Новости Кировска и Кировского района Ленинградской области

Капитан Овчинников поднимает со дна Ладоги блокадные автомобили и человеческие судьбы

Капитан Овчинников поднимает со дна Ладоги блокадные автомобили и человеческие судьбы

На дне Ладоги, там, где в годы Великой Отечественной проходила ледовая трасса Дороги жизни, со времен блокады Ленинграда лежит "карфаген", карта которого в подробностях никому неизвестна. Но десятки лет его исследует капитан катера "Кудесник" Константин Овчинников. Он не раз поднимал со дна озера машины - "полуторки" и "трехтонки", не преодолевшие спасительный путь из блокадного Ленинграда на "большую землю" и провалившиеся под лед. В беседе с корреспондентом капитан Овчинников рассказал о том, как возвращает из небытия военную технику.

- Когда в первый раз решили исследовать глубины?

- На мою просьбу купить акваланг, когда я был еще дошкольником, отец-летчик почему-то ответил: "Будешь в шестом классе, куплю". Но в 12 лет этого не случилось - такая ценная вещь у меня появилась, только когда я был уже студентом Казанского авиационного института. Водолазный костюм назывался "Садко". Мы тут же, в декабре, с друзьями поехали на озеро с прозрачной водой, в ту пору не замерзшей, и я в первый раз по всем правилам погрузился.

- Мечтали увидеть что-то интересное под водой?

- Мечта раскрывать тайны глубин и находить затонувшие корабли у многих остаются в детстве, а мне и сейчас это интересно. Быть может потому, что всю жизнь мама с отцом мотались по гарнизонам, жили в Польше и Германии, но родился я все-таки под Ленинградом. Прописаны был в Сиверской - мой отец Герман Степанович работал там на военном аэродроме... Когда я окончил академию Можайского и уехал на Байконур, у меня уже был собственный акваланг, но там я им мало пользовался - в тех местах вода прозрачная. Потом учился в академии Дзержинского в Москве, и, наконец, в 1993 году приехал в Петербург. Так и начался новый "водолазный" этап.

- Какими были первые петербургские впечатления?

- Только приехал, иду по Невскому - красота! Счастливый зашел в комендатуру отметиться. А мне говорят: "Ты, видимо, там с начальством не очень дружил". "Почему?" - спрашиваю. Объясняют, что мне велено явиться в субботу, хотя никто в это время в военных "приемках" не работает. "В понедельник приходи, майор". Выхожу, и впереди у меня - два дня. Смотрю, на воде катер стоит. Подхожу: "Капитан, сколько стоит покататься?" Мне отвечают: "Твоей зарплаты не хватит". Но все-таки мы разговорились. Капитан сказал, что зовут его Александром Васильевичем, что у него два сына, оба военные... Я о себе рассказал. Это было началом многолетней дружбы и первого путешествия: в тот же день мы поехали на кронштадские форты. А потом даже породнились - его старший сын стал мужем моей сестры.

- Как началась именно Ладога?

- Поехали с товарищами с Байконура на Валаам. Когда возвращались, зашли в Сортавале к Саше Гарамову, музыканту, а у него два паренька - азартные аквалангисты. Наши интересы совпали, и вскоре у нас появился большой водолазный катер со специальным оборудованием - барокамерой, компрессорами. А к середине девяностых годов мы уже получили возможность поднимать со дна блокадные "полуторки" и "трехтонки".

Историческая справка

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года). Единственным путем сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, по которому били артиллерия и авиация фашистов. Кроме того, на озере действовала объединенная немецкая военно-морская флотилия.

После снятия блокады 18 января 1943 года осада Ленинграда продолжалась еще полгода. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне - августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня освободили Выборг, а 28 июня - Петрозаводск. В сентябре 1944 года был освобожден остров Гогланд.

- А кто в первый раз рассказал, где находится блокадная "полуторка"?

- Директор музея "Дорога жизни" в Осиновце (расположен во Всеволожском районе Ленобласти, на западном берегу Ладожского озера, как раз в том месте, где начиналась "Дорога жизни") позвонил зимой и сообщил: "Я знаю, где затонула "полуторка", которая во время Великой Отечественной везла водку. Попробуешь ее поднять?" Я удивился, но к весне все же решил ехать.

- Как стало известно, что в машине была водка?

- Вот и я спрашиваю директора: "А с чего ты взял, что машина с водкой?" В ответ он меня познакомил с капитаном катера, которого все называли Александр Сергеевич Пушкин. Тот и рассказал, что в 1990-х годах рыбаки в этих местах купили хорошие финские сети, поставили, через несколько дней начинают поднимать, в середине сети - зацеп. Дергали - дергали, не оторвать, но резать жалко - сеть новая и улов хороший. Хорошо, что в Осиновце жил водолаз Андрей, который промышлял цветным металлом на затопленных кораблях. Рыбаки - к нему, а тот говорит: "В том месте вверх колесами лежит машина, видно, сетка как раз через эти колеса прошла". Вернулись мы к сетке. Я погрузился, смотрю - действительно, машина времен войны... Дверцы лежат фанерные. На песке ровный грунт, но горлышко торчит. Рядом - еще - так вытащил три бутылки с прозрачной жидкостью, горлышко запаяно сургучом, ничего не написано, сургуч затерт. Только на дне бутылки - звездочка маленькая.

- Неужели попробовали?

- Расковыряли сургуч, понюхали и стали гадать: водка али метиловый спирт? Нюхали-нюхали, смотрим, механик идет... Он выпил срочно. И все остальные за ним. Я говорю: "Ну, и дураки! Вы бы одну такую бутылку водки отдали в "Метрополь", вам бы за нее дали ящиков десять!" Капитан тут же отреагировал: "Знаю, где еще, пошли!"

- И нашли?

- Не сразу. Как-то на борт сели операторы и журналисты сразу нескольких телеканалов: искали, искали - ничего не находили. Нашли позже, уже без свидетелей. Солнце, жара, волнишка небольшая недалеко от берега. Встали на якорь, и человек из нашей команды говорит: попробую-ка нырнуть. Через секунд 15 выныривает: "Мужики, вы не поверите, но под нами "полуторка"! Машина глубоко ушла в илистое дно, лежала колесами вверх. Глубина - метра три. Взяли водолазную помпу, размыли все вокруг "полуторки". Притащили пластиковые кубы, привязали их, надули - машина всплыла. Так мы доставили уникальный автомобиль на берег.

- В чем его уникальность?

- Он оказалась с гидравлическими тормозами, которые ставили на первые 500 собранных машин в СССР машин по "фордовской" технологии. У "полуторки" был бампер особой конструкции, а на руле выпилено: "Миша и Надя". Кстати, и руль целый, и "бибикалка"... На Горьковском автомобильном заводе узнали об этом, предложили: мы дадим за "полуторку" любую машину. Не договорились.

- Вы поднимаете машины, но ведь за ними, точнее, в них - судьбы людей...

- Всякий раз - особое чувство. Понимаю, что там погибли люди, пытаюсь мысленно восстановить истории их жизни, которая закончилась трагически - баржи тонули, машины проваливались под лед... Помимо "полуторок" были и машины "трехтонки" - ЗИС-5 (это, как большой ЗИЛ). Когда "трехтонку" нашли, прозрачность воды позволяла фотографировать. Картина да и только! Колеса упругие, как будто вчера закачены. Мы ее поднимали понтонным способом. Тянем - потянем, мелко - не удается. Это осенью было. Темно, холодно, и - никак - пришлось нам ее обратно класть на грунт... Только через год подняли. Потом следующая "полуторка" была, и снова ЗИС-5 в 2012 году. "Полуторка" целехонькая стоит возле музея в Осиновце. Аккумулятор там, как новенький. А от ЗИС-5 тогда подняли только задний мост.

- А оружие поднимали?

- К таким находкам, как оружие, отношусь отрицательно. Поднимешь, и каждый мужик захочет его подержать, прицелиться, а главное, вряд ли пожелает его отдать - потом не оберешься проблем!

- Наверняка на дне остается немало неподъемных находок...

- Конечно. Вагоны, железнодорожные рельсы и даже платформы - баржи, а их спускали на воду по железнодорожному пути - слипу, тогда шли на дно. Могу показать в одной из ладожских бухт разрушенный, но существующий до сих пор слип... На глубине 5-6 метров рельсы сохранились с тех времен. На борту "Кудесника" есть отличный прибор, который отчетливо показывает все, что происходит на дне.

- Но что-то все-таки поднимали с таких паромов?

- С парома, который 5 ноября 1942 года не выдержал массированной бомбежки и затонул, мы сняли штурвал, подняли, замотали скотчем, чтобы не развалился, привезли в музей. Я читал, что во время блокады было построено девять барж. Видимо, это одна из них. Они должны были возить по 600-700 тонн груза. Иным из них даже нарастили борта, и они могли "потянуть" до 900 тонн. Кстати, кроме паромов на дне лежат корабли, подводные лодки-малютки - на нашем счету три штуки. Эти малютки во время войны участвовали в разведывательных операциях на севере Ладоги.

- Вы поднимаете со дна технику военных времен, а совсем недавно российская армия бросала современную в чистом поле...

- Больно видеть брошенные танки, самолеты... Большая беда многих военных гарнизонов, к слову, и того, в котором служил мой отец - аэродрома в Сиверской на территории Ленинградской области, - что они брошены вместе с людьми: кто-то уехал, но кто-то ведь и остается. Этим людям приходится сражаться с разными бытовыми бедами. Вот и получается, что пока человек служит, он нужен, а когда отслужил - без надобности.

Беседовала Евгения Дылева



Источник: http://www.regnum.ru/news/1706548.html#ixzz2em4lCIZ0
 

Вернуться к списку 47 регион

Рекомендуемые новости
Объявлены результаты соревнований «Олимпийские звёздочки»

Объявлены результаты соревнований «Олимпийские звёздочки»

06 июня 2025

21 и 22 мая на стадионе имени Ю.А. Морозова города Кировска в 24-й раз проходили традиционные районные соревнования, в которых приняли участие воспитанники детских садов и учащиеся младших классов со всего района. Всего на старт вышли 197 участников (113 человек из 19 детских садов и 84 человека из 11 образовательных учреждений района).

Спрашивали? отвечаем!
47 регион

Спрашивали? отвечаем!

05 июня 2025

Ответы на вопросы, поступившие губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко от жителей Ленинградской области в ходе прямой телефонной линии 7 апреля 2025 года

Наталья Макаренкова: «Защитите личный кабинет госуслуг от мошенников!»
интервью

Наталья Макаренкова: «Защитите личный кабинет госуслуг от мошенников!»

30 мая 2025

В современном мире, когда технологии стремительно развиваются, приёмы и методы мошенничества становится все более изощрёнными и распространёнными. То и дело слышишь о том, что кто-то снова попался на уловки зло-

На Невском ССЗ ОСК прошёл мастер-класс для детей
Молодежь

На Невском ССЗ ОСК прошёл мастер-класс для детей

30 мая 2025

29 мая, в преддверии Международного дня защиты детей, на Невском ССЗ ОСК состоялся специализированный мастер-класс по сборке деревянной модели парусника.

Кировская музыкальная школа выступила с отчётным концертом
Культура

Кировская музыкальная школа выступила с отчётным концертом

30 мая 2025

29 мая во Дворце культуры г. Кировска состоялся отчётный концерт Кировской детской музыкальной школы, посвящённый 80-летию Великой Победы, Году защитника Отечества в России, Году команды Победы в Ленинградской области.

В Кировском районе ведутся работы по возведению и ремонту социальных объектов
Общество

В Кировском районе ведутся работы по возведению и ремонту социальных объектов

29 мая 2025

Руководитель Кировского района Сергей Ельчанинов провёл совещание с председателем регионального комитета по строительству Виталием Лазуткиным, подрядчиками и заказчиками. Обсудили соблюдение сроков строительства ключевых объектов, текущее положение дел и устранение замечаний.⁣⁣⠀⁣⁣

В Кировске выбрали участки для участников СВО
Общество

В Кировске выбрали участки для участников СВО

29 мая 2025

29 мая в администрации МО «Кировск» состоялась заседание комиссии по распределению земельных участков ветеранам боевых действий в соответствии с Областным законом Ленинградской области от 14.10.2008 № 105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков на территории Ленинградской области». В комиссии принимали участие глава МО «Кировск» Андрей Литвинов, глава администрации Ольга Кротова и профильные специалисты.

Детские лагеря проверят перед началом летнего сезона

Детские лагеря проверят перед началом летнего сезона

29 мая 2025

Сотрудники МЧС России ежегодно проводят комплексную проверку детских оздоровительных лагерей перед началом летнего сезона. Основная цель этих мероприятий — обеспечить безопасность детей и персонала, а также создать комфортные условия для отдыха.