия со дня смерти С.М. Кирова. В местных клубах один за другим поднимались на трибуну представители предприятий, совхозов и колхозов. Говорили о любви «к нашей коммунистической партии, к вождю мирового пролетариата тов. Сталину» и призывали агитировать и голосовать за А.А. Кузнецова.

Тяжело верующему сердцу слышать легенду о проклятии села Путилово, которое, якобы, было наложено на село последним настоятелем Тихвинского храма. Но когда в «ненужном хламе» истории оказалась поруганная святыня Путиловской земли, корабль спасения душ человеческих – храм Тихвинской иконы Божией Матери, обезглавленный, с разрушенной колокольней, с разобранной оградой, и когда память людская начисто забыла своих последних молитвенников, заступников земли Путиловской, утешителей душ человеческих, расстрелянных, но не отрекшихся от Истины, тогда и «нечувственное восчувствовало». Ушла вода с Путиловской горы, высохли многие колодцы, а оставшаяся живительная влага потеряла свой прежний вкус. Тогда и пришли на память обличительные слова последнего настоятеля Путиловского храма, и явилась на свет эта легенда.

 

Легенда О Путиловской храмовой иконе – Тихвинской

Невозможно перечесть всех сказаний, в которые народная молва облекала безжалостно уносящиеся в вихре истории события. В сказание о Путиловской храмовой иконе вложено все упование народное и надежда на возрождение.

Прошло два года, как не стало последнего священника. Замок с дверей храма сторожу приходилось снимать все реже и реже. Отшумели пьяные голоса нанятых сельсоветом комсомольцев для разгрома и уничтожения церковного имущества. На подводы были погружены и отвезены в ближайшую пекарню последние иконы. Но судил Бог быть утаенной Тихвинской храмовой иконе в семье одной благочестивой женщины, дом которой находился у подножия Путиловской горы. Вместе с иконой женщина пережила первые годы войны, икона сопровождала ее в длительных годах эвакуации, и вновь вернулась со своей хранительницей на прежнее место. Кто кого охранял больше – икона свою хранительницу, или наоборот – нам не дано знать. Слух о возвращении храмовой иконы облетел всю окраину. К ней приезжали из многих городов и сел. Дом, где она пребывала, стал на долгие годы пристанищем для «всех труждающихся и обремененных», чающих «воскресения мертвых и жизни будущего века». Но чуток пульс истории. В 80-х, как только рука человека завершила дело осквернения святыни, сняв последний покров с купола храма, икона покинула село Путилово. Место ее нынешнего пребывания – это тайна за семью печатями, раскрыть которую не пришло еще время.

 

И о бронзовом бюсте царю Александру II

Не смогла народная молва отдать на сожжение в печи местной пекарни все святыни Путиловского храма, как не смогла молва уничтожить в пункте приема старого лома последнюю гордость каменотесов за свое село – бронзовый бюст царю-освободителю Александру II. Родившаяся легенда о закопанном памятнике царю «вывезла» последние реликвии древнего села, на телегах, в отдаленную деревню, где схоронила «несметные сокровища» в глубокой яме. «Ключик» от этой тайны был затерян на полях сражений вместе с его обладателем, местным кузнецом.

 

В заключение

На окраине одной из местных деревень на берегу бурной речушки Кобонка стоит ветхая деревянная часовня. Своим рождением она обязана старому колодцу, на дне которого спрятаны священные сосуды – память времен гонения на ревнителей старой веры. В Путиловском некрополе хранится тайна «деревянного креста и каменного аналое»*. Приканальная Назия бережет страшную легенду о «доме с подвалом»*, а одноименное садоводство – «тайну появления кладбищенской часовни»*. Почти в каждой деревне существует предание «о чудом сохраненной в пламени пожара избе»* какой-нибудь верующей старушки. Ведь что забыто – того уже нет. Но доколе слух еще улавливает отдаленные голоса народных сказаний, а память людская рождает себе новые легенды, дотоле и старушка верует, и крест животворит, и вода родниковая исцеляет, дотоле и Русь-матушка живет.

* См. статьи в «Ладоге»: 18 октября, 13 сентября, 5 и 26 июля, 5 и 29 марта, 4 и 18 января 2014 г., 14 декабря 2013 г.

Ирина Безносюк, историограф-исследователь

Путиловская волость

 

 

 

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»
47 регион

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»

17 апреля 2024

17 марта завершился зимний этап «Силы России». Летний этап марафона стартует 1 июня и продлится до 10 августа – Дня физкультурника.

Новый конкурс грантов — новые возможности
47 регион

Новый конкурс грантов — новые возможности

15 апреля 2024

Продолжается приём заявок на второй в этом году конкурс грантов губернатора Ленинградской области — общая сумма поддержки социальных инициатив НКО составит 25 млн рублей, отбор организаций будет проходить на муниципальном уровне.

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону
47 регион

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону

15 апреля 2024

13 апреля начался региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону. На открытии от лица координатора проекта «Детский спорт» в Северо-Западном федеральном округе – Вячеслава Комарова, а также руководителя федерации школьного спорта РФ – Ирины Родниной, Секретарь первичного отделения Партии Александр Русских поприветствовал участников.

Ведущие политологи отмечают беспрецедентный уровень поддержки на предварительном голосовании «Единой России»
47 регион

Ведущие политологи отмечают беспрецедентный уровень поддержки на предварительном голосовании «Единой России»

12 апреля 2024

Проведению процедуры предварительного голосования «Единой России» был посвящён экспертный круглый стол «ЕДГ-2024. Процесс выдвижения на предварительное голосование, портрет кандидата, новации в процедуре» в Центральном исполкоме партии. Участие в нём приняли ведущие политологи и политконсультанты.

Депутаты «Единой России» проверили работу медицинских учреждений в Ленинградской области
47 регион

Депутаты «Единой России» проверили работу медицинских учреждений в Ленинградской области

11 апреля 2024

Депутаты начали знакомство с проблемами здравоохранения на местах с Киришей

Говетслужба предупреждает: здоровье животного - в руках хозяина

Говетслужба предупреждает: здоровье животного - в руках хозяина

09 апреля 2024

С приходом весны обостряется эпизоотическая ситуация, связанная с распространением особо опасных болезней животных, в первую очередь африканской чумы свиней, высокопатогенного гриппа птиц, ящура, оспы овец и коз, заразного узелкового дерматита и других инфекций.

Социальный фонд РФ информирует
Общество

Социальный фонд РФ информирует

09 апреля 2024

С начала 2024 года отделение Социального фонда Росси по Санкт-Петербургу и Ленобласти оплатило свыше 22 тысяч дополнительных выходных дней по уходу за детьми с инвалидностью.

На Невском ССЗ стартовала акция «Неделя без турникетов»
Молодежь

На Невском ССЗ стартовала акция «Неделя без турникетов»

08 апреля 2024

2 апреля на Невском судостроительно-судоремонтном заводе (входит в ОСК, базовое предприятие Ленинградского РО СоюзМаш) стартовал весенний этап всероссийской профориентационной акции «Неделя без турникетов».